Цитата: Телеграм-канал AUTONEWSНАМИ показал самый мощный в мире водородный автомобиль на базе Aurus. NAMI Hydrogen построен на базе российского люксового седана Aurus Senat, однако с точки зрения инжиниринга автомобили имеют мало общего.
Машину представили на выставке «Иннопром. Центральная Азия» в Ташкенте. В НАМИ отмечают, что автомобиль является самым мощным в мире на водородном топливе. Обновленный NAMI Hydrogen также является «первым в истории водородным автомобилем класса люкс».
В обновленном NAMI Hydrogen установлено три электромотора: один на передней и два на задней оси. Помимо полного привода реализована возможность управления вектором тяги автомобиля. Мощность каждого электромотора составляет 250 кВт, а суммарная мощность NAMI Hydrogen — 750 кВт, что эквивалентно 1020 л.с. Машина способна разогнаться до 100 км/ч менее чем за четыре секунды, а установленная в ней система предусматривает хранение до 8 кг газа при 700 атмосферах. Запас хода составляет 870 км. Электроэнергия для батареи генерируется путем реакции кислорода и водорода.
Автомобилям с газовым оборудованием запрещен въезд на подземные парковки. И это метан. А тут водород, взрывающийся в почти любых концентрациях. Как с этим быть? Кстати, по электромобилям тоже такое просится. Там выделяемых при горении батареи вредных газов более чем немало.
Цитата: Изя Ливин от 22.04.2024 18:30:53Автомобилям с газовым оборудованием запрещен въезд на подземные парковки. И это метан. А тут водород, взрывающийся в почти любых концентрациях.
А куда вы собрались поехать на Аурусе, что надо оставить авто на подземной парковке? Тем более что водитель в свою смену с машиной может и не расставаться.
Цитата: Luddit от 23.04.2024 22:35:26А куда вы собрались поехать на Аурусе, что надо оставить авто на подземной парковке? Тем более что водитель в свою смену с машиной может и не расставаться.
Цитата: Luddit от 23.04.2024 22:35:26А куда вы собрались поехать на Аурусе, что надо оставить авто на подземной парковке? Тем более что водитель в свою смену с машиной может и не расставаться.
А с чего бы это вдруг Аурус перестал быть и обычным автомобилем, в том числе? Ну дорогой и довольно роскошный, и что теперь, на подземный паркинг не заехать что ли? И не обязательно всегда с наёмным водителем. Особенно кроссовер Комендант.
Цитата: Luddit от 23.04.2024 22:35:26А куда вы собрались поехать на Аурусе, что надо оставить авто на подземной парковке? Тем более что водитель в свою смену с машиной может и не расставаться.
Цитата: Телеграм-канал AUTONEWSНАМИ показал самый мощный в мире водородный автомобиль на базе Aurus. NAMI Hydrogen построен на базе российского люксового седана Aurus Senat, однако с точки зрения инжиниринга автомобили имеют мало общего.
В новости не хватает самого интересного - мощности топливного элемента. И чьего он производства. Остальное - банальная электромобильщина. А вот топливный элемент, собственно источник энергии - вот это хай-тек.
Цитата: basilevs от 22.04.2024 19:27:07В новости не хватает самого интересного - мощности топливного элемента. И чьего он производства. Остальное - банальная электромобильщина. А вот топливный элемент, собственно источник энергии - вот это хай-тек.
Цитата: Пенсионэр от 22.04.2024 20:05:55мне интереснее другое - каким образом и при какой скорости можно исхитриться израсходовать 0,9 кг водорода на 100 км пути.
Удельная теплота сгорания водорода - 141 МДж/кг. Так что - легко. Поддержание скорости на трассе для такого авто - порядка 90 МДж/час. (25 кВт мощность). При КПД 70% имеем 90/0,7 = 130 МДж. 141 МДж/кг * 0,9 кг = 127 МДж. Всё сходится.
Водород - он, зараза, лёгкий. Но объём при этом занимает будь здоров. В метане, для сравнения, с его СH4 12 единиц массы из 16 - приходится на атом углерода.
Цитата: basilevs от 23.04.2024 08:31:54Удельная теплота сгорания водорода - 141 МДж/кг. Так что - легко. Поддержание скорости на трассе для такого авто - порядка 90 МДж/час. (25 кВт мощность). При КПД 70% имеем 90/0,7 = 130 МДж. 141 МДж/кг * 0,9 кг = 127 МДж. Всё сходится.
Водород - он, зараза, лёгкий. Но объём при этом занимает будь здоров. В метане, для сравнения, с его СH4 12 единиц массы из 16 - приходится на атом углерода.
Ваши расчёты не противоречат теории, и это идеал (рекламный), к которому конечно следует стремиться. Мне кажется там черти спрятались в топливных ячейках. Каковы требования к чистоте водорода, каковы требования к составу воздуха (кислород наверное из воздуха), а если там ещё и заправка кислородом, то каковы требования к чистоте кислорода? Каков ресурс топливных ячеек,... Тем не менее - "замах на рубль"! Впечатляет.
Да нет, тут, как ни странно, вполне всё реалистично в рекламной брошюрке указано. Да и у серийной Toyota Mirai расход водорода аккурат такой же, 0.9 л/100км.
Цитата: ivan2 от 23.04.2024 08:52:58 Мне кажется там черти спрятались в топливных ячейках. Каковы требования к чистоте водорода, каковы требования к составу воздуха (кислород наверное из воздуха), а если там ещё и заправка кислородом, то каковы требования к чистоте кислорода? Каков ресурс топливных ячеек,...
Да, требования к чистоте водорода высокие. Топливные ячейки в авто используются типа "протонная мембрана", они очень чувствительны к примесям, можете посмотреть по поиску "отравление водородного топливного элемента". Основной примесью является CO, с ней более-менее бороться научились.
Самое сложное в топливном элементе этого типа - собственно ионно-обменная мембрана. Вот чья она в водородомобиле от НАМИ - очень интересно, наша Росатомовская, или всё же импорт. Вроде бы Росатом только в 2025 мелкосерийное производство планирует. https://nauka.tass.ru/nauka/18997247
Цитата: basilevs от 23.04.2024 11:01:40... Самое сложное в топливном элементе этого типа - собственно ионно-обменная мембрана. Вот чья она в водородомобиле от НАМИ - очень интересно, наша Росатомовская, или всё же импорт. Вроде бы Росатом только в 2025 мелкосерийное производство планирует. ...
Цитата: basilevs от 23.04.2024 08:31:54Удельная теплота сгорания водорода - 141 МДж/кг. Так что - легко. Поддержание скорости на трассе для такого авто - порядка 90 МДж/час. (25 кВт мощность). При КПД 70% имеем 90/0,7 = 130 МДж. 141 МДж/кг * 0,9 кг = 127 МДж. Всё сходится.
Так всё верно, только инет говорит о кпд топливных элементов 60 %, 70 я не нашёл. Не моя тема. Также обнаружил, что в лучших электролизёрах на производство 1 кг водорода затрачивается 40 кВт-ч. Это к общему КПД, т.е. производство водорода из электричества тепловых ЭС экономически бессмысленно. Экономики АЭС не знаю.
Цитата: Пенсионэр от 23.04.2024 21:05:18в лучших электролизёрах на производство 1 кг водорода затрачивается 40 кВт-ч. Это к общему КПД, т.е. производство водорода из электричества тепловых ЭС экономически бессмысленно. Экономики АЭС не знаю.
вопрос был - можно ли термическим способом разложить воду на составляющие ... ответ - можно ... при условии нагрева до 1000°С и с использованием брома и йода ...
следующий вопрос - есть ли на аэс прям сейчас перегретый пар с такими параметрами - нет, поскольку до сегодняшнего для никто такой задачи не ставил ...
можно ли получить на аэс пар с такими параметрами - через адиабатические сжатие перегретого пара ...
делал ли кто-нибудь такие - не знаю ...
реализуемо ли это технически - не знаю ... теоретически возможно ... поскольку ни один известный мне физический закон этого не запрещает ... да, физику я тоже прогуливал ... вместе с химией и биологией ...
А нет ли способа производить водород на АЭС без промежуточной стадии "электричество"? Т.е. ответ - можно и телевизором забивать гвозди крутить паром 350 Цельсия турбину или нечто другое и сжимать водяной пар до 1000 Цельсия - я правильно понял, ведь законам физики не противоречит?
Цитата: Пенсионэр от 24.04.2024 18:51:00А нет ли способа производить водород на АЭС без промежуточной стадии "электричество"? Т.е. ответ - можно и телевизором забивать гвозди крутить паром 350 Цельсия турбину или нечто другое и сжимать водяной пар до 1000 Цельсия - я правильно понял, ведь законам физики не противоречит?
что есть на аэс? электричество и тепловая энергия ... без электричества - остается тепловая энергия ... использование тепловой энергии - термический способ ...
турбина крутит компрессор ... а будет ли он центробежным, осевым или вообще поршневым ... схема реализуемая ... насколько она выгодна энергетически - я не знаю ... нужны рассчеты и испытания ...
Цитата: Фёдор144 от 24.04.2024 19:01:47 что есть на аэс? электричество и тепловая энергия ... без электричества - остается тепловая энергия ... использование тепловой энергии - термический способ ...
турбина крутит компрессор ... а будет ли он центробежным, осевым или вообще поршневым ... схема реализуемая ... насколько она выгодна энергетически - я не знаю ... нужны рассчеты и испытания ...
Тогда ещё вопрос на засыпку, чую, креатив есть. Каким макаром разделять получившиеся при 1000 или сколько там Цельсия водород и кислород, чтобы они при охлаждении нге совокупились с большим удовольствием, учитывая температуру вспышки кислородно- водородной смеси 450 Цельсия? Про равновесие этой реакции пока не спрашиваю.
Цитата: Пенсионэр от 24.04.2024 19:24:51Тогда ещё вопрос на засыпку, чую, креатив есть. Каким макаром разделять получившиеся при 1000 или сколько там Цельсия водород и кислород, чтобы они при охлаждении нге совокупились с большим удовольствием, учитывая температуру вспышки кислородно- водородной смеси 450 Цельсия? Про равновесие этой реакции пока не спрашиваю.
А также гамма и нейтроны. В планируемых реакторах также дожигание минорных осколков с непонятной смесью на выходе - почему бы там не случиться водороду?
Цитата: basilevs от 22.04.2024 19:27:07В новости не хватает самого интересного - мощности топливного элемента. И чьего он производства. Остальное - банальная электромобильщина. А вот топливный элемент, собственно источник энергии - вот это хай-тек.
Три электромотора по 250 кВт (разработаны и производятся в России), полноценный полный привод, 1020 л.с., батарея 100 кВт*ч, разгон до сотни менее 4 секунд - это весьма крутые показатели для такой машины.
Насколько я понимаю, у конкурентов (Rolls-Royce, Bentley, Mercedes, Hongqi) пока нет электромобилей подобного уровня и мощности. У ближайшего конкурента - Mercedes EQS 580 два электродвигателя суммарной мощностью 385 кВт и батарея на 108 кВт*ч. У Hongqi E-HS9 два электромотора суммарной мощностью 405 кВт и батарея на 99 кВт*ч.
ЦитатаВот чья она в водородомобиле от НАМИ - очень интересно, наша Росатомовская, или всё же импорт. Вроде бы Росатом только в 2025 мелкосерийное производство планирует.
Помимо Росатома разработкой водородных топливных элементов серьёзно занимаются и другие российские компании/НИИ. Например, "Русский водород", "ИнЭнерджи", ЦВТ АФК "Система", Водородный Ц К НТИ, ФИЦ ПХФ и МХ РАН, ФИЦ ИК СО РАН, ИФТТ РАН, МФТИ и др.
ЦитатаАлексей Мельников, представитель группы компаний «ИнЭнерджи», одного из лидеров российских водородных технологий, рассказал о двух направлениях работы компании - проекте «Астра», которым он руководит - решениях для водородного электродвижения на основе водородных протоннообменных мембранных топливных элементов (ПОМТЭ) и портативных энергоустановках ТОПАЗ на основе высокотемпературных твердооксидных топтивных элементов (ТОТЭ).
Ключевые характеристики собственных решений, которые делают отечественные водородные энергоустановки конкурентоспособными, таковы: время работы – 15-25 тысяч часов, высокая удельная массовая и объемная мощность (от 2 кВт на килограмм массы и 2,5 кВт на литр объема), сравнительно низкая цена (100 долларов за киловатт себестоимости), высокая доля рециркулируемых материалов – до 30 процентов.
Немного рассказал Мельников и о проекте ТОПАЗ, основанном на технологии микротрубчатых твердооксидных топливных элементов. Сейчас в компании уже завершается этап ОКР, а вывод устройств в серийное производство намечен на 2024 год.
ЦитатаНаша команда, основываясь на принципах импортозамещения, в течение нескольких лет исследовала и проектировала компоненты для создания инновационной силовой установки для отечественного водородного транспорта. «Сердцем» энергоустановки является электрохимический генератор SEGH2, специально разработанный нами топливный элемент, в котором происходит химическая реакция между водородом из топливных баков и кислородом из окружающего воздуха.
"Мы учредили управляющую компанию. Инвестиции в Федеральный центр развития химической промышленности в Иркутской области составят порядка 830 млрд рублей в течение 10 лет. Рассматриваем также привлечение мер государственной поддержки, в особенности в инфраструктуру проекта и НИОКР", - сказал через пресс-службу гендиректор "Русского водорода" Эдуард Давыдов.
Что же касается применяемости водорода в обычной жизни, взрывоопасности и т.д.
1 кг водорода по выделяемой энергии эквивалентен 3 кг бензина, однако КПД водородных топливных элементов как минимум в 2 раза выше чем у бензиновых ДВС.
ЦитатаУченые взорвали водород, бензин и пропан. Вот к чему привел эксперимент 23 июня 2021
В Мытищах 17 июня ученые провели показательные взрывы трех видов топлива — бензина, пропана и водорода. Главная цель эксперимента — ответить на вопрос, опасно ли водородное топливо в автомобиле. Большинство из нас запомнили на уроках химии, что «водород, смешиваясь с кислородом, образует взрывоопасную смесь». Потом об опасной смеси сочинили множество мифов. Страх перед взрывоопасностью — одно из препятствий для развития водородного транспорта.
Открытые испытания проводили Институт комплексной безопасности в строительстве НИУ МГСУ и Центр компетенций НТИ при ИПХФ РАН. Бензин, пропан и водород взрывали в специальном боксе. Ученые исследовали динамику горения, выхлоп через отверстие в боксе, а также вероятность, что продукты горения подожгут другие предметы.
- бумажная птичка после взрыва водорода даже не обуглилась, в то время как после взрыва пропана она почернела, а после испытаний с бензином почти сгорела.
- Водород очень текучий и быстро рассеивается, из-за этого не успевает образоваться взрывоопасная смесь с воздухом. Например, если после ДТП бензобак машины пробит, бензин вытек на дорогу и начал гореть, то пожар будет тяжело потушить. При пробитом баллоне водорода, даже если его струя загорится, пожар потухнет сам за две минуты.
- В отличие от углеводородов при горении водорода не выделяется угарный газ, от которого люди могут задохнуться. Водород при горении образует воду.
Исследователи сделали вывод, что водород безопасен, если соблюдать два основных условия.
Держать водород в композитных баллонах. Это емкости, которые производитель оборачивает композитными материалами или смоляным углеродным волокном. Такие баллоны, в отличие от старых стальных емкостей, не взрываются, как граната, а мягко раскрываются и выпускают газ.
«Мы хотели показать, что все виды топлива опасны по своей природе, поскольку содержат в себе энергию в химической форме, которая при неправильном использовании топлива может быть разрушительной. Но то или другое топливо может представлять бОльшую опасность в сравнении с другими в зависимости от условий. Мы показали, что с водородом можно безопасно работать — использовать на автомобиле в качестве топлива, если учитывать его специфичные свойства и правильно с ним обращаться», — сказал Андрей Порсин.
Если посмотреть как горел водородный дирижабль Hindenburg, то он именно горел, а не взорвался. То есть не любой контакт водорода с атмосферным воздухом приводит к взрыву.
При водородном пожаре не выделяются вредные для человека газы, да и судя по эксперименту с бумажной птичкой - ожогов будет меньше чем при сгорании пропана/бензина. Водород ещё легче метана, поэтому при утечках не накапливается, а сразу улетучивается.
Аурус Сенат весит 3-6 тонн, это очень большой и тяжелый автомобиль. Поэтому ему для прохождения 900 км нужно аж 8 кг водорода. Более легкой машине вроде Лада Искра массой порядка 1,1 тонн и с запасом хода 600 км потребуются баки всего на 2-2,5 кг водорода. Взрыв водорода возможен, если его хорошенько перемешать с кислородом в замкнутом помещении (образуется т.н. "гремучий газ"), что в реальной эксплуатации сделать не так то просто, учитывая текучесть и летучесть водорода. Даже если в топливной системе образуется отверстие - водород просто утечет, не успев образовать гремучую смесь.
Так что не так страшны водородомобили, как кажутся. А если размещать водородные баллоны на крыше автобусов (как сейчас у метановых автобусов), то вероятность катастрофических последствий аварий и протечек снижаются до нуля. Обычные литиевые аккумуляторы гораздо опаснее.
Цитата: User78 от 23.04.2024 12:56:16... Три электромотора по 250 кВт (разработаны и производятся в России), полноценный полный привод, 1020 л.с., батарея 100 кВт*ч, разгон до сотни менее 4 секунд - это весьма крутые показатели для такой машины. ...
Мне кажется там не всё так просто. Там либо основной задний с "по мотору на каждое колесо" без дифференциала (последовательное соединение электромоторов, некий электротоковый дифференциал) и включаемый передок с переходом на полный привод для разгона и управляемости/проходимости. Либо основной передний с одним мотором и механическим дифференциалом и включаемый задок с переходом на полный привод для разгона и управляемости/проходимости. Но это догадки.
Цитата: ivan2 от 23.04.2024 13:06:44Мне кажется там не всё так просто. Там либо основной задний с "по мотору на каждое колесо" без дифференциала (последовательное соединение электромоторов, некий электротоковый дифференциал). Либо основной передний с одним мотором и механическим дифференциалом и включаемый задок с переходом на полный привод для разгона и управляемости/проходимости. Но это догадки.
В НАМИ Hydrogen (а также в будущих полностью электрических Аурусах) применен на мой взгляд самый грамотный и технологичный подход организации полного привода из всех возможных. На заднюю ось два электродвигателя (по одному на колесо) и на переднюю ось один такой же электродвигатель.
На задней оси тягой на каждое колесо можно гибко управлять подачей разной мощности на соответствующие двигатели, а на передней оси обычный дифференциал. При этом межосевой дифференциал имитируется возможностью подавать разную мощность на оси.
Для сравнения, в электромобилях Mercedes 4MATIC используется всего 2 электромотора - один на переднюю ось и один на заднюю ось. Причем электромоторы разной мощности, что усложняет их ремонт и взаимозаменяемость.
Цитата: User78 от 23.04.2024 13:23:51В НАМИ Hydrogen (а также в будущих полностью электрических Аурусах) применен на мой взгляд самый грамотный и технологичный подход организации полного привода из всех возможных. На заднюю ось два электродвигателя (по одному на колесо) и на переднюю ось один такой же электродвигатель. На задней оси тягой на каждое колесо можно гибко управлять подачей разной мощности на соответствующие двигатели, а на передней оси обычный дифференциал.
Я бы не назвал это решение однозначно оптимальным технически. Оно скорее направлено на достижение рекордных показателей по разгону (при ускорении наилучшее сцепление с дорогой у задней оси и на неё можно подавать больше мощности). Идеалом были бы мотор-колёса, причем сзади подруливающие тоже.
Цитата: Luddit от 23.04.2024 22:26:30Я бы не назвал это решение однозначно оптимальным технически. Оно скорее направлено на достижение рекордных показателей по разгону (при ускорении наилучшее сцепление с дорогой у задней оси и на неё можно подавать больше мощности). Идеалом были бы мотор-колёса, причем сзади подруливающие тоже.
Много вы знаете нормальных электромобилей с мотор-колёсами?
Проблема мотор-колёс в их массе. Большая неподрессоренная масса - это, мягко говоря, не очень хорошо. К тому же такие мотор-колёса будут ловить всю грязь, воду, пыль, вибрации, из-за работы подвески будут быстро истираться идущие к ним провода (а при большой мощности провода должны быть толстыми), уменьшится место для тормозов. В мотор-колёсах сложнее организовать нормальное охлаждение. Короче, одни минусы и практически ни одного плюса. Поэтому в электромобилях мотор-колёса не прижились от слова совсем. Подруливающие задние колёса - тоже блажь, на самом деле. Управляемость на скорости толком не улучшают, а конструкцию подвески усложняют.
Цитата: User78 от 24.04.2024 02:17:19 Проблема мотор-колёс в их массе. Большая неподрессоренная масса - это, мягко говоря, не очень хорошо. ... из-за работы подвески будут быстро истираться идущие к ним провода
Вопрос неподрессоренных масс можно решать по двум путям. Первый - это совершенствование самих мотор-колёс. Второй - внедрение активной подвески, когда машина сканирует рельеф перед каждым колесом и даёт команду на изменение его "высоты" заблаговременно. Так что предложенная схема не идеал, а промежуточный этап. Ну а про истирание проводов к ступицам расскажите производителям АБС.
Цитата: User78 от 23.04.2024 12:56:16... Что же касается применяемости водорода в обычной жизни, взрывоопасности и т.д.
1 кг водорода по выделяемой энергии эквивалентен 3 кг бензина, однако КПД водородных топливных элементов как минимум в 2 раза выше чем у бензиновых ДВС. ... Исследователи сделали вывод, что водород безопасен, если соблюдать два основных условия.
Цитата Держать водород в композитных баллонах. .. Так что не так страшны водородомобили, как кажутся. А если размещать водородные баллоны на крыше (как сейчас у метановых автобусов), то вероятность катастрофических последствий аварий и протечек снижаются до нуля. Обычные литиевые аккумуляторы гораздо опаснее.
В обсуждаемом применении не химический элемент водород пугает. Пугает давление 700! атмосфер. С баллонами понятно (см. выше). Но запорная арматура, архитектура самих газозаправок высокого давления,... Но я думаю, что это вопрос решаемый.
Цитата: ivan2 от 23.04.2024 13:23:59В обсуждаемом применении не химический элемент водород пугает. Пугает давление 700! атмосфер. С баллонами понятно (см. выше). Но запорная арматура, архитектура самих газозаправок высокого давления,... Но я думаю, что это вопрос решаемый.
Ну опять же, это потому что для тяжелого Ауруса нужно прям много водорода - 8 кг. Для более легкой условной гибридной Лады Искры потребуется 2 кг водорода, можно сделать баллоны 300 атмосфер, они будут дешевле и ещё безопаснее (как на современных метановых машинах). При этом 300 атмосфер - это при максимальной заправке, а на половине бака - будет 150 атмосфер. Для водородных автобусов - аналогично, им не критичен объем и масса баллонов, их можно размещать на крыше.
Современные композитные баллоны - очень прочные. При этом если их повредить (например, выстрелом из ружья), то они не взрываются с разлетанием осколков, а просто спускают газ через отверстие.
Цитата: User78 от 23.04.2024 12:56:16 Три электромотора по 250 кВт (разработаны и производятся в России), полноценный полный привод, 1020 л.с., батарея 100 кВт*ч, разгон до сотни менее 4 секунд - это весьма крутые показатели для такой машины.
По выделенному кстати, НАМИ вчерась объявил закупку 364 литий-ионных модуля на сумму 23 914 800,00 руб. с весьма интересными характеристиками отдельных ячеек:
Рабочий диапазон напряжения, при температуре 25 °С, В
2,8 – 4,2
Номинальное напряжение при температуре 25 °С и 40% SOC, В
3,635±0,010
Номинальная емкость аккумулятора при разряде током 1С , Ач
51
Удельная энергоемкость аккумулятора, не менее, Втч/кг
210
Удельная энергоемкость аккумулятора, не менее, Втч/л
517
Внутреннее сопротивление DC-IR и SOC 50%, не более, мОм
1,2
Внутреннее сопротивление AC-IR (1кГц), не более, мОм
0,60
Максимальный ток разряда в течение 10 с и SOC 50%, А
350
Температурный диапазон разряда, °С
от –30 до +55
Температурный диапазон заряда, °С
от –20 до +55
Ресурс токами заряда/разряда 1С и DOD 100%, не менее, циклов
1500
Судя по напряжению, на аноде графит, а не титанат лития, а судя о температурам зарядки - титанат .
Возникает вопрос. Почему "Росатом" так вписался в тему водородных автомобилей (мембраны, баллоны,...). Может имеет план распространять атомные электростанции "разного калибра" равномерно по территориям? Не маневрируя мощностью выработки электричества, избыток энергии которого, из-за суточных провалов потребления может направлять на выработку водорода не для "водородных электростанций", а для окружающих мелких потребителей (людей), которые заберут этот водород вместо бензина? Может быть вопрос вовсе не в сбережении природы, а в расширении применения атомной энергетики?
Берём Теслу. Литий-ионный аккумулятор. Откуда он взялся и куда денется. Берём электро-Таурус, или Toyota Mirai. Комплект топливных элементов. Откуда они взялись и куда денутся. Вопрос дискуссионный. "Экологию" надо считать полностью по Земному шару, а не так, как в странах победивших зелёных партий.