Цитата: Юрий-Западная Сибирь от 19.08.2014 12:41:31Продолжу думки об Америке и американцах.
Следующее качество американцев мне чрезвычайно нравится. Это качество важно для рассмотрения будущего Америки. Впервые проявление этого качества я заметил в книге Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка». В книге Ильф и Петров в 1936 году путешествуют на автомобиле по Америке и описывают все, что они видят своими глазами. 1936 год - Америка еще не оправилась от Великой Депрессии. Наши писатели подбирают попутчика и разговаривают с ними. И этот человек спокойно рассказывает, что он потерял работу, у него ушла жена, его выгнали из дома, и сейчас он едет на родину к родителям. Наши писатели естественно из пролетарской страны и начинают американца агитировать в том, кто виноват в его жизненном крахе. А американец спокойно отвечает, что виноват только он сам, оказался недостаточно энергичным и умным, и он обязательно попытается начать снова. И потом, в Инете, я видел бесхитростные истории о жизненных крахах - все взрослые в семье потеряли работу, из за кредитов выгнали из дома. Семья в машине, дети с испуганными глазами на заднем сиденье, из имущества только то, что в багажнике. Жена спрашивает: «Куда поедем?». Муж отвечает: «На юг, там теплее». И едут, и поднимаются, вырывая у жизни свою судьбу. Причем, по моему, эту историю рассказали наши эмигранты. Американцы вообще не жалуются на свои жизненные неурядицы.
Вот это качество мне нравится - непотопляемость американцев. При жизненных неудачах они не скулят, не жалуются, не ищут виноватых, мобилизуются и, сжав зубы, работают, вырывая свой шанс у судьбы.
А вот еще одно качество американцев мне чрезвычайно неприятно. Это качество касается того, как они добиваются своих целей. Опять фантастика. Случилось так, что я не читал американскую фантастику с 90 годов и изрядно подзабыл. Тут попалась книжка «Шедевры американской фантастики», я решил перечитать. Это действительно были классики американской фантастики. И тут, при чтении с удивлением отметил, что главный герой постоянно предает. Предает своих друзей и сподвижников, любимую женщину. Особенно неприятен был эпизод, когда друзья ГГ спасают его, а когда опасность для ГГ исчезает, он просто убегает, бросая своих друзей. И оправдывается ГГ тем, что у него «Великая цель» и жизнь ГГ важнее, чем жизни его сподвижников, друзей и даже важнее, чем жизнь любимой. Поэтому пусть все выкручиваются сами, а ГГ пойдет своим путем в достижении «Великой цели». На четвертом произведении я «сломался» и бросил читать, стало противно. Тут я вспомнил «Унесенные ветром» и его невероятную популярность в Америке. Хотя, что там такого, это повесть о женщине нетяжелого поведения без особых моральных принципов. А когда я прочитал, у что американцев особое восхищение вызывает крик Скарлет в небо, где она кричит, что сделает все: будет предавать, убивать, красть, только чтобы ее семья больше никогда не голодала, стало ясно, что у американцев моральных принципов просто нет. В достижении своих целей американцы ограничены только внешними рамками. Полиция может поймать и посадить, общество может осудить и выбросить из своих рядов, жертва может дать сдачи. А если полиция разрешила «охоту», жертва безобидная, общество не осудит, то американцы «схарчат» любого (если, конечно это будет выгодно). А если коммерческого интереса у американцев нет, то в общении они просты, легки и приятны: не ноют, не жалуются на судьбу и обстоятельства. Так что при общении с американцами главное, не перейти из разряда «приятель, знакомый» в разряд «коммерческий объект» или, что еще хуже, «помеха на пути».
Выводы: В лице белых американцев имеем нацию прирожденных торгашей-бизнесменов-купцов. Американское общество имеет сетевую структуру. Особых моральных принципов у американцев нет. Они просто не понимают, почему нельзя, например, предавать - если это приносит выгоду. Соответственно единственный критерий оценки американцев – выгодно, невыгодно. Нация чрезвычайно мобильна и устойчива. Они как неваляшки - их мало уронить, нужно еще прижать чем-то, иначе поднимутся. По моему, списывать их из истории нельзя.
C удовольствием прочёл ваши два последних поста.
Выскажу своё ИМХО, т.к. ваши выводы имеют самое непосредственное отношение к переделу мира.
В постах много правильных наблюдений.
Вы совершенно правы, проводя линию от психологии индивидуума к психологии народа и далее – к политике государства. И даже к тому, в какой форме оно существует. Очень многие, не принимая во внимание эту цепочку, ошибочно оценивают как общественные явления, так и политическую стратегию государств.
А эти связи очевидны: любое правительство при любой форме правления не может не учитывать психологию населения, если оно (правительство) хочет чего-то добиться. Т.к. в конечном счёте, все делается народом: он строит, разрушает, воюет, рожает и т.д.
Поэтому, чтобы реализовывать свои цели, руководители (избранные, назначенные, захватившие власть – не важно)
должны точно знать, с кем они имеют дело. Как на уровне ларька, так и на уровне государства (и даже выше
).
Если «кадры» соответствуют поставленным целям – процесс идёт легко, если нет – цели могут накрыться м. тазом. Кадры решают всё (с)
Вы также совершенно правильно делаете вывод о базовых чертах основной массы американцев: они индивидуалисты (= эгоисты), торгаши (в широком смысле слова) без каких-либо моральных принципов (продать, предать, «убрать» со своего пути могут абсолютно всё и всех!).
Короче: человек человеку – шакал (не волк, волки – благородные животные).
Но некоторые ваши выводы из этих правильных посылок мне кажутся неверными.
Базовое свойство Человека (не «шакала»), отличающее его от многих животных (не всех!), – альтруизм. Т.е. способность приносить жертву (деньгами, удобствами, своей жизнью) ради других людей. Способность любить ближнего, как самого себя.
«Шакалы» обладают диаметрально противоположными базовыми, мировоззренческими качествами. Их основа - эгоизм. А вы это не всегда учитываете. Кстати, есть очень интересная книга, посвящённая феномену людей-«шакалов» (Диденко «Цивилизация каннибалов»).
По поводу ваших выводов.
1.
Общество шакалов не может быть «сетевым»! Там, где каждый хочет жить за счёт других, обязательно существует жесточайшая клановость и иерархия! Простой пример – формирование и существование любой банды. Внешне, её члены – как бы сами по себе. Их принадлежность к определённой структуре – не видна. Но сидит где-то пахан, который всем и заправляет. Причём пахан либо посажен сверху, либо буквально «выгрыз» это место зубами. Т.е оказался самым большим «шакалом». Американское общество (как и мафия) очень в этом смысле показательно. Оно исключительно жёстко структурировано и деньги – совсем не главный «билет» для входа во многие структуры. Об этом много чего написано.
2. Вам нравится американская настойчивость и предприимчивость. А мне от одной мысли об этих
их качествах становится неуютно. Мне нравится настойчивость Королёва, но мне совсем не нравится настойчивость киллера при выполнении заказа. Настойчивое желание американцев рулить всем миром для собственного блага может плохо кончиться для всех. Другими словами, настойчивость и предприимчивость всегда имеют знак: + или -.
3. Американское общество,
по сути, совсем не сетевое. Именно поэтому демократия на него «не легла». «Шакалы» готовы подчиняться «пахану» только в двух случаях: пока это им выгодно или пока «пахан» может их к этому принудить (промыванием мозгов или пулями).
Поэтому нет там никакой реальной демократии. Будущее США никак не может быть связано с тем, чего там нет, и чего там не может быть по определению (как нет демократии в стае хищников).
Будущее США связано только с тоталитарным правлением. Что есть сейчас, то будет и в будущем. Отличие в одном: сейчас их тоталитаризм «не виден», а в самом недалёком будущем будет открыто явлен. Слишком жёсткими мерами придётся приводить в чувство голодных «шакалов» и держать их в повиновении.
4. Из предыдущего пункта можно сделать вывод, что вы поторопились с новым понятием «сетевое общество». В реальном мире все общества пока только иерархические. И нет указаний на то, что в обозримом будущем будет иначе.
Это связано с особенностями принятия и реализации любых решений. Даже если решение принято голосованием, должен быть кто-то, кто координирует совместные действия при его реализации.
Поэтому ваш вывод: «По моему глубокому убеждению, сетевое общество намного более тоталитарно, чем иерархическое общество» не верен ввиду отсутствия этих сетевых обществ.
Кроме того, степень тоталитарности вы измеряете тем, в какой степени члены общества контролируют друг друга. А ведь этот критерий в первую очередь связан с психологией человека. «Шакалы» стучат друг на друга интенсивно и с упоением: сделал гадость – сердцу радость. А сколько пользы можно извлечь, если настучать на конкурента, на соседа, коллегу по работе и т.д. Огромное поле деятельности. Именно потому на западе с таким упоением следят друг за другом и постукивают, что там «человек человеку - шакал». У нас, кстати, наоборот: такое поведение считается подлым. Потому, что мы – не шакалы, шакалы не мы (в массе своей).
5. И с последним вашим выводом: «Все таки американцы действительно свободолюбивая нация. Рано или поздно произойдет переформатирование сетевой структуры в новую»
- в такой редакции не могу согласиться. Там произойдут существенные изменения, когда США превратится в государство негров и латиносов. И каким оно станет – никто пока не знает. Но обязательно там будет своя иерархия.