СКАЖИТЕ МНЕ, ЧЕМ ЭТО ЗАКОНЧИТСЯ Куда ведет нынешняя траектория, ясно: более опасный и менее пригодный для жизни мир, определяемый постоянным риском конфронтации и кризиса, когда подготовка к конфликту имеет приоритет над решением общих проблем. Большинство политиков, по крайней мере в Вашингтоне, не стремятся к кризису между Соединенными Штатами и Китаем. Но растет понимание того, что кризис более или менее неизбежен. Его последствия будут огромными. Даже если обе стороны хотят избежать войны, кризисы по определению дают мало времени для реагирования в условиях интенсивного общественного контроля, что затрудняет поиск путей к деэскалации. Даже ограниченное применение силы или принуждения может привести к непредсказуемым реакциям в нескольких областях — военной, экономической, дипломатической, информационной. Поскольку лидеры маневрируют, чтобы продемонстрировать решимость и защитить свою репутацию внутри страны, кризис может оказаться очень трудным для сдерживания. Тайвань является наиболее вероятной горячей точкой, поскольку изменения как в Тайбэе, так и в Пекине все чаще ставят остров в центр американо-китайской напряженности. Демографические и поколенческие сдвиги на Тайване в сочетании с репрессиями Китая в Гонконге усилили сопротивление Тайваня идее контроля Пекина и сделали мирное объединение все более фантастичным. После того, как традиционно выступающая за независимость Тайваня Демократическая прогрессивная партия (DPP) выиграла президентство в 2016 году, Пекин занял жесткую позицию в отношении нового президента, Цай Инвэнь, несмотря на ее тщательные попытки избежать формальной независимости. Каналы связи через пролив закрылись, и Пекин полагался на все более принудительные меры, чтобы наказать и сдержать то, что он воспринимал как постепенные шаги к постоянному отделению Тайваня. В ответ Соединенные Штаты усилили военное патрулирование в Тайваньском проливе и вокруг него, ослабили правила взаимодействия с тайваньскими официальными лицами, расширили декларативную политику США, чтобы подчеркнуть поддержку Тайваня, и продолжали выступать за значимое участие Тайваня в международных организациях, включая Организацию Объединенных Наций. Тем не менее, многие благонамеренные усилия США по поддержке острова и сдерживанию Китая вместо этого подпитывают чувство срочности Пекина в отношении необходимости нанести выстрел по носу (прим. идиома Физическое или словесное нападение , предназначенное для предупреждения и относится к предупредительному выстрелу из пушки корабля.), чтобы сдержать неуклонно растущие американо-тайваньские связи. Даже при официальной политике США в отношении “стратегической неопределенности” относительно того, будут ли Соединенные Штаты вмешиваться в случае нападения на Тайвань, китайские военные планировщики ожидают участия США. Действительно, ожидаемая сложность захвата Тайваня при одновременном сдерживании Соединенных Штатов долгое время поддерживала сдерживание через Тайваньский пролив. Но многие действия США, направленные на укрепление способности острова противостоять принуждению, были скорее символическими, чем существенными, и больше провоцировали, чем сдерживали Пекин. Например, усилия администрации Трампа по изменению норм вокруг взаимодействия США с Тайванем - в августе 2020 года министр здравоохранения и социальных служб Алекс Азар стал самым высокопоставленным членом кабинета министров, посетившим Тайвань с момента полной нормализации американо—китайских отношений в 1979 году, -и это побудило Китай направить боевые самолеты через центральную линию Тайваньского пролива, игнорируя неофициальное ограждение, которое долгое время служило для обеспечения безопасных операций на водном пути. Вторжения в опознавательную зону ПВО Тайваня (ПВО) стали частым способом для Пекина выразить недовольство растущей поддержкой США. В октябре 2021 года китайские вторжения в ПВО Тайваня достигли нового максимума — 93 самолета за три дня — в ответ на военные учения под руководством США.. Этот цикл "действие-реакция", движимый взаимоусиливающими событиями в Пекине, Тайбэе и Вашингтоне, ускоряет ухудшение мира и стабильности по ту сторону Тайваньского пролива. В последние месяцы китайская официальная риторика становится все более угрожающей, используя фразы, которые исторически сигнализировали о намерении Китая к эскалации. “Тот, кто играет с огнем, обожжется”, - неоднократно говорил Си президенту США Джо Байдену. В мае, после того, как Байден подразумевал безусловное обязательство защищать Тайвань, а не просто выражать давнюю позицию США. В ответ на обязательства предоставить острову военные средства для самообороны и сохранить способность США противостоять любому применению силы, Министерство иностранных дел Китая подчеркнуло, что Пекин “предпримет решительные действия для защиты своего суверенитета и интересов безопасности”. Хотя Пекин по-прежнему предпочитает мирное объединение, он приходит к выводу, что могут потребоваться принудительные меры, чтобы остановить движение к окончательному отделению Тайваня и заставить предпринять шаги к объединению, особенно учитывая китайское восприятие того, что поддержка Тайваня Вашингтоном является средством сдерживания Китая. Даже если уверенность в военной и экономической траектории Китая заставляет Пекин полагать, что “время и импульс” остаются на его стороне, политические тенденции на Тайване и в Соединенных Штатах заставляют чиновников все более пессимистично относиться к перспективам мирного объединения. Пекин не установил график захвата Тайваня и, похоже, не ищет повода для этого. Тем не менее, как показал политолог Тейлор Фравел, Китай применил силу, когда посчитал, что его претензии на суверенитет оспариваются. Громкие символические жесты поддержки Тайваня со стороны США, особенно вероятно, будут истолкованы как оскорбление, на которое необходимо ответить. (На момент написания этой статьи визит Нэнси Пелоси на Тайвань, первая поездка спикера палаты представителей США с 1997 года, вызвал китайские предупреждения о том, что “китайские военные никогда не будут сидеть сложа руки”, за которыми последовали беспрецедентно угрожающие военные учения и ракетные испытания вокруг Тайваня.) Поскольку и Соединенные Штаты, и Тайвань готовятся к президентским выборам в 2024 году, партийная политика может побудить к более активным усилиям по расширению политического статуса Тайваня и независимости де-юре. Далеко не ясно, будет ли преемник Цай на посту президента столь же стойким, каким является она, сопротивляясь давлению со стороны ярых сторонников независимости. Даже при Цай были тревожные признаки того, что лидеры ДПП недовольны статус-кво, несмотря на его популярность среди избирателей. Лидеры DPP убедили Вашингтон воздержаться от заявлений о том, что Соединенные Штаты не поддерживают независимость Тайваня. В марте представительство Тайбэя в Вашингтоне дало бывшему госсекретарю Майку Помпео солидный гонорар за посещение Тайваня, где он призвал Соединенные Штаты предложить острову “дипломатическое признание в качестве свободной и суверенной страны”. Риск смертельного столкновения в воздухе или на море также возрастает за пределами Тайваньского пролива. Поскольку китайские и американские военные действуют в непосредственной близости в Восточно- и Южно-Китайском морях, оба намерены продемонстрировать свою готовность к бою, пилоты и операторы используют опасную тактику, которая повышает риск непреднамеренного столкновения. В 2001 году китайский истребитель столкнулся с американским самолетом-разведчиком над Южно-Китайским морем, в результате чего погиб китайский пилот и был задержан американский экипаж на 11 дней. После первоначальной помпезности китайцы работали над тем, чтобы предотвратить полномасштабный кризис, даже подавляя проявления антиамериканизма на улицах. Гораздо труднее представить такое решение сегодня: желание продемонстрировать решимость и избежать проявления слабости чрезвычайно затруднило бы разрядку противостояния. ЦЕНТР НЕ МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ Даже если обе стороны смогут избежать кризиса, продолжение нынешнего курса усилит геополитические разногласия, препятствуя сотрудничеству по глобальным проблемам. Соединенные Штаты все больше внимания уделяют сплочению стран по всему миру для противостояния Китаю. Но в той степени, в какой формируется коалиция для противодействия Китаю, особенно с учетом идеологических рамок, принятых администрациями Трампа и Байдена, эта коалиция вряд ли будет включать в себя круг партнеров, которые могли бы встать на защиту универсальных законов и институтов. “Азиатские страны не хотят, чтобы их заставляли выбирать между ними”, - написал премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун о Китае и Соединенных Штатах на этих страницах в 2020 году. “И если кто-то из них попытается навязать такой выбор — если Вашингтон попытается сдержать подъем Китая или Пекин попытается создать исключительную сферу влияния в Азии — они начнут курс на конфронтацию, которая продлится десятилетия и поставит под угрозу долгожданный азиатский век”. Нынешний подход к конкуренции также, вероятно, укрепит отношения между Китаем и Россией. Администрации Байдена удалось сдержать китайскую военную помощь России на Украине, и Китай в основном выполнил санкции, продемонстрировав, что на самом деле существуют ограничения для партнерства Пекина и Москвы “без ограничений”. Но до тех пор, пока два правительства разделяют убеждение, что они не могут быть в безопасности в системе, возглавляемой США, они будут продолжать углублять свое сотрудничество. За месяцы, прошедшие с вторжения на Украину, они провели совместное военное патрулирование в Тихом океане и работали над разработкой альтернатив финансовой системе, контролируемой США.