Обсуждение космических программ
10.4 M
12.2 K
44.5 K
|
|---|
|
|

Цитата: Прокруст от 24.03.2021 19:26:14Старшип явно будет тормозить брюхом. Для выхода в нужную точку будут использоваться рули. Посадку SN10 уже видели? Очень немного на нее тратится топлива.
Цитата: Фёдор144 от 24.03.2021 20:11:00то, что мы видели ... это фактически последний этап посадки ... смешная скорость ...Именно!
Цитатав реале ему будет нужно погасить вторую космическую ... эффективное аэродинамическое гашение которой ...Таки нет, крыльев не требует. Большую часть этой скорости можно погасить носовой чушкой, а потом поворачиваться на брюхо для планирования вниз. Нет крыльев на 25 Маха - значит тормозить можно дешево и сердито.
во-первых, возможно только на планетах с плотной атмосферой ... из которых у нас есть только земля ...и во-вторых, требует конструктивных решений, сравнимых с шаттлом-бураном ... но рассчитанных на вдвое более высокие нагрузки ... учитывая вдвое большую кинетическую энергию ...
Цитатакроме того ... базовая концепция работы спейсХ - делать максимально универсальные системы ... аэродинамическое торможение сюда не вписываетсяБазовая концепция Маска - сделать как можно дешевле доставку грузов на Марс в целом и на орбиту Земли в частности. Особенно на орбиту Земли - без этого никак. И аэродинамическое торможение вместо торможения движками очень даже вписывается. Просто крыльями этого делать не надо - они там лишние.

Цитата: Прокруст от 24.03.2021 12:15:05Трата денег. Попытка сделать из ракеты самолет, но при этом это просто ракета с крыльями при взлете. И таки да, крылья, предназначенные для посадки, на скорости 25 маха - очень дорогое и весьма сомнительное удовольствие........Обратите внимание, что представлять будут на закрытом показе. И это гражданский проект?
Приятно конечно приземлиться как самолет, а не как там у Маска планируется, с лихим переворотом. Уверен туристы оценят. Но не окупится.

Цитата: valery913 от 24.03.2021 09:50:24МОСКВА, 24 марта. /ТАСС/. Научно-производственное объединение "Молния" (входит в концерн "Калашников") ведет активную разработку нового гражданского многоразового комплекса с орбитальным самолетом. Об этом сообщила генеральный директор предприятия Ольга Соколова.X37B от Боинга летает давно. Поднимается на орбиту р\н Атлас-5 или Фэлкон 9.
Цитата1 НАИМЕНОВАНИЕ, ШИФР СЧ НИР И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СЧ НИР 1ЛТехническое задание https://zakupki.gov.…548D0A9E00
Наименование СЧ НИР: «Системные предпроектные и проектнопоисковые исследования целевой программы создания космического комплекса с многоразовым многофункциональным крылатым кораблем».
Шифр СЧ НИР: «Авангард (Пилот)-ММКК».
1.2 Основания для выполнения СЧ НИР: Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы.
2 ЗАКАЗЧИК, СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СЧ НИР
2.1 Государственный заказчик: Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».
2.2 Сроки выполнения СЧ НИР: начало - с даты заключения государственного контракта: окончание - 30 августа 2022 г.
2.3 Место выполнения - определяется Головным исполнителем.
3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СЧ НИР
3.1 Целью СЧ НИР является обоснование необходимости и определение технологической реализуемости создания, требований к техническим характеристикам и перечня критических технологий космического комплекса (далее по тексту - КК) с многоразовым многофункциональным крылатым кораблем (далее по тексту - ММКК) для транспортно-технологического обеспечения (ТТО) низкоорбитальных пилотируемых и автоматических космических средств (далее по тексту - КК ММКК), а также формирование проектного облика ММКК.
3.2 Для достижения цели СЧ НИР должны быть решены следующие задачи.
3.2.1 Формирование перечня технически реализуемых целевых задач, а также обоснование необходимости и эффективности применения ММКК для их решения.
3.2.2 Формирование технических требований к КК ММКК и ММКК для целевых задач с оценкой возможности их комплексирования (создания многофункционального КК ММКК).
3.2.3 Разработка предварительного проектного облика КК ММКК, обеспечивающего выполнение предъявляемых требований.
3.2.4 Определение перечня критических технологий создания КК ММКК и формирование программы теоретических, экспериментальных, конструкторскотехнологических (технологических) работ по освоению критических технологий для внедрения в КК ММКК.
3.2.5 Технико-экономическое обоснование программы работ в обеспечение | создания КК ММКК.
3.2.6 Разработка проекта технического задания (ТЗ) на опытноконструкторскую работу (ОКР) по созданию КК ММКК или проекта ТЗ на НИР по освоению критических технологий для создания КК ММКК
4 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЧ НИР
4.1 Требования к выполнению п. 3.2.1 ТЗ
4.1.1 При формировании перечня целевых задач КК ММКК должен быть проведен анализ отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и документов программно-целевого планирования в ^ области космической деятельности, а также аналогичных опубликованных документов иностранных государств и организаций - ведущих участников космической деятельности. С учетом результатов анализа должны быть определены: перечень задач (результатов) космической деятельности, для решения (получения) которых необходимо или целесообразно использование возвращаемых космических средств ТТО многократного применения (на безальтернативной основе или в качестве предпочтительного способа); перечень перспективных отечественных и иностранных низкоорбитальных пилотируемых и автоматических космических средств (далее по тексту - обеспечиваемые космические средства), ТТО которых возможно и целесообразно
осуществлять с помощью ММКК (с указанием их государственной принадлежности, целевого назначения, планируемых (прогнозируемых) сроков развертывания и эксплуатации, основных технических характеристик, предполагаемых требований к ТТО). В ходе СЧ НИР должно быть обосновано ранжирование в указанных перечнях задач космической деятельности и обеспечиваемых космических средств по их приоритетности для КК ММКК.
4.1.2 Для каждой задачи космической деятельности и каждого обеспечиваемого космического средства, определенных в соответствии с п. 4.1.1 ТЗ, должны быть исследованы возможные и определены технически | реализуемые варианты целевого применения ММКК с учётом характеристик надёжности КК ММКК и его составных частей.
4.1.3 Целевое применения ММКК должно исследоваться как цикл из нескольких миссий ММКК, каждая из которых, в общем случае, включает этапы: межполетной (для первой миссии - первичной) подготовки (восстановление, регламентные работы, транспортировка, хранение, предстартовая подготовка); запуска (старта) и выведения на целевую орбиту; выполнения задач космической деятельности в автономном полете; сближения и стыковки (или кооперации другим способом) с ^ обеспечиваемым космическим средством; выполнения операций ТТО; расстыковки (прекращения кооперации) с обеспечиваемым космическим средством; схода с орбиты, полета в атмосфере и посадки (в том числе с возращением на Землю результатов космической деятельности). Должна быть исследована возможность и целесообразность осуществления в одной миссии ММКК операций ТТО нескольких однотипных или разнотипных обеспечиваемых космических средств.

Цитата: mse от 24.03.2021 15:23:51Чтобы не таскать с собой тонны топлива для посадки там где надо, а не там, где получилось. ТНе топлива



Цитата: Прокруст от 24.03.2021 15:34:281. Сажайте ракеты как МаскСажать ракету как Маск на планете с плотной атмосферой - технический идиотизм.
| Сообщение № 6010406 |

Цитата: grizzly от 25.03.2021 05:20:02Сажать ракету как Маск на планете с плотной атмосферой - технический идиотизм.Технический идиотизм - это американский челнок. Понты как есть.

Цитата: Прокруст от 25.03.2021 08:42:26Технический идиотизм - это американский челнок. Понты как есть.Дьявол кроется в деталях.
Ракета формой от самолета отличается совершенно не случайно.
Обратите внимание на старшип - погасить уже небольшую скорость при посадке летающей бочки с рулями без крыльев не так уж и сложно.
А вот получить многоразовый челнок с крыльями без дорогого обслуживания - задача намного сложнее.

Цитата: Аладдин от 25.03.2021 03:48:29На строительстве второй очереди космодрома Восточный не хватает рабочих рук — на масштабную стройку повлияла пандемия коронавируса. Уже построенные и будущие объекты сегодня, 24 марта, осмотрел первый вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин. По поручению президента он будет курировать возведение Восточного. Один из проблемных вопросов — достройка объектов первой очереди космодрома, которую не завершил предыдущий подрядчик — Спецстрой России.
Достижение мирового уровня
Это первый масштабный объезд космодрома за долгое время. Вице-премьер в сопровождении Дмитрия Рогозина и министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирека Файзуллина осмотрел площадку под будущий аэропорт, жилой комплекс Циолковского — сейчас для работников Восточного построено семь домов и возводятся новые.
Представили гостям возводимый комплекс эксплуатации района падения, метеокомплекс, комплекс хранения компонентов ракетного топлива, технический комплекс и стартовый стол, где уже установлена ракета космического назначения «Союз-2.1б».
Также вице-премьер побывал на объектах второй очереди — стартовом столе под ракетный комплекс «Ангара», который сейчас возводится вблизи космограда.
Подробный план строительства Восточного
(...)
— Людей пока не хватает, мы договорились, что их количество будет увеличено. Хотя есть проблема — сейчас порядка 600 человек находятся на карантине в Благовещенске — вы знаете, что из-за пандемии были проблемы с завозом рабочей силы. В Амурской области это вообще острая проблема. Она была актуальна и для Амурского ГПЗ, и для космодрома. Все запланированные объекты второй очереди находятся в стройке — не начатых нет, — подчеркнул вице-премьер.
При этом решено, что проект будет корректироваться.
— Мы договорились что составим обновленный план-график наших действий, он будет включать окончание первой очереди, вторая часть плана — это ускорение объектов второй очереди, и еще одна часть — подготовка к третьей очереди. По ней есть объекты, которые безусловно надо делать, без которых вторая очередь не будет работать, и мы о них сегодня говорили. И по мере обсуждения, в том числе и с руководством страны, станет ясно, что именно включит в себя третья очередь. Будет составлена дорожная карта, в ней учтем не только строительные моменты, но и другие, связанные с корректировкой федеральной целевой программы, с обеспечением финансирования, работой контролирующих органов — у нас в комиссию входят представители всех правоохранительных органов. Мы все эти вопросы подробно обсудили, — сообщил первый вице-премьер.
Марат Хуснуллин пообещал — раз в неделю при участии Минстроя России будет проводиться совещание, «чтобы при готовности документации даже частями принимать экспертизу и максимально быстро выдавать проектные решения».
— Проектно-сметная документация по космодрому будет однозначно корректироваться. Мы за прошлый год внесли много изменений, чтобы упростить и удешевить проект. И одно из ключевых решений сегодняшнего дня — я попросил пересмотреть техническое задание с точки зрения удешевления проекта и его упрощения — без потери качества и в сроках, — отметил зампред.
Отказаться от консервативных решений
Оптимизировать и упростить — такая задача рассматривается сейчас по второй и третьей очереди Восточного. «Вице-премьер дал поручение — находить простые решения и смелее отказываться от консервативных, когда под одну ракету строился отдельный комплекс. Надо сделать так, чтобы в техническом комплексе можно было обслуживать разные ракеты, чтобы командные пункты могли взаимодействовать с разными стартовыми комплексами, то есть рассматривать космодром как единый организм, а не набор автономных комплексов», — рассказал Дмитрий Рогозин.
.
https://ampravda.ru/2021/03/24…kP6ZjrQOMY
.
P.S. Не понял. С одного и того же стартового стола смогут стартовать разные ракеты?
Или командный пункт будет один на всех?
Или вся инфраструктура должа быть общей и для четырех стартовых столов (Союз, Ангара, сверхтяж, Иртыш)?
шось я не понял про чистоту , шо , спёрли всё что плохо лежало?
Цитата: aspb от 25.03.2021 10:31:15Дьявол кроется в деталях.Красивые презентации показывают достигаемую цель. Промежуточные пункты при этом обычно игнорируются.
На официальной презентации https://www.spacex.c…/starship/ показана посадка Старшипа только в атмосфере Марса.
Почему ? Потому, что нагрузка на теплозащиту при посадке на Марс меньше в разы в силу того, что первая космическая для Марса 3,55 км/сек, а не 7,91 как для Земли, и плотность атмосферы Марса меньше земной в среднем в 125 раз.
Крылья в такой атмосфере просто бесполезны еще и потому, что аэродромов нет.
Поэтому такая конструкция Старшипа обусловлена исключительно условиями внеземной посадки и не может служить примером удачной схемы для посадки на Землю.

Цитата: rat1111 от 25.03.2021 03:33:34Не топливаКрылатому аппарату ни топливо ни окислитель не нужны. Он и так маневрирует в атмосфере на несколько тысяч км. Пример-авангард.
Окислителя.
Смысл любого химического ВКС - не тащить на горбу окислитель, а брать его из атмосферы.
Ексесайзы же Маска с "многоразовыми ракетами" - это аналог попытки создать отрасль гражданских авиаперевозок на базе самолетов с ЖРД
Цитата: basilevs от 24.03.2021 19:07:49А втом, что X-35 запускается на нужную хитрую орбиту, чтобы вовремя в нужном месте что-то подсмотреть. И он возвращается не потому, что устал и ремонтировать пора, а потому, что надо запуститься на новую хитрую орбиту и посмотреть где надо и что надо в определённый момент.Говорят, аэродинамический манёвр с заходом в верхние слои атмосферы позволяет очень существенно экономить топливо на смену плоскости орбиты (по сравнению с обычным маневрированием в пустоте), даже с учётом затрат на спуск/возврат в эти самые верхние слои. Так что "хитрых орбит" может быть за один полёт и несколько.

Цитата: Alexxey от 25.03.2021 18:23:56Говорят, аэродинамический манёвр с заходом в верхние слои атмосферы позволяет очень существенно экономить топливо на смену плоскости орбиты (по сравнению с обычным маневрированием в пустоте), даже с учётом затрат на спуск/возврат в эти самые верхние слои. Так что "хитрых орбит" может быть за один полёт и несколько.Вроде уже считали когда-то. Для совершения атмосферного маневра нужно настолько затормозить корабль (загоняя перигей в достаточно плотные слои атмосферы) что в космос он уже не вернётся. Сманеврировать можно единственный раз перед посадкой, пройдя над непредвиденной точкой, но не более. И это ещё без учёта потери скорости в атмосфере.
Цитата: Senya от 25.03.2021 18:40:57Вроде уже считали когда-то. Для совершения атмосферного маневра нужно настолько затормозить корабль (загоняя перигей в достаточно плотные слои атмосферы) что в космос он уже не вернётся. Сманеврировать можно единственный раз перед посадкой, пройдя над непредвиденной точкой, но не более. И это ещё без учёта потери скорости в атмосфере.Обсуждалось, помню, но всё больше в контексте космобонбондировщика. А потом у Левантовского прочитал, что аэродинамический манёвр можно с выгодой использовать и для поворота плоскости орбиты на большие углы. Такие повороты обычным ракетным способом в пустоте очень затратны. Это легко представить для предельного случая поворота на 90°: фактически нужно полностью погасить свою скорость до 0 и развить такую же в направлении поперёк, т.е. суммарно затратить конский импульс в √2V (на Марс можно слетать и обратно вернуться). Поэтому для поворота на большие углы выгоднее либо через промежуточную вытянутую эллиптическую орбиту (повернуть в апогее, где скорость минимальна, затем вернуться обратно на круговую), либо аэродинамическим манёвром в верхних слоях, либо сочетанием первого и второго. Найду сейчас этот кусок из Левантовского.
ЦитатаПовороту плоскости орбиты может способствовать и аэродинамический маневр при наличии подъемной силы — проход через атмосферу планеты, хотя и требующий довольно сложного управления, но приводящий к экономии топлива. Например, можно почти полностью избавиться от последнего импульса при переходе через бесконечность, так же как это делается вообще при возвращении из района Луны (см. § 3 гл. 11). Но и при низкой орбите возможен такой маневр [2.11]: тормозной импульс заставляет спутник сойти с орбиты, чтобы затем, войдя в плотные слои атмосферы (граница на высоте 100 км), совершить в них вираж и выйти из них уже в другой плоскости со скоростью меньшей, чем скорость входа. Остается теперь двумя разгонными импульсами вывести спутник на орбиту прежней высоты, заодно увеличив еще несколько отклонение плоскости орбиты. Для реальных значений аэродинамических коэффициентов и высоты орбиты до 600 км таким путем можно повернуть орбиту на 40–50°, выиграв по сравнению с чисто ракетным поворотом массу топлива, составляющую от 0,2 до 0,3 начальной массы спутника на орбите.

Цитата: Прокруст от 25.03.2021 08:42:26Технический идиотизм - это американский челнок. Понты как есть.Челнок появился преждевременно, существующие технологии пока не позволяют.
Цитата: Прокруст от 25.03.2021 08:42:26Ракета формой от самолета отличается совершенно не случайно.Те бочки с горючим, которые уже 10 раз взорвал Илошка, рассматриваться в качестве ракет могут с тем же правом, что бумажный самолётик - как прототип истребителя 5 поколения.
Обратите внимание на старшип - погасить уже небольшую скорость при посадке летающей бочки с рулями без крыльев не так уж и сложно.
Цитата: Прокруст от 25.03.2021 08:42:26А вот получить многоразовый челнок с крыльями без дорогого обслуживания - задача намного сложнее.На существующем уровне технологий да. Но так будет не всегда, если конечно, человечество не самоубьётся.

Цитата: grizzly от 25.03.2021 20:04:36На существующем уровне технологий да. Но так будет не всегда, если конечно, человечество не самоубьётся.В принципе не долго осталось.

Цитата: Alexxey от 25.03.2021 18:23:56Говорят, аэродинамический манёвр с заходом в верхние слои атмосферы позволяет очень существенно экономить топливо на смену плоскости орбиты (по сравнению с обычным маневрированием в пустоте), даже с учётом затрат на спуск/возврат в эти самые верхние слои. Так что "хитрых орбит" может быть за один полёт и несколько.В АКС "Спираль" Лозино-Лозинского смена орбиты в широком диапазоне предусматривалась без нырков в атмосферу. Маневрирование атмосфере планировалось только на этапе спуска.
Цитата: aspb от 25.03.2021 22:07:42В АКС "Спираль" Лозино-Лозинского смена орбиты в широком диапазоне предусматривалась без нырков в атмосферу. Маневрирование атмосфере планировалось только на этапе спуска.Наверное не просто так. Интересно почему, где-то можно об этом почитать?
Наверное не просто так отказались.
|
|
| Сейчас на ветке: 6, Модераторов: 0, Пользователей: 1, Гостей: 1, Ботов: 4 |
|---|
| серчек |