Обсуждение космических программ
9,336,349 41,740
 

  osankin ( Слушатель )
15 ноя 2023 09:42:30

Испытатель привел "Энергию-Бурана" как пример организации программы

новая дискуссия Новость  736

Испытатель привел "Энергию-Бурана" как пример организации программы




МОСКВА, 15 ноя – РИА Новости. Программа создания космолета "Буран", совершившего единственный полет 35 лет назад, должна стать примером по уровню организации для подобных масштабных проектов в современной России; затрачено на программу многоразовой космической системы было вовсе не колоссальное количество средств по меркам советской экономики, рассказал РИА Новости ветеран Космических войск, член-корреспондент Российской академии космонавтики, заслуженный испытатель космической техники полковник в отставке Сергей Сорокин.
Первый и единственный полет советского орбитального корабля "Буран", созданного в ответ на американскую программу Space Shuttle, состоялся 15 ноября 1988 года. Он на ракете сверхтяжелого класса "Энергия" без экипажа стартовал с космодрома Байконур, совершил два витка вокруг Земли и в автоматическом режиме с высокой точностью приземлился на специально построенном для этого аэродроме Юбилейный.

В микроскоп не видно

"Был такой министр в министерстве общего машиностроения Олег Дмитриевич Бакланов. Он назвал цифру 14,1 миллиарда рублей. Это на всю программу. А теперь посчитайте, если программа началась с выхода постановления в 1976 году, эти деньги были потрачены за 12 лет. В сравнении с валовым внутренним продуктом, который был в Советском Союзе тогда, в микроскоп не видно эти затраты", - сказал Сорокин.
В то же время, по его словам, над созданием "Бурана", ракеты "Энергия" и всей необходимой инфраструктуры работали примерно 2,5 миллиона человек из более чем 1,3 тысячи предприятий и организаций, 86 министерств и ведомств СССР.
За это время в стране появились около 2,5 тысяч различных технологий, были разработаны новые материалы, специально для перевозки космоплана был построен самый крупный в мире самолет – Ан-225, напомнил Сорокин. Посадку космического корабля в автоматическом режиме тогда удалось реализовать впервые, а США смогли повторить ее только на уже современном орбитальном самолете Х-37, подчеркнул он.
Именно на ракете "Энергия" появились зачатки многоразовости. Двигатели боковых блоков РД-170 (прародители знаменитых современных РД-180 и РД-181) были сертифицированы для десятикратного использования.
Испытатель космической техники отметил, что для "Энергии" в Советском Союзе была отработана технология производства и эксплуатации жидкого водорода в больших количествах – в блок Ц ракеты заправляли 100 тонн этого взрывоопасного ракетного горючего.

Образец для подражания

"Сама программа была уникальной, поскольку такое количество предприятий разношерстных было привлечено к выполнению работ. И все они работали в едином ключе. То есть организационно-технические мероприятия были сделаны просто великолепно. Были трудности, безусловно, но они преодолевались… А вот когда говорят, что там триллионы были потрачены… Наоборот, надо смотреть на это как на образец выполнения колоссальных программ. А теперь оглянитесь, допустим, на Восточный. Сколько лет там строительство идет? Больше десяти уже", - обратил внимание Сорокин.
По его словам, организация такого сложного процесса сегодня никем не повторена.
Ветеран Космических войск выделил работу военных строителей, которые возводили стартовые сооружения и всю инфраструктуру для подготовки ракет и космолетов к пуску. Впервые построен универсальный стенд-старт, который можно было использовать как для проведения достартовых испытаний, так и для запуска беспилотных носителей.
На модернизированном после лунной программы Н-1-Л3 стартовом комплексе предполагалось, что в случае аварийной ситуации космонавты просто выйдут из кабины и по специальной трубе-склизу, "как на санках" переместятся на безопасное расстояние, напомнил Сорокин.
Кроме того, военными строителями была разработана специальная программа, распределявшая 800-850 вагонов, ежедневно приходивших на космодром, по тем объектам, где проводились работы.
Испытатель космической техники указал и на то, что полет "Бурана" подтвердил правильность идеи разнести системы управления ракеты и корабля. Причем система на корабле оказалась настолько умной, что приняла решение заходить на посадочную полосу с другой стороны, когда в нее были введены данные о состоянии погоды на посадочном комплексе орбитального корабля.

Разбросаны по миру

Полет в ноябре 1988 года стал единственным для "Бурана" и уже вторым (и последним) для ракеты "Энергия". В мае 1987 года она вывела на орбиту динамический макет боевого лазера "Скиф", также известный, как аппарат "Полюс". Ракета отработала успешно, однако сам аппарат после отделения из-за ошибки в электрической схеме развернулся на нерасчетный угол. В результате "Скиф" вместо того, чтобы с помощью собственного двигателя выйти на заданную орбиту, затормозил, сошел с орбиты и упал в Тихий океан.
Официально программа "Энергия-Буран" не закрыта. Это подтвердила в 2020 году экс-руководитель НПО "Молния" Ольга Соколова. По ее словам, на предприятии документов по закрытию проекта нет. Как объяснил тогда РИА Новости историк космонавтики Вадим Лукашевич, дело в том, что на сворачивание программы нужны были средства, которых тогда просто не было. Кроме того, раз программа была инициирована постановлением Совета министров ЦК КПСС, то и закрыть его могло только распоряжение такого же уровня, напомнил Сорокин.
Единственный "Буран", который совершил полет, был разрушен в 2002 году после обвала крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Второй летный образец находится там же в монтажно-заправочном корпусе.
Третий собранный корабль стоял в подмосковном Жуковском, но в 2022 году был куплен Вадимом Задорожным и перевезен в его музей техники на территории кинокомплекса "Военфильм-Медынь". Четвертый долгое время не был достроен, но впоследствии его укомплектовали и поставили в Парке Горького, а несколько лет назад переместили на ВДНХ.
Кроме того, были построены около десятка макетов для различных испытаний. Два из них на Байконуре – один в музее, а другой в монтажно-заправочном комплексе вместе с вторым летным кораблем.
Самолет-аналог ("Буран" с авиационными двигателями, на котором отрабатывалась автоматическая посадка) находится в техническом музее в германском Шпайере. Также были созданы несколько стендов для испытания различных систем корабля. Из них больше всего на полноценный корабль похож электрический стенд, который сейчас находится в парке Сириус в Сочи.
Отредактировано: osankin - 15 ноя 2023 10:13:50
  • +0.16 / 18
  • АУ
ОТВЕТЫ (7)
 
 
  caSmith ( Слушатель )
15 ноя 2023 16:13:56

Цифры бредовые и не выдерживают проверки элементарными арифметическими подсчётами.
За время выполнения программы Энергия-Буран в среднем люди получали за участие в ней по 40 рублей в месяц?
  • +0.05 / 6
  • АУ
 
 
  Д. Петров ( Слушатель )
15 ноя 2023 17:12:19

Зачем считать элементарно. Кто-то принимал участие на начальном этапе год-два. Кто-то все 12 лет но процентов 10 от своего рабочего времени. У нас в НПО"Молния" с 1976 по 1985 численность сотрудников выросла раза в три. Основной рост был с 1981 года. С 1985го некоторые подразделения уже переключились на другую тематику. То же "Южмаш" какой процент времени тратили на боковушки к "Энергии", какой на "Зенит", какой на боевую тематику?
  • +0.16 / 8
  • АУ
 
 
 
  edl ( Слушатель )
16 ноя 2023 22:28:29

И моя маманя, работая ведущим инженером в ЦНИИ МВ в Королёве (это про материаловедение) тоже руку приложила к Бурану. Но, помимо этого, они там много чем занимались. Город Королёв не стоял на ушах по поводу этого проекта. Тогда это была рутина.
  • +0.15 / 10
  • АУ
 
 
  mse ( Слушатель )
15 ноя 2023 17:50:49

Эти люди "принимали участие" . Например, какой отдел какого НИИ, на пару лет в каком НИР. Или завод пилил железку по заказу, или ещо чота в том-жэ духе. А в результате, 2,5млн, 12 лет, не вынимая.
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
15 ноя 2023 21:03:30

В СССР в производственном контуре распределение было натуральным, а не товарно-денежным. Поэтому всё цифры "в рублях" - априори бессмысленны
  • +0.29 / 23
  • АУ
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
15 ноя 2023 22:04:56

Деньги в СССР - это мера труда, упрощённо - зарплата. Указанная сумма недостаточна на указанное количество труда. Либо трудилось меньше народа, либо денег было больше, в обоих случаях раза так в три - четыре. Куда качнуть выбирайте самостоятельно.
  • -0.07 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
16 ноя 2023 22:24:22

Нет. Деньги в производственном секторе СССР до открытия шлюзов между безналом и налом при Горбачеве - чисто статистический показатель.
Зарплата могла по разным статьям придти.
  • +0.16 / 15
  • АУ