7
Общественная организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» была учреждена 9 февраля 2013 года. С тех пор прошло полных 4 года, в течение которых активисты по всей стране помогали обратившимся семьям в случаях, когда семьи подвергались незаконным действиям должностных лиц. В целом такие незаконные действия, связанные с изъятиями детей из семей, характеризуются как ювенальные технологии.
Для обращения в РВС был создан горячий номер 8 (800) 100-97-24. Этот номер указан на сайте РВС:
http://r-v-s.su/. По этому номеру круглосуточно дежурят операторы-добровольцы. Позвонивший может получить первичную консультацию и дать необходимую информацию для дальнейшей передачи активистам, работающим по месту проживания обратившегося. Оператор заводит задачу в общей базе данных, а в дальнейшем ее ведет активист РВС. Активист на месте встречается с обратившимся, оценивает ситуацию, и если находит действия должностных лиц по отношению к семье незаконными, то берет задачу в работу. Обратившийся в этом случае пишет обращение в РВС об оказании помощи (Приложение 1), согласие на обработку персональных данных (Приложение 2) и согласие на фото-видео съемку (Приложение 3). После этого активист знакомится со всеми документами, имеющими отношение к проблеме, находящимися в распоряжении обратившегося в РВС. Далее активист обязан выяснить позицию должностных лиц, так как проблема должна быть изучена со всех сторон. При необходимости на активиста составляется нотариально заверенная доверенность от обратившегося. После этого и в течение всей работы активист заполняет статистическую карточку по задаче (Приложение 4), которая состоит из двух частей: то, что сообщает нам обратившийся и то, что сообщают по случаю должностные лица (КДН, органы опеки).
Позитивно оконченные случаи, когда детей удалось вернуть, мы заносим в специально созданный «Семейный альбом». Здесь мы кратко описываем проблему, ее решение, а также прикладываем фотографию воссоединенной семьи. Наличие большого числа таких хорошо окончившихся дел указывает на распространенность незаконных действий должностных лиц при работе с семьями. Тот факт, что часть обратившихся к нам семей имеет некие признаки неблагополучия, не означает, что должностные лица могут обращаться с ними не по закону. В целом же, проблемы семьи требуется решать через улучшение социальной обстановки: наличие работы в глубинке, развитая инфраструктура детства (детские сады, школы, кружки, спортивные секции и т.д.), наличие доступной медицинской помощи, вытрезвители и т.д. Без всего этого ситуация будет только ухудшаться.
За четырехлетний период с 2013 по 2016 гг. активисты РВС зафиксировали более
1200 разного рода задач по всей стране. Из них обращений по вопросам семьи
652. Из этих обращений активистами признано правомочными, то есть содержащими незаконные действия должностных лиц по отношению к семье или требующими юридической консультации
416 случаев, что составляет
64%. Целью данного аналитического исследования являются
262 обращения, связанные с незаконным изъятием детей или угрозами их изъять. Далее в отчете будет идти речь только об этих 262 обращениях.
На рис. 1 показано число обращений по поводу незаконного изъятия детей и угроз изъятий. Число обращений по поводу незаконных изъятий
159, а по поводу угроз изъять детей
103. Число обращений по поводу изъятий превышает в 1,5 раза число угроз изъятий.
На рис. 2 показано соотношение статусов обращений на конец февраля 2017 года. Из 262 обращений, связанных с изъятием детей или с угрозой изъятия, 60% завершены и семьям оказана различная помощь. Иногда эта помощь заключалась только в консультировании по телефону. Этого бывает достаточно, чтобы семья сама решила проблему с неправомерными действиями должностных лиц. Чаще активисты помогают более плотно: юридическим консультированием, составлением обращений в разные инстанции, представлением обратившегося в различных инстанциях вплоть до суда, помощью в ремонте жилищ, другой материальной помощью, оплатой работы адвоката. 40% обращений находятся в работе. Это могут быть недавно полученные обращения, по которым уже начата работа. В некоторых случаях судебные тяжбы длятся не один год.
На рис. 3 показана доля детей, незаконно изъятых из семьи или находящихся под неправомерной угрозой изъятия. В 53% обращений из семьи изымают или угрожают изъять 1 ребенка. В 25% случаев - 2 детей. В 22% случаев - от 3 до 7 детей. Не всегда изымают или угрожают изъять всех детей из семьи. Здесь указаны только те, по поводу которых было обращение в РВС.
На рис. 4 показано распределение по возрасту младшего ребенка, незаконно изъятого из семьи или находящегося под угрозой изъятия. 48% детей находятся в возрасте младше трех лет. 18% детей изымали или угрожали изымать в возрасте 4-5 лет. 28% детей - от 6 до 12 лет. 6% - это подростки от 13 до 18 лет. Скачок числа детей в возрасте от 6 до 12 лет является незначимым в виду неравномерности возрастных интервалов. Необходимо обратить внимание на то, что половина детей изымается в возрасте младше трех лет. Детей такого возраста легко можно усыновить или передать под опеку либо замещающим родителям. Возможно, что в этом и состоит интерес в изъятии этой возрастной группы детей.
На рис. 5 показано число обращений в РВС по поводу незаконного изъятия детей из семьи и угроз изъятия по регионам Российской Федерации. Нами зафиксированы такие случаи в 58 регионах и городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Красным на графике показано число изъятий детей, а фиолетовым - число угроз изъятия. Цифра возле каждой колонки показывает сумму изъятий и угроз. Можно видеть, что десяткой лидеров по числу обращений в РВС являются (в порядке убывания): Москва, Московская область, Новосибирская область, Санкт-Петербург, Пермский край, Волгоградская область, Татарстан, Челябинская область, Ростовская область, Нижегородская область.
Число обращений в РВС по регионам зависит как от плотности населения региона, так и от наличия и числа активистов, работающих в регионе. Анализ этих показателей нельзя абсолютизировать. Но все же наша работа показывает, что на появление таких ситуаций влияет правовое обучение детей и внедрение в регионах телефона доверия для детей и родителей. Правовое обучение детей до достижения ими определенного возраста ведет к тому, что дети свои права понимают как вседозволенность в виду психологической возрастной особенности. Эта возрастная особенность не дает детям ощущения ответственности и не позволяет им просчитать последствия своих поступков. В нашей практике есть случаи, когда дети клеветали на своих родителей из-за незначительной обиды. Они звонили по телефону доверия, чтобы сообщить о жестоком обращении с ними. Такие дети были тут же изъяты из семьи, а возвращение их составляло проблему несмотря на то, что дети признавались в своем лжесвидетельстве, и фактов жестокого обращения не было.
Также представляет интерес информация о том, какие службы или НКО в регионах занимаются обучением сотрудников опек, КДН, образовательных учреждений и медработников. В связи с тем, что существующее семейное законодательство имеет пробелы и неясные толкования, имеет место субъективизм в оценке опасности нахождения ребенка в семье. Вопрос, является ли это субъективизмом или сотрудники были так целенаправленно обучены, требует специального исследования.
На рис. 6 показано, какие документы были выданы семье при изъятии детей (только изъятия, без угроз). В 60% случаев семье не выдавались никакие документы, акты не составлялись. Колонка "Выданы документы" состоит из двух частей, составляющих в сумме 27% от всех обращений по поводу незаконного изъятия детей. В 20% обращений в РВС детей изымали по ст. 77 СК РФ с соответствующими документами и процедурами. В 7% случаев дети от их родителей изымались по безнадзорности с составлением соответствующих документов. При этом ситуация, при которой детей изымали от их родителей не характеризуется как безнадзорность: родители или ближайшие родственники были вменяемы и дети находились под надзором. Колонка "Другое" содержит случаи, составляющие вместе 13%. Из них 7% родителей и опекунов составляли на месте договор о помещении ребенка в социально-реабилитационный центр или договор о социальном обслуживании. Такие договора составлялись и подписывались под давлением сотрудников, пришедших с проверкой. В нашей практике были случаи, когда законные представители несовершеннолетних, будучи юридически неграмотными и запуганными, подписывали даже пустые бланки. В 6% случаев дело касалось опекунских семей, у которых изъятие сопровождалось расторжением договора опеки.
Из всех обращений в РВС, связанных с изъятием детей либо с угрозами изъятия, 15% обращений так или иначе связны с опекой. На рис. 7 показаны доли от общего числа таких обращений: 3/4 связаны с нарушением прав на родственную опеку, а 1/4 связана с расторжением договора опеки без серьезных на то причин.
На рис. 8 показаны доли обращений, распределенных по типу населенного пункта проживания обратившегося. 44% обратившихся проживают в городах-центрах регионов России. 30% заявителей проживают в других городах страны, в основном это средние и малые города. 26% обратившихся проживают в сельской местности. Так как число обращений в РВС зависит от числа активистов и известности РВС, то представляется естественным, что в крупных городах обращений больше, а в сельской местности меньше. Но, к сожалению, практика показывает, что степень юридической грамотности уменьшается при удалении от региональных центров не только у обратившихся, но и у должностных лиц, незаконно изъявших детей или угрожавших сделать это.
Выводы:1. С 2013 по 2016 года Общественной организации защиты семьи "Родительское Всероссийское сопротивление" удалось помочь в борьбе с незаконными действиями должностных лиц более, чем 150 семьям;
2. Наблюдается наибольшая заинтересованность в незаконном изъятии 1 ребенка в возрасте от 0 до 3 лет;
3. Десяткой лидеров по числу обращений в РВС являются (в порядке убывания): Москва, Московская область, Новосибирская область, Санкт-Петербург, Пермский край, Волгоградская область, Татарстан, Челябинская область, Ростовская область, Нижегородская область;
4. В 60% случаев обращения в РВС о незаконном изъятии детей должностными лицами не было выдано никаких документов;
5. 3/4 обращений в РВС, связанных с опекой над детьми, имеют нарушение прав на родственную опеку;
6. 44% обратившихся в РВС по поводу незаконного изъятия детей или угроз их изъять проживают в городах-центрах регионов России;
7. Четыре года работы активистов РВС показали, что ювенальные технологии уже внедрены в России, хоть окончательно не узаконены;
8. Ювенальными технологиями охвачены практически все регионы страны.
Приложения:
Приложение 1. Обращение за помощью.Приложение 2. Согласие на обработку персональных данных.Приложение 3. Согласие на фото- видеосъемку. Приложение 4. Статистическая карточка.
http://vognebroda.net/