Не верю я в интернациональную любовь. Думаю, это из области иллюзий, - всем хочется верить, что нас кто-то где-то любит, вот и занимаемся самовнушением. В реальности, мне представляется, по отношению к другому, даже близкому народу, всегда присутствует доля антагонизма, хотя бы самая мизерная (на уровне шуток про сало и анекдотов про чукчей).
В целом отношение к народу зависит от ряда объективных факторов:
1. от текущей коньюнктуры, отображаемой зомбиящиком. Включая, кстати, не только политпропаганду, но и степень культурной экспансии. Так, симпатия к Америке в мире прямопропорциональна количеству вестернов, попсы, и прочей кока-колы, наводняющей мировое информационное пространство.
2. от фактической состоятельности государства. "Любят" сильных. На самом деле, не совсем любят, конечно, а боятся / уважают / завидуют / в лучшем случае - восхищаются с оттенком опаски. Слабых - игнорируют / презирают / ненавидят.
3. от исторической ретроспективы. И здесь всё несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Понятно, что народы, столетиями ведущие друг с другом нескончаемые войны, вряд ли друг друга "полюбят" (не даром здесь упоминали латиносов и португальцев, с которыми нам действительно никогда ничего делить не приходилось). Но есть менее очевидные зависимости. Прослеживается аналогия с психологией межличностных отношений. Мы любим других за то хорошее, что сами для них сделали, - сказал кто-то из классиков. Истинно и обратное: мы ненавидим других за то, что они были свидетелями нашей низости (совершенной нами подлости, нашего унижения, проявленной нами слабости и пр.). Это ненависть иррациональная, а потому лютая, самозабвенная и непримиримая.
Вот, например, в ряде стран Европы не любят немцев. Дескать, Гитлера им простить не могут ("рационализация" называется). Ага, как же. Если бы дело было в Гитлере, то давно простили бы, - немцы уже тысячу раз раскаялись, а рациональная ненависть со временем изживается. На самом деле они им до сих пор не могут простить собственную слабость, трусость и унижение, когда сдавали свои города и страны без боя, прогибаясь перед "непобедимым" Гитлером. Заметьте, у русских неприязни к немцам практически нет.
Аналогичным комплексом объясняется нелюбовь к СССР. Об этом рассказал ещё Александр Сергеевич, да так, что лучше не скажешь:
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?.. Чьи-то бывшие колонии / губернии / провинции люто ненавидят народ бывшей метрополии. Причём чем в большей степени под опекой метрополии им удалось развить свою культуру и всяческий прогресс, тем более люто ненавидят. А если при "разводе" удалось учинить бывшему сюзерену какую-нибудь подлянку, то ненависть к нему будет тотальной и непреодолимой.
Вот примерно так.
И кстати, насколько я наблюдаю, почему-то именно русских постоянно мучит экзистенциальный вопрос "почему нас не любят". Другие народы относятся к этому более прагматично, - ну, не любят, и хрен с ними. Вся Европа - сплошной клубок змей, но никто себе в голову особенно не берёт, что со всех сторон сплошные недоброжелатели ;).
А наш комплекс дюже блокирует рациональное мышление народа. Это ему мы обязаны нескончаемым нытьём определённой части общественности на предмет того, "а что скажет Запад". В ответ на каждое адекватное действие в интересах собственной страны раздаётся один и тот же унылый хор: "... вот поэтому-то нас никто и не любит ...
".
Изживать этот комплекс надо срочно и безжалостно!
Отредактировано: aelita - 30 авг 2008 03:54:14