Цитата: Поверонов от 03.10.2010 20:24:44
Сразу хочу заметить, что переходные процессы будет иметь смысл обсуждать только по результатам обсуждения самой модели.
Модель, конечно, впечатляет. Но, чтобы реализовать её, сначала надо добиться власти, т.к. уговорить
сегодняшних правителей вряд ли удастся.
Я хочу остановиться на переходном процессе к предложенному в модели денежному обращению, т.к. "деньги правят миром" в буквальном смысле, т.е. заставляют людей вести себя определенным образом (при золотом стандарте поведение людей весьма отличалось от сегодняшнего). Ежегодное обнуление счетов в предложенной модели сродни налогу на деньги по С.Гезелю, т.е. оставляет деньгам исконную их функцию - средство обращения. Вот как это видится (на примере Украины, для РФ отличий нет):
КОНЦЕПЦИЯ
антикризисной программы «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ»
Введение
сделать деньги такими, чтобы они так же, как и остальные товары, по словам немецкого предпринимателя С. Гезеля, «устаревали, как газеты, гнили, как картофель, и ржавели, как железо»… Таким образом, чтобы и продавцы, и покупатели товаров не хотели предпочесть такие деньги самим товарам. А чтобы деньги стали таковыми (С. Гезель назвал их «свободными деньгами», т.е. деньгами, свободными от процентов), надо ввести … плату за них (демерредж). Технически это можно делать, например, в виде наклеивания марки на денежную купюру ее владельцем в строго определенный день месяца, после которого купюра без марки становится недействительной и не принимается в качестве средства платежа. Марки владелец должен купить, т.е. это означает, что он платит за сумму денег, находящуюся в его руках, что неминуемо вызовет в нем желание поскорее избавиться от таких денег, потратив их на необходимые ему товары и/или услуги, а не наоборот – копить деньги, как это происходит сегодня.
Однако большинству людей действительно очень трудно понять, почему деньги лучше обложить "платой", чем допускать оплату процента. Это также трудно понять, как то, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля - вокруг Солнца. Мы понимаем, что это так, но нам очень трудно это себе представить. Поэтому эти программы не выходили на уровень государства.
1. Основные черты Программы
Если творчески осмыслить вышеприведенное и не впадать в крайности, пытаясь немедленно заменить процентные деньги на «свободные», то возможно создание системы, в которой оба типа обменов будут существовать в симбиозе, а также значительно ускорить решение многих региональных проблем. Введение в регионах страны демёрреджевой системы в действие будет одновременно и самым эффективным средством против кризиса, т.к. позволит:
1. Увеличить товарооборот, а, следовательно, и рабочие места. Ежемесячная экспирация (маркировка) расчетных единиц приводит к неслыханной их оборачиваемости! Именно это свойство позволяет говорить об их уникальной эффективности, которая, как известно, определяется формулой: «объем, помноженный на скорость обращения».
2. Получить дополнительный источник доходов для региональных бюджетов (27 - 30% за год чистыми от суммы выпуска, за минусом издержек обращения).
3. Заметно повысить объем коммунальных платежей, возможно даже решить пресловутые «тарифные проблемы» (повышение тарифов на воду и отопление).
4. Внедрить практику по - настоящему беспроцентных кредитов.
5. Уменьшить объём или даже вовсе отказаться от внешних заимствований (для страны).
В предыдущей главе раскрыта суть «свободных денег», однако в нашей платежной системе (точнее – системах), деньги использоваться не будут. Предлагаемая расчетная единица не соответствует определению «деньги», т.к. не имеет всех функций денег (функции накопления). Более того, ее эффективность именно в том, что она используется параллельно с гривной.
Как её назвать? По гражданскому праву, подходит – «расписка», а еще лучше – «радикс» (по-латыни: беспроцентные деньги). Регистрация «радикса» в качестве фирменной марки будет защитой от использования без разрешения и от подделок, как в случае любых других документов. (Да-да, каждый город зарегистрирует свой радикс!)
Регион (я бы не брал выше города) выпускает «радиксы» сроком на шесть месяцев, по истечении которого они могут быть обменены на обычные гривны. Соотношение «радикса» к гривне будет один к одному. Он вводится в действие через оплату услуг коммунальных предприятий, частичное финансирование (зарплата) программ СЭР, пособия по безработице и т.п. Для обеспечения обмена горсовету в момент экспирации потребуются «живые» гривны, которые, помимо бюджета или традиционного банковского кредита, можно получить из самого выпуска, поскольку марочная модель «радиксов» позволяет добиться самоокупаемости проекта. Однако самоокупаемость — дело десятое. Для успеха необходима добрая воля, по меньшей мере, двух сторон: людей, (сначала это могут быть безработные, пособие которым в настоящее время и так задерживается, пенсионеры, работники бюджетной сферы и т.п.) и торговцев, у которых эти люди закупают товары. Первые должны согласиться принимать «радиксы» в качестве платы, вторые — в качестве оплаты за товары. Поэтому необходима БОЛЬШАЯ разъяснительная работа.
Лицевая сторона «радиксов», будет похожа на картинку. На ней указывается стоимостный эквивалент (например, 10 грн), имя изготовителя, условия и сроки обмена на обычные деньги. На обратной стороне расположены 12 ячеек, на которые необходимо наклеивать марки (или другой способ погашения). Предлагается контрольным днем установить 15-е число каждого месяца. Значит, «радикс» может находиться в обращении со старой маркой 30 дней, а на 31-й день последний держатель «радикса» обязан наклеить новую марку (фактически можно и на 35-й день, просто 5 дней они будут выведены из оборота и это проблема их последнего владельца). Марка стоимостью в 2,0 % от номинала продается агентом, реализующим этот проект (уполномоченный агент). Номиналы предлагаются небольшие (в т.ч. с целью защиты от подделок): 10, 15, 25 грн. (20, 30, 50 коп – соответствующая плата за каждый номинал). При увеличении объема выпуска возможно введение бóльших номиналов – 50 и 100 грн, на которые будут наклеиваться марки стоимостью 1,5% (75 и 150 коп. соответственно).
Внедрение программы предлагается произвести поэтапно:
1. Выпускается объем 50 000 грн (цифра взята для города до 500 тыс. населения) и запускается в обращение на локальном рынке (в любом городе он есть). Это позволит увеличить товарооборот почти на 2 млн. грн. в м-ц, или 5,5 тыс. грн в м-ц на одну торговую точку. Чтобы заинтересовать ЧП в работе с ними, принимаются платежи за коммунальные услуги (вода, отопление) «радиксами». На этом примере показывается, что «радикс» - это локомотив экономики и «ломается» психологический барьер у населения.
2. Выпускается объем, равный сумме налогов в городской бюджет коммунальных предприятий (если это миллионы, то в 5 раз меньше) и принимаются платежи населения за коммунальные услуги. Как вариант: выпускается объем, равный сумме затрат на конкретный объект из плана СЭР и за счет этого происходит строительство объекта. На этом этапе, в силу конкуренции, прием «радиксов» начнут и другие предприниматели. Начинаем часть зарплаты (до 30%) выдавать «радиксами».
3. Одновременно запускается система беспроцентного кредитования, для чего часть поступивших «радиксов» ссужается уполномоченному агенту, а он выдает беспроцентные кредиты населению.
4. Через 6 м-ц подводятся предварительные итоги, и принимается решение о закрытии или о продлении программы на 1 год.
5. Через год подводятся итоги и если цели достигнуты, продлеваем Программу на срок, или бессрочно.