C-Real ( Слушатель ) | |
09 май 2010 22:36:50 |
Цитата: перегрев
P.S. От себя добавлю, что научно-технический опыт программы Аполлон у нас изучен вдоль и поперёк. Никаких вопросов по возможности реализации и фактам самих полётов нет. Опыт создания, конструкция, методология отработки F-1 пристально изучались у нас и были использованы при проектировании ЖРД РД-0163.
Цитата: an_private от 09.05.2010 11:45:13
Электрохимические батареи куда удобнее.
Цитата: an_private от 09.05.2010 11:45:13
С какого перепугу 108 км/ч? Это надо обосновать.
Цитата: an_private от 09.05.2010 11:45:13
И необходимость поперечных рычагов тоже неплохо бы обосновать.
Цитата: an_private от 09.05.2010 11:45:13
Остронаправленная антенна в движении не работала, на остановках её ручками направляли на Землю.
Цитата: an_private от 09.05.2010 11:45:13
Ваши ИМХИ о наличии/отсутствии смысла никого не колышат - решения принимали куда более компетентные люди.
C-Real ( Слушатель ) | |
10 май 2010 02:13:26 |
Цитата: E-R от 09.05.2010 23:35:03
ER* ( Слушатель ) | |
10 май 2010 11:46:59 |
Цитата: C-Real от 10.05.2010 02:13:26
Цитата: C-Real от 09.05.2010 22:36:50
перегрев ( Слушатель ) | |
10 май 2010 10:42:20 |
Цитата: C-Real от 09.05.2010 22:36:50
Цитата
Но сначала вы должны ответить на аргументы SEVER NN по соплам. По какому закону физики осталась синяя изолента?
C-Real ( Слушатель ) | |
11 май 2010 01:22:28 |
Цитата По сей день в дискуссиях о реальности американских лунных полетов задается вопрос: а что, разве были какие-то принципиальные научные проблемы, препятствовавшие созданию ракеты? И люди, получившие конструкторское образование в области ракетостроения, потупившись, отвечают: "Нет, вроде…"
На самом деле это существенно не так.
Автор этих строк может назвать по крайней мере 2 связанных между собой научные проблемы, которые обязательно должны были возникнуть у конструкторов маршевого двигателя Ф-1 первой ступени ракеты-носителя Сатурн-5. Это проблема физики жаропрочности использованного для стенки камеры сгорания жаропрочного никелевого сплава инконель. И проблема сверхадиабатической температуры горения богатой(керосином) топливной смеси в пристеночном слое.
Первая проблема выглядит так. Жаропрочность никелевых жаропрочных сплавов определяется объемной долей так называемой гамма-штрих фазы. Этот факт был выяснен к 1969 году. В период разработки двигателя Ф-1 с ним еще не разобрались. Но есть еще более интересная особенность. Количество гамма-штрих фазы может возрастать по действием механических напряжений. Вплоть до охрупчивания материала. Это выясняется наукой только сейчас. В частности, автор получил аналогичную фазу и закономерность ее изменения в экспериментах по лазерному облучению одного из сплавов в 1990 году. А в 2007 году уральскими металлофизиками на разрушившихся лопатках турбины Якутской ГРЭС было определено именно повышение твердости, накопление объемной доли и коагуляция(слияние) зерен гамма-штрих фазы. Ничего этого американцы в 60-х не знали. Инконель использовался ими не в форме литых изделий, а в форме прокатанных сваренных тонкостенных трубок, спаянных между собой. Каждая операция(прокатка, сварка, высокотемпературная пайка) - должна была изменять фазовый состав сплава в сторону охрупчивания. Закончить дело должен был пусковой разогрев трубок с плотностью потоков энергии на стенку масштаба единиц киловатт на квадратный сантиметр.
Вторая проблема возникает из-за высокого коэффициента диффузии водорода. Обогащенная избыточным керосином топливная смесь подавалась в пристеночную область в расчете на снижение теплового потока на стенку. Но после теплового разложения керосина на водород и углерод более подвижный водород уходил в сторону центра камеры, а энергия окисления углерода в расчете на атом - заметно больше энергии окисления водорода. Т.е. смесь, из которой диффундировал водород, заметно горячее(в опытах с октаном - процентов на 15), чем то, на что можно было рассчитывать. Дефицитный кислород используется энергетически эффективнее. Впервые вопрос был поднят в советской работе 1968 года. А исследование вопроса ведется сейчас.
Вот тебе и чисто технический вопрос! Масштабируем известную конструкцию двигателя. Пытаемся преодолеть проблему роста температуры стенки с помощью материала, свойства которого вроде бы хорошо расписаны в справочниках. А материал ведет себя не так. Да и предусмотренные конструкторами запасы температур пристеночного слоя - выбираются неизвестно по какой причине.
Автору по фото- и киноматериалу полета Аполлона-11(якобы впервые высадившего лунную экспедицию), удалось определить скорость ракеты-носителя Сатурн-5 в точке отделения первой ступени. Она оказалась в два раза ниже необходимой по графику полета(менее 1200 вместо 2400 м/с). И следовательно, необходимую для высадки нагрузку вывести к Луне американцам не удалось.
НО… шоу было все-таки организовано. Зачем?
А вот зачем. На сообщение о высадке американцев на Луну в СССР было произнесено: доказано, дескать, превосходство американской системы управления крупными научно-техническими проектами.
Разберем тот же пример с американским двигателем Ф-1 ракеты-носителя Сатурн-5. Я как ученый, обладающий познаниями в металлофизике, готов утверждать, что использование американцами сплава инконель Х-750 в качестве материала стенки камеры сгорания в годы разработки двигателя было невозможно. Просто ввиду закономерностей, объективно существующих и общих для всех сплавов соответствующей группы - никелевых. Их жаропрочное состояние зависит от выделения в материале новой фазы, имеющей специфическую физику. К моменту разработки двигателя даже сам понятийный аппарат, в рамках которого в дальнейшем изучалась физика жаропрочности, конкретно - теория дислокаций,- была научной экзотикой и только-только начала добиваться первых успехов в объяснении законов прочности и пластичности. Сами сплавы уже существовали, но управлять их свойствами еще не умели, не знали с какой стороны подступиться. А потому стенка камеры сгорания, изготовление которой включало множество операций с жаропрочным никелевым сплавом, при которых материал выводился на уровень напряжений масштаба пластической деформации, должна была разрушаться в непредсказуемых местах. Просто из-за неконтролируемых фазовых изменений в структуре материала. Неконтролируемых по тем временам в принципе, а не потому что лень или техника не позволяла. Неконтролируемых потому, что неясно было, а что собственно должно контролироваться. Не было научных оснований задавать материалу соответствующие вопросы.
Но в условиях современного состояния науки, в которой концептуальные обобщения не приветствуются, позиция защиты лунной аферы от разоблачения выглядит следующим образом. Технологи-материаловеды фирмы "Рокетдайн" очень старались и подбором режимов получили как раз такой материал, который и смог устоять перед тепловыми потоками в двигателе. Вы же не можете воспроизвести все манипуляции этих технологов, которые и составляют "ноу-хау" фирмы. Долго мучились, экспериментально проверяли работу камеры сгорания на огневых стендах, измеряли то, что получается. Производили изменения в материале и технологии его пайки. И наконец справились…
Обезьяна посидела за пишущей машинкой и таки написала "Войну и мир" - вероятность исчезающе малая, но она отлична от нуля...
Ну а кто в это не верит, тот плохой ученый. Помните сказку Андерсена про новое платье короля?
Цитата: перегрев от 10.05.2010 10:42:20
Цитата: E-R от 10.05.2010 11:46:59
an_private ( Слушатель ) | |
11 май 2010 10:28:28 |
Цитата: C-Real от 09.05.2010 22:36:50
Цитата2. Надо быть готовым к любым внештатным ситуациям, в т.ч. к вынужденной задержке. А тут без солнечных батарей НИКАК.
ЦитатаДа с такого, что с притяжением в 6 меньшим колеса будут опусаться в 6 раз дольше, это потеря управляемости и полезной работы движителей.
ЦитатаСначала посмотрите на багги, а потом на лунную тачку и сами все поймите. Она абсолютно не преспособлена для передвижения по пересеченной местности. Как и низкий протектор на покрышках.
ЦитатаАбалдеть, и это только для того, чтобы показать как насанафты оказались у очередного кратера?Мои ИМХИ ощущают абсолютно идиотическую абсурдность всех этих дейтвий. Глупость несусветная.
ЦитатаИ потом, представте, что на расстоянии 7 км произошла поломка этой тачки. Сколько понадобиться времени на пеший поход к ЛМ и сколько кислорода в запасе? При этом, насанафт будет много двигаться и волноваться.
ЦитатаТакже, не забывайте, что амы перестали "летать" на луну после шквала писем негодующих телезрителей, с примерным текстом: "Эти дурацкие высадки нас уже задолбали, они мешают смотреть наш любимый сириал!"
ЦитатаПосмотрите на ч/б картинку с ровером из моего предыдущего сообщения. Одна камера направлена в космос, другая на корпус ровера. На цветном фото выше, мы видим только один объект отдаленно напоминающий камеру(слишком малый диаметр объектива), но сектор обзора прекрывается проводом идущим к остронаправленной антенне. Вам это о чем то говорит?
pip ( Слушатель ) | |
11 май 2010 11:36:14 |
C-Real ( Слушатель ) | |
11 май 2010 13:27:23 |
an_private ( Слушатель ) | |
11 май 2010 14:04:57 |
Цитата: C-Real от 11.05.2010 13:27:23
ЦитатаПодлетают не только колеса, а весь драндулет. Это видно. Поэтому он должен подлетать как при 108 км/ч на Земле.
ЦитатаКроме, как нарочитой показушностью, эти действия оправдать нечем(это не японцы на автобусе по Парижам). Передача видеосигнала в реальном времени с очередной локации ровера не рациональна. Фотографии более информативны. Поясните, чем один кратер лучше другого и зачем ради этого ехать 19 км? Если есть смысл - напишите!
ЦитатаОчень хорошо. А теперь объясните, зачем было сворачивать всю программу? Вместо многочасовых трансляций в прайм-тайм, можно было ограничиться короткими новостными сюжетами и продолжать изучение луны, на благо науки и всего человечества.
ЦитатаТеперь цитата из хроник Аполлона-12: Конрад собрал первые образцы лунного грунта. Его ноги глубоко проваливались в лунную пыль, и ему приходилось высоко поднимать их при ходьбе. Пыль оседала на скафандр и все предметы, которыми пользовались астронавты...
Очень забавно. На объектив, значит, не оседала.
ЦитатаГде это "глубокое проваливание"?
C-Real ( Слушатель ) | |
11 май 2010 14:25:44 |
an_private ( Слушатель ) | |
11 май 2010 14:41:48 |
Цитата: C-Real от 11.05.2010 14:25:44
ЦитатаЧто тут непонятного? Притяжение в 6 раз меньше - подлетаем в 6 раз выше от идентичного наезда на кочку.
Передняя часть подскакивает и привод от задних колес доворачивает в положение "попой кверху" и насанавты начинают ходить на руках.
ЦитатаПонятно, у вас нет разумного ответа.
ЦитатаУгу, её в низины ветром задуваит..
C-Real ( Слушатель ) | |
11 май 2010 15:33:53 |
an_private ( Слушатель ) | |
11 май 2010 16:08:54 |
Цитата: C-Real от 11.05.2010 15:33:53
ЦитатаЯ не знаю. Поэтому они, наверное, и не полетели.
ЦитатаМне наплевать на ваши кубы и квадраты. Но я знаю, что на скорости 18 км/ч можно легко перевернуться и на планете Земля.
ЦитатаНа Луне эта вероятность увеличивается по формуле e*c(t/2+m1), т.е. в 5.7 раз
ЦитатаПростите, что они разглядят в своем Хуюстоне с таким паршивым телесигналом?
ЦитатаИ где эти образцы? Окаменевшая Антоновка у голландцев?
ЦитатаПриведите список литературы. Хотя, могли бы кратенько описать суть процесса. Уж извините, корки кфмн у меня пока нет.
ЦитатаВсе, замолкаю...
C-Real ( Слушатель ) | |
11 май 2010 19:23:09 |
an_private ( Слушатель ) | |
11 май 2010 19:43:37 |
Цитата: C-Real от 11.05.2010 19:23:09
ЦитатаВы видели как насанафты лихачили в павильоне?
ЦитатаПриятной демотивации, мой маленький друк.
ЦитатаЗаранее извините за легкий жанр.
C-Real ( Слушатель ) | |
11 май 2010 19:56:13 |
an_private ( Слушатель ) | |
11 май 2010 23:01:45 |
Цитата: C-Real от 11.05.2010 19:56:13
ЦитатаОни там чуть все декорации не переломали. Бухие, что с них взять.
ЦитатаОбъясни мне пожалуста, где эти чертовы следы? Где, ГДЕ, ГДЕ!!???
ЦитатаТы что там в глаза долбишься? Или ты слепой? У тебя со здоровьем все нормально? А с логикой как?
C-Real ( Слушатель ) | |
11 май 2010 23:17:35 |
Цитата
Демонстративный тупизм и идиотизм?Демонстративный тупизм и идиотизм?Троллизм классический.
Цитата
В общем надоело мне с этим выкидышем большака общаться - всё равно невменяем.
an_private ( Слушатель ) | |
11 май 2010 23:50:07 |
Цитата: C-Real от 11.05.2010 23:17:35
ЦитатаВот она где, игла кощеева. Тут у насафила начинается фрустрация. Запомните, друзья. Следы от драндулета не берутся.
ЦитатаСколько тебе платит госдеп, признавайся! Где ЗП получаешь? В посольство ходишь или на карточку перечисляют?
ЦитатаЧуть не забыл. Дорогой an_private, скажите, какая скорость была у Шкоды универсала в момент опрокидывания?
C-Real ( Слушатель ) | |
12 май 2010 00:05:05 |
Цитата
Заедь на пляж на машине и попрыгай вокруг неё часик. Никаких следов после этого не увидишь.
Цитата
Троллизм. Тупой.Какая разница? Опрокинуться можно и на 1 км/час. Обоснования 108 км/час будут?
an_private ( Слушатель ) | |
12 май 2010 12:31:50 |
Цитата: C-Real от 12.05.2010 00:05:05
Alex_B ( Слушатель ) | |
12 май 2010 13:34:16 |
l-mik ( Слушатель ) | |
12 май 2010 13:42:54 |
Цитата: C-Real от 12.05.2010 00:05:05
SEVER NN ( Слушатель ) | |
11 май 2010 16:11:34 |
Цитата: C-Real от 11.05.2010 15:33:53
pip ( Слушатель ) | |
11 май 2010 17:04:06 |
Цитата: C-Real от 11.05.2010 15:33:53
Alex_B ( Слушатель ) | |
11 май 2010 17:54:40 |
Цитата: pip от 11.05.2010 17:04:06
SEVER NN ( Слушатель ) | |
11 май 2010 18:04:35 |
Цитата: Alex_B от 11.05.2010 17:54:40
pip ( Слушатель ) | |
11 май 2010 18:05:39 |
Цитата: Alex_B от 11.05.2010 17:54:40
Alex_B ( Слушатель ) | |
11 май 2010 19:03:45 |
Цитата: pip от 11.05.2010 18:05:39
перегрев ( Слушатель ) | |
11 май 2010 19:28:42 |
Цитата: Alex_B от 11.05.2010 19:03:45
Цитата
Были созданы многочисленные стенды для огневой отработки не только одиночных двигателей, но всех полноразмерных ступеней ракеты. Каждый серийный двигатель штатно проходил огневые испытания до полета по меньшей мере три раза: два раза до поставки и третий – в составе соответствующей ракетной ступени.
Цитата
2. При прожиге температура сопла поднимается ВЫШЕ 200 градусов.
Цитата
На Луне эта вероятность увеличивается по формуле e*c(t/2+m1), т.е. в 5.7 раз
Цитата
что движение транспортных средств, в привычном понимании нашего слова (авто и др)
невозможны в принципе на других планетах, имеющих отличную от Земли гравитацию в сторону её уменьшения...
и чем эта зависимость больше, тем более невозможен сам принцип езды, в привычном понимании этого слова...
привязанного к ЗЕМЛЕ...
Alex_B ( Слушатель ) | |
11 май 2010 20:05:51 |
Цитата: перегрев от 11.05.2010 19:28:42
перегрев ( Слушатель ) | |
11 май 2010 21:54:06 |
Цитата: Alex_B от 11.05.2010 20:05:51
Цитата
Я уже не помню где, но встречал упоминания на материал двигателя Аполлона - жаропрочная сталь. Что логично: для топливной пары аэрозин-50 - тетраоксид азота этого достаточно. Поскольку охлаждение юбки сопла радиационное, то дополнительные слои покрытия снаружи и внутри - это увеличение теплового сопротивления и как следствие возможный перегрев сопла.
Цитата
А во-вторых, ЛЮБОЙ двигатель (за исключением твердотопливных, там это технически неосуществимо) прожигается МИНИМУМ один раз: на заводе-изготовителе. Я живу в Воронеже, а там у нас КБХА и мехзавод, которые делают ракетные двигатели для космоса и не только. Кстати, РД-180, на кором летает Атлас-5, разработан в КБХА. Так вот, регулярно с заводской площадки или полигона слышен рев прожигаемых двигателей. Не менее минуты на процедуру.
Цитата
В-третьих, Черток не от балды говорит, а на основании имеющейся у него информации. И я полагаю, что Черток куда более информирован, чем форумные тролли. Давайте теперь уличать во лжи Чертка: Черток тупой мудак, а перегрев типа светоч истины? Так, что ли?
Цитата
Вообще интересная логика: двигатели самой ракеты мы жжем три раза - для надежности. Но во всяком случае у нас есть САС, у нас есть возможность отцепиться и сесть если что пошло не так. Худо-бедно, а низкие орбиты как-то освоены. Но все равно двигатели РН жжем три раза. Для пущей надежности. После сборки двигателя, перед сборкой ступени, и саму ступень в целом прожигаем.
Цитата
А вот двигатели лунного модуля мы жечь не будем. Даже после сборки на заводе самого двигателя. Так что ли? Там, в 400 млн км от Земли нам типа пофиг надежность? запустится, не запустится, сопло поведется, камера прогорит, рванет во всю ивановскую... мы прожигать не будем, чтоб краска не облезла? Или не прожигать двигатели - это верх надежности?
Цитата
Где логика? НАСА тщательно педалировало окуенную для того времени надежность всех компонентов лунных миссий тем, что они на стендах на земле отрабатывали, проверяли и перепроверяли все абсолютно, потому вот так все надежно и получилось. А тут вы со своим - да не прожигали их на земле, потому и цветов побежалости нет.
C-Real ( Слушатель ) | |
11 май 2010 20:33:23 |
Цитата: перегрев от 11.05.2010 19:28:42
Freoner ( Слушатель ) | |
11 май 2010 20:48:23 |
Цитата: C-Real от 11.05.2010 20:33:23
problemsolver ( Слушатель ) | |
11 май 2010 20:05:03 |
Цитата: Alex_B от 11.05.2010 19:03:45
Дмитрий_9d1439 ( Слушатель ) | |
11 май 2010 19:06:28 |
Цитата: pip от 11.05.2010 18:05:39
Злюка ( Слушатель ) | |
11 май 2010 20:26:01 |
Цитата: pip от 11.05.2010 18:05:39
SEVER NN ( Слушатель ) | |
11 май 2010 15:14:20 |
Цитата: C-Real от 11.05.2010 13:27:23