До этого Нельсон неоднократно констатировал — США находятся в космической гонке с КНР — и предупреждал американский конгресс, что недостаточное финансирование может стать «катастрофой» для лидерства США в космосе. И, скорее всего, что «катастрофа» уже произошла, и Китай догоняет США по всем направлениям космических разработок и исследований.
Самое удивительное, что Китай, по сути, — новичок в космосе. Его космическая программа сделала столь стремительный рывок за какие-то два десятилетия. В 1970 году в космос отправился первый китайский искусственный спутник Земли «Дунфанхун-1» («Алеет восток»). Потом пошли старты ракет, выведение спутников на орбиту. Всего до октября 2003 года с космодрома Цзюцюань были успешно запущены 33 спутника и четыре беспилотных космических корабля, а также проведено около тысячи экспериментальных запусков других ракет разного типа. И лишь в 2003 году был совершен первый пилотируемый космический полет. Не густо для начала.
Но после этого Китай ворвался в узкий клуб мировых космических держав поистине космическими темпами. В настоящее время наши давние ученики самостоятельно освоили практически все космические технологии и виды деятельности: автоматические и пилотируемые полеты, орбитальную станцию, исследования планет и прочее. Разрабатывается космический корабль многоразового использования. Вполне резонно говорить, что Китай вскоре может обогнать не только Россию, но и США в космической гонке.
Перепрыгнув через несколько этапов развития космонавтики, КНР сделала серьезную заявку на лидерство. Сейчас Китай — единственная страна, которая имеет практически достроенную национальную орбитальную станцию, и может наступить момент, когда китайский «Лунный дворец» станет единственной обитаемой площадкой на орбите Земли. По части стартов к Луне и к Марсу Китай фактически обгоняет США, как и по количеству пусков космических ракет. Несколько успешных лунных экспедиций и успешная посадка марсохода вывели Китай в лидеры межпланетных полетов. В китайской марсианской программе уже запланирован следующий шаг — отправка к 2030 году на Красную или Огненную (как в Китае называют Марс) планету возвращаемого зонда. Не исключено, что при таких темпах развития китайской науки и техники запуск может состояться и раньше. Этот аппарат доставит обратно на Землю образцы марсианского грунта. А затем КНР рассчитывает отправить на Марс уже пилотируемую миссию.
Сейчас в Китае к космической гонке подключились частные компании, которые усилят позиции этой страны, составив конкуренцию Илону Маску с его космическими программами. Не стоит забывать, что для реализации своих космических планов Китай построил на собственной территории четыре космодрома. Столько нет ни у одной страны мира. С этих площадок можно запускать носители разных классов и типов, различных назначений.
Можно говорить, что китайские космические технологии поставлены на поток. Уровень развития науки и техники, а также управления позволяет применять в космонавтике совершенно новые подходы. Например, в 2021 году в КНР был запущена производственная линия с применением умных технологий для строительства малых орбитальных спутников. Этот завод способен производить до 240 космических аппаратов ежегодно. Новая линия позволит существенно сэкономить время и трудовые ресурсы, процесс строительства спутников ускорится более чем на 40%.
Любопытно, что новый завод находится на территории Уханьской национальной базы аэрокосмической промышленности, занимающей 68,8 кв. км. Там сосредоточено более 100 предприятий, способных обеспечить ежегодный выпуск продукции стоимостью 30 млрд юаней (более $4,6 млрд). Ухань, который широко известен миру, как якобы источник пандемии нового коронавируса, оказывается является еще и центром космической промышленности.
Китайскую космическую программу отличает минимальное число аварий и отказов, что говорит о высоком технологическом уровне, дисциплине и обстоятельном подходе к делу. Также можно говорить о четком планировании, которое не зависит о конъюнктуры и обеспечено стабильным финансированием.
Например, для лунной программы Китая характерна четкая поэтапная реализации. Сначала — освоение окололунного пространства и прилунение. Затем пилотируемый полет к Луне. После этого Китай планирует создать условия для постоянного присутствия на лунной поверхности: развертывание производства, добыча солнечной энергии в космосе для обеспечения базы электричеством. Следующий этап — старты с Луны, дальнекосмические пилотируемые полеты, разработка полезных ископаемых и исследования астероидов.
Для достижения своих лунных и марсианских целей, строительства космических солнечных электростанций (SBSP), а также для других далеко идущих планов, Китай планирует использовать находящуюся в разработке сверхтяжелую ракету Чанчжэнь-9, первый испытательный полет которой запланирован на 2030-й год.
По словам заместителя генерального директора Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (CASC) Ли Хуна, Чанчжэнь-9 сможет доставить на низкую околоземную орбиту до 130 тонн полезного груза, а к Луне — космический корабль массой до 50 тонн. Гигантская ракета будет способна также отправить 44-тонный груз на переходную марсианскую орбиту. Если все, что намечено, будет реализовано (а китайские планы обычно реализуются), то к середине столетия (то есть к 100-летию КНР в 2049 году) Китай действительно станет ведущей космической державой с постоянным присутствием человека на Луне.
На это же время Пекин запланировал еще один эпохальный эксперимент — запуск аппарата к границам Солнечной системы. Для этого китайский космический зонд преодолеет расстояние примерно в 100 раз большее, чем расстояние между Солнцем и Землей. Проект направлен на проведение научных исследований и экспериментов на краю Солнечной системы, примерно в 15 миллиардах километров от Земли.
А пока что самый крупный в мире китайский радиотелескоп FAST, который заработал на полную мощность, прощупывает эти дали дистанционно. Параллельно идет разработка оборудования для решения невиданных по сложности задач, таких как обеспечение сверхдальней космической связи.
Такое вряд ли сможет позволить себе любая другая страна, в том числе США.