Интересный взгляд на Маркса
К ДВУХСОТЛЕТИЮ КАРЛА ГЕНРИХОВИЧАСегодня, 5 мая 2018 года, исполняется 200 лет Карлу Марксу, одному из самых великих мыслителей в истории человечества.Нельзя сказать, что этот юбилей совсем обошли стороной. Только у меня взяли интервью на эту тему канал «Культура» и китайское агентство «Синьхуа». Фильм на «Культуре» вышел вчера, я его еще не видел и поэтому не знаю, есть там мое интервью или нет. Но судя по тому, что пишут те, кто его посмотрел, нет, поскольку я говорил о Марксе как о великом человеке, а фильм оказался не очень. Что касается китайцев, то проверить, что они напишут, я не могу, а заставлять свою дочь искать соответствующий контекст не хочется (да и не настолько она хорошо еще знает китайский).
По этой причине хочется все-таки несколько слов о Марксе сказать. Разумеется, со своей колокольни.
Итак, мне кажется, что главное достижение Маркса в экономической науке и в философии состоит в том, что он первым сказал, что капитализм конечен. Да, Антонио Серра еще за 200 лет до Маркса понял, что капитализм — это система постоянного углубления разделения труда. Да, Адам Смит первым сказал, что в ограниченных системах углубление разделения труда рано или поздно останавливается. Но именно Маркс осознал, что, в связи с ограничением Земли — рано или поздно капитализм должен закончится, поскольку закончится его главный инструмент развития, постоянное углубление разделения труда.
Всё остальное, то, что потом получило название «марксизм» — это лишь попытка создать инструмент описания и собственно описание того, что должно прийти на место капитализма. Как получилось, что получилось — это можно обсуждать, критиковать, развивать, восхищаться… Но пробил стену и открыл совершенно новое поле для исследований именно Маркс! И потому он, безусловно, заслуживает восхищения и даже преклонения.
Отметим, что та страна, которая наиболее ярко продвигала Маркса в ХХ веке, СССР, возникла как раз вопреки теории Маркса. В рамках его понимания возможности для мировой пролетарской революции возникли только сейчас, когда вся планета стала единым рынком. А тогда, сто лет назад, в 1917 году, Революция в России стала некоторым уникальным явлением, для которого понадобилась новая теория. Которая так до конца и не была разработана, что, скорее всего, и стало причиной гибели СССР, о чем, кстати, предупреждал незадолго до своей смерти (или, скорее, гибели) Сталин, который говорил о том, что если не разработать новую экономическую теорию, то, скорее всего «нас сомнут».
Теорию, кстати, не создали до сих пор. То, что сделали мы за последние 20 лет — это объяснение того, что происходит, но не понимание того, что нужно делать. Мы работаем в этом направлении, но пока яркого прорыва не получилось.
И в заключение еще один тезис. Почему я считаю, что ХХI век станет веком Маркса.
Дело в том, что, как я уже выше отметил, уровень концентрации капитала достиг такого масштаба, что все рынки в мире стали едиными. И это означает, что либо мы должны совершить откат назад, в начало ХХ века, и по технологиям, и по уровню жизни, или же должны, наконец, начать переход к новому, посткапиталистическому миру.
Сам по себе этот переход может быть очень длинным (напомню, что переход от позднеантичного к феодальному способу производства занял несколько веков, становление капитализма тоже лет двести), но он не может не использовать в качестве базовой теории работы Маркса и его последователей.
Да, сама окончательная теория может там, в будущем, выглядеть достаточно экзотически по современным представлениям, но все равно, в ее основе и в ее языке не могут не быть базовые идеи Маркса. А если философ и экономист актуален и через 200-300 лет после своего рождения — он по праву входит в список наиболее великих мудрецов за всю историю человечества!