Обсуждение космических программ

8,852,255 39,744
 

Фильтр
caSmith
 
Слушатель
Карма: -35.28
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,232
Читатели: 0
Цитата: osankin от 15.11.2023 09:42:30Испытатель привел "Энергию-Бурана" как пример организации программы

..."Был такой министр в министерстве общего машиностроения Олег Дмитриевич Бакланов. Он назвал цифру 14,1 миллиарда рублей. Это на всю программу. А теперь посчитайте, если программа началась с выхода постановления в 1976 году, эти деньги были потрачены за 12 лет. В сравнении с валовым внутренним продуктом, который был в Советском Союзе тогда, в микроскоп не видно эти затраты", - сказал Сорокин.
В то же время, по его словам, над созданием "Бурана", ракеты "Энергия" и всей необходимой инфраструктуры работали примерно 2,5 миллиона человек  ...

Цифры бредовые и не выдерживают проверки элементарными арифметическими подсчётами.
За время выполнения программы Энергия-Буран в среднем люди получали за участие в ней по 40 рублей в месяц?
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • +0.05 / 6
  • АУ
Д. Петров
 
russia
Москва-Дагомыс
66 лет
Слушатель
Карма: +4.29
Регистрация: 30.11.2021
Сообщений: 370
Читатели: 0
Цитата: caSmith от 15.11.2023 16:13:56Цифры бредовые и не выдерживают проверки элементарными арифметическими подсчётами.
За время выполнения программы Энергия-Буран в среднем люди получали за участие в ней по 40 рублей в месяц?

Зачем считать элементарно. Кто-то принимал участие на начальном этапе год-два. Кто-то все 12 лет но процентов 10 от своего рабочего времени. У нас в НПО"Молния" с 1976 по 1985 численность сотрудников выросла раза в три. Основной рост был с 1981 года. С 1985го некоторые подразделения уже переключились на другую тематику. То же "Южмаш" какой процент времени тратили на боковушки к "Энергии", какой на "Зенит", какой на боевую тематику?
  • +0.16 / 8
  • АУ
GeorgV
 
canada
Слушатель
Карма: +36.51
Регистрация: 14.05.2010
Сообщений: 17,044
Читатели: 7
"Спираль"
Новость   1.555 0
Дисциплина важна, чтобы добиться успеха, но одной дисциплины недостаточно. Нужна внутренняя мотивация для достижения цели. И конечно, трудолюбие. Это талант заставить себя работать и уметь это делать продуктивно. (ВВП)
  • +0.14 / 12
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -35.28
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,232
Читатели: 0
Цитата: rat1111 от 15.11.2023 21:03:30В СССР в производственном контуре распределение было натуральным, а не товарно-денежным. Поэтому всё цифры "в рублях" - априори бессмысленны

Деньги в СССР - это мера труда, упрощённо - зарплата. Указанная сумма недостаточна на указанное количество труда. Либо трудилось меньше народа, либо денег было больше, в обоих случаях раза так в три - четыре. Куда качнуть выбирайте самостоятельно.
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • -0.07 / 7
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
16 ноября 1965 г. 58 лет назад в СССР запущен беспилотный космический корабль «Венера-3», который успешно приземлился на Венере






16 ноября 1965 года с космодрома «Байконур» в 7 часов 19 минут московского времени был запущен беспилотный космический корабль «Венера-3» — автоматическая межпланетная станция, предназначенная для исследования планеты Венера.
Станция «Венера-3» состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата, который представлял собой сферу диаметром 0,9 метра и весил 960 кг. В спускаемом аппарате был помещён металлический глобус Земли, внутри которого находился вымпел с изображением герба Советского Союза, а также были установлены научные приборы.
26 декабря 1965 года была проведена коррекция траектории полёта станции «Венера-3», находящейся в это время на расстоянии около 13 миллионов километров от Земли. За время полета с ней было проведено 63 сеанса связи.

Автоматическая межпланетная станция "Венера-3"

Советская автоматическая межпланетная станция (АМС) "Венера-3" принадлежит к серии космических аппаратов 3МВ, предназначавшихся для исследования соседних с Землей планет Солнечной системы – Марса и Венеры.
Это первый в истории освоения космоса аппарат, достигший другой планеты.
Венера – вторая по расстоянию от Солнца и ближайшая к Земле планета Солнечной системы. Ее исследования космическими аппаратами в Советском Союзе началось с запуска в 1961 году автоматической станции "Венера-1", которая прошла на расстоянии около 100 тысяч километров от планеты и вышла на орбиту спутника Солнца. После этого в советской программе исследования Венеры было несколько неудачных пусков.
Новым этапом исследования планеты стали запуски автоматических межпланетных станций "Венера-2" и "Венера-3", осуществленные 12 и 16 ноября 1965 года. Разработкой и изготовлением АМС занималось Опытно-конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1) основоположника советской практической космонавтики Сергея Королева (ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева).
По сравнению с "Венерой-1" станции "Венера-2" и "Венера-3" были существенно модернизированы. Они имели в полтора раза большую массу – 963 и 960 килограммов соответственно, что позволило установить на борту больше научной аппаратуры, а на "Венере-3" и спускаемую капсулу.
В задачу станции "Венера-2" входило исследование межпланетного космического пространства и окрестностей Венеры, фотографирование планеты с пролетной траектории.
27 февраля 1966 года станция пролетела на расстоянии 24 тысяч километров от планеты и перешла на гелиоцентрическую орбиту. "Венера-2" не передала никаких данных о планете, 4 марта было объявлено, что она потеряна.
"Венера-3" несла на себе спускаемый аппарат, который должен был, войдя в атмосферу планеты, передать данные о ее составе, давлении, температуре.
Орбитальный отсек "Венеры-3" был оборудован детектором атомарного водорода в линии Лайман-альфа, трехосным феррозондовый магнитометром, детекторами заряженных частиц, газоразрядным и твердотельный детекторами космических лучей, детекторами солнечной плазмы в дециметровом радиодиапазоне.
Спускаемый аппарат станции имел вид шара диаметром 900 миллиметров и был оснащен теплозащитным покрытием и парашютом. Его тщательно стерилизовали, чтобы предотвратить биологическое загрязнение Венеры. Внутри находились радиосистема, научная аппаратура, источники питания и вымпелы с изображением герба СССР.
Спускаемый аппарат АМС оснастили датчиками температуры, давления и плотности, приборами для определения состава атмосферы, кислотности и электропроводности, гамма-лучевым детектором для определения состава грунта, детектором космических лучей, фотометром для измерений собственного свечения атмосферы и устройством для определения наклона аппарата по измерению уровня ртути. Фотометр был включен в список приборов, поскольку "Венера-3" должна была совершить посадку на ночной стороне планеты.
Спускаемый аппарат АМС "Венера-3" был идентичен находившемуся на "Зонде-1" (эта миссия потерпела неудачу в 1964 году) и был рассчитан на температуру в 77°С и давление в пять бар).
Однако уже к моменту запуска "Венеры-3" имелись веские основания полагать, что поверхность Венеры горячая и ее температура может достигать 400°С и более.
Атмосферное давление на поверхности оставалось неопределенным (позже выяснилось, что оно в 95 раз превышает давление у поверхности Земли), но поскольку переделывать аппарат для запусков в открывающемся окне 1965 года было уже поздно, "Венеру-3" отправили в полет, понимая, что зонд может передать только данные об атмосфере и не выживет на поверхности.
"Венера-3" успешно покинула околоземную орбиту, 26 декабря 1965 года была проведена коррекция маршрута и станция вышла на траекторию столкновения с планетой на расстоянии 800 километров от ее центра. В это время "Венера-3" находилась на расстоянии около 13 миллионов километров от Земли.
В ходе полета с АМС было проведено 63 сеанса связи, были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве. В частности, в период с 16 ноября 1965 года по 7 января 1966 года были получены данные об энергетических спектрах потоков ионов солнечного ветра за пределами магнитосферы Земли. Большой объем траекторных измерений представлял ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов.
Однако 16 февраля 1966 года, незадолго до встречи с Венерой, контакт со станцией был утерян. Космический аппарат автоматически мог отделить спускаемый аппарат, который инертно ударился о поверхность планеты в 6 часов 56 минут по Гринвичу 1 марта 1966 года, всего на четыре минуты раньше, чем планировалось. Он оказался на ночной стороне Венеры. Данных о Венере станция на Землю не передала.
Проведенный послеполетный анализ причин потери "Венеры-2" и "Венеры-3" выявил проблемы в системе терморегулирования в обеих космических станциях, которые привели к перегреву и выходу из строя системы связи.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Отредактировано: osankin - 16 ноя 2023 07:07:26
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.10 / 5
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
"Буран": прерванный полет. Когда вернется на орбиту русский шаттл

15.11.2023 / 00:01



Сегодня 35 лет, как космический корабль "Буран" совершил свой первый полет. Впервые в мире советский шаттл приземлился на ВПП в автоматическом режиме. Это стало сенсацией. Американские челноки садились только в ручном. Почему триумфальный старт оказался единственным? И вернется ли на орбиту русский шаттл? Об этом "РГ" беседует с ведущим конструктором многоразового ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран" Владимиром Бугровым.

Владимир Евграфович, 205 минут полета, два витка вокруг Земли и свыше 600 разработанных новейших технологий… "Буран" остается самым сложным из когда-либо созданных космических комплексов? Или Илон Маск тут уже переплюнул?
Владимир Бугров: Маск достиг многого. Но без преувеличения: мировая ракетно-космическая техника пока не знает ничего похожего по масштабу и сложности "Бурана".
Скажите, а кому впервые пришла в голову идея объединить самолет и ракету?
Владимир Бугров: Цандеру и Королеву. Мечтая о межпланетных полетах, они видели космический корабль крылатым. То есть использующим не только ракетный двигатель, но и подъемную силу крыла. Сергей Королев уже в 1933 году в ГИРДе установил ракетный двигатель на планер. Создал первый пилотируемый ракетоплан.
Почему тогда первые шаттлы появились у американцев, а не у нас?
Владимир Бугров: Такая задача не ставилась. В феврале 1953 года Королева назначили главным конструктором не только межконтинентальных баллистических, но и крылатых ракет. Всего за год он провел проектную разработку, привлек кооперацию, начал изготовление и подготовку к испытаниям.
И потом всю техническую документацию передал Лавочкину?
Владимир Бугров: Передал. Сергей Павлович оценил сложность работы сразу по двум направлениям. Думаю, для него это было непростое решение. Но он был человек дела, а не амбиций. В ОКБ-301 Лавочкина первую крылатую ракету назвали "Буря". Она стала выдающимся достижением и превосходила американскую "Навахо". Прорабатывались варианты с пилотируемой и возвращаемой второй ступенью. Я прошел ее от осевой на кульмане и до ее закрытия. Так что мы в начале 60-х могли иметь прототип "Бурана". Однако Королев доказал сам себе: ракета Р-7 ("семерка") как оружие эффективнее "Бури". И работы по "Буре" прекратили.
205 минут полета, два витка вокруг Земли и свыше 600 разработанных новейших технологий
И все-таки позже "Бураном" пришлось заняться чисто по политическим соображениям?
Владимир Бугров: Да. "Буран", как и заокеанские шаттлы, был предназначен не для того, чтобы выводить, а для того, чтобы спускать с орбиты грузы. Американцы, затевая "звездные войны", собирались возвращать для профилактики военные спутники. Но их ресурс со временем увеличился, и возвращать на Землю устаревший за десять лет аппарат оказалось глупостью. В то время именно неизвестность будущих задач американского шаттла обусловила решение наших стратегов обеспечить аналогичные возможности для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника.
Многие упрекали конструкторов: наш шаттл очень похож на американский?
Владимир Бугров: Внешне похож, как похожи все самолеты. Но в основе отличался принципиально. И схемой, и техническими решениями. А главное: у нас полноценная 100-тонная ракета могла выводить корабль или любые грузы.
Помните день старта?
Владимир Бугров: До мелочей. За 30 минут до запуска штормовое предупреждение: надвигался циклон с дождем и шквалистым ветром до 19 м/с. Главные конструкторы Губанов, Семенов и Лозино-Лозинский под свою ответственность приняли решение: пускать. МРКК "Энергия-Буран" стартовал точно по графику. На 482-й секунде полета корабль отделился и сформировал рабочую орбиту. Когда программа полета была выполнена, над Тихим океаном включился маршевый двигатель для выдачи тормозного импульса. "Буран" вошел в атмосферу со скоростью, в десять раз превышающей скорость звука.
Писали, что точность приземления "Бурана" сразила всех наповал?
Владимир Бугров: Не писали другое. При выходе в контрольную точку с высоты 20 км "Буран" вдруг сделал неожиданный разворот. Все в шоке: разобьется?! Но оказывается, автоматика выбрала самую оптимальную траекторию. Отклонение от осевой линии - всего 3 метра.
Так почему тот полет стал единственным?
Владимир Бугров: Чтобы сделать систему "Энергия-Буран" хоть сколько-нибудь рентабельной, надо было спускать на Землю 20 тонн грузов не меньше четырех раз в год. Больше ракет мы за год делать не умели. Но ни Академия наук, ни военные не были в состоянии придумать такой грузопоток в 80 тонн с орбиты. И замыслов таких не было.
С помощью "Бурана" мы могли бы станцию "Мир" спустить с орбиты?
Владимир Бугров: В грузовой отсек спокойно поместился бы любой модуль "Мира", затопленного в 2001 году. Но на тот момент станция успешно работала. Вопрос о завершении эксплуатации не стоял. Мне официально поручали заниматься целевым использованием "Бурана". И среди большого перечня задач я не обнаружил ни одной, которую нельзя было бы успешнее решить на одноразовом носителе
До сих пор можно слышать предложения о возвращении к проекту "Буран". Ваше мнение?
Владимир Бугров: Нет, прежний "Буран" не имеет смысла. Хотя интерес к нашему самому грандиозному и успешному космическому проекту понятен. В нем заложены фундаментальные научно-технические решения. Но я считаю уместным вспомнить о разработке альтернативы кораблю "Буран" - воздушно-космического самолета (ВКС) по проекту Павла Цыбина.
Что за проект? Я, если честно, впервые слышу.
Владимир Бугров: Не только вы. Цыбин друг Королева еще по планерам, один из его замов. До 1982 года был главным конструктором корабля "Буран". В 1985 году Павел Владимирович познакомил меня с проектом гиперзвукового самолета на многорежимном двигателе, который работает и в атмосфере, и в космосе. Взлет и возвращение с орбиты - на аэродром. Масса полезного груза - 25 тонн на орбите высотой 200 км.
Преимущества перед "Бураном"? Более оперативное использование, а также серьезное сокращение расходов за счет отказа от ракеты и полной многоразовости. Я написал тогда письмо генсеку Горбачеву с предложением рассмотреть проект Цыбина. И на одном из больших совещаний Михаил Сергеевич поддержал проект. Решение было подтверждено двумя постановлениями правительства в январе и июле 1986 года, а также техзаданием минобороны. Если бы не перестройка, судьба ВКС и "Бурана" могла сложиться по-иному.
И какая польза может быть от этого проекта сегодня?
Владимир Бугров: Решение вернуться к проекту воздушно-космического самолета было бы оправданным. Естественно, с учетом новых задач и технологических возможностей. Для начала можно было бы поручить разработку ВКС студентам. Скажем, того же МАИ. Но с грузоподъемностью не 25 тонн, как у Цыбина, а трех человек, как у "Союза", ну и еще чего-то. Эта многоразовая машина могла бы в перспективе заменить "Союз", да и грузовик "Прогресс".
И куда мог бы летать такой суперсамолет? На орбитальную станцию?
Владимир Бугров: А это уже к тому, куда и зачем вообще летать космонавтам. Для Сергея Королева, допустим, ответ был ясен: главным его замыслом, утвержденным двумя постановлениями правительства, была экспедиция на Марс. Так, в документе Совмина от 10 декабря 1959 года черным по белому было записано: "…о создании космических ракет для полета в район других планет, в первую очередь к Марсу и Венере. В дальнейшем ставится задача достижения этих планет ракетными аппаратами". И реальный фундамент, в металле, к 1974 году был создан. Мы получили огромнейший опыт. Однако Королева не стало, и программа была уничтожена.
На днях генконструктор РКК "Энергия" Владимир Соловьев сказал, выступая на научной конференции: "Хотите вы или не хотите, но на Марс-то мы обязательно полетим". Слышали?
Владимир Бугров: Лично не слышал. Читал в новостях. И очень рад, что такую точку зрения разделяет уважаемый специалист, ученый, космонавт. Кстати, у многих противников полета на Марс один аргумент: слишком дорого. Скажу так: экспедиция на Марс обойдется на несколько порядков дешевле, чем полномасштабное освоение Луны. Нужно иметь посадочный корабль, орбитальный корабль и семейство однотипных ракетных блоков для размещения в них на орбите искусственного спутника Земли 500 тонн топлива для разгона, а также маневров в полете к Марсу.
Марс - это конечная цель пилотируемой космонавтики. Полеты за пределы марсианской орбиты пока фантастика. Поэтому страна, осуществившая экспедицию на Красную планету, на все века останется величайшей космической и инженерной державой.
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.06 / 6
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
Начался уникальный "лунный" эксперимент: зачем шестерых испытателей-добровольцев на год закрыли под замок



"В добрый путь! Удачи, ребята!" - традиционные пожелания. А потом команда: "Приступить к эксперименту!". И на люк "космического корабля" навешивается пломба - все, он опечатан на… двенадцать месяцев. Целый год!
ак начался уникальный международный изоляционный эксперимент по имитации полета и высадки на Луну SIRIUS-23. Все проходит в Наземном экспериментальном комплексе Института медико-биологических проблем РАН. Тех самых знаменитых модулях-"бочках", где проходил и нашумевший эксперимент "Марс-500", и другие, когда испытатели месяцами жили в четырех стенах. На пятачке. Глаза в глаза, плечом к плечу.
Экипаж - отважная шестерка, рискнувшая уйти в годовой отрыв от Земли. Четверо женщин и двое мужчин. Такой гендерный состав подобран в эксперименте впервые. Командир - Юрий Чеботарев, старший научный сотрудник Центра подготовки космонавтов. Бортинженер - второй пилот самолета L-410 одной из российских авиакомпаний Анжелика Парфенова.
За здоровьем испытателей будет следить врач экипажа аллерголог-иммунолог Ксения Орлова. Среди трех исследователей тоже есть врач - Рустам Зарипов.
Исполнитель методики психологической поддержки - Ксения Шишенина. По профессии бортпроводник, но раньше уже участвовала в экспериментальных исследованиях с 5-суточной "сухой" иммерсией, которая создает ощущение невесомости на Земле. Еще один исследователь в экипаже - представительница Беларуси Ольга Мастицкая. Она младший научный сотрудник Института физико-органической химии Национальной академии наук Беларуси. Входила в число шести белорусских кандидатов в космонавты Роскосмоса.
Эксперимент воспроизводит все основные условия полета за пределы низкой околоземной орбиты: перелет к Луне, стыковку с орбитальной станцией, пять высадок на поверхность, дистанционное управление ровером… Классика изоляции: монотония, одни и те же лица, границы, за которые не шагнешь. Лимиты ресурсов на все и вся, включая даже воду и одежду. Будет задержка связи - до 5 минут в одну сторону. Не будет экипажей посещения. Зато чего в избытке - это стрессов. Испытателей по сценарию ждут несколько нештатных ситуаций. Какие - неизвестно. Для ученых тут важна реакция на эффект неожиданности. И, конечно, работа, работа, работа.
Все подобные испытания нацелены на оценку уровня функциональных резервов человеческого организма. Ученым важно "поймать", когда этот самый уровень начинает снижаться.
Классика изоляции: монотония, одни и те же лица, лимиты на все и вся. Чего в избытке - это стрессов
- Сейчас все заинтересованы в поиске маркеров стресса, - говорит директор ИМБП РАН академик Олег Орлов. - Для психологов, например, это отклонения в речевом взаимодействии членов экипажа. Для физиологов - какие-то тонкие вещи на уровне протеомных исследований. Например, изменение белкового состава мочи. Или, например, изучение выдыхаемого человеком воздуха: изменения, которые происходят в организме, оставляют здесь "след". Сегодня даже хеликобактер диагностируют по изменениям состава выдыхаемого воздуха. Это уже клиническая практика.
Начавшийся эксперимент - серьезнейшее испытание для любой, даже суперкоманды. Для ее здоровья, психики. Специалисты постарались укомплектовать "лунную аптечку" так, чтобы можно было оказать максимально возможную помощь в самом автономном полете. Чем чаще всего болеют космонавты на орбите? Бывают головные боли, простуда. Нередки ушибы. Был случай кожного заболевания. Со всеми этими болячками врач в экипаже спокойно справится. Есть специальные стоматологические укладки, так что даже разболится зуб - не проблема. Но если, конечно, возникнет сверхсерьезная ситуация…
Любой из экипажа вправе выйти из эксперимента, если вдруг совсем станет невмоготу. Он просто будет считаться "погибшим". Остальные продолжат полет. Как подчеркивают ученые: не техника, а именно человек - главное звено в любом космическом полете. Независимо от его сложности.

                                                                                                                   Прямая речь

Сергей Пономарев, исполнительный директор эксперимента SIRIUS-23, завлабораторией ИМБП РАН:
- Много нового и в научной, и в операционно-технической программах. Основная цель - сделать космический полет наиболее безопасным с точки зрения физиологии и психологии человека. Будет тестироваться новое оборудование, в том числе дополненная виртуальная реальность. Планируется проведение ряда фундаментальных исследований. Поставлены 3Dпринтеры. Нештатные ситуации будут обязательно. В одном из прежних экспериментов, например, моделировалось возгорание. Настолько все было реалистично, что экипаж потом долго не мог поверить в имитацию. Мы будем оценивать психологическое взаимодействие, состояние членов экипажа. Опросники тут не всегда эффективны. А вот новые технологии наряду с маркерами стресса дают возможность объективной оценки. Будут использоваться программы, которые по данным ежедневного медицинского контроля позволят прогнозировать развитие тех или иных заболеваний.
Юрий Чеботарев, командир экипажа:
- У каждого члена экипажа своя задача, за каждым закреплено более десяти экспериментов. Мне, конечно, особенно интересны связанные с робототехникой - в перспективе применения результатов в пилотируемых полетах. Они будут проводиться в рамках исследовательской программы Центра подготовки космонавтов. На мобильном автоматизированном рабочем месте будем отрабатывать программное обеспечение, виртуальные сцены. Планируем "общение" и с физическим образцом антропоморфного робота. Сценарный план по принципу "от простого к сложному". Как жена отнеслась к командировке? Поддержала. Общаться будем только по почте. Позвонить нельзя.
Компетентно

Олег Орлов, директор ИМБП РАН, академик:
- Проведение пилотируемых исследований ближайших объектов Солнечной системы (с перспективой создания внеземных орбитальных комплексов и напланетных баз) - это новый этап освоения человеком космического пространства. До сих пор экипажи летали и летают на орбите Земли. И вся система медицинского обеспечения построена на возможности возврата, если вдруг возникнет ситуация, угрожающая жизни космонавта. В свое время, например, разрабатывались варианты оказания хирургической помощи прямо на борту космической станции. В нашем музее даже экспонаты есть. Потом все это приостановили. По принципу: летаем на орбите - проще посадить.
Но межпланетные полеты имеют принципиальные отличия. И не только потому, что будут полностью автономными. Прежде всего - это радиация. Мы знаем: на этапе Луны радиационная нагрузка у космонавтов будет выше, чем на орбите Земли, хотя и в пределах профессиональной нормы в отсутствие вспышек на Солнце. Однако тут имеем дело уже с галактическим излучением. Частицы, обладающие очень высокой энергией, могут нанести тяжелый биологический вред. Более того, сталкиваясь с конструкциями кой станции, они формируют еще и вторичное излучение.
Сделать техническую защиту, конечно, можно. Но ни один корабль не выдержит вес такой защиты. Поэтому решающими становятся вопросы значимости биологических повреждений и восстановления функций. Мы в первую очередь говорим о мозге. Серьезная проблема - пребывание человека вне магнитного поля Земли. Это мало исследовано. Те научные данные, которые есть, не систематизированы, противоречивы. Поэтому необходимо лучше изучить все возможные риски длительной космической экспедиции. Ученые должны разработать надежную систему медицинского обеспечения межпланетных полетов, защиты здоровья космонавтов и астронавтов. Создать задел для обеспечения планетных баз.
В чем преимущество наземных экспериментов в управляемой изолированной среде обитания? Это возможность использования самого широкого спектра научной аппаратуры и оборудования. Это большая по сравнению с реальным полетом статистическая выборка. Будем отрабатывать вопросы системы жизнеобеспечения, управления. Чем наш научно-экспериментальный комплекс не модель для того же лунного поселения? Для отработки технологий "на послезавтра"? Ученые смотрят на шаг вперед
Отредактировано: osankin - 16 ноя 2023 07:43:08
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.00 / 3
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
Первый полёт "Энергия-Буран": триумф советской науки и техники

15 ноября 1988 года состоялся первый орбитальный полёт многоразовой космической системы “Энергия-Буран”, ставшей выдающимся достижением советской науки и техники и катализатором бурного развития технологий на стыке авиационной и ракетно-космической индустрии. Эффект, произведённый безукоризненной автоматической посадкой “Бурана”, был ошеломляющим: далеко не всегда столь сложные космические проекты увенчивались успехом с первой попытки. Однако тот первый полёт так и остался единственным – судьба сверхдорогостоящих космических систем зависит не только от развития технологий, но и от экономического и политического контекста. Авиасалон МАКС стал витриной наработок, созданных в рамках проекта “Энергия-Буран”, и участвует в сохранении исторического наследия, оставленного разработчиками уникальной многоразовой космической системы.

Противостояние в годы холодной войны распространилось и на космическое пространство: в 1972 году США объявили о начале масштабной национальной программы Space Shuttle, которую в СССР расценили как угрозу, поскольку мощность и размеры “шаттла” позволяли ему выводить в космос ядерные боеголовки. Постановление Правительства СССР о создании собственной многоразовой космической системы вышло в феврале 1976 года. Система предназначалась для противодействия расширению использования космического пространства в военных целях, решения целевых задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки, проведения исследований и экспериментов в области создания космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах, а также для выведения на орбиты и возвращения на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов. Многоразовая космическая система должна была обеспечивать выведение на орбиту высотой 200 км полезных грузов массой до 30 тонн и возвращение с орбиты грузов массой до 20 тонн. Получившая впоследствии название “Энергия-Буран”, эта система не имела аналогов по сложности и стала одной из важнейших вех в истории отечественной космонавтики.
В работе над проектом участвовало почти 100 министерств и ведомств, многоотраслевая кооперация насчитывала более 1200 предприятий и научных центров страны. Головным предприятием, ответственным за создание планера орбитального корабля и координацию всей кооперации в авиационной промышленности, стало специально созданное НПО “Молния” во главе с Глебом Евгеньевичем Лозино-Лозинским. Предшественником “Бурана” стала авиационно-космическая система “Спираль”, разработанная в ОКБ Микояна в 1960-1969 годах под руководством Г. Лозино-Лозинского, и состоявшая из воздушно-орбитального самолёта, который выводился в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью – на орбиту.
За 12 лет в рамках программы “Энергия-Буран” были созданы самый мощный в мире кислородно-керосиновый ЖРД РД-170/171; первый отечественный кислородно-водородный ЖРД РД-0120 с тягой более 100 тс; сверхтяжёлая ракета-носитель 11К25 “Энергия”; многоразовый воздушно-космический самолёт (ВКС) “Буран” и система его автоматической посадки; технология воздушной транспортировки крупногабаритных элементов космических систем на космодром, включающая постройку уникального транспортного самолёта ВМ-Т “Атлант” и самого крупного на тот момент самолёта Ан-225 “Мрия”. Были созданы тысячи новых материалов, технологий и производственных процессов, проведены десятки тысяч испытаний узлов, агрегатов и опытных изделий.
“Буран” представлял собой принципиально новый для советской космонавтики летательный аппарат, по конструкции и характеристикам превосходящий все ранее созданные в нашей стране космические корабли. Он был выполнен по самолётной схеме с крылом двойной стреловидности. В носовом отсеке располагалась кабина для экипажа из 2-4 человек и шести пассажиров. Здесь же была размещена большая часть бортового оборудования – свыше 600 установочных единиц бортовой аппаратуры, скомплексированных в более чем 50 бортовых систем и объединённых в единый управляющий комплекс. В средней части корабля располагался грузовой отсек размером 4,7 х 18,55 м с открывающимися створками, в котором располагались манипуляторы для погрузки / разгрузки. Снаружи корпус “Бурана” был покрыт специальным теплозащитным покрытием. Стартовая масса корабля составляла более 100 тонн, из которых 14 тонн – топливо. Объединённая двигательная установка “Бурана” включала в себя два двигателя орбитального маневрирования и 46 двигателей газодинамического управления.
Исторический полёт состоялся 15 ноября 1988 года. Несмотря на шквалистый ветер и плохую видимость, старт ракеты и вывод корабля на расчётную орбиту 250 км прошли в штатном режиме. Дважды облетев вокруг Земли, “Буран” приступил к снижению на скорости, почти в 30 раз превышающей скорость звука. На высоте 100 км связь с ним прервалась: из-за сильного нагрева атмосферы корабль был окружён экранирующей плазмой. 20 минут напряжённого ожидания – и “Буран” вновь вышел на связь, появившись на высоте 50 км. Дальше – гашение скорости и посадка, заставившая всех изрядно поволноваться. Вместо того, чтобы развернуться на полосу, корабль неожиданно сделал разворот на 90 градусов и ушёл в сторону. Причиной смены курса стала автоматика, которая среагировала на информацию о сильном ветре, поступившую на бортовой компьютер с наземных станций, и оперативно поменяла траекторию на более безопасную. Эффект от безукоризненной автоматической посадки был невероятным! Это была настоящая победа Г. Лозино-Лозинского и его соратников. Участники программы находились в ожидании следующего, уже пилотируемого полёта, однако – увы! – ему не суждено было сбыться. Несмотря на выдающийся результат, из-за проблем с финансированием и в угоду политической конъюнктуре в 1990 году работы по программе “Энергия-Буран” были приостановлены, а в 1993 году принято решение о закрытии проекта.
После закрытия программы “Энергия-Буран” на НПО “Молния” начались работы над её логическим продолжением – многоразовой авиационно-космической системой (МАКС), отличающейся мобильностью и низкой стоимостью выведения полезных грузов на орбиту. Небольшой крылатый корабль должен был запускаться с “самолёта-космодрома” Ан-225 “Мрия”, после чего с помощью собственных двигателей выходить на орбиту, совершать манёвры и самостоятельно возвращаться на Землю. В 1997 году проект МАКС выставляется на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском, по праву претендуя на развитие тематики многоразовых космических систем в новой России. К этому времени посетители авиасалона уже были знакомы с отдельными компонентами грандиозного советского космического проекта “Энергия-Буран”. Супертяжеловес Ан-225 “Мрия” завораживал посетителей первого МАКС-1993, впоследствии он же запомнился зрителям лётной программы МАКС-2001 и вновь демонстрировался на юбилейном МАКС-2011. На МАКС-1999 был выставлен образец “Бурана” ОК-ГЛИ для тестирования в атмосфере. В 2011 году на салоне выставлялся третий лётный экземпляр “Бурана” под названием “Байкал”, который должен был стать первым пилотируемым аппаратом по программе “Энергия-Буран”. Уникальный транспортный ВМ-Т “Атлант”, выполнивший основные полёты по доставке элементов системы “Энергия-Буран” на космодром “Байконур”, неоднократно демонстрировался в исторической экспозиции МАКС.
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.05 / 7
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
Космический аппарат «Арктика-М» № 2 доставлен на Байконур



13 ноября из международного аэропорта Шереметьево авиатранспортом на космодром Байконур доставлен космический аппарат «Арктика-М» № 2, разработанный в Научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). 
В рамках подготовки к запуску КА «Арктика-М» № 2 прошёл ряд завершающих этапов: комплексные электрические испытания разобранного и собранного изделия; термоэлектрические испытания в вакуумной камере; технологические вибрационные испытания изделия; контроль герметичности двигательной установки, контрольные раскрытия всех элементов конструкции и множество других проверок. 
На космодроме космический аппарат «Арктика-М» № 2 в монтажно-испытательном корпусе пройдет предпусковую подготовку, заправку топливом и стыковку с разгонным блоком. Выведение на орбиту космического аппарата будет осуществлено ракетой-носителем «Союз-2.1б» (РКЦ «Прогресс», входит в Госкорпорацию «Роскосмос») с разгонным блоком «Фрегат» (НПО Лавочкина). Пуск запланирован в декабре 2023 года.
 Первый аппарат высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы (ВГКС) «Арктика-М» был выведен на целевую орбиту в феврале 2021 года и в настоящее время выполняет целевые задачи в полном объеме. Российский КА «Арктика-М» № 1 стал первым в мире метеорологическим спутником, исследующим арктический регион с высокоэллиптической орбиты. Два космических аппарата «Арктика-М» в составе системы будут обеспечивать круглосуточный мониторинг поверхности и облачности Земли и морей в арктическом регионе и прилегающих территориях, а также постоянный и надёжный обмен метеорологической информацией и передачу службам спасения сигналов о местоположении терпящих бедствие судов и самолетов в рамках международной поисково-спасательной системы «КОСПАС-SARSAT». ВГКС «Арктика-М» и космические аппараты «Арктика-М» разработаны и изготавливаются в АО «НПО Лавочкина».
В мае 2023 года заключен государственный контракт на модернизацию системы «Арктика-М» в части увеличения её орбитальной группировки до четырёх космических аппаратов. Модернизированная система «Арктика-М» с 4-мя метеоспутниками обеспечит наблюдение полярной области с разных ракурсов. Это позволит детализировать сверхкраткосрочные прогнозы погоды, повысить оперативность обнаружения и мониторинга опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций, повысить точность выделения облаков над снежным и ледовым покровом и определения их характеристик.
Создание спутниковых систем на высокоэллиптических орбитах необходимо для решения задач оперативной метеорологии, гидрологии, агрометеорологии, мониторинга климата и окружающей среды в арктическом регионе, что будет способствовать динамичному социально-экономическому развитию северных регионов нашей страны.
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.18 / 11
  • АУ
DeimonAx
 
russia
Коломна
61 год
Слушатель
Карма: +0.88
Регистрация: 01.03.2022
Сообщений: 559
Читатели: 0
Цитата: osankin от 16.11.2023 07:25:39"Буран": прерванный полет. Когда вернется на орбиту русский шаттл


- Ну че, командир? Принимаем систему...А? Подписываем?
     - Я бы хотел увидеть "Инструкцию по приему системы в эксплуатацию". Разработанную и утвержденную ВАМИ ЖЕ...
     - Да ты че? О..ерел? Она состоит из ШЕСТИ томов, каждый толщиной в твой сапог! Ты че? На кой тебе это надо... Все же работает... Давай будем подписывать...А? Нет? Во дает... Странный какой-то лейтенант нам попался... Ну - на тебе "Инструкцию"... Изверг...
     - Так... Пункт первый... Подать питание на систему... Так... Включить стойки...Так... зеленые индикаторы... Ребята! А почему вы сделали индикаторы красными? А?
     - Так это... Не было зеленых... Какая разница?
     - Переделать... Я пошел... Как переделаете - позовете...
     --------------------------------------------------
     - Лейтенант! Это самое... ТОВАРИЩ ЛЕЙТЕНАНТ! Мы переделали и все устранили, все как в "Инструкции"... Давайте будем продолжать прием в эксплуатацию! Так... мы остановились на странице 98. Так... Вот она...
     - Да нет, ребята... Начнем с обложки... Так... Пункт первый... Подать питание на систему...
     - Да ты че? Издеваешься?
     - Так... Включить стойки...
     - Э... Ты... Вы это... товарищ лейтенант...
     - Так... Зеленые индикаторы... так...

     ----------------------------------------------------
     - Лейтенант! Слушай... Мы уже две недели занимаемся передачей системы.... А прошли всего два тома... Так мы все сроки сорвем... И каждый раз ты начинаешь с обложки! Ну ты это... Совсем, что ли...
     - Уважаемый! Это - ВАША система, а это - ВАША "Инструкция"... Так? Какие ко мне вопросы?
     - Ну ты это... Все уже подписали.. Даже Военная Приемка... А ты один - упертый такой... Тебе больше всех надо? А?
     - На этой системе буду работать я и мои подчиненные... А не Военная Приемка ... Поэтому все здесь должно работать КАК ЧАСЫ... Швейцарские... Понял? Пшел вон отсюда... Займись своими подчиненными, которые тут наблудили по самые Нидерланды... Сами распутать не могут…

     ----------------------------------------------------
     - Товарищ лейтенант! Тут это... Две канистры... это... спирт вообщем...
     - Спасибо, я не пью...
     - Во дает... Не сдать нам систему... Кабздец нашим премиям ... Да-а-а... Ну и упертый же баран... С-с-ука...

     ---------------------------------------------------

     515-ю систему "термостатирование отсека экипажа" сдавали в эксплуатацию 9 месяцев... Через 7 месяцев лейтенант, закрепленный за этой системой, был переведен в штаб части и назначен на должность помощника начальника штаба по режиму и начальника разведки полка. Уже тогда было ясно, что никакого "экипажа" не будет... А потому - сидеть на заведомо ненужной системе, быть наблюдателем, а не "нажимателем" - не хотелось... И предложение перейти на хитромудрую должность было принято.
     На систему 515 был назначен другой лейтенантик, который был дружком-приятелем предыдущего "изверга"...

     На проходивших через год генеральных предпусковых испытаниях готовности систем - 515-я система оказалась единственной на старте, к которой не было ни единого вопроса...

Отсюда
АУ на усмотрение администрации
  • +0.09 / 7
  • АУ
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +170.58
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,746
Читатели: 2
Получена лицензия на IFT-2. Запуск 17 ноября. 2-х часовое окно начнётся в 16 часов по Москве.
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.03 / 1
  • АУ
Luddit
 
Слушатель
Карма: +88.32
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 23,173
Читатели: 2
Марс закрылся от Земли Солнцем. 
Всё марсоползающее стоит и ждёт когда это закончится (25 ноября).
Отредактировано: Luddit - 16 ноя 2023 10:17:57
  • +0.10 / 7
  • АУ
бардак с идеями
 
russia
Красноярск
51 год
Слушатель
Карма: +12.55
Регистрация: 08.08.2012
Сообщений: 5,070
Читатели: 1
Сегодня из ворот технического комплекса космодрома Восточный выехал подвижной состав с «Ангарой-НЖ» на стартовый комплекс КРК «Амур». С помощью транспортно-установочного агрегата макет ракеты был успешно переведен в вертикальное положение и установлен на пусковой стол.

https://www.roscosmos.ru/39968/

Скрытый текст
https://t.me/roscosmos_gk/11527
Отредактировано: бардак с идеями - 16 ноя 2023 16:06:27
  • +0.34 / 19
  • АУ
Balamut
 
russia
Новосибирск
Слушатель
Карма: +1.19
Регистрация: 26.01.2015
Сообщений: 1,517
Читатели: 0
Цитата: бардак с идеями от 16.11.2023 16:04:57Сегодня из ворот технического комплекса космодрома Восточный выехал подвижной состав с «Ангарой-НЖ» на стартовый комплекс КРК «Амур». С помощью транспортно-установочного агрегата макет ракеты был успешно переведен в вертикальное положение и установлен на пусковой стол.

https://www.roscosmos.ru/39968/

Скрытый текст
https://t.me/roscosmos_gk/11527

  • +0.15 / 9
  • АУ
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +170.58
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,746
Читатели: 2
Цитата: aspb от 16.11.2023 09:27:40Получена лицензия на IFT-2. Запуск 17 ноября. 2-х часовое окно начнётся в 16 часов по Москве.

Странная возня там началась... Наверное опять запуск перенесут.
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.04 / 2
  • АУ
avb
 
russia
Нижний Тагил
Слушатель
Карма: +3.18
Регистрация: 27.02.2008
Сообщений: 633
Читатели: 0
Цитата: бардак с идеями от 16.11.2023 16:04:57Сегодня из ворот технического комплекса космодрома Восточный выехал подвижной состав с «Ангарой-НЖ» на стартовый комплекс КРК «Амур». С помощью транспортно-установочного агрегата макет ракеты был успешно переведен в вертикальное положение и установлен на пусковой стол.

А вроде бы же на Восточном вертикальную сборку и вывоз планировали?
Или путаю? Или отказались?
  • +0.00 / 0
  • АУ
edl
 
russia
Королёв
56 лет
Слушатель
Карма: +2.78
Регистрация: 19.12.2008
Сообщений: 1,580
Читатели: 1
Цитата: Д. Петров от 15.11.2023 17:12:19Зачем считать элементарно. Кто-то принимал участие на начальном этапе год-два. Кто-то все 12 лет но процентов 10 от своего рабочего времени. У нас в НПО"Молния" с 1976 по 1985 численность сотрудников выросла раза в три. Основной рост был с 1981 года. С 1985го некоторые подразделения уже переключились на другую тематику. То же "Южмаш" какой процент времени тратили на боковушки к "Энергии", какой на "Зенит", какой на боевую тематику?

И моя маманя, работая ведущим инженером в ЦНИИ МВ в Королёве (это про материаловедение) тоже руку приложила к Бурану. Но, помимо этого, они там много чем занимались. Город Королёв не стоял на ушах по поводу этого проекта. Тогда это была рутина.
  • +0.15 / 10
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5




ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА. 1970 ГОД – НАЧАЛО РАБОТЫ «ЛУНОХОДА-1»

17 ноября 1970 года с посадочной платформы автоматической межпланетной станции «Луна-17» на поверхность естественного спутника Земли в районе Моря Дождей съехал первый в мире дистанционно управляемый планетоход «Луноход-1».
Создание и запуск лунного самоходного аппарата стало важным этапом в изучении Луны. Идея создания лунохода родилась в 1965 г. в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С.П. Королева). В рамках советской лунной экспедиции луноходу отводилось немаловажное место. Два лунохода должны были детально обследовать предполагаемые районы прилунения и выполнять роль радиомаяков при посадке лунного корабля. Планировалось использовать луноход еще и для транспортировки космонавта на поверхности Луны.

Создание лунохода было поручено Машиностроительному заводу им. С.А. Лавочкина (ныне НПО им. С.А. Лавочкина) и ВНИИ-100 (ныне ОАО «ВНИИТрансмаш»).

Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина отвечал за разработку всего космического комплекса, в том числе и за создание лунохода, а ВНИИ-100 — за конструирование самоходного шасси с блоком автоматического управления движением и системой безопасности движения.

Эскизный проект лунохода был утвержден осенью 1966 г. К концу 1967 г. была готова вся конструкторская документация. «Луноход-1» представлял собой гибрид космического аппарата и транспортного средства высокой проходимости. Он состоял из двух основных частей: восьмиколесного шасси и герметичного приборного контейнера.

Каждое из 8 колес шасси было ведущим и имело электродвигатель, расположенный в ступице колеса. В приборном контейнере лунохода помимо служебных систем находилась научная аппаратура: прибор для анализа химического состава лунного грунта, прибор для исследования механических свойств грунта, радиометрическое оборудование, рентгеновский телескоп и лазерный уголковый отражатель французского производства для точечного измерения расстояний. Контейнер имел форму усеченного конуса, причем верхнее основание конуса, служащее радиатором-охладителем для сброса тепла, имело больший диаметр, чем нижнее. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой.

Внутренняя поверхность крышки была покрыта фотоэлементами солнечной батареи, что обеспечивало подзаряд аккумуляторной батареи в течение лунного дня. В рабочем положении панель солнечной батареи могла располагаться под разными углами в пределах 0-180 градусов, чтобы оптимально использовать энергию Солнца при различных его высотах над лунным горизонтом. Солнечная батарея и работающие с ней в комплексе химические аккумуляторы использовались для питания электроэнергией многочисленных агрегатов и, научных приборов лунохода.

Общая масса лунохода составляла 756 кг, его длина с открытой крышкой солнечной батареи 4,42 м, ширина 2,15 м, высота 1,92 м. Он был рассчитан на 3 месяца работы на поверхности Луны.

10 ноября 1970 года с космодрома БАЙКОНУР стартовала трехступенчатая ракета-носитель «Протон-К», которая вывела автоматическую станцию «Луна-17» с автоматическим самоходным аппаратом «Луноход-1» на промежуточную круговую околоземную орбиту.

Совершив неполный виток вокруг Земли, разгонный блок вывел станцию на траекторию перелета к Луне. 12 и 14 ноября были проведены плановые коррекции траектории перелета. 15 ноября станция вышла на орбиту Луны. 16 ноября была проведена коррекция траектории полета. А 17 ноября в 6 часов 46 минут 50 секунд московского времени станция «Луна-17» благополучно совершила посадку в Море Дождей на Луне. После анализа окружающей обстановки была выдана команда, и 17 ноября в 9 часов 28 минут самоходный аппарат «Луноход-1», съехал на лунный грунт.

Луноход управлялся дистанционно с Земли из Центра дальней космической связи. Для его управления был подготовлен специальный экипаж, в состав которого входили командир, водитель, штурман, оператор и бортинженер. Для экипажа были отобраны военные, не имеющие никакого опыта управления транспортными средствами, чтобы земной опыт не оказывал своего влияния при работе с луноходом.

Отобранные офицеры прошли медкомиссию почти такую же, как космонавты, теоретическое обучение и практические тренировки на специальном лунодроме в Крыму, который был идентичен лунному рельефу с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины.

Экипаж лунохода, получая на Земле лунные телевизионные изображения и телеметрическую информацию, с помощью специализированного пульта управления обеспечивал выдачу команд на луноход. Дистанционное управление движением лунохода имело специфические особенности, которые были связаны с отсутствием восприятия оператором процесса движения, задержками в приеме и передаче команд телевизионного изображения и телеметрической информации, а также зависимостью характеристик подвижности самоходного шасси от рельефа и свойств грунта. Это обязывало с некоторым опережением предвидеть возможное направление движения и препятствия на пути лунохода.

Весь первый лунный день экипаж лунохода приноравливался к необычным телеизображениям: картинка с Луны была очень контрастной, без полутеней.

Аппаратом управляли по очереди, через каждые два часа экипажи менялись. Изначально планировались более длительные сеансы, однако практика показала, что через два часа работы экипаж сильно уставал.

В течение первого лунного дня проводилось изучение района посадки станции «Луна-17». Одновременно проходили испытания систем лунохода и приобретение опыта вождения экипажем.

Три первых месяца помимо изучения лунной поверхности «Луноход-1» выполнял еще и прикладную программу: в рамках подготовки к готовящемуся пилотируемому полёту он отрабатывал поиск района посадки лунной кабины.

20 февраля 1971 года, по окончании четвертого лунного дня, была выполнена первоначальная трехмесячная программа работ лунохода. Анализ состояния и работы бортовых систем показал возможность продолжения активного функционирования автоматического аппарата на лунной поверхности. С этой целью была составлена дополнительная программа работы лунохода.

Успешное функционирование космического аппарата продолжалось 10,5 месяцев. За это время «Луноход-1» проехал 10 540 м, передал на Землю 200 телефотометрических панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения.

«Луноходом-1» регулярно проводились измерения физико-механических свойств лунного грунта, а также химический анализ поверхностного слоя лунного грунта. Он измерял магнитное поле различных участков лунной поверхности. Лазерная локация с Земли установленного на луноходе французского отражателя позволила измерить расстояние от Земли до Луны с точностью до 3 м.

15 сентября 1971 года, при наступлении одиннадцатой лунной ночи, температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла в системе ночного подогрева. 30 сентября в месте стоянки лунохода наступил 12 лунный день, но аппарат так на связь и не вышел. Все попытки войти с ним в контакт были прекращены 4 октября 1971 года.

Общее время активного функционирования лунохода (301 сутки 6 часов 57 минут) более чем в 3 раза превысило заданное по техническому заданию.


Первый лунный самоходный аппарат "Луноход-1". Справка

История советских «Луноходов»

Советский «Луноход-2» (миссия «Луна-21»). 1 — прямоугольная антенна; 2 и 8 — телекамеры; 3 — фотоприемник; 4 — панель солнечной батареи; 5 — магнитометр; 6 — угловой отражатель; 7 — астрофотометр; 9 — аппарат «Рифма»; 10 — телефотометр; 11 — прибор для измерения расстояний. Январь 1973 года


«Луноход-3». Музей НПО имени Лавочкина. Город Химки, Московская область

Цитата...
Судьба «Луноходов» — от нулевого до третьего

«Луноход-0» погиб 19 февраля 1969 года из-за разрушения носового обтекателя ракеты-носителя, еще при старте с Земли.
«Луноход-1» стартовал 10 ноября 1970 года и 17 ноября был доставлен автоматической станцией «Луна-17» в северо-западную часть равнины Моря Дождей. Он прошел в общей сложности 9,9 км. Завершилась его миссия 14 сентября 1971 года, когда термоизотопный генератор выработал ресурс. Системы аппарата просто замерзли лунной ночью.
«Луноход-2» отправился в космос 8 января 1973 года. Через неделю, 15 января, автоматическая станция «Луна-21» доставила его в кратер Лемонье в Море Ясности. Его пробег составил 39,1 км. Завершилась работа этого аппарата преждевременно, 10 мая 1973 года. Как рассказывал один из его операторов, Александр Василевский, 20 апреля 1973 года «Луноход-2» вышел на маршрут с незакрытой панелью солнечной батареи. Экипаж предлагал ее закрыть, но группа управления предложение отклонила. В итоге «Луноход-2» зацепил крышкой склон кратера и на поверхность солнечной панели попал грунт. Зарядка сразу ухудшилась, но критическую роль сыграло другое. Когда крышку закрыли и панель сложилась, грунт попал на радиатор. Эффективность охлаждения снизилась, что и привело к фатальному перегреву аппарата 10 мая.
Памятником лунной программе СССР стал «Луноход-3», который можно увидеть своими глазами. Его планировали отправить в 1977 году, но проект свернули. Американцы со своими «Аполлонами» так сильно опережали нас, что руководство страны решило бессмысленным продолжать лунную гонку. В итоге аппарат хранится в музее НПО им. Лавочкина. Попасть туда можно только по предварительной заявке, но коллекция подлинных космических аппаратов стоит этих хлопот.
Отредактировано: osankin - 17 ноя 2023 07:46:42
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.14 / 9
  • АУ
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +170.58
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,746
Читатели: 2
Цитата: aspb от 16.11.2023 21:49:16Странная возня там началась... Наверное опять запуск перенесут.

Будут менять привод решётчатого стабилизатора на Супер Хэви. Запуск не ранее 17-го.
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.07 / 4
  • АУ
Бурбон
 
norway
Берген
Слушатель
Карма: +10.65
Регистрация: 16.09.2010
Сообщений: 2,425
Читатели: 1
Старшип
Дискуссия   960 18
Цитата: Телеграм-канал Раньше всех. Ну почти.⚡️Сверхтяжелая ракета Starship, создаваемая для миссий на Луну и Марс, в субботу в ходе второго тестового орбитального полета потерпела неудачу, следует из данных компании-разработчика SpaceX.

Первая ступень ракеты после отделения взорвалась в воздухе, с кораблем была потеряна связь примерно через 10 минут полета.

https://t.me/bbbreaking/169892

  • +0.21 / 15
  • АУ
Сейчас на ветке: 25, Модераторов: 0, Пользователей: 9, Гостей: 8, Ботов: 8
 
aspb , iron-zorin , ivrom , ps_ , rat1111 , vits-63 , Ещё один инженер , НАлЕ , Фёдор144