Но давайте дальше разберемся, что же означает уравнение (21.39), что именно у нас будет сплюснуто в γ раз. А сплюснутыми оказываются эквипотенциальные поверхности, которые «заморожены» относительно источника:
В то же время, сферические фронты волн φ по-прежнему распространяются со скоростью света во все стороны от тех точек, где находился источник в момент их излучения:
Подчеркну, что так выглядит картина распространения фронтов волн и эквипотенциальные поверхности в обеих системах отсчета (точнее, во всех инерциальных СО). В СО покоящейся среды, фронты волн распространяются по формуле:
(x – ξ)² + y² + z² = c²(t – ԏ)²
или, для i-ой единичной волны:
(x – v i dt)² + y² + z² = c² (t – i dt)²
При переходе в СО источника, воспользуемся преобразованием Галилея x = u + vt. Получим
(u + vt – vԏ)² + y² + z² = c²(t – ԏ)²
или
(u + v (t – i dt))² + y² + z² = c² (t – i dt)²
Это уравнение описывает сферические фронты волн, распространяющиеся со скоростью c и «сдуваемые» встречным ветром со скоростью –v. Галилей по-прежнему рулит, хотя теперь эквипотенциальные поверхности больше не выглядят так же, как фронты волн (см. предыдущий раздел).
Как я уже говорил, вывод уравнения Лиенара-Вихерта не содержит в себе ничего специфического только для уравнений Максвелла, для скорости света. Если уравнение для запаздывающего потенциала φ действительно корректно, то оно должно относиться ко всем другим волнам. В частности, тогда уравнение для звукового давления тоже должно включать в себя ЛВД множитель:
p = pₐa / (r’ –
r’∙v / c)) = pₐa / (r’ (1 – β cos α)).
При одном и том же значении r' (т.е. на поверхности сферы радиусом r' ), значения p будут отличаться – они будут максимальны спереди от движущегося источника и минимальны сзади от него. Давайте посмотрим, что произойдет, если мы будем постепенно уменьшать радиус r'. Очевидно, величина p будет возрастать обратно пропорционально уменьшению r', тогда как относительные значения p в разных местах сферы меньшего радиуса останутся такими же, как у сферы большего радиуса (в сферических координатах, зависимость p от углов θ и φ одинакова при любом r' ). Все более уменьшая r', в пределе мы дойдем до поверхности источника – сферы радиуса a. Прямо над этой поверхностью, давление pₐ тоже должно подчиняться зависимости
pₐ= pₐ₀ / (1 – β cos α)
где pₐ₀ – давление на поверхности источника (радиуса a), когда источник покоится относительно среды; оно одинаково во всех точках этой поверхности.
То есть pₐ(a, α) более не одинакова во всех точках поверхности источника, как мы постулировали вначале.
Но это означает, что в вышеприведенное уравнение для давления должно входить не pₐ, а pₐ₀:
p = pₐ₀a / (r’ –
r’∙v / c)) = pₐ₀a / (r’ (1 – β cos α))
что эквивалентно
p = pₐ(a, α) a / r’
Давайте разберемся, что это означает. Во-первых, это означает, что при движении источника в разных точках его поверхности давление различается. Спереди от источника (угол α меньше 90°), давление становится больше в 1 / (1 – β cos α) раз, а сзади (угол α больше 90°) – меньше. Вообще говоря, эта идея кажется достаточно логичной: благодаря движению источника, спереди от него жидкость, действительно, может стать плотнее, а сзади – более разреженной, по сравнению с покоящимся источником. Во-вторых, это означает, что давление на расстоянии от источника определяется именно распределением давления на поверхности источника, оно передается во все стороны без искажений (в «нулевом приближении»). А это означает, что уравнение Лиенара-Вихерта неверно.
Как это? А вот так – при выводе этого уравнения утверждается, что ЛВД множитель возникает именно из-за запаздывания, из-за того, что интеграл как-то там проносится над зарядом и т.д. Если же этот множитель возникает из-за того, что давление в разных точках поверхности источника неодинаково и имеет следующую зависимость
pₐ= pₐ₀ / (1 – β cos α)
то запаздывание и процедура интегрирования в движении здесь совершенно ни при чем. Собственно говоря, если зависимость pₐ от, допустим, углов θ и φ, в сферических координатах, имеет другой характер, то и давление на расстоянии от источника будет иметь точно такой же характер. Потому что совсем не обязательно, чтобы pₐ имела непременно такую зависимость:
pₐ= pₐ₀ / (1 – β cos α)
Зависимость эту надо определять отдельно, из других физических соображений. Даже если, допустим, для сферы зависимость именно такая, то для источника с другой формой поверхности она будет подчиняться какому-то другому уравнению.
Аналогично, для движущегося сферического заряда радиуса a мы получим, что потенциал φ у самой его поверхности подчиняется уравнению
φₐ= φₐ₀ / (1 – β cos α)
где φₐ₀ – потенциал рядом с поверхностью заряда (на бесконечно малом расстоянии от нее), когда заряд покоится относительно среды.
Это, по-видимому, означает, что при движении заряда его поверхностная плотность не одинакова в разных точках или объемная плотность неодинакова во всем объеме заряда. Теоретически, это можно проверить, если исследовать движение заряженной сферы в вакууме и перераспределение зарядов на ее поверхности. Причем измерять надо не напряженность электрического поля вокруг заряда (потому что одни и те же изменения поля можно интерпретировать по-разному, как в рамках «классической» теории, так и в рамках моей теории), а само распределение зарядов (или токи) на поверхности сферы. Но при тех скоростях, которые достижимы в настоящее время, зарегистрировать такое перераспределение зарядов будет не так просто.