Виктор Михайлов: я - ястребЦитируется по: Виктор Михайлов, я - ястреб, ОПУБЛИКОВАНО 03.02.2013
12 февраля 1934 года родился первый министр Российской Федерации по атомной энергии академик РАН Виктор Никитович МИХАЙЛОВ.
Мы публикуем отрывок из автобиографической книги В.Н.Михайлова "Я - "ястреб". Полный текст книги доступен по адресу
http://www.iss-atom.ru/book-8/hawk-2.pdf.
Подземный ядерный взрыв: стоя на командном пункте в нескольких километрах от горы, вы сначала видите, как сделала вдох гора, а потом, спустя несколько секунд, подойдёт ударная волна в грунте - будто с берега прыгнули в лодку, где твёрдое дно, а вас плавно качает.
Как бывалый теоретик-испытатель, а это не сразу приходит, уже по этим признакам понимал, что сегодня разум человека проник ещё в одну тайну природы. Были и неудачи - когда природа-мать не хотела делиться своими тайнами и не прощала ошибок человеку.
Вообще говоря, физика - наука экспериментальная. Это мостик между двумя экспериментами. И не всегда, и не каждому удавалось построить красивый мост, по которому от одного эксперимента можно было твёрдо пройти к другому, в глубь неиссякаемых тайн природы.
Редко, но бывало, когда гора после вдоха выдохнет вдоль штольни на устье грозное облако смертельной радиации. И вот на этот случай правильно выбранная синоптическая ситуация должна обеспечить безопасность персонала на командном пункте и жителей островов, удалённых на многие сотни километров от места взрыва.
В любом случае бригада по снятию диагностической информации о процессах ядерного взрыва должна вернуться к месту испытания в аппаратурные диагностические трейлеры. Иногда это можно было сделать спустя сутки после взрыва, но, как правило, через несколько часов и всегда, когда радиационная обстановка в районе установки трейлеров будет уже нормальной.
Однажды после такого исхода испытания я задержался на командном пункте, где вместе с руководителем службы радиационного контроля чётко отслеживал по приборам растекание радиационного потока по местности.
Обычно движение происходит в приземном слое по водостоку с гор, вдоль рек и долин. Медленно радиация продвигалась к командному пункту. Дозиметры, установленные в тундре, чётко отслеживали фронт этого движения. На командном пункте почувствовали запах сероводорода - это под действием взрыва разлагались кристаллы пирита, а их здесь в породе великое множество.
Мы вдвоём вышли из дозиметрического трейлера-домика. Командный пункт был пуст, а до этого здесь находились несколько сотен человек. Вдали увидели полевой автобус, который на большой скорости мчался по дороге к причалу, где на такой случай нас ожидал сторожевой корабль для эвакуации. Про нас просто забыли.
К сожалению, в этой ситуации командование и персонал полигона оказались не на высоте. Забыв про нас, всё бросив, включая личные вещи на вертолётной площадке, в панике они кинулись убегать, кто к вертолётам, кто к пирсу, где стоял сторожевой военный корабль, хотя уровень радиации на КП (командном пункте) был ещё достаточно низок для профессиональных работников.
Мы подошли к своему "газику" и тронулись тоже к причалу. И здесь я увидел, как к нам бегут щенята с собакой, которые жили под нашим домиком на КП. Мохнатые и милые малыши, а впереди них - мама.
На севере живут прекрасные собаки, они беззаветно любят людей и вместе с ними приходят на новое место, и вместе уходят. Собаки очень чувствуют необычную ситуацию. Вообще о новоземельских собаках, особенно с ядерного полигона, этих верных спутниках нашей кочевой жизни, можно написать много замечательных слов.
Мы остановились, я открыл настежь дверцу, и вся лохматая семья моментально оказалась у меня в ногах. Их преданные глаза сверкали от радости и смотрели на меня с любовью. Вот это любовь! Это трудно забыть.
Не могу не рассказать про свою любимицу - Белку, помесь сибирской лайки с дворняжкой.
Её мордашка напоминала лисью, а сама была коричнево-белого цвета. Мы с ней очень подружились, ходили вместе в тундру, и не раз она показывала мне своё искусство ловить леммингов - полярных полевых мышей, очень похожих на наших хомячков. Это забавные и непуганые животные тундры с пышной шерстью. В плохую погоду они забирались к нам в комнаты и часто проводили целые ночи, стоя на задних лапках с закрытыми глазами где-нибудь в углу комнаты. Удивительная идиллия ночного рандеву!
В тундре Белка ловко закапывала запасные выходы лемминга, а главный начинала разрывать своими ярко-белыми зубами. И вот, гордая и счастливая, с леммингом в зубах она влюблённо и с достоинством смотрит на меня, как бы угощая. "Вот какая я ловкая!" - говорят её блестящие глаза.
Однажды мы с ней поднялись на значительную высоту, около 600 метров, к месту выброса грунта от одного из подземных ядерных взрывов в 1969 году. Диаметр воронки - метров сорок, а глубина - сотня метров. Белка, не доходя метров десять до края воронки, села на задние лапы и завыла, как голодный волк. Мне стало жутко.
Я подошёл ближе к краю воронки, лёг и посмотрел вниз: как труба, воронка, затягивая воздух снизу из проходки аварийной штольни, с которой она соединялась, со свирепым свистом выбрасывала его прямо мне в лицо. Да, инстинкт безопасности гораздо больше развит у животных, чем у нас.
На следующий год Белка уже не встречала меня на пирсе - полярная тундра бесследно поглотила её. Коротка жизнь бездомных собак на Севере, как и везде.
В тот памятный случай с паникой мы вернулись в посёлок Северный и на КП для снятия диагностических результатов опыта только спустя сутки. Сутки мы болтались в Баренцевом море.
Уже не было связи, так как на время опыта объявлялось радиомолчание. Смешная ситуация: командир полигона - адмирал - с нами на судне, и никакой связи с гарнизоном. Я посоветовал ему возвращаться к штольне. Швартовка сторожевого корабля в проливе Маточкин Шар была очень трудной. Дул сильный ветер, временами мгновенно налетал снежный заряд, сильный снегопад. Тогда даже свет от осветительной ракеты не пробивал эту снежную массу.
Матрос ловко спрыгнул с высокого борта сторожевого корабля на обледенелый, естественно, пустой пирс и принял конец каната для швартовки. В снежной пурге это напоминало сказку о русском богатыре.
Всё обошлось без происшествий. Мы возвратились на КП и к штольне для снятия диагностических данных. Вся информация была получена благодаря применению нами специальных систем долговременного хранения данных регистрации.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе
Послание Галатам Павла апостола