Был очень удивлён, и потому не могу не поделиться.
Пару дней назад в очередной «перекур» включил себе одну из «моих» песен в You Tube — дать мозгам расслабиться и отдохнуть. А потом, пока слушал, взял да и прокрутил немного вниз и почитал по диагонали комментарии (чего обычно не делаю). И вот тут и поимел сюрприз.
Песню я слушал из времён моей молодости - «Эти летние дожди», когда Пугачёва ещё была Пугачёвой
http://www.youtube.com/watch?v=oB1jHfaMVYI&feature=related ( YouTube - Алла Пугачева - Эти Летние Дожди ).
Послушайте её.
А потом уже прочтите там же этот краткий комментарий (он шестой-седьмой по счёту, под ником GriffinGarcon). Человек прослушал эту чудесную песню, как и Вы только что, и вот его реакция на неё: «Почему перестройка вдруг оказалась кошмаром?»
Ни фига себе отклик на светлую лирическую песню?!
Больше всего, однако, меня поразила гармоничность, с которой я этот чисто фрейдовский комментарий воспринял. В результате не пожалел времени и послушал мои «самые-самые» песни, на которых вырос (почти все слышал "живьём" на концертах). И всё подтвердилось: и это странное, щемящее, чисто «фрейдовское» ощущение, и аналогичные комментарии раз за разом, таких же, как я, после каждой песни.
Причём самое удивительное — это полное единомыслие и созвучие душ в самых разных уголках планеты. Я ведь рос и трудовую биографию начинал в разных странах, и любимые песни-певцы у меня поэтому тоже из разных стран.
Если кто захочет вслед за мной попробовать и проверить эти странные ощущения, то вот краткая выборка из того, что я прослушивал (и где комментарии читал).
http://www.youtube.com/watch?v=BkLTN2ataZk&feature=related YouTube - Serge Lama -
Je suis malade Лама эту песню написал, после того как попал в жуткую аварию. Её даже, наверное, ещё лучше исполняет Далида, но я для неё тут другую песню выбрал.
http://www.youtube.com/watch?v=VMUz2TNMvL0&feature=related YouTube - Janis Ian -
At Seventeen (Live, 1976) Иан мне чем-то напоминает Пиаф: она такой же «воробышек», на сцене её почти не видно. У неё плюс к голосу и искренности - удивительная техника игры на гитаре; в маленьком зале совершенно завораживает.
http://www.youtube.com/watch?v=jaos-mul9Vs&feature=related YouTube - Александр Градский "Как молоды мы были". Когда в мои первые студенческие годы Градский иногда приходил на совместные концерты Машины времени и Високосного лета (мы им аппаратуру возили-таскали), то я даже «был с ним знаком».
http://www.youtube.com/watch?v=sh7FpFLY1p4 YouTube - Константин Никольский "Музыкант" - 1992 Меня всегда очень обижает, когда говорят по неведению, что эта «программная» песня моего студенчества — песня «Машины времени».
http://www.youtube.com/watch?v=XBW-UEbOfyQ&feature=related YouTube - Edith Piaf -
Milord Я чуть-чуть не успел: мой покойный отец попал на её самый последний концерт, а я в Париж к нему приехал только через две недели после её смерти. Так что «живьём» я Пиаф не слышал, но всё детство благодаря отцу прошло и под её песни тоже. Выбрал поэтому не мою любимую из её песен, а отца — в память и о нём (вот Марию Каллас — в «Кармен» - я его стараниями успел живьём в Гранд-опера послушать, и никогда не забуду. Спасибо отцу!)
http://www.youtube.com/watch?v=XGXoTbfI26k&feature=related YouTube - Nana Mouskouri -
The Power Of Love Самый чистый и самый волшебный из всех голосов, которые мне довелось слышать.
http://www.youtube.com/watch?v=cBMDX2sR27U&feature=related YouTube -
Ne me quitte pas Jacques Brel. На концерте я сидел в партере впереди и всё видел: он всю песню пел с закрытыми глазами, и из под век у него текли слёзы. Но вообще у этой песни очень странная история с двойным дном.
http://www.youtube.com/watch?v=jvqSCDeLY0o&feature=related YouTube - Francoise Hardy -
Voilà (1967)
http://www.youtube.com/watch?v=ujfqB1CD6VA&feature=list_related&playnext=1&list=MLGxdCwVVULXeXyymVraRu7ya19vDGIV8f YouTube - Joan Baez -
Sweet Sir Galahad http://www.youtube.com/watch?v=BXeR5qigLyw&NR=1 YouTube - Marie Laforêt -
Daniel Не обязательно слушать все три, достаточно одну любую на выбор — как иллюстрация того, что может «просто» женщина без всяких современных прикрас и выкрутас (клипов), которые собственно и пришли на смену "моим" песням.
http://www.youtube.com/watch?v=NXn-iY7bJTU YouTube - Paul Simon,
Graceland http://www.youtube.com/watch?v=x0rMSHdi5Jw&feature=related YouTube - Léo Ferré -
C'est extra (1969)
http://www.youtube.com/watch?v=odkzSYpo4oE&feature=related YouTube - Elvis Presley ♪♪
Bridge Over Troubled Water, My Way.flv
То же самое (можно послушать любую из трёх песен на выбор) — но про «просто» мужчин. (Элвиса Пресли я живьём никогда не слышал.)
И напоследок — чуть ли не единственная из песен «нового русского поколения», которую я воспринял (хотя живьём Анжелику Варум никогда не слышал): YouTube - Анжелика Варум - "Городок"
http://www.youtube.com/watch?v=MDa3MvXs-iw .
Собственно, я бы мог ещё много песен в список включить (Нани Брегвадзе «Тбилиси» и Далида «Mourir sur scène», например), но уже хватит. Потому что если так вот послушать полчасика те песни, на которых вырос за первые тридцать лет жизни, из которых сложился собственный внутренний музыкально-песенный мирок, - то и появляется тут же гармония в восприятии с тем чудаком, который на песню Пугачёвой о летних дождях откликнулся вроде бы как с бухты-барахты болью за кошмарную перестройку. Действительно: больно, что вот что-то такое красивое потеряли; ушло оно, пропало.
Причём я бы наверняка списал бы всё на уже подступившую ворчливую старость и на горькую русскую судьбу. В молодости трава всегда зеленее...
Но, повторяю, поскольку я и жил, и певцов слушал в самых разных странах, из которых только наша перестройку пережила, то меня больше всего и поразило, что и у них, от перестройки не пострадавших, реакция от нашей не сильно отличается: им тоже без таких песен плохо.
И уже совсем поразили комментарии самых молодых — 15-16 летних. У них-то откуда эта грусть?
Или, значит, ещё не всё потеряно?
P.S. Во всех песнях в моём списке слова, естественно, не просто слова, а поэзия. Так что, в принципе, если кого-то и впрямь заденет - готов по просьбе как-то белым стихом пытаться переводить.
Ошибаться всё-таки лучше, чем ничего не делать.