Уделил немного своего времени и покопался в статистике повторных пусков Фалькона.
Результат представляю на о
бсуждение.
Источники - статьи в "эльфийской" энциклопедии ВИКИ
Фалькон 9 и
Список пусков Фалькон 9.
Прежде всего небольшое пояснение: интересно было посмотреть насколько реально многоразовое использование и какова текущая эффективности "двухразового" использования.
Для этого проанализировал массу полезной нагрузки выведенной Фальконом за два пуска при повторном использовании. А так как Фалькон выводил ПН и на НОО и на ГПО то поступил следующим образом: по заявленному в ВИКИ максимальный груз доставляемый Фальконом на НОО = 22800, на ГПО=8300. Поэтому вычислил "масса приведённой полезной нагрузки за два пуска" как сумму масс выведенных на НОО с коэффициентом 1 и на ГПО с коэффициентом 2,75 (22800/8300=2,75) за два пуска. Затем вычислял "коэффициент использования" как отношение "масса приведённой полезной нагрузки за два пуска" к максимальной выводимой массе за два пуска (45600=22800х2). Два этих понятия введены мной искусственно для хотя бы поверхностной иллюстрации представленной информации.
Первый пуск «Falcon-FT» состоялся 22 декабря 2015 года. С тех пор до 8 октября 2018 года было произведено 42 пуска данной модификации. Из них:
- пуски с повторным использованием ранее запускавшихся 1 ступеней – 8 пусков;
- пуски в которых первые ступени не возвращались по технологическим причинам (большой вес выводимой ПН), либо были потеряны на старте или посадке, либо впоследствии были уничтожены как некондиция при жёсткой посадке на воду – 15 пусков.
Нас интересует статистика пусков с повторным использованием первых ступеней. Таковыми были:
1. 30 марта 2017 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 8 апреля 2016 года; период между пусками 356 дней; первая ступень повторно успешно приземлилась; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 23150 кг; коэффициент использования 51%;
2. 23 июня 2017 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 14 января 2017 года; период между пусками 160 дней; первая ступень повторно приземлилась, однако при приземление было жёстким с почти полностью использованием сминаемых зон деформации; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 19653 кг; коэффициент использования 43 %;
3. 31 января 2018 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 1 мая 2017 года; период между пусками 275 дней; первая ступень повторно «приводнилась»; вот как пишет об этом Вики – «Первоначально спасение ступени не планировалось, но с неё не были демонтированы посадочные опоры и решётчатые рули, поскольку полёт предусматривал испытание более сильной реверсивной тяги с использованием трёх двигателей для торможения при приземлении. Из-за риска повредить посадочную платформу испытание проводилось при посадке на воду. Ступень неожиданно не разрушилась после приводнения, и в дальнейшем была уничтожена.»; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 19445 кг; коэффициент использования 43 %;
4. 22 февраля 2018 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 24 августа 2017 года; период между пусками 182 дня; возврат первой ступени не проводился; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 7356 кг; коэффициент использования 16%;
5. 2 апреля 2018 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 8 апреля 2016 года; период между пусками 736 дней; возврат первой ступени не проводился; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 16763 кг; коэффициент использования 38%;
6. 22 мая 2018 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 8 января 2018 года; период между пусками 135 дня; возврат первой ступени не проводился; массу приведённой полезной нагрузки в двух пусках определить невозможно из-за засекреченного спутника Zuma в первом пуске;
7. 4 июня 2018 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 7 сентября 2017 года; период между пусками 270 дней; возврат первой ступени не проводился; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 19806 кг; коэффициент использования 44%;
8. 29 июня 2018 года; при пуске была использована первая ступень пускавшаяся 18 июля 2016 года; период между пусками 711 дней; возврат первой ступени не проводился; масса приведённой полезной нагрузки за два пуска 15934 кг; коэффициент использования 35 %;
ИТОГО имеем:
1. из 8 повторных пусков только в 2х повторно слетавшая ступень осталась достаточно целой, причём это два первых; в последующих повторных пусках первая ступень "умышленно не спасалась", даже если выводимая ПН при повторном пуске была существенно ниже заявленной максимальной;
2. среднее время между пусками 353 дня, при минимальных 135 дней;
3. коэффициент использования при двойном пуске менее 50% означает, что ту же самую полезную нагрузку, выводимую за два пуска, можно было вывести за один пуск; хотя конечно "спасается" только первая ступень, а вторая ступень в каждом пуске новая
Надо сказать следующее: все эти повторные пуски относились к модофикациям «Falcon 9 Full Thrust» и «Falcon 9 Full Thrust Block 4». С 11 мая 2018 года начали свои полёты «Falcon 9 Full Thrust Block 5». Повторно они ещё не летали. Но Маск обещает, что каждый из них «расчитан на 10 и более запусков без межполётного обслуживания».
Отредактировано: Osq - 24 окт 2018 22:15:18