Обсуждение космических программ

8,887,719 40,031
 

Фильтр
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +173.44
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,786
Читатели: 2
Цитата: User78 от 12.11.2023 02:38:19Вроде как первый модуль этой станции - I-HAB (масса 10 т, в 2 раза меньше чем у модуля "Наука" на МКС; внутренний объем 10 м3, в 7 раз меньше чем у "Науки")

Ну вы и нашли что сравнивать... I-HAB для окололунной орбиты и "Науку" для НОО. Размеры  I-HAB ограничены возможностями доставки (Falcon Heavy), а реально жилой модуль российского сегмента МКС - это Звезда, с жилым объёмом 46,7 куба.
И I-HAB не первый модуль в доставке. Первыми должны доставить  силовой/двигательный  (PPE) и жилой/логистический   на базе  корабля снабжения Cygnus.
Отредактировано: aspb - 12 ноя 2023 17:42:18
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.01 / 4
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -39.48
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,307
Читатели: 0
Цитата: Goering от 12.11.2023 12:31:55а пистолетикреактор то у них есть?

Вы так это написали, как будто он есть у кого-то другого.
Есть ненулевая вероятность, что будет.
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • -0.19 / 11
  • АУ
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +242.89
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,570
Читатели: 7
Цитата: caSmith от 12.11.2023 23:54:18Вы так это написали, как будто он есть у кого-то другого.
Есть ненулевая вероятность, что будет.


Уточните размер и вес солнечных батарей, потребных для надёжного питания пакета таких двигателей. И это - на околоземной, не удаляясь к Марсу.
  • +0.13 / 7
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
Фотографии с “Вояджера”, как отдельный вид искусства






13 ноября 1980 года американский космический аппарат "Вояджер-1" передал на Землю первые фотографии Сатурна крупным планом. О том, в чем особенность американского космического путешественника - в нашем материале.


Звонок от Вселенной: Давно замолчавший зонд "Вояджер" встревожил учёных неожиданным сигналом




Снимки Сатурна эпохи «Вояджера-1» и «Кассини»




Спицы в кольцах Сатурна. Снимок сделан «Вояджером-1» с расстояния 720 тысяч километров от плоскости колец 12 ноября 1980 года.NASA / JPL
Отредактировано: osankin - 13 ноя 2023 15:17:09
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.11 / 9
  • АУ
Pnb
 
Слушатель
Карма: +2.87
Регистрация: 21.01.2009
Сообщений: 720
Читатели: 0
Цитата: basilevs от 13.11.2023 14:03:16Уточните размер и вес солнечных батарей, потребных для надёжного питания пакета таких двигателей. И это - на околоземной, не удаляясь к Марсу.

Полет к Марсу на таких двигателях - это пока футуристика, если не фантастика. А вот вынести спутники Маска ближе к реальности. Спутников много, а орбитальных плоскостей не так много. За один запуск, смещаясь вдоль орбиты на таком двигателе, можно вынести все спутники в одной плоскости. Прямо плазменной струей не заморачиваясь. Вопрос как его потом сажать, если там реактор. Топить в море будет дороговато. Нужно что-то типа X-37B.
  • +0.00 / 0
  • АУ
Luddit
 
Слушатель
Карма: +88.78
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 23,333
Читатели: 2
Цитата: Pnb от 13.11.2023 16:18:59Вопрос как его потом сажать, если там реактор. Топить в море будет дороговато. Нужно что-то типа X-37B.

Никто не будет его сажать. Все космические реакторы включают на орбитах, не предполагающих торможение и падение на Землю в обозримом будущем, и возвращать их никто не будет. Максимум уведут еще дальше, чтобы не мешались.
Отредактировано: Luddit - 13 ноя 2023 16:41:14
  • +0.00 / 0
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
Звонок от Вселенной: Давно замолчавший зонд "Вояджер" встревожил учёных неожиданным сигналом
...
В отличие от многих современных космических кораблей "Вояджеры" не могли использовать фотоэлектрические (солнечные) батареи, поскольку по мере удаления аппаратов от Солнца поток солнечного излучения уменьшался. Поэтому на них были установлены радиоизотопные термоэлектробатареи, нагреваемые тепловыделяющими элементами из окиси плутония. Но по мере распада плутония мощность заряда падает.
Уже в 1986 году, когда был осуществлён пролёт мимо Урана, мощность упала с 470 Вт до 400. В 2013-м снизилась до 260 Вт. Сейчас она балансирует на грани 240 Вт, и это критичный показатель. Представьте себе смартфон, у которого ёмкость заряда упала до 5%, и теперь приходится перевести его в режим ультраэкономии. Он ещё работает, но основные функции ограничены. То же самое — и у "Вояджеров". Рано или поздно они превратятся исключительно в памятник величию науки. Примерно в 2057 году завершится полураспад плутония в двигателях, и космические странники будут просто дрейфовать в бесконечности. Учёные надеются, что хотя бы до 2030 года "Вояджеры" дотянут и пришлют что-нибудь помимо мусорной телеметрии.
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • -0.05 / 3
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -39.48
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,307
Читатели: 0
Цитата: Goering от 13.11.2023 14:00:23ну понятно что Буревестник и Посейдон с капитализацией Теслы никакого сравнения. и уточните плз на какой год вправо уехало у эльфийцев создание новых ядрен батонов?

Пардон, но ваша мысль как блоха скачет по просторам шкуры неубитого медведя.
Какое отношение компоненты ядерной триады РФ к обсуждаемым космическим двигателям и космическим  реакторам? При чем здесь капитализация Теслы? И совсем не ясно, зачем в вашем сообщении график возобновления производства термоядерного оружия США?
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • -0.16 / 10
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -39.48
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,307
Читатели: 0
Цитата: basilevs от 13.11.2023 14:03:16Уточните размер и вес солнечных батарей, потребных для надёжного питания пакета таких двигателей. И это - на околоземной, не удаляясь к Марсу.

https://www.nasa.gov…wer-hmqzw/
Вот проект их ядерного реактора для космических условий. Правда слабенький какой-то, всего до 10КВт.
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • -0.11 / 5
  • АУ
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +242.89
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,570
Читатели: 7
Цитата: caSmith от 13.11.2023 18:39:13https://www.nasa.gov…wer-hmqzw/
Вот проект их ядерного реактора для космических условий. Правда слабенький какой-то, всего до 10КВт.


Kilopower никогда не предназначался на космических аппаратов. Это стационарная установка по своей задумке. Предназначенная для питания баз на Луне и в перспективе на Марсе. Может, удастся такую на роверах каких там использовать.

К сожалению, с 2018 года никаких новостей по нему я не нашёл. 5 лет прошло.

PS: Проблема Kilopower - использование ВОУ. Что сразу навешивает на него столько ограничений, что никто с этим всерьёз связываться не хочет. Ищут конструкцию, которая сможет работать на низкообогащённом "обычном реакторном" уране.
https://spacenews.com/nasa-to-seek-proposals-for-lunar-nuclear-power-system/
Отредактировано: basilevs - 13 ноя 2023 18:54:28
  • +0.11 / 6
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -39.48
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,307
Читатели: 0
Цитата: basilevs от 13.11.2023 18:51:39Kilopower никогда не предназначался на космических аппаратов. Это стационарная установка по своей задумке. Предназначенная для питания баз на Луне и в перспективе на Марсе. Может, удастся такую на роверах каких там использовать.

...

Там по ссылке есть ролик рекламный, на нем помимо грунтовых килоповеров и звездолет летает.
Китайцы пилят тему Стирлинга вовсю и уже испытывали на Тянгуне своем.
И вот что недавно прочитал:
https://m.hightech.p…-moshnosti
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • -0.08 / 5
  • АУ
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +242.89
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,570
Читатели: 7
Цитата: caSmith от 13.11.2023 22:08:09Там по ссылке есть ролик рекламный, на нем помимо грунтовых килоповеров и звездолет летает.
Китайцы пилят тему Стирлинга вовсю и уже испытывали на Тянгуне своем.
И вот что недавно прочитал:
https://m.hightech.p…-moshnosti


Стирлинг - штука хорошая. Но тяжёлая и с ресурсом не очень. Теплообменник в Стирлинге с высокой температурой нагревателя - это боль. Не просто так наши решили тащить в космос полноценную турбину, несмотря на все возникающие проблемы.

Нигде у НАСА я не видел упоминаний о каких либо применениях Kilopower, кроме как стационарной энергетики на инопланетных базах. Возможно, это связано с проблемами охлаждения (КПД Kilopower составляет всего лишь порядка 23%), либо же с его большим весом - 0.3 тонны на киловатт электрической мощности. То есть такой "реактор мегаваттного класса" имел бы массу порядка 300 тонн, и требовал бы радиаторы для рассеяния 3.5 мегаватт "лишней" тепловой энергии.

Пока Kilopower выглядит как очень интересный прототип. Но тишина по нему после испытаний 2018 года вряд ли говорит о хорошем.


PS: интересная статья по kilopower от ещё 2017 года:
https://habr.com/ru/articles/403941/
  • +0.19 / 11
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
Lockheed Martin построит аппарат с ядерным реактором для полетов в дальний космос

Военно-промышленная корпорация Lockheed Martin, получив от Пентагона 33,7 миллиона долларов, обещает разработать «космический буксир нового поколения» с ядерным двигателем. Совместный с ВВС США проект получил название JETSON, и его долгосрочная цель — обеспечить полеты за пределы ближних планет Солнечной системы.
Как известно, химические ракетные двигатели не только расходуют слишком много топлива, но и фактически уперлись в потолок: обеспечить сколько-нибудь сильный прирост скорости новые модели уже неспособны. Атомные ракетные двигатели смогут открыть новую эпоху в освоении космоса, резко увеличив дальность полетов за счет экономичности и сократив продолжительность экспедиций.
Но в проекте, создаваемом Lockheed Martin совместно с компаниями Space Nuclear Power Corp и BWX Technologies, Inc, ядерным будет лишь источник энергии, а двигатели останутся электрическими. Проект, впрочем, пока только достиг стадии предварительного проектирования и все еще может получить красный свет при рассмотрении его правительственными заказчиками.
«На бумаге» космический аппарат JETSON состоит из реактора в прочном корпусе с целым веером радиаторов позади него. От реактора вперед вытягивается длинный «хобот», который должен держать электронику и двигатели Холла как можно дальше от двигателя с его высокой радиоактивностью.
В 2018 году НАСА и Министерство энергетики США уже разработали похожий реактор, который может стать прототипом JETSON. В качестве топлива в нем используется литая активная зона из урана-235 диаметром 15 сантиметров, окруженная отражателем из оксида бериллия.
Ядерная установка JETSON будет производить тепло, которое затем будет передаваться на генераторы Стирлинга для выработки электроэнергии. Мощность по плану должна составить от 6 до 20 кВт — почти в четыре раза больше мощности обычных солнечных батарей. Но главное — аппарат будет лишен необходимости постоянно купаться в лучах солнечного света.
Электрические же двигатели будут медленно разгонять буксир до более-менее приличных скоростей, чтобы со временем он мог покинуть внутреннюю Солнечную систему, или даже пояс Койпера. Хотя для межзвездных путешествий этого все еще недостаточно — для них потребуется полноценный ЯРД.
Впрочем, корпорация полна оптимизма. «Разработка ядерного деления для космических применений является ключом к внедрению технологий, которые могут кардинально изменить то, как мы перемещаемся и исследуем просторы космоса», — заметил руководитель программы JETSON и главный исследователь в Lockheed Martin Барри Майлз.
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • -0.01 / 4
  • АУ
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +242.89
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,570
Читатели: 7
Цитата: osankin от 13.11.2023 23:40:51Lockheed Martin построит аппарат с ядерным реактором для полетов в дальний космос

Военно-промышленная корпорация Lockheed Martin, получив от Пентагона 33,7 миллиона долларов, обещает разработать «космический буксир нового поколения» с ядерным двигателем.


В Пентагоне кто то нашёл подшивку 1980х годов с описанием советского Топаза?
  • +0.22 / 13
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
В Москве стартует имитация годового полета на Луну



В Москве 14 ноября на базе Института медико-биологических проблем РАН начинается годовой эксперимент по имитации полета на Луну SIRIUS-2023. Шестеро участников пробудут в изолированном модуле ровно год, сообщают в Институте.

Во время эксперимента участники будут находиться на территории наземного экспериментального комплекса ГНЦ РФ-ИМБП РАН. Он имитирует модель космического аппарата с жилыми отсеками, лабораториям, приборными панелями.
Костюмы у участников тоже особые — это автономные аппаратно-программные комплексы, выполненные в виде космических скафандров. Созданы костюмы компанией AIHealth, разработка — ИМБП РАН. У каждого участника будет шлем виртуальной реальности с датчиками пространственного положения.
Ожидается, что в течение года будет сымитирован полет до Луны и обратно (он займет четыре дня в одну сторону), обустройство на спутнике Земли космической станции. Во время эксперимента запланированы несколько нештатных ситуаций, но в целом участники почти все время будут на связи с исследователями. Правда, все сообщения будут передаваться с пятиминутной задержкой.
Один из участников эксперимента — врач. Также участники в случае необходимости смогут оказать друг другу первую медицинскую помощь. В то же время, если потребуется серьезное медицинское вмешательство, то участник сможет покинуть проект. Так было, например, в 2021 году во время аналогичного эксперимента по «полету на Луну», который занял 240 дней. Тогда на 33-й день станцию покинула девушка, повредившая руку.

В Москве шестерых "космонавтов" запрут на год для имитации полета на Луну

РАН: в Москве шестерых "космонавтов" запрут на год для имитации полета на Луну

МОСКВА, 14 ноя – РИА Новости. Эксперимент по изоляции экипажа из шести человек для имитации полёта на Луну продолжительностью в один год SIRIUS-23 начнётся 14 ноября в Москве, сообщили ранее в Институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, на экспериментальной установке которого будет проходить "полёт".
Как сообщается на сайте проекта, начало годовой изоляции состоится 14 ноября.

Изменчивый состав

Ранее директор ИМБП Олег Орлов объявил и представил состав экипажа SIRIUS-23. В этот раз "на Луну" отправятся пятеро россиян: командир экипажа Юрий Чеботарёв, бортиженер Анжелика Парфёнова, врач Ксения Орлова, а также исследователи Ксения Шишенина и Рустам Зарипов. Ещё один исследователь - представительница Белоруссии Ольга Мастицкая.
Изначально программа изоляционных экспериментов была запланирована как совместная с НАСА, однако в апреле 2023 года Орлов объявил, что американцы приостановили своё участие в ней. Как сообщалось в сентябре, в экипаж годового эксперимента вошёл египтянин Мохаммед Эссам Сайед Абделаал, однако затем и он выбыл из проекта.
Ожидается, что в экспериментах в ходе годового исследования будут участвовать представители ИндииЧехииТурции МалайзииСША и Кореи.

На поверхности Луны

В ходе эксперимента участникам придётся пять раз "высаживаться" на поверхность Луны. В этой деятельности будут принимать участие четверо "космонавтов". В ходе таких "высадок" планируется оценить насколько психологическая совместимость будет влиять на эффективность работы на поверхности естественного спутника Земли.
Обратный "полёт" на Землю начнётся у экипажа на 362 сутки миссии. "Возвращение" займёт четверо суток. Также планируется, что в период с 38-го по 332-й день эксперимента для его участников будут смоделированы нештатные ситуации.
Международный проект SIRIUS (Scientific International Research In Unique Terrestrial Station) проводится на базе ИМБП и включает серию изоляционных экспериментов по имитации космических полетов. Уже проведены эксперименты продолжительностью 17 суток - в ноябре 2017 года, четыре месяца - в 2018-2019 годах, и восемь месяцев в 2021-2022 годах. Помимо российских участников в составы экипажей входили Виктор Феттер из Германии, Рейнхолд Повилаитис, Аллен Миркадыров, Эшли Ковальски и Уильям Браун из США, а также испытатель из ОАЭ Салех Омар Аль Амери.
По сценарию эксперимента, экипаж отправится на околоземную орбиту на перспективном транспортном корабле, а затем ещё четверо суток будет "лететь" к Луне, где корабль "состыкуется" с окололунной орбитальной станцией. Через месяц к участникам эксперимента должен "прибыть" транспортный корабль дооснащения, с ним экипажу
Отредактировано: osankin - 14 ноя 2023 09:37:21
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.13 / 8
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
https://t.me/aviasalonmaks/9912



14 ноября 1917 года родился Керим Аббас-Алиевич Керимов – выдающийся советский военный деятель, организатор космической деятельности, председатель Государственной комиссии по лётным испытаниям пилотируемых кораблей. Высшее образование получил в Бакинском политехническом институте, в 1943 году окончил Артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского. Во время Великой Отечественной войны работал в приёмке на московских предприятиях оборонно-промышленного комплекса, руководил приёмкой миномётных установок "Катюша", снарядов к ним. В 1946 году был направлен в Нордхаузен (Германия) для сбора информации о баллистической ракете "Фау-2". Впоследствии служил в центральном аппарате Минобороны СССР, пройдя путь от старшего инженера до начальника Центрального управления космических средств РВСН. В 1960 году назначен начальником Главного управления ракетного вооружения, а в 1964 году возглавил Центральное управление космических средств Ракетных войск стратегического назначения.
Длительный этап жизни К. Керимова связан с пребыванием на постах председателя Государственной комиссии по пилотируемым полётам и Государственных комиссий по лётным испытаниям систем – спутников связи, дистанционного зондирования Земли и других. Начиная с 1967 года как председатель государственной комиссии лично отправлял в космос все экипажи космических кораблей. Курировал работы, связанные с запуском и эксплуатацией орбитальных станций, в том числе "Мир", курировал подготовку проекта "Союз" – "Аполлон". Заслуги Керима Аббас-Алиевича Керимова отмечены званием Героя Социалистического труда. Кавалер двух орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Красной Звезды, "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Награждён медалями "За боевые заслуги" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Лауреат Сталинской премии третьей степени, Ленинской премии и Государственной премии СССР.

«СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНЫЙ ГЕНЕРАЛ». К 105-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.А КЕРИМОВА




Керим Керимов: жизнь и работа одного из основателей космической отрасли СССР

Отредактировано: osankin - 14 ноя 2023 11:00:42
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.08 / 3
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -39.48
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,307
Читатели: 0
Цитата: osankin от 14.11.2023 09:34:20В Москве стартует имитация годового полета на Луну

... Правда, все сообщения будут передаваться с пятиминутной задержкой.
...

5 минут?
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • +0.00 / 0
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +22.43
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5
Испытатель привел "Энергию-Бурана" как пример организации программы




МОСКВА, 15 ноя – РИА Новости. Программа создания космолета "Буран", совершившего единственный полет 35 лет назад, должна стать примером по уровню организации для подобных масштабных проектов в современной России; затрачено на программу многоразовой космической системы было вовсе не колоссальное количество средств по меркам советской экономики, рассказал РИА Новости ветеран Космических войск, член-корреспондент Российской академии космонавтики, заслуженный испытатель космической техники полковник в отставке Сергей Сорокин.
Первый и единственный полет советского орбитального корабля "Буран", созданного в ответ на американскую программу Space Shuttle, состоялся 15 ноября 1988 года. Он на ракете сверхтяжелого класса "Энергия" без экипажа стартовал с космодрома Байконур, совершил два витка вокруг Земли и в автоматическом режиме с высокой точностью приземлился на специально построенном для этого аэродроме Юбилейный.

В микроскоп не видно

"Был такой министр в министерстве общего машиностроения Олег Дмитриевич Бакланов. Он назвал цифру 14,1 миллиарда рублей. Это на всю программу. А теперь посчитайте, если программа началась с выхода постановления в 1976 году, эти деньги были потрачены за 12 лет. В сравнении с валовым внутренним продуктом, который был в Советском Союзе тогда, в микроскоп не видно эти затраты", - сказал Сорокин.
В то же время, по его словам, над созданием "Бурана", ракеты "Энергия" и всей необходимой инфраструктуры работали примерно 2,5 миллиона человек из более чем 1,3 тысячи предприятий и организаций, 86 министерств и ведомств СССР.
За это время в стране появились около 2,5 тысяч различных технологий, были разработаны новые материалы, специально для перевозки космоплана был построен самый крупный в мире самолет – Ан-225, напомнил Сорокин. Посадку космического корабля в автоматическом режиме тогда удалось реализовать впервые, а США смогли повторить ее только на уже современном орбитальном самолете Х-37, подчеркнул он.
Именно на ракете "Энергия" появились зачатки многоразовости. Двигатели боковых блоков РД-170 (прародители знаменитых современных РД-180 и РД-181) были сертифицированы для десятикратного использования.
Испытатель космической техники отметил, что для "Энергии" в Советском Союзе была отработана технология производства и эксплуатации жидкого водорода в больших количествах – в блок Ц ракеты заправляли 100 тонн этого взрывоопасного ракетного горючего.

Образец для подражания

"Сама программа была уникальной, поскольку такое количество предприятий разношерстных было привлечено к выполнению работ. И все они работали в едином ключе. То есть организационно-технические мероприятия были сделаны просто великолепно. Были трудности, безусловно, но они преодолевались… А вот когда говорят, что там триллионы были потрачены… Наоборот, надо смотреть на это как на образец выполнения колоссальных программ. А теперь оглянитесь, допустим, на Восточный. Сколько лет там строительство идет? Больше десяти уже", - обратил внимание Сорокин.
По его словам, организация такого сложного процесса сегодня никем не повторена.
Ветеран Космических войск выделил работу военных строителей, которые возводили стартовые сооружения и всю инфраструктуру для подготовки ракет и космолетов к пуску. Впервые построен универсальный стенд-старт, который можно было использовать как для проведения достартовых испытаний, так и для запуска беспилотных носителей.
На модернизированном после лунной программы Н-1-Л3 стартовом комплексе предполагалось, что в случае аварийной ситуации космонавты просто выйдут из кабины и по специальной трубе-склизу, "как на санках" переместятся на безопасное расстояние, напомнил Сорокин.
Кроме того, военными строителями была разработана специальная программа, распределявшая 800-850 вагонов, ежедневно приходивших на космодром, по тем объектам, где проводились работы.
Испытатель космической техники указал и на то, что полет "Бурана" подтвердил правильность идеи разнести системы управления ракеты и корабля. Причем система на корабле оказалась настолько умной, что приняла решение заходить на посадочную полосу с другой стороны, когда в нее были введены данные о состоянии погоды на посадочном комплексе орбитального корабля.

Разбросаны по миру

Полет в ноябре 1988 года стал единственным для "Бурана" и уже вторым (и последним) для ракеты "Энергия". В мае 1987 года она вывела на орбиту динамический макет боевого лазера "Скиф", также известный, как аппарат "Полюс". Ракета отработала успешно, однако сам аппарат после отделения из-за ошибки в электрической схеме развернулся на нерасчетный угол. В результате "Скиф" вместо того, чтобы с помощью собственного двигателя выйти на заданную орбиту, затормозил, сошел с орбиты и упал в Тихий океан.
Официально программа "Энергия-Буран" не закрыта. Это подтвердила в 2020 году экс-руководитель НПО "Молния" Ольга Соколова. По ее словам, на предприятии документов по закрытию проекта нет. Как объяснил тогда РИА Новости историк космонавтики Вадим Лукашевич, дело в том, что на сворачивание программы нужны были средства, которых тогда просто не было. Кроме того, раз программа была инициирована постановлением Совета министров ЦК КПСС, то и закрыть его могло только распоряжение такого же уровня, напомнил Сорокин.
Единственный "Буран", который совершил полет, был разрушен в 2002 году после обвала крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Второй летный образец находится там же в монтажно-заправочном корпусе.
Третий собранный корабль стоял в подмосковном Жуковском, но в 2022 году был куплен Вадимом Задорожным и перевезен в его музей техники на территории кинокомплекса "Военфильм-Медынь". Четвертый долгое время не был достроен, но впоследствии его укомплектовали и поставили в Парке Горького, а несколько лет назад переместили на ВДНХ.
Кроме того, были построены около десятка макетов для различных испытаний. Два из них на Байконуре – один в музее, а другой в монтажно-заправочном комплексе вместе с вторым летным кораблем.
Самолет-аналог ("Буран" с авиационными двигателями, на котором отрабатывалась автоматическая посадка) находится в техническом музее в германском Шпайере. Также были созданы несколько стендов для испытания различных систем корабля. Из них больше всего на полноценный корабль похож электрический стенд, который сейчас находится в парке Сириус в Сочи.
Отредактировано: osankin - 15 ноя 2023 10:13:50
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.16 / 18
  • АУ
valery913
 
russia
Нижний Новгород
Слушатель
Карма: +5.47
Регистрация: 31.08.2009
Сообщений: 11,606
Читатели: 6
Звездный городок (Московская область). 15 ноября. ИНТЕРФАКС - Гендиректор "Роскосмоса" Юрий Борисов сообщил, что работы над проектом перспективной Российской орбитальной станции (РОС) в Ракетно-космической корпорации "Энергия" идут полным ходом.

      
Скрытый текст
https://www.militarynews.ru/st…84&lang=RU
  • +0.93 / 21
  • АУ
Таф
 
russia
Обнинск
Слушатель
Карма: -1.22
Регистрация: 02.10.2013
Сообщений: 4,801
Читатели: 3
Цитата: valery913 от 15.11.2023 11:17:19Звездный городок (Московская область). 15 ноября. ИНТЕРФАКС - Гендиректор "Роскосмоса" Юрий Борисов сообщил, что работы над проектом перспективной Российской орбитальной станции (РОС) в Ракетно-космической корпорации "Энергия" идут полным ходом.


А зачем вообще нужна орбитальная станция? Смысл сего очень дорогостоящего мероприятия? Реальный доход от космоса дают связь и ДЗЗ. По которым у нас мягко говоря.. не очень. Может разумнее деньги на эти направления направить?
Как то устал я уже жить в интересное и непростое для страны время...
  • -0.33 / 27
  • АУ
Сейчас на ветке: 41, Модераторов: 0, Пользователей: 15, Гостей: 14, Ботов: 12
 
BlackWhite , DPV2005 , Ivanov , KCE , Skur , Vist , aspb , caSmith , Амака , Д. Петров , ДядяВася , НАлЕ , Николаич , Слесарь Полесов , Фёдор144