Украина и украинско-российские отношения
206,376,534 348,958
 

  Бурбон ( Слушатель )
04 ноя 2011 22:55:35

Тред №359132

новая дискуссия Дискуссия  98

Чума в раю
Чтобы убежать от кризиса, Украине предлагают прыгнуть в пропасть




Ослепительно благополучный, прогрессивный и вечно правый Запад, куда всеми фибрами души должен стремиться каждый сознательный украинец, в одночасье поблек и пожух, словно глянцевая витрина дорогого магазина, разбитая уличным хулиганом...

На разных континентах Евроатлантики происходит нечто доселе невообразимое: «Великий лондонский погром», виселицы, установленные протестующими манифестантами на площади Синтагма в Афинах перед дворцом парламента Греции (к счастью для тамошних депутатов — пока еще бутафорские), продолжающиеся с октября минувшего года сотни митингов и манифестаций против экономической политики правительства во Франции. Еще пару лет назад невозможно было себе представить и незатихающие многотысячные акции протеста в Испании, с весны сотрясающие эту жемчужину Пиренейского полуострова.

На этом фоне что и говорить о ситуации в Новом свете — вот уже второй месяц (с 17 сентября) американцы пытаются оккупировать Уолл-стрит (www.occupywallst.org). А тамошние хакеры и вовсе намерены стереть сие средоточие сил мирового зла если не с лица земли, то хотя бы из интернета, начав свою благородную миссию повержения дракона с атаки на сайт Нью-Йоркской фондовой биржи. К недовольным экономическими реалиями американцам уже присоединились активисты из Канады и Австралии (www.occupytogether.org), движение ширится на Италию, Великобританию и другие страны.
Билет на «Титаник»

И только на Украине тишь да благодать — мы семимильными шагами движемся «в Европу», воплощая мечты двадцатилетней давности и не замечая тревожных событий, которые происходят в вожделенном евроатлантическом эльдорадо.

Читая репортажи с европейского финансового фронта, не перестаешь удивляться феноменальной наивности отечественных еврооптимистов — наметившийся прорыв в подготовке соглашения об ассоциации с Евросоюзом и создании зоны свободной торговли (ЗСТ) кажется им едва ли не отверзшимися вратами рая, за которыми Украину ждут материальное изобилие и политическое благоденствие.

Однако примеры Румынии, Греции, Ирландии и Португалии, делящих с Украиной первенство главных заемщиков МВФ, а также стран Прибалтики, Венгрии, Польши и прочих европейских полубанкротов, наглядно показывают, что членство в Евросоюзе не является гарантией процветания. Более того, уже забылось первое спасение Греции, после которого европейцы едва успели экстренно реанимировать здорово захворавшего «кельтского тигра» — Ирландию, но вот грекам уже снова требуется помощь, а толчки финансового землетрясения все явственнее слышатся и в других частях старой Европы — в Португалии, Испании, Бельгии и даже в Италии.

Одним словом, экономика Евросоюза явно нездорова, и ее хвори настолько очевидны, что сегодня уже не нужно быть экономистом чтобы их заметить — достаточно лишь следить за новостями. Украинская экономика также серьезно больна, но наивно думать, что активные евроинтеграционные потуги помогут нам выйти из кризиса. Скорее наоборот — если больного астмой заразить еще и гриппом, то вряд ли это поможет бедолаге чувствовать себя лучше.

По здравому размышлению, явные признаки кризиса в Евросоюзе должны бы стать причиной повсеместных сомнений если не в правильности европейского выбора Украины, то уж точно в своевременности активных евроинтеграционных действий, в частности заключения договора о ЗСТ с ЕС. Однако в последнее время наблюдается обратное: активность украинской власти на европейском направлении зашкаливает, а накал евроинтеграционной пропаганды кратно растет с ухудшением экономического положения в некоторых частях Евросоюза. Удивительна и двойственная позиция официальных представителей ЕС: высказывая недовольство некоторыми внутриукраинскими событиями, они ясно дают понять, что ЕС намерен заключить соглашение о ЗСТ с Украиной несмотря ни на что.

Но еще более поразителен настрой в партии власти — превозношение мнимых преимуществ евроинтеграции и одновременно резкое неприятие предложений по вступлению в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном.

На первый взгляд, это странная игра: Партия регионов всегда позиционировалась как пророссийская сила, она победила на выборах благодаря лозунгам дружбы с Россией, экономической интеграции в рамках СНГ и т. п. Казалось бы, что представители ПР должны бы теплее относиться к предложениям Кремля. Однако реалии отечественной политики демонстрируют обратное, а иные высказывания «регионалов» по накалу превосходят спичи националистов: «Очень плохо, если мы не получим ассоциацию и зону свободной торговли с ЕС, это нас откинет на много лет назад. Но еще хуже, если уступим России и пойдем в Таможенный союз. Тогда у нас нет будущего как у нации. Ведь Россия потянет нас на дно», — драматично агитирует «за Европу» Владимир Зубанов, один из заместителей главы парламентской фракции ПР3. Спич депутата в подобной тональности — отнюдь не единичный случай, таких примеров можно привести немало.

Комментировать подобные высказывания — дело неблагодарное, да это и не является предметом сегодняшнего разговора, равно как и собственно проблемы Евросоюза. Интересно иное — закулисные приводные ремни украинской евроинтеграции, выявить которые как раз и поможет анализ проевропейской пропаганды вместе с рассмотрением ситуации в целом, что позволит лучше понять направление развития страны, и к чему следует готовиться в ближайшее время.
Евроистерика

Отечественные «еврооптимисты» часто грешат тем, что, переусердствовав в противопоставлении «российского» и «европейского» путей интеграции Украины, иной раз срываются в какую-то истерику, и реклама достоинств ЕС превращается в банальную антироссийскую пропаганду.

Недавним примером подобной истерии в СМИ является материал в газете «Урядовий кур'єр» под названием «Таможенный союз — это прописка в гетто?»4. Даже в суровую эпоху президента Ющенко сложно было представить, что официальное издание центральных органов исполнительной власти разместит материал с подобным названием на первой полосе.

Содержание статьи — под стать заголовку: ссылаясь на безымянных «экспертов», автор безапелляционно утверждает, что Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана может законсервировать технологическое отставание стран-членов. Более того — он «навсегда прописывает своих участников в гетто под названием «третий мир»

Сей полет мысли, видимо, вызван желанием опровергнуть высказывание премьер-министра России Владимира Путина на инвестфоруме в Москве касательно экономической целесообразности для Украины вступления в ТС России, Белоруссии и Казахстана. Особенно задела автора статьи фраза российского премьера о неминуемом серьезном ущербе для экономики нашей страны в случае подписания соглашения о ЗСТ с ЕС вследствие невозможности полноценного выхода украинской аграрной продукции на европейский рынок, а также деградации и даже потери некоторых отраслей, в частности судостроения и авиационной промышленности.

Пытаясь опровергнуть Владимира Путина, «Урядовий кур'єр» ссылается на комментарий украинского вице-премьера Бориса Колесникова, который в эфире телеканала «Интер» попытался заочно оппонировать Владимиру Владимировичу, заявив, что не знает, «из каких соображений делаются такие выводы», и не видит проблем для нашей авиационной и судостроительной промышленности при создании зоны свободной торговли с ЕС.

Что ж, сделаем небольшое отступление и проанализируем положение, в котором сегодня находится глобальная экономика (и Евросоюз в частности) с точки зрения фундаментальных экономических процессов. А заодно возьмем на себя труд объяснить Борису Викторовичу, в чем он ошибается и почему в случае подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС все окажется именно так, как прогнозирует Владимир Владимирович...

Боливар выдохся


Хранция

Еще два года назад мы писали о том, что важнейшей, ключевой составляющей сегодняшнего мирового экономического спада является очередной циклический кризис перепроизводства (см. «Глобальный гамбит», «2000», №43(482), 23 — 29.10.2009). Главной причиной периодических кризисов является изначально присущий капиталистической системе конфликт между частной собственностью на средства производства и общественным характером труда, в результате чего совокупный платежеспособный спрос постоянно отстает от объема товарного производства, эта разница накапливается, что и приводит к экономической депрессии. Несколько упрощая, можно сказать, что в ходе циклических спадов капиталистической экономики происходит уничтожение «лишнего» капитала, т. е. стихийное приведение предложения в соответствие со спросом путем сокращения производственных мощностей.

Сегодняшняя ситуация усугубляется тем, что очередной цикл глобального спада наложился на структурный кризис западной экономики, а также совпал во времени с долговым кризисом. Сочетание этих факторов делает нынешний экономический кризис беспрецедентным в историческом масштабе: согласно исследованиям российских экономистов, около трети производственных мощностей в глобальном масштабе являются «лишними», а при самых удачных обстоятельствах начало следующей волны роста мировой экономики в новом кондратьевском цикле*состоится не ранее 2020 года.

   ______________________________
   *Циклы Кондратьева — периодическиe циклы мировой экономики продолжительностью 40 -- 60 лет. В середине 20-х годов прошлого века выдающийся русский экономист Н.Д. Кондратьев, опираясь на разработанную его предшественниками теорию среднесрочных экономических циклов и периодических кризисов, описал механизм функционирования больших циклов, получивших название Кондратьевских.

Впрочем, возможно, для Бориса Колесникова мнение российских экономистов не является авторитетным, поэтому стоит сослаться на выкладки их европейских коллег. Увы, они еще более пессимистичны: аналитики французского банка Societe Generale в июльском докладе (см. «Новый мировой порядок: когда спрос превышает предложение» (A new world order: When demand outstrips supply) утверждают, что нынешний кризис — это вторая понижательная фаза 60-летнего кондратьевского экономического цикла, которая закончится к 2030 г. и по масштабам падения вполне сравнима с Великой депрессией.

По мнению французских исследователей, в результате вывода производственных мощностей в азиатские страны (что, собственно, и стало важнейшей причиной структурного кризиса западной экономики) в глобальном масштабе произошло превышение предложения над спросом, которое они оценивают в 40% по состоянию на 2007 год.

Что это означает на практике в свете евроинтеграционных устремлений Украины? Очевидно, что в ближайшее время дальнейшее снижение спроса в мировом масштабе заставляет глобальных игроков думать о спасении собственных производств. К примеру, 2009 г. стал худшим в истории коммерческой авиации по причине самого большого с послевоенных времен снижения объема авиаперевозок ( 3,5% в пассажирском сегменте и е10,1% в грузовом со средней степенью загрузки рейса в 75,6% и 49,1% соответственно; убыток авиакомпаний составил $9,4 млрд.**).

   __________________________
   **По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA)

Авиастроители также пережили серьезный спад производства в 2008—2009 гг., поэтому стоит ожидать, что очередная волна кризиса и снижение заказов на авиатехнику заставит европейцев подумать о помощи собственным производителям.

В режиме свободной торговли с ЕС украинский рынок будет рассматриваться европейцами как свой, внутренний, а значит, программа помощи авиастроителям ЕС непременно будет включать меры по стимулированию украинских авиакомпаний к покупке европейской техники (в т. ч. и подержанной). Так что не только европейский рынок останется недоступным для АНТК им. Антонова, но и будет потерян внутренний — украинский рынок. Более того, в некоторых сегментах «Антонов» является потенциальным конкурентом для концерна Airbus, поэтому банкротство нашего авиапроизводителя, вероятно, будет одним из негласных пунктов европейской антикризисной программы. А надеяться, что отечественный производитель, выпустивший в 2010 г. всего два самолета, выживет вопреки всему — без защиты внутреннего рынка, поддержки правительства и под прессом ЕС, — по меньшей мере наивно.

И дело здесь не в зловредности европейцев, просто кризис перепроизводства диктует свои условия — недостаток спроса в мировой экономике говорит о том, что менее эффективные производственные мощности должны быть ликвидированы. Ничего личного, господа, и обижаться не стоит, просто Боливару двоих действительно не вынести.

Наглядным примером уничтожения «лишних» производств в ЕС является польское судостроение. Почему-то Борис Колесников считает, что украинские судостроительные заводы будут развиваться и кооперироваться «с голландскими и польскими партнерами». И здесь, похоже, Бориса Викторовича подвели собиравшие информацию помощники — как раз опыт Польши ярко демонстрирует печальные перспективы, которые ждут украинских кораблестроителей на тернистом евроинтеграционном пути.

В советскую эпоху верфи Гданьска, Гдыни и Щецина были мощными предприятиями, только Гданьская судоверфь производила около 30 судов в год. После распада СССР польское правительство субсидировало отрасль, но с момента вступления Польши в Евросоюз над верфями стали сгущаться тучи. Гром грянул в разгар мирового финансового кризиса: Еврокомиссия инициировала расследование касательно предоставления Польшей господдержки судостроительным предприятиям и признала некоторые эпизоды этой помощи противоречащими принципу свободной конкуренции. «Злые языки» утверждали, что за Еврокомиссией стояли лоббисты интересов немецких и скандинавских судоверфей, но, похоже, польское правительство не сомневалось в искренности помыслов еврочиновников относительно защиты святых правил честной и свободной конкуренции в ЕС.


Гданьска судоверфь ранее производила до 30 судов в год
  • +2.14 / 20
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!