В 1946 году недавний премьер-министр Великобритании Черчилль произнёс ставшую знаменитой «фултонскую речь», в которой призвал весь западный мир к новому крестовому походу против СССР, тем самым, дав символический старт «Холодной войне».
До сих пор остаются вопросы, какие методы использовали и продолжают использовать США и их союзники против нашей страны, особенно в странах Ближнего Востока, где ранее «холодная война» порою приобретала оттенки открытого столкновения между сверхдержавами? Какие формы борьбы применялись и применяются в этом столкновении разведками? Почему Соединенные Штаты Америки, пусть временно, смогли добиться некоторых успехов? Достойно ли на выпады США стали отвечать нынешние власти России?
На эти вопросы и другие вопросы нашему изданию согласился ответить генерал-майор, бывший заместитель начальника Аналитического Управления КГБ СССР
– Я, генерал-майор КГБ СССР в отставке, во время своей работы в Комитете Государственной Безопасности СССР занимался вопросами анализа политической обстановки и ситуации в мире и подготовкой документов о том, как может главный противник СССР – США с их союзниками – ответить на действия нашей разведки и политические шаги руководства СССР. До этого я довольно длительное время проработал в Первом Главном Управлении КГБ СССР.
Фултонскую речь» Черчилля мы ощущали на протяжении всей службы в КГБ СССР во многих сферах. Это касалось и отношения сотрудников спецслужб – и в плане обмена информацией, и в плане определенных обязательств. Я думаю, что и сейчас мы ничего нового не должны услышать. Мы должны были всегда быть готовыми к защите своего Отечества предписанными методами, силами и средствами, а также политическим авторитетом. Поэтому, лично меня нисколько не удивляет, что сейчас со стороны Запада и прежде всего США, идёт такая экспансия, и включаются такие средства, которых много у современных политиков, диапазон средств огромен, и он всегда будет неисчерпаем.
Многое политиками используется довольно нагло и цинично, и мне кажется, что уже надо принимать какие-то выверенные политические решения, чтобы осадить нашего уже зримого врага.
Они пытаются стереть все наши глубокие гуманитарные замыслы. Ведь мы призываем бороться с терроризмом и террористическими явлениями, которые на сегодняшний день опять ощущаются. Такая тема, как наёмничество, опять оживает, и её активно поддерживают наши противники. И, на мой взгляд, не всегда уместно указывать пальцем на те или иные спецслужбы. Наше кредо – не допускать двойных стандартов в обмене информацией, по части мер, необходимых для профилактических действий – в особенности, в отношении террористов. Списки террористов фиксируются, и не в той степени, в которой хотелось бы, потому что в создании подобных явлений спецслужбам известно, ради чего и зачем они создаются и финансово поддерживаются.
) Николай Платонович Патрушев не единожды говорил об этой проблеме на Совете Безопасности. Необходимо контролировать реальную молодёжную среду, способствовать формированию у молодёжи политических и иных взглядов на происходящие в мире явления, напрямую касающиеся нашего государства.
Скрытый текст
– Но кто же сейчас, после У. Черчилля, ненавидевшего СССР, и с 1920 года финансировавшего через агентуру «МИ-6» и своего человека в спецслужбах Англии Сидни Рейли террористическую организацию разных белогвардейских союзов, является автором нового «крестового похода», но уже против России?
– На сегодняшний день – кто угодно. Те же англосаксы, ещё с создания СССР, всегда «любили нас», и это из-за большой зависти, и больших амбиций, и наша теперешняя самостоятельная позиция в тех или иных политических решениях не дает им покоя. И в этом списке можно назвать, безусловно, США, и поддерживающую их в ряде ситуаций Европу, поддерживающую санкции, направленные против России. Поэтому, чтобы бороться с этими явлениями и «пятой колонной», нужно определить вектор направленности, наши идеалы, которые необходимо развивать и поддерживать…
– Говоря о молодежи и о влиянии на ее мировоззрение, Вы имели в виду выход в ряде городов России молодежных групп в защиту осужденного Навального?
– Я все-таки сторонник того, чтобы Навального не признавать, как политическое явление, для меня он уголовник, который, кстати сказать, еще не рассчитался за воровство «Киров-леса». И то, что он давно не сел, пройдя по этому делу, я отношу к недоработкам моих коллег. Я, честно говоря, и не знаю, кто такой политик Навальный?
Понятно, откуда берутся подобные ему явления. Они инспирируются, и сам механизм их создания в мире понятен, это происходит, когда рождаются разные «цветные революции», так называемые майданы. Наш президент Владимир Путин принял грамотное решение – не отвлекаться и не создавать Навальному имидж борца с режимом, который страдает за свою политическую деятельность.
Я бы хотел одного – чтобы Навальный понял, что в таком-то направлении «танки не пройдут», и он, видимо, и сам понял, что стал ненужным инструментом для той политической игры, в которой счел себя гроссмейстером в руках тех, кто его крепко держал. Пусть те, кто стоял за Навальным, знают, что на сегодняшний день у России, образно говоря, «броня крепка, и танки наши быстры, и наши люди мужества полны»! И никто с плохими замыслами в нашу страну не прорвётся.
– Вы упомянули об уголовном, но не о политическом деле Навального. Как-то Владимир Крючков упомянул, что большая часть агентуры ЦРУ или ФБР, еще до своей вербовки американскими спецслужбами, скомпрометировала себя, и половина агентов ФБР могла бы пойти по уголовным статьям американского правосудия… По-Вашему, это тот же случай?
– Как же по-иному, всегда, когда спецслужбы США, то ли ЦРУ, или ФБР начинают еще подготовку к вербовке кого-то интересующего их объекта. А Вы вспомните судьбу панамского диктатора Норьеги, наркобарона – пока он США устраивал, он мог творить, что угодно, и держать путь наркотиков во всей Латинской Америке. А, что касается вербовок, то они изучают всё, что могут узнать о нем, его слабости и привычки. Какую марку сигарет он курит, какие женщины, блондинки или брюнетки, ему нравятся. В связи с чем я вспомнил вербовку заместителя, а затем исполняющего обязанности резидента в Лондоне О. Гордиевского, которого по моим данным, «подцепили» еще в Дании, когда он в Копенгагене мог шляться по местным борделям. Скорее всего, его там и сняли на плёнку в окружении дамочек определенного вида, причем, это могла сделать местная полиция. А дальше – передала этот компромат англичанам, с которыми у датчан всегда были хорошие отношения.
– Сам он во время выступления по НТВ, из Лондона, заявил, что его к измене подтолкнул ввод танков СССР в ЧССР, где наша армия, по его мнению, вела себя, как фашистские оккупанты в 1941 году…
– Это было в 1968 году (кстати к анализу ситуации в ЧССР, я, как знающий чешский язык и обстановку в странах социалистического содружества – ещё майор ПГУ – был причастен), а измену он совершил через лет десять, когда он работал в Дании… Что же он, как чайник, простите меня, под давлением «кипел» все это время? Люди, которые его, кстати, неплохо знали, отмечали, что он, как я выше сказал, грешил по части женщин. Греши себе, но надо же знать, какие могут возникнуть обстоятельства, если ты этим занимаешься за рубежом, ты являешься советским дипломатом или разведчиком, то обязан знать, что такой твоей слабостью может и когда-то точно воспользуется местная контрразведка, чтобы тебя скомпрометировать. И надо подумать – а стоит ли это вообще, находясь за рубежом своей страны делать? Ведь когда к тебе подойдут, причём неожиданно, и начнут на тебя давить – сможешь ли ты их послать или нет? Какие у тебя обстоятельства в семье или на работе, что, в общем, ты будешь колебаться? И конечно, это обстоятельство было ими против Олега использовано. Он признается в своей книге, что его на женщинах и взяли. И те, кто его хорошо знал, говорили, что при выездах в краткосрочные командировки в скандинавские страны и в ФРГ он мог посещать публичные дома. Ведь контрразведка той страны, где ты работаешь, знает о тебе гораздо больше, чем тебе кажется!
– Один из начальников Управления «К» А.Т. Голубев, к сожалению, ныне покойный, ответил на мой вопрос относительно предполагаемой гибели пресловутого бен Ладена следующим образом: «Мавр сделал дело, мавра, как много знающего о делах ЦРУ, надо убрать!»…
– Я полностью разделяю мнение Александра Титовича, поскольку бен Ладен был еще со времен Афганской войны на территории ДРА взращен Центральным Разведывательным Управлением. Он – опасный террорист и посредник между инструкторами ЦРУ и главарями душманских бандформирований, именно под его началом и опекой «вырос» в Афганистане известный главарь террористов на Кавказе Хаттаб. И представьте себе, сколько и о чём он мог поведать, если бы его пути, как религиозного фанатика, разошлись бы с ЦРУ, о работе и финансировании террористических движений США на Ближнем Востоке, он мог бы поведать иностранным корреспондентам! Такой свидетель всегда был и остаётся опасен для спецслужб любой западной страны, которая имела связи с террористическими движениями во всем мире. Свидетелей таких работ и ЦРУ, и британская разведка – когда те становились им не нужными – старались убрать, это метод работы большинства западных спецслужб.
– В своих мемуарах «Разведка и Кремль» начальник Четвертого Управления НКВД – МГБ СССР П.Судоплатов пишет, что главной задачей для США после 1947 года стало уменьшение влияния СССР на независимые и соцстраны, и увеличение своего политического влияния на них. Свидетельствуют ли, по Вашему мнению, события на постсоветском пространстве и в Европе об активной работе американских спецслужб?
– Это не новость дня. Она шла и продолжается, и будет продолжаться. Причём, она будет идти, пока существуют государства и государственные институты.
Такие инструменты, как спецслужбы, всегда будут принимать в этой борьбе участие. Здесь будет очень уместно вспомнить старика Даллеса, директора ЦРУ, и его стратегию, и направление, которые им были выбраны в тот период. Методики, как по тем условиям, что новое – это хорошо забытое старое, поэтому здесь ничего не изменилось, и в большей степени будет усугубляться. Все зависит от бюджета, а спецслужбы сильно от него зависят. Главное – правильная постановка задач, и пути их решения будут непременно показаны и осуществлены.
– Вы сказали, насколько сильно спецслужбы США зависят от бюджета, выделенного на их работу Конгрессом. Работник Управление «К», причастный к вербовке О. Эймса, давая мне интервью, утверждал, что она удалась нашим разведчикам, поскольку он видел, как директор ЦРУ нагло врёт, пугая президента США мифической «советской угрозой». Хотя, кто-кто, а Кейси (директор ЦРУ США в 1981-1987 годы – прим. ред.), прекрасно знал, что экономика нашей страны, на 1985 год, уже выдыхается и не позволит СССР выдержать гонку вооружений, но ему хотелось получить для разведки Америки большие ассигнований. По Вашему мнению, истерия, поднятая вокруг взрыва в Чехии, или обвинения во вмешательстве «русских хакеров» в американские выборы – не есть ли это продолжение «игры» за увеличение бюджета для спецслужб, коих в Америке примерно полтора десятка?
– Я думаю, что мы преуспели во многом, и спецслужбы России многое знают и многое умеют. Американцы надеются на то, что Россия не будет влиять на их политику? Они могут влиять на нашу политику – и мы также в состоянии влиять на их политику, и предпринимать ответные меры. Также мы на сегодняшний день в состоянии держать их в определенном «напряге», и не только потому, что они утверждают, что Россия занимается ядерным шантажом. У нас и интеллекта хватает, чтобы интеллектуальными ресурсами влиять на их политику и дипломатию, как в мире, так и в Европе. В.Путин молодец, он осуществляет гуманные миссии, в отличие от болезненных миссий, которые проводит американская администрация.
В какой-то момент руководство США почувствовало, что мы где-то ослабли, и, в связи с этим они стали проявлять наглость, но в ряде ситуаций мы показали, что становимся экономически независимой страной, и стали отвечать адекватно.
– Что Вы имеете в виду?
– Сегодня на Западе «популярны» Боширов и Петров – якобы сотрудники ГРУ ГШ ВС РФ, которые «отравили» в 2017 году в Лондоне Скрипалей, а недавно «выяснилось», что они устроили какие-то взрывы, причем несколько лет назад в Чехии, о которых почему-то так долго и СМИ, и спецслужбы Запада молчали. Об этом смешно говорить и приводить, как «пример работы» за рубежом спецслужб нашей страны, поскольку ни СВР, ни ГРУ здесь не при чём. Подозревая нашу страну, они делают это цинично и нагло, обвиняя спецслужбы России во всем негативном, что происходит в мире. Но это глупо и бессмысленно.
– США объявили в качестве санкций списки граждан РФ, не имеющих право въезжать в их страну. Как Вы считаете, Россия правильно пошла по тому же пути, закрыв въезд ряду политиков и бывших руководителей спецслужб США, включая бывшего директора ЦРУ Вулси, вынужденного подать в 1994 году в отставку с поста, в связи «делом Эймса»?
– Из всех историй, связанных с развязыванием каких-то кампаний, на мой взгляд, только СМИ, как «демократические» российские, так и западные, заявляют, что во всем должен быть виновен В.Путин и Россия. Может мы и неправильно сориентированы в работе с прессой, или не имеем того потенциала, который позволил бы четко и емко ответить на все эти выпады, но мы стараемся.
Как разумные люди, мы пока, на мой взгляд, больше бездействуем по поводу каких-то агрессивных действий со стороны противников. И на сегодняшний день важная задача, в том числе, и российских спецслужб – урегулировать возникающие конфликты, не создавая поводов к их обострению.
– Из некоторых СМИ можно узнать о формировании с подачи инструкторов ЦРУ на территории Украины и стран Прибалтики специальных команд из националистов, готовых, по примеру спецслужб фашистской Германии Абвера и СД, к заброске в Крым и в другие регионы России…
– С моей точки зрения, когда предлагается к действию подобный сценарий и по всему миру идет активное развязывание политических и военных интриг, можно с уверенностью сказать, что они это и делают. И что они стали тем инструментом, который пытается эту ситуацию немного раскачать в нужную сторону. И их, конечно, трудно поймать за руку, но можно смело предположить, потому что никто, включая президента Байдена, не скрывает как военно-экономическую помощь Украине, так и сотрудничества по линии спецслужб. Ведь ещё по ходу событий на майдане, только ленивый не знал, что в Киеве тогда присутствовали специальные службы США, перечень которых уже хорошо известен всему миру…
– Насколько можно судить даже из российских СМИ, там были и «зеленые береты» из спецслужб быстрого реагирования США, прошедшие Вьетнам и Югославию…
– Наёмничество – это одна из тем, где мы не находим взаимопонимания. Надо честно и откровенно без двойных стандартов бороться с этим видом деятельности. Кто-то опять создаёт новую горячую точку, вовлекая Россию в этот незатухающий конфликт. На мой взгляд, не надо России участвовать в этом безобразном замесе, и сейчас надо применить все силы, что и делают власти России, несмотря на выпады в их адрес, и сохранить какой-то относительный нейтралитет и не поддаться на провокационные действия президента Украины Зеленского.
– Как Вы считаете, правильно ли руководство России стало вести себя, помогая отстаивать свои интересы народам стран Ближнего Востока, как Сирии и возможно Ирану?
– А как же можно поступить по-другому? Конечно, очень жаль, что так получилось с лидерами Ливии и Ирака М.Каддафи и С.Хусейном, особенно первым, который подвергся дважды в 1986 году, из-за слабости и предательского политического курса Горбачева, налету ВВС США на столицу своей страны Триполи. Ведь он был одним из главных союзников СССР на Ближнем Востоке, не дававшим и после 1991 года США и Великобритании «разгуляться» в этом регионе. Благодаря ему, ПГУ прекрасно знало, какие планы вынашивают ряд главарей душманских банд в ДРА. А также, сколько денег каждая арабская страна – от Саудовской Аравии до Ирана – жертвует тем же душманским бандам в Афганистане, что было для руководства СССР не менее важно, чем разведывательные сведения из стран ближневосточного региона. Но, слава Богу, что после тридцатилетнего равнодушия руководство России поняло, как опасно не поддерживать на Ближнем Востоке своих вернейших союзников. И дай-то Бог нам опять прийти к тому сотрудничеству и взаимному пониманию, какое было у СССР с лидерами развивающихся стран Ближнего Востока.