Экономические реформы в СССР

9,902 12
 

  Старый Хрыч russia
06 май 2019 20:30:36
! Модераториал
Дискуссия  378

Исторический раздел модерируется. На всей его "территории" действуют, без каких либо ограничений и исключений, Правила ГА. 

 В разделе категорически запрещаются:
- борцунство в любом виде
- выяснения отношений и переход на личности
- оскорбления оппонентов в ходе дискуссий
- перенос скандалов на другие ветки с жалобами и обвинениями оппонентов, в т.ч. в "Вопросы пользователей"
- оверквотинг (излишнее цитирование). Рекомендую оставлять при ответе лишь небольшую часть цитаты, и пользоваться спойлером. Не повторяйте в постах фото, рисунки.
Настоятельно рекомендую использовать ссылки на приводимые (цитируемые) материалы, и не использовать на ветках материалы из сомнительных источников.
- ведя дискуссию, будьте вежливы. Не занимайтесь провоцированием оппонента с иными взглядами, отличными от Ваших.
 Все посты, содержащие грубость, хамство, признаки троллинга оппонентов, нецензурную брань, оверквотинг, борцунство и т.п., будут удалены без предупреждения, допустившие  нарушение Правил, при этом могут быть наказаны

С уважением С.Х.
Отредактировано: Старый Хрыч - 06 май 2019 20:30:48

 
  • Фильтр
rat1111
 
russia
С.-Пб
24 года
Слушатель
Карма: +398.83
Регистрация: 07.10.2011
Сообщений: 41,559
Читатели: 74
Реформа Хрущева
Дискуссия   732 9
Переношу отсюда
Цитата: сапёрный танк от 05.05.2019 12:11:04А работающие министерства и ведомства, промышленные артели, мелкие частные магазинчики и лавочки (где хозяин и швец, и жнец, и на дуде игрец) какое отношение имели к мобилизационной экономике? Мобилизационная экономика - экономика, когда всё, абсолютно всё, планово и лимитировано. Начиная от кораблей и самолётов, кончая иголками и гвоздями. и не моги потратить больше. А тем более не туда. Та же система госуправления перестроилась или почти перестроилась на мирные рельсы. Сокращение армии шло постепенно, по мере готовности нархоза принять освобождавшиеся рабочие руки. А не "миллион двести" за два года.


Все, абсолютно все даже теоретически "планово и лимитировано" быть не может. В самой экономике при планировании закладываются некие запасы, некоторые излишки могут возникать в зависимости от внешних факторов (например объем произведенного продовольствия зависит от погодных условий), ну и плюс в некоторых узлах социальной системы возникают излишки локальные (например ответственный работник по сравнению со среднестатистическим гражданином СССР). Если взглянуть на долю артелей&Co в экономике СССР на начало 50-х - то артели давали 6% ВВП. Это вполне достаточно, чтобы "утилизировать" (и не дать уйти на черный рынок) эти самые излишки. Но совершенно недостаточно для экономики мирного времени. целью которо является "всеерное удовлетворение потребностей трудящихся". Не ограниченного количества "ответственных работников", а именно - "массового трудящегося".
Для сравнения:
 - в экономике мирного времени СССР времен НЭПа на 28-й год "несоциалистический сектор" давал 56% национального дохода
- в экономике мирного времени современной РФ неконтролируемая государством часть - 30-40% ВВП
Т.е. - в разы больше - чем "сталинские" артели и мелкий частник

Более того, полностью государственная полностью плановая экономика в принципе неспособна функционировать в "режиме мирного времени" - мешают фундаментальные причины - теорема Котельникова

Попробуйте провести мысленный эксперимент
Представьте, что вы - директор чулочно-носочной фабрики и Партия поручила вам обеспечить население района носками. "Просто носками". Ну и готово выделять вам в соответствии с годовым планом необходимые ресурсы - станки, ЗИП, пряжу, черную краску и т.д. Думаю, вы без труда справитесь с этим.
А теперь - все тоже самое. но вам надо не "обеспечить население" носками, а "удовлетворить потребности" в носках разных цветов. Все. приплыли. Потому что у вас план и выделенные ресурсы - на год, а потребительский спрос имеет бОльшую частоту колебаний. Более того - узнавать об изменениях спроса - вы будете с минимум квартальной задержкой - т.к. магазины. которые имеют информацию о спросе находятся в министерстве торговли, а вы - в министерстве легкой промышленности и отчеты из другого министерства попадут к вам когда рак на горе свистнет

Даже если вы замените "директора фабрики" - "председателем артели", а "государстенный магазин" - "частной лавочкой" - вы решите только последнюю проблему, но никак не проблему фондов (и доставки вам этих ресурсов, кстати), которые планируются на год.

для решения этой принципиальной проблемы есть два пути:
1. Выводить целые отрасли экономики из под единого государственного планирования с передачей функций управления в этих отраслях на уровень предприятий
2. На порядки увеличивать частоту планирования (Период планирования даже теоретически должен быть минимум в четыре раза меньше периода планируемых процессов)

Реформа Хрущева с образованием совнархозов - это попытка идти именно по этому пути. За счет дробления экономики по территориальному принципу предполагалось достичь существенного увеличения частоты планирования.
Другой вопрос, что в рамках развитой индустриальной экономики попытка создать из единой экономики несколько десятков слабосвязанных "экономик". замкнутых в размере области - это путь в никуда. В лучшем случае в никуда. Вполне закономерно реформа провалилась и следующая попытка (реформа Косыгина) была уже по "первому пути"
Впрочем, Хрущев не первый столкнулся с проблемой управляемости экономики СССР как единого целого и идея решить ее путем дробления по территориальному принципу первому пришла в голову не ему. Реформа Хрущева - это продолжение сталинской реформы системы управления 1938-1939 года с образованием республиканских отраслевых наркоматов и дроблением экономики СССР на экономики союзных республик. 
PS. В отличие от хрущевских совнархозов в размере области - республиканские экономики были относительно жизнеспособны. И это потом сыграло свою роль в развале СССР
Disclaimer: Все написанное выше является исключительно моим личным мнением и не претендует на Абсолютную Истину
  • +0.14 / 17
alexandivanov
 
Слушатель
Карма: +483.20
Регистрация: 28.10.2017
Сообщений: 3,490
Читатели: 2
Цитата: rat1111 от 05.05.2019 14:21:41Переношу отсюда



Скрытый текст

Проблема, вроде как, в мотивированности управления. И в выборе  критирия оценки его эффективности. А не в планировании как таковом. Наличии возможности планово накапливать резервы, запасы, котрые будут позволять гибко реагировать на изменение коньюктуры спроса.

Цитатав министерстве легкой промышленности и отчеты из другого министерства попадут к вам когда рак на горе свистнет

Для того чтобы этого не случилось вполне достаточно, контрольных и надзорных органов, желания делать дело, соответствующих указаний вышестоящих.
Спрос, в данном примере, на сами носки, стабилен. Никто бы с их окаской не приплыл. При наличии спроса не прблема организовать быструю передачу сведений о заказе в другое ведомство. Было бы желание руководства отчитываться не за количество, а за качество.. И предоставление возможности накопления излишков красителей. Крупная корпорация закупает необходимое ей у сторонних организаций и успевает таки. спланировать свои закупки. Управление  лучше организованно и более мотивировано. Конечно удовлетворение потребностей в разноцветных носках, не есть цель крупных компаний.
  • +0.02 / 1
Поверонов
 
Слушатель
Карма: +110.99
Регистрация: 05.06.2010
Сообщений: 18,794
Читатели: 7
Цитата: alexandivanov от 05.05.2019 15:33:29Проблема, вроде как, в мотивированности управления. И в выборе  критирия оценки его эффективности. А не в планировании как таковом. Наличии возможности планово накапливать резервы, запасы, котрые будут позволять гибко реагировать на изменение коньюктуры спроса.


Для того чтобы этого не случилось вполне достаточно, контрольных и надзорных органов, желания делать дело, соответствующих указаний вышестоящих.
Спрос, в данном примере, на сами носки, стабилен. Никто бы с их окаской не приплыл. При наличии спроса не прблема организовать быструю передачу сведений о заказе в другое ведомство. Было бы желание руководства отчитываться не за количество, а за качество.. И предоставление возможности накопления излишков красителей. Крупная корпорация закупает необходимое ей у сторонних организаций и успевает таки. спланировать свои закупки. Управление  лучше организованно и более мотивировано. Конечно удовлетворение потребностей в разноцветных носках, не есть цель крупных компаний.

Как-то участвовал в верстке пятилетнего плана со стороны потребителя. За год до конца пятилетки ведомство подавало заявку на некоторое число ЕС ЭВМ ( ЕС 1045 ), которые были запланированы к выпуску в следующей пятилетке. но еще не выпускались. Ведомству не могли отказать , но заявка была урезана по количеству в два раза и поставка была спланирована на последний год предстоящей пятилетки, то есть практически мы смогли бы получить заявленные ЭВМ лишь через 5 лет. Реально машины поступили еще на год позже - к концу запланированного года. При таких неторопливых темпах развертывания производства техническое отставание практически было предопределено.
  • +0.08 / 6
alexandivanov
 
Слушатель
Карма: +483.20
Регистрация: 28.10.2017
Сообщений: 3,490
Читатели: 2
Цитата: Поверонов от 05.05.2019 17:18:00Как-то участвовал в верстке пятилетнего плана со стороны потребителя. За год до конца пятилетки ведомство подавало заявку на некоторое число ЕС ЭВМ ( ЕС 1045 ), которые были запланированы к выпуску в следующей пятилетке. но еще не выпускались. Ведомству не могли отказать , но заявка была урезана по количеству в два раза и поставка была спланирована на последний год предстоящей пятилетки, то есть практически мы смогли бы получить заявленные ЭВМ лишь через 5 лет. Реально машины поступили еще на год позже - к концу запланированного года. При таких неторопливых темпах развертывания производства техническое отставание практически было предопределено.

Квалифицированно Вам по этому, конкретному, вопросу ответили бы те кто планировал.
ЕС-1045

  1. Год окончания разработки: 1978 г.

  2. Год начала выпуска: 1979 г.

  3. Год прекращения производства: 1988 г

    1. ....


Число выпущенных машин: 1836
Т.е. в следущей пятилетке должны были только начать производство. Пятилетка заканчивалась в 1979 году? В этом же году Вы и получили машины. Правда меньшего количества чем хотели. Т.е планировали исходя из ввода производственных мощностей.
Возможно необходимо было больше быстрее строить заводы по выпуску данных ЭВМ. Корректировать планы.
Со стороны несознательного потребителя Вы, наверно, правы. Но закупить за рубежом отдать ресурсы не отечественному производителю, разработчику, а иностранному. Который улучшит жизнь не здесь, а там.  Наверно, можно обратить внимание, на следующие моменты. Темпы развития вычислительной техники заставили бы задуматься о необходимости срочного приобретения большого количества данной ЭВМ. Те, кто планировал поставки, учитывали как во возможности производителя, так и возможные изменения в производстве. Зачем утверждать пленирование большого количества, если вполне возможен выпуск более современных машин, к тому времени когда  заказавший потребитель получит первую поставку того, что заказал. Необходимость подготовить рабочие места тем чей труд высвободиться в результате применения ЭВМ,  Резко нарастить производство, значит, где то урезать бюджет. Не построить, к примеру, дороги, школы. 
Я не говорю что планирование было идеальным. Чем мотивированно даное решение, по строительству, я не знаю. Возможно расчитывали на быстрый рывок впосоледующие годы.
Негосударственная компания вынуждена была бы вытащить средства из оборота или взять кредит. Мало продукции выше цена.
Я читал, что уже есть наработки во многих областях и скоро начнут выпуск многих интересных вещей. На западе. Означает ли это что я буду в первых рядах тех кто получит новейшие образцы? Хотеть то я хочу..... Но сомневаюсь, что даже через пятилетку смогу себе позволить. Я, конечно, не сопостовим по  возможностям с любой организацией или крупным потребителем. Но всё же.
Отредактировано: alexandivanov - 05 май 2019 19:20:19
  • +0.00 / 0
alexandivanov
 
Слушатель
Карма: +483.20
Регистрация: 28.10.2017
Сообщений: 3,490
Читатели: 2
Цитата: rat1111 от 05.05.2019 14:21:41для решения этой принципиальной проблемы есть два пути:
1. Выводить целые отрасли экономики из под единого государственного планирования с передачей функций управления в этих отраслях на уровень предприятий
2. На порядки увеличивать частоту планирования (Период планирования даже теоретически должен быть минимум в четыре раза меньше периода планируемых процессов)

Реформа Хрущева с образованием совнархозов - это попытка идти именно по этому пути. За счет дробления экономики по территориальному принципу предполагалось достичь существенного увеличения частоты планирования.
Другой вопрос, что в рамках развитой индустриальной экономики попытка создать из единой экономики несколько десятков слабосвязанных "экономик". замкнутых в размере области - это путь в никуда. В лучшем случае в никуда. Вполне закономерно реформа провалилась и следующая попытка (реформа Косыгина) была уже по "первому пути"
Впрочем, Хрущев не первый столкнулся с проблемой управляемости экономики СССР как единого целого и идея решить ее путем дробления по территориальному принципу первому пришла в голову не ему. Реформа Хрущева - это продолжение сталинской реформы системы управления 1938-1939 года с образованием республиканских отраслевых наркоматов и дроблением экономики СССР на экономики союзных республик. 
PS. В отличие от хрущевских совнархозов в размере области - республиканские экономики были относительно жизнеспособны. И это потом сыграло свою роль в развале СССР

Перед планированием осуществляется прогнозирование. Планирование не статический процесс. Планы корректируются постоянно. Реформа Хрущева это ререход к преимущественно экономическим методам управления. Т.е. во главу угла поставлены не социальные проблемы, а экономические. Среди других показателей на первое место была поставлена прибыль.Что важнее вопрос. Социальную удовлетворенность выразить корректно, задача, наверно, очень сложная. Как её уровень отобразить? Через финансы?  Ведь без экономики социальные проблемы не решаются. Но ведь это не должно означать, что экономика ради экономики? Ведь экономика важна для решения социальных проблем. А проблемы не только экономические. Удовлетворение потребностей это не только экономическая проблема? Если рассматривать только с точки зрения экономики, то это проблема Общества потребителей.
Сталинская политика не планировала такое общество. Хрущевская, получается, запланировала.
ВВПродукт важен, но качество жизни, планировать сложнее. Хотя .... для многих, конечно качество определяется материальными благами.
А не качеством отношений между людьми. Качеством ценностей, идеалов и поведения людей.
ЦитатаВиноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок.

 Экономика сплошь и рядом была диррективной? Но ведь даже при индикативном планировании.


Цитатана практике могут применяться все три формы планирования: стратегическое, директивное, индикативное
.....
Во всех других случаях планирование имеет формуиндикативного. Государство определяет основные параметры функционирования социально-экономических систем и всеми имеющимися в его распоряжении регуляторами, как прямыми, так и косвенными, стремится к их достижению.
Отредактировано: alexandivanov - 06 май 2019 03:27:57
  • +0.01 / 1
Старый Хрыч
 
russia
Слушатель
Карма: +21.37
Регистрация: 18.11.2015
Сообщений: 7,430
Читатели: 113
Модераториал
Дискуссия   378 0
Исторический раздел модерируется. На всей его "территории" действуют, без каких либо ограничений и исключений, Правила ГА. 

 В разделе категорически запрещаются:
- борцунство в любом виде
- выяснения отношений и переход на личности
- оскорбления оппонентов в ходе дискуссий
- перенос скандалов на другие ветки с жалобами и обвинениями оппонентов, в т.ч. в "Вопросы пользователей"
- оверквотинг (излишнее цитирование). Рекомендую оставлять при ответе лишь небольшую часть цитаты, и пользоваться спойлером. Не повторяйте в постах фото, рисунки.
Настоятельно рекомендую использовать ссылки на приводимые (цитируемые) материалы, и не использовать на ветках материалы из сомнительных источников.
- ведя дискуссию, будьте вежливы. Не занимайтесь провоцированием оппонента с иными взглядами, отличными от Ваших.
 Все посты, содержащие грубость, хамство, признаки троллинга оппонентов, нецензурную брань, оверквотинг, борцунство и т.п., будут удалены без предупреждения, допустившие  нарушение Правил, при этом могут быть наказаны

С уважением С.Х.
Отредактировано: Старый Хрыч - 06 май 2019 20:30:48
"... и тот, у кого нет меча, пусть продаст свою одежду и купит меч" Евангелие от Луки

"Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.."
/А.С.Пушкин/
  • +0.06 / 4
rat1111
 
russia
С.-Пб
24 года
Слушатель
Карма: +398.83
Регистрация: 07.10.2011
Сообщений: 41,559
Читатели: 74
Цитата: alexandivanov от 05.05.2019 15:33:29Проблема, вроде как, в мотивированности управления. И в выборе  критирия оценки его эффективности. А не в планировании как таковом. Наличии возможности планово накапливать резервы, запасы, котрые будут позволять гибко реагировать на изменение коньюктуры спроса.


«любую функцию, состоящую из частот от 0 до F1 , можно непрерывно передавать с любой точностью при помощи чисел, следующих друг за другом через 1/(2F1) секунд» (с)
Имея период отчетности квартал - процессы с периодичностью быстрее полугодия - вы просто не увидите. И никакое "мотивирование управления" - не поможет. Хотя, да, были в нашей истории специалисты, которые считали, что мотивирование может помочь супротив законов природы.


На пальцах
Вы директор чулочно-носочной фабрики
Вы по трем прошлым кварталам спрогнозировали спрос на носки в размере 1000 пар зеленых и 5000 черных. Вы создали запас на колебания спроса в размере 10% (опять же на базе статистики)

Итого, в начале 1-го квартала вы поставили предприятиям советской торговли 1100 пар зеленых и 5500 пар черных носков.
В конце января выходит фильм "Высокий блондин в зеленом носке", в результате чего спрос на зеленые носки за неделю подскакивает до уровня до 5000 пар в квартал, а на черные - падает до 1000 пар в квартал
По итогам первого квартала все 1100 пар зеленых носков - распроданы, черных носков продано 1000 пар, 3900 пар зеленых носков - отложенный спрос.
Торговля рапортует в министерство - продано 1100 пар зеленых и 1000 черных носков.

В начале 2-го квартала вы поставили предприятиям советской торговли все те же 1100 пар зеленых и 5500 пар черных носков. Т.к. информации о скачке спроса у вас еще нет.
Вы получаете информацию уже из своего министерства о том, что в первом квартале продано 1100 пар зеленых и 1000 пар черных носков и корректируете план выпуска на второй квартал до 1135 пар зеленых и 3667 пар черных носков
В это время за первую неделю января выносят все 1100 пар зеленых. 1000 из 3900 отложенного спроса покупают черные (носки порвались и не до цвета уже). Фильм начинают забывать и спрос на зеленые черные меняется на 3000/3000.
Итого к концу квартала - продано 1100 пар зеленых, 4000 пар черных и 4800 - отложенный спрос на зеленые

В начале 3-го квартала вы поставили предприятиям советской торговли 1135 пар зеленых и 3667 пар черных носков...

Видите как на глазах система идет в расколбас генерируя с одной стороны дефицит (и раздолье спекулянтам и директорам магазинов), а с другой - переводя ресурс в никому не нужный товар?


ЦитатаДля того чтобы этого не случилось вполне достаточно, контрольных и надзорных органов, желания делать дело, соответствующих указаний вышестоящих.


даже "массовые расстрелы"(с) не помогут победить законы природы.



ЦитатаПри наличии спроса не прблема организовать быструю передачу сведений о заказе в другое ведомство.

Дык у нас не только носки выпускают - и при увеличении частоты опроса в сложной связанной системе - требования к пропускной способности каналов связи - растут в геометрической прогрессии. Равно как и требования к скорости процессора и исполнительных механизмов. И это мы еще не касаемся искажения сигналов с датчиков (тому же директору магазина весьма выгодно, когда есть дефицит - он его может или продать спекулянтам по завышенной цене или конвертировать в "блат")
Disclaimer: Все написанное выше является исключительно моим личным мнением и не претендует на Абсолютную Истину
  • +0.18 / 18
alexandivanov
 
Слушатель
Карма: +483.20
Регистрация: 28.10.2017
Сообщений: 3,490
Читатели: 2
Цитата: rat1111 от 08.05.2019 16:38:01«любую функцию, состоящую из частот от 0 до F1 , можно непрерывно передавать с любой точностью при помощи чисел, следующих друг за другом через 1/(2F1) секунд» (с)
Имея период отчетности квартал - процессы с периодичностью быстрее полугодия - вы просто не увидите. И никакое "мотивирование управления" - не поможет. Хотя, да, были в нашей истории специалисты, которые считали, что мотивирование может помочь супротив законов природы.
Скрытый текст


Всё, что Вы напейсали отлично. Спасибо. И какой выход из данной ситуации Вы видите? Непосредственную передачу данных, с кассовых аппаратов торговых центров, производителям?

ЦитатаВыводить целые отрасли экономики из под единого государственного планирования с передачей функций управления в этих отраслях на уровень предприятий


Поясните, пожалуйста,  что означает эта фраза. Передача абсолютно всех функций управления? Сделать предприятия частными?


Напомню
Вы напейсали

Цитатав министерстве легкой промышленности и отчеты из другого министерства попадут к вам когда рак на горе свистнет


Я ответил. Законы природы здесь не при чём? Назовите, пожалуйста, конкретный закон.


Цитата: rat1111 от 08.05.2019 16:38:01Дык у нас не только носки выпускают - и при увеличении частоты опроса в сложной связанной системе - требования к пропускной способности каналов связи - растут в геометрической прогрессии. Равно как и требования к скорости процессора и исполнительных механизмов. И это мы еще не касаемся искажения сигналов с датчиков (тому же директору магазина весьма выгодно, когда есть дефицит - он его может или продать спекулянтам по завышенной цене или конвертировать в "блат")

Мы не касаемся. Иначе перейдем в тему борьбы с искажениями "сигналов датчиков" и будем рассуждать о бесперспективности/перспективах борьбы с этим. Один вопрос. Свести "искажения" к приемлемо малым величинам, на ваш взгляд,  реально?
Отредактировано: alexandivanov - 09 май 2019 15:10:33
  • +0.02 / 1
alexandivanov
 
Слушатель
Карма: +483.20
Регистрация: 28.10.2017
Сообщений: 3,490
Читатели: 2
Цитата: rat1111 от 09.05.2019 23:29:21В рамках централизованной плановой экономики - никакого.
Собственно, тот же Ленин это прекрасно понимал, поэтому НЭП и объявлял.



Ленин, вроде, понимал и другое.


ЦитатаОтрасли экономики, которые работают с высокочастотными процессами - должны быть частными.

Государственными должны быть отрасли, где периодичность процессов - годы.

Закон, известный в России под названием теорема Котельникова



ЦитатаФормулировка теоремы Котельникова: Если аналоговый сигнал имеет финитный (ограниченной по ширине) спектр, то он может быть восстановлен однозначно и без потерь по своим дискретным отсчетам, взятым с частотой, строго большей удвоенной верхней частоты.
 
Теорему Котельникова простыми словами можно объяснить следующим образом. Если надо передать некий сигнал, то не обязательно передавать его целиком. Можно передавать его мгновенные импульсы. Частота передачи этих импульсов называется частотой дискретизации в теореме Котельникова. Она должна быть в два раза больше верхней частоты спектра сигнала. В этом случае на приемном конце сигнал восстанавливается без искажений.


Если уж Вы говорите как о законе природы, то они работают независимо от политического и экономического строя. Получается, что Вы, в отдельные моменты, рассматриваете только выборочные, выгодные Вам, искажения возникающие при передаче сигнала.


ЦитатаОперативное планирование в большинстве российских производственных и торговых компаний, занимающихся потребительскими товарами, чаще всего происходит на основе прогноза спроса и очень напоминает гадание.
Тут


но

Цитататому же директору магазина весьма выгодно, когда есть дефицит - он его может или продать спекулянтам по завышенной цене или конвертировать в "блат"


Если рассматривать с социальной точки зрения, то именно частнику выгодно постоянно создавать дефицит. Капиталистические отношения (несознательность это таки недостаток человеческих отношений, вопрос цены, времени и возможности его исправления)  тормозят создание систем направленных на удовлетворение спроса, для получения дополнительной прибыли. Где-то  (в каких то странах, для каких то групп людей) в большей степени, где-то в меньшей.
Для отраслей работающих с высокочастотными процессами, планы должны корректироваться чаще. Это без сомнения. Над этим работали.
При современном уровне прогресса.
Цитата«Умные» холодильники сканируют полки, а в случае необходимости даже самостоятельно заказывают недостающие продукты через Интернет. Служба доставки Интернет магазина выполнит заказ. Она привезет продукты по адресу, который указал владелец, загрузит их в специальную внешнюю панель устройства. Ее выводят на улицу. Холодильник проверит, все ли правильно? Для этого ему достаточно просканировать загруженные продукты.


Частная или государственная компания сможет это организовать и спланировать. Теореме Красильникова без разницы. Искажения, которые вносятся в передачу данных при планировании зависят не только от частоты передачи данных.


ЦитатаС разумной затратой ресурсов - нет



Лишь бы ожидание и переход к сведению затрат к минимальным не исключил разумность как таковую.


Спасибо за беседу.
Отредактировано: alexandivanov - 10 май 2019 04:43:52
  • +0.02 / 1
AndreyK-AV
 
russia
Уфа
63 года
Практикант
Карма: +902.38
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 45,791
Читатели: 13
Из книги Байбаков Н.К.
предпосылки
ЦитатаXX съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956 года, оказался для страны судьбоносным. И не только потому, что на нем был сделан доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». На съезде объявили — отныне берется курс на всемерное повышение жизненного уровня населения. Сколько можно жить с установкой «затянем пояса потуже»?! «Недостаточно только критиковать капиталистические системы хозяйства и говорить о том, что надо строить хозяйство на основе учения марксизма-ленинизма, — по-простому объяснял первый секретарь. — Народ говорит нам: я верю вам, я воевал за это в Гражданскую войну, воевал с немцами. Разгромил фашизм, а все-таки скажите мне: мясо будет или нет? Молоко будет или нет? Штаны хорошие будут? Это, конечно, не идеология. Но нельзя же, чтобы все имели правильную идеологию, а без штанов ходили».
....
«В нашей стране, располагающей теперь первоклассной тяжелой индустрией, имеются все условия для того, чтобы быстрыми темпами развивать не только производство средств производства, но и производство товаров народного потребления, — говорилось в Директивах по шестому пятилетнему плану. — Одной из главных задач нового пятилетнего плана является дальнейшее повышение жизненного уровня народа, расширение жилищного строительства, рост культуры, народного образования, здравоохранения».


конфликт с Хрущевым


ЦитатаОбщее направление развития народного хозяйства было определено. Однако как добиться поставленных целей? У Никиты Сергеевича по этому вопросу было свое мнение — нужны децентрализация управления и усиление самостоятельности республик, краев и областей. В конце 1956 года под лозунгом возврата к ленинским принципам он выдвинул идею ликвидации министерств и создания территориальных органов управления — совнархозов. Естественно, поинтересовался у председателя Госплана СССР, как он относится к такому предложению. Байбаков был категоричен:
— Нельзя ликвидировать министерства топливно-энергетические, оборонной промышленности, транспорта, сырьевые и машиностроительные. А если нужно проверить целесообразность создания совнархозов, то лучше начать с отраслей, производящих товары народного потребления и продовольствие, то есть с местной и пищевой промышленности.
— Только ради этого не стоит создавать совнархозы, — Хрущев был явно недоволен.
— Но если мы ликвидируем министерства, то потеряем бразды правления в экономике, — не унимался председатель Госплана, — не будет управления отраслями, развалим хозяйство, разбалансируем экономику.
— Вы ведомственник, привыкли руководить через министерства, не считаясь с мнением республик и областей. А им виднее… — У Никиты Сергеевича не было никакого желания выслушивать чьи-либо доводы.

Первое предупреждение

В феврале 1957 года состоялся Пленум ЦК КПСС. Вопрос о совнархозах был решен. «Давайте хоть создадим координирующий орган — Высший совет народного хозяйства», — в разрез с общей линией выступил Николай Константинович и написал первому секретарю ЦК большое аргументированное письмо (РГАНИ. Ф. 8. Оп. 30. Д. 246).
«Проанализировав работу промышленных и строительных министерств и их связи с предприятиями, а также ряд других вопросов их деятельности, я пришел к выводу, что при упразднении указанных министерств необходимо для обеспечения руководства и планирования народного хозяйства в масштабе страны иметь два органа — Госплан СССР и центральный хозяйственный орган — Высший Совет тяжелой промышленности (типа ВСНХ)…
Подчинение в хозяйственном отношении центру важнейших предприятий и строек в настоящее время необходимо для того, чтобы союзное правительство имело возможность сосредоточить средства и ресурсы на решении важнейших вопросов развития народного хозяйства. Следует иметь в виду, что по ряду отраслей Советский Союз серьезно отстает в техническом отношении от США. Преодоление технической отсталости требует сосредоточения материальных и финансовых ресурсов, а также научных и производственных сил на осуществление прежде всего главных линий технического прогресса.
Вместе с тем дальнейшее расширение прав союзных республик, передача в их ведение большого количества предприятий потребует известного времени для организации слаженной работы на местах.
Следует также отметить, что на местах значительно труднее изучать потребности всей страны в том или ином виде продукции тяжелой промышленности и, с другой стороны, лучше видны собственные нужды, на удовлетворение которых местные органы могут больше сосредоточивать свое внимание. Узкоместнические тенденции проявляются в серьезной форме в настоящее время и даже при наличии большого количества союзных министерств во многих случаях не встречают должного отпора.
При передаче всей тяжелой промышленности в ведение Совета Министров союзных республик узкоместнические тенденции усилятся, а преодолевать их будет значительно труднее, чем узковедомственные тенденции. А между тем тяжелая промышленность является материальной базой, цементирующей экономическое единство Союза Социалистических республик…
Создание ВСТП с территориальными управлениями, при расширении прав предприятий и местных органов, мне кажется, вполне соответствует решению февральского Пленума Центрального Комитета КПСС об укреплении принципа демократического централизма.
При одобрении предложения об организации ВСТП можно было бы продолжить работу по уточнению функций и структур этого органа, его взаимоотношений с другими хозяйственными органами, составу отраслей и организаций, передаваемых в его ведение из упраздняемых министерств, а также структуры Госплана СССР».

Как показала жизнь, прав был Байбаков Н.К., но из за правоты он попал у Хрущева в опалу.
Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
  • +0.06 / 4
Александр Д
 
russia
59 лет
Слушатель
Карма: +167.58
Регистрация: 09.05.2021
Сообщений: 4,355
Читатели: 1

Бан в разделе до 16.03.2024 12:15

11 августа 1921 года был опубликован Наказ Совнаркома о проведении в жизнь начал Новой экономической политики. Он определил основные особенности системы хозяйствования, сложившейся в стране в 1920-е годы.
НЭП вовсе не был «задуман». Это было вынужденное отступление, страна была разрушена двумя войнами. Только так НЭП и трактовался.
По окончании Гражданской войны Ленин сделал то, что нужно было народу: убедил правящую партию большевиков в необходимости новой экономической политики, получившей название НЭП. С началом НЭПа резко выросла рождаемость и упала смертность. В два раза, с 1921 по 1923 год, выросла производительность труда, что было верным показателем соответствия проводимой политики народным чаяниям.
Ленин о НЭПе: «всерьез и надолго» — это сколько?
У многих товарищей сложилось превратное убеждение, будто Ленин отвёл НЭПу долгий-предолгий срок. Некоторые пишут о сотнях лет.
Между тем, Ленин высказался по этому поводу четко и ясно в своем «Заключительном слове по докладу о продовольственном налоге 27 мая» на Х конференции РКП(б) в 1921 году. ПСС, т.43, стр. 317-332.
Ленин полемизирует о сроках НЭПа с Н. Осинским, заместителем наркома земледелия:
«В заключение перейду к тем выводам, которые, мне кажется, очень правильно намечены т. Осинским и которые дают общий итог нашей деятельности. Осинский дал три вывода. Первый вывод — «всерьез и надолго». Я думаю, что он совершенно прав. «Всерьез и надолго» — это действительно надо твердо зарубить себе на носу и запомнить хорошенько, ибо в силу сплетнического обычая распространяются слухи, что идет политика в кавычках, т.е. политиканство, что все делается на сегодня. Это неверно. Мы учитываем классовое соотношение и смотрим на то, как должен действовать пролетариат, чтобы вести крестьянство, вопреки всему, в направлении коммунизма. Конечно, приходится отступать, но надо самым серьезным образом, с точки зрения классовых сил, относиться к этому. Усматривать в этом хитрость — значит подражать обывателям, мелкой буржуазии, которая живет живучим образом не только за пределами коммунистической партии. Но когда тов. Осинский пошел дальше и насчет срока стал говорить, то тут я бы воздержался. «Всерьез и надолго» — 25 лет. Я не такой пессимист, я не стану определять, каков, на мой взгляд, должен быть срок, но это, по-моему, немного пессимистично. Дай бог, чтобы мы на 5-10 лет рассчитывали, а то мы на 5 недель обыкновенно не умеем рассчитывать». (стр. 329-330)
Заканчивая выступление, Ленин возвращается к вопросу о сроках НЭПа, теперь уже более определенно:
«Если взять пример Осинского, то мне думается, что тут надо 10 лет положить, потому что придется выдержать переходный экзамен с 3 на 4 курс, а затем нам надо хорошо пройти весь четвертый курс: тогда мы будем, действительно, непобедимы». (стр. 331-332)
  • +0.14 / 4
Александр Д
 
russia
59 лет
Слушатель
Карма: +167.58
Регистрация: 09.05.2021
Сообщений: 4,355
Читатели: 1

Бан в разделе до 16.03.2024 12:15

Облигации государственного займа СССР

В первые годы советской власти существовала политика военного коммунизма, при которой проводилась национализация имущества, равное распределение товаров, борьба с частной собственностью. В 1921 году с началом НЭПа происходит частичный возврат к рыночным отношениям, организуются кооперативы. Экономика этого типа приводила к накоплению денежных средств населением при сильном дефиците товаров, вызванным царившей повсюду разрухой. На свои сбережения советские граждане не могли ничего купить, денежная масса в стране росла, что приводило к инфляции.

Частично остановить инфляцию помогло введение обеспеченных золотом червонцев, а реформа 1924 года вернула стране твёрдый рубль. Но удержать цены на одном уровне на протяжении длительного времени было невозможно, на помощь пришли государственный займы, ставшие неотъемлемой частью жизни советского общества почти до самого распада СССР.

Первые государственные займы появились в России ещё в конце XIX века и имели схожий тип действия, но наибольшего расцвета они достигли с началом Первой Мировой войны и при Временном правительстве. Но всё равно их масштаб был незначительным по сравнению с советскими выпусками, на которых держалась экономика огромного государства.

Вкладывая деньги в займы, население уменьшало свои сбережения, а значит не могло влиять на обесценивание рубля. Конечно, просто так нести деньги в кассы никто не хотел, поэтому правительство использовало различные пропагандистские способы, например развешивая повсюду плакаты с яркими лозунгами, позволяя приобретать дефицитные товары и т.д. Часто займы становились принудительными, их могли включать в счёт зарплаты, вкладчикам предоставлялись различные привилегии.

Существовали займы нескольких типов:

Натуральные. Займы осуществлялись в рублях, но выражались в виде определённого количества продуктов (например зерна). Выплаты осуществлялись в натуральной форме. Такой тип займов имел место в начале 20-х годов.

Выигрышные. На обороте облигаций помещалась подробная информация об условиях выигрыша. Например, дополнительную сумму мог получить держатель каждой третьей облигации, или сумма зависела от размера вклада. Выигрышные облигации обычно имели номинал 100 рублей, а более мелкие считались частями облигации, более крупные включали несколько штук. Это делалось для более удобного расчёта выигрыша, начислявшегося на одну облигацию. Поначалу даже их выпускали в листах и отрезали нужное количество.

Процентные. Ежегодно, или каждые несколько месяцев начислялся определённый процент по вкладу. Такие облигации могли содержать отрезные купоны с фиксированной суммой, по которым выдавались проценты. Например, к 5% ценным бумагам на сумму 100 рублей прилагалось 10 пятирублёвых купонов, которые можно было обменивать на деньги ежегодно в течение 10 лет, после чего получить полную стоимость, то есть 100 рублей. Но основная масса выпусков была без купонов.

Вклады имели определённый срок, поначалу он составлял всего 2-3 года, а в дальнейшем увеличивался до 10 и даже до 20 лет. Полные выплаты можно было получить только по истечении срока, однако чаще всего вместо этого заём продлевался. Проценты получить было проблематично из-за очередей и ограничений выплат, поэтому данный займы были очень выгодными для экономики государства. Многие, вложив деньги в 30-е годы, получили их только в 80-е, когда цены были уже значительно выше.

Годы НЭПа


Первые государственные займы РСФСР осуществлены в 1922 году, это были 6% облигации со сроком на 10 лет с 19 купонами (по два в год). Затем вышли два хлебных займа и один сахарный, первый выражался в пудах ржи, а второй в фунтах сахара-рафинада. С 1924 по 1927 год вышло три крестьянских займа небольших номиналов (от 1 до 50 рублей) в виде облигаций с купонами сроком до 3 лет.

С 1924 года выпускаются займы, рассчитанные на хранение средств предприятий, номиналом до десятков тысяч рублей, выраженные в процентах: 5%, 6%, 8%, 10% и 12%. В тот же год выходит первый выигрышный заём, держатели ценных бумаг получали выигрыш, рассчитываемый определённым образом. Займы такого типа активно внедрялись в дальнейшем.

Индустриализация


С 1927 года начались первые попытки индустриализации страны, а займы захватывают всю страну и становятся обязательными. Правительство нашло устойчивый приток денежных средств, это открыло пути для великих строек довоенного времени. Новые процентные займы выходят всё более крупными сериями, а максимальный номинал облигации достигает миллиона рублей.

С этого времени займы стали распространятся среди населения по подписке. Такой вариант позволял осуществлять рассрочку платежа, чтобы привлекать менее платёжеспособные слои общества. Рисунки на ценных бумагах могли содержать изображение тракторов на полях, крестьян-сеятелей, подъёмные краны, заводы и фабрики. Начавшаяся в 1928 году первая пятилетка потребовала всё большего участия населения во вкладах.

В 1930 году для облегчения расчётов все старые облигации, по которым не вышел срок, заменяются новыми с надписью «пятилетка в четыре года» сроком на 10 лет. Из-за снижения процентных ставок пришлось выдавать дополнительные купоны. Однако при проведении подобной процедуры в 1936 году и 1938 годах, проценты вновь снизили, но дополнительные купоны не выдавали. При этом срок вклада увеличился до 20 лет. Далее до войны вышло несколько серий займов: второй и третьей пятилетки, заём укрепления обороны СССР, внутренний выигрышный заём, но цель у всех была одна – найти средства на осуществление масштабных проектов.

Облигации военного времени


С началом Великой Отечественной войны были почти полностью заморожены все стройки, а средства шли на снабжение фронта. Высокий патриотизм общества и грамотные кампании по распространению облигаций позволили быстро осуществлять новые займы, которые были выигрышными и процентными. Ценные бумаги военного времени имели рисунки на военную тематику.

Среди населения распространялись выигрышные номиналом от 25 до 500 рублей, условия выигрыша помещались на оборотной стороне. Среди артелей и товариществ – 2% процентные облигации номиналом от 100 до 1000 рублей с купонами. Все они были рассчитаны на 20 лет. Общая сумма всех выпусков четырёх лет войны составила 81 миллион рублей, из которых на 76 миллионов было распространено среди населения.

Хранение денег в годы войны при карточной системе распределения продуктов и заоблачных рыночных ценах казалось не очень правильным решением, поэтому займы этого времени делались весьма охотно.

Восстановление народного хозяйства


С 1946 по 1950 год стали выпускаться подписные выигрышные займы восстановления и развития народного хозяйства. Выигрышем облагались только 35% облигаций, причём целой облигацией считался номинал 100 рублей, более мелкие – частями, а более крупные – несколькими номерами.


В ходе денежной реформы 1947 года были пересчитаны и вклады населения. Все облигации выигрышного займа 1938 года обменивались по курсу 5:1 на новые трёхпроцентные образца 1947 года, а 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 3:1 на 2% заём 1948 года. Оба были рассчитаны на 20 лет. На второй были обменены и различные обязательства и свидетельства на получение социальных выплат.

С 1951 года выпускаются выигрышные займы развития народного хозяйства номиналом от 10 до 500 рублей, рассчитанные на 20 лет. Именно эти выпуски стали самыми массовыми, многие из них так и не были погашены. В 1957 году во вкладах находилось 300 миллиардов рублей (около 1500 рублей на одного жителя страны). Чтобы не обременять государство новыми внутренними долгами, с этого времени выпуск займов прекращается и останавливаются выплаты выигрышей и процентов на 20 лет.

Последние займы СССР


В 1966 году вновь был выпущен 3% заём, но на этот раз он был полностью добровольным. Срок вклада составлял 20 лет, а номиналы были только 10 и 20 рублей. Вклад был удобным для тех, кому не хватало денег на крупную покупку (например автомобиль), а дефицит товаров не позволял тратить сбережения.

Через 16 лет, в 1982 году выпускается последний заём, который был выигрышным и рассчитывался на 20 лет. По истечении срока 32% облигаций получали выигрыш, условия которого были описаны на оборотной стороне, остальные должны были погашаться по себестоимости. Некоторые крупные вклады давали преимущества при покупке автомобиля. В 1990 в дополнение к этому займу произведён выпуск 5% облигаций с купонами, рассчитанными на 12 лет.
  • +0.14 / 4
Сейчас на ветке: 1, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 0, Ботов: 1