О пользе религии для общества (Наброски к краткому курсу экспериментальной Теософии) Давайте рассмотрим историю Человечества в масштабе исторического времени. Грубо примем, что «квант» исторического времени сравним со временем смены поколений. (примем такую терминологию: очень быстрое, мгновенное событие – 1..20 лет; быстрое – 100..200 лет; медленное, стабильное, устойчивое - >1000 лет).Что же мы увидим? А те самые хаотические процессы: быстрое возникновение обществ, орденов, партий, этносов, государств, империй, …., и такое же быстрое их исчезновение или трансформация во что-то другое. И все это на массовом фоне флоктуаций (образований, просуществовавших десяток-другой лет) почти мгновенных. Но, внимательно присмотревшись, мы, на фоне виртуальных и нестабильных «элементарных частиц», уже с удивлением, замечаем частицы стабильные, долгоживущие. Их, как и положено, не много.
Одно из таких долгоживущих образований – Православная церковь. Представьте себе: она практически не изменилась за последние полторы тысячи лет. Если вы всерьез задумаетесь, то поймете, что это почти невероятно. Любое сообщество самых что ни на есть единомышленников, любая партия, группа, образованные с самыми благими целями, распадаются на глазах. Алчность, зависть, тщеславие, глупость разъедают все не хуже царской водки.
Откуда такая стабильность у Православной церкви? (или Католической церкви? или Ислама? …) Действительно, все эти организации состоят из обычных людей, со всеми перечисленными выше пороками. Значит, в основу этих учений положены идеи, которые сильнее человеческих слабостей. Значит, в этих организациях сохранили мудрость тысячелетий и люди, управляющие этими организациями, воспитываются так, что мыслят именно в масштабе исторического времени (то, что утратили современные, по крайней мере европейские, политики ). Значит эти люди видят цели и задачи, которые нам уже не доступны. (Мы же воспринимаем все только на уровне льготной торговли табаком, и все гадаем, кто там был агентом КГБ...)
Поймите, будь это иначе, Православная церковь уже давно бы исчезла, как исчезла, например, КПСС. Это экспериментальный факт. Тут ссылались на кодекс строителя коммунизма, как на равноценную замену Православия в нашей стране. Где этот кодекс? Где этот коммунизм? Помните у Гегеля: «Все существующее – целесообразно»?. КПСС этой целесообразности хватило на 70 лет. 70 лет и 2000 лет – почувствуйте разницу.
Вот научное подтверждение моего тезиса.
Интересная обзорная статья о научных исследованиях феномена религиозности. Рассмотрение, естественно, с атеистических позиций.
Небольшой отрывок:
«Интересные результаты дал сравнительный анализ разнообразных замкнутых коммун и общин, которых очень много возникло в США в XIX веке. Среди них были как религиозные, так и светские (например, основанные на идеях коммунизма). Оказалось, что религиозные общины в среднем просуществовали гораздо дольше, чем светские (см. рисунок). Это хорошо согласуется с идеей о том, что религия способствует просоциальному поведению (верности общине, готовности жертвовать личными интересами ради общества). Более детальный анализ показал, что выживаемость религиозных (но не светских) общин напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений накладывала община на своих членов, чем более «дорогостоящие» ритуалы им приходилось выполнять, тем дольше просуществовала община.
……
Сравнительный анализ разных человеческих культур показал, что те культуры, в которых принято верить в Бога или богов, следящих за моралью, распространяются гораздо быстрее и охватывают большее число людей, чем те, в которых боги безразличны к морали.
……
Все эти направления исследований находятся пока на начальных стадиях развития, и поэтому нерешенных вопросов осталось еще очень много. Однако уже сейчас более или менее ясно, что религиозность может способствовать просоциальному поведению и повышать жизнеспособность группы, хотя этот эффект проявляется не всегда и имеет ряд ограничений.»
Обратите внимание, что все долгоживущие этносы и суперэтносы, которых тоже не много, имеют в своем основании одну из таких стабильных организаций, одно из таких учений. Это тоже экспериментальный факт. Обратные примеры отсутствуют.
А теперь ответьте: Будучи руководителем нашей страны, зная, чувствуя, эти вещи, как бы Вы ответили на вопрос: Православие или атеизм? Даже, если бы Вы сами были атеистом. Не поняли бы Вы, что вопрос стоит по другому: Православие или небытие?
Отредактировано: ProUrsine - 02 фев 2009 15:01:51