Обсуждение космических программ

9,278,079 41,616
 

Фильтр
psv
 
Слушатель
Карма: +1.54
Регистрация: 27.03.2009
Сообщений: 2,304
Читатели: 0
Цитата: aspb от 18.11.2024 20:37:55Первые ступени Фэлкон-9 из алюминиево-литиевых сплавов налетали по 20 и более раз. 

Ну чертежей оных ступеней мы в руках не держали. Что там из чего конкретно сделано и почему на сверхтяже внезапно нержавейка можно по разному интерпретировать.

20 циклов (и даже пара сотен) это "ни очем". Вот пусть на вибростенд поставят и посмотрят на котором часу их алюминиево-литиевый рассыпется.
  • +0.00 / 2
  • АУ
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
66 лет
Слушатель
Карма: +187.99
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 2,132
Читатели: 3
Цитата: psv от 18.11.2024 21:30:23Ну чертежей оных ступеней мы в руках не держали. Что там из чего конкретно сделано и почему на сверхтяже внезапно нержавейка можно по разному интерпретировать.

20 циклов (и даже пара сотен) это "ни очем". Вот пусть на вибростенд поставят и посмотрят на котором часу их алюминиево-литиевый рассыпется.

В открытом доступе есть всё для того, чтобы узнать о материале 1-й ступени Фэлкон-9. 
Почему сталь ? Прям в теме выше ссылка на интервью Маска конкретно по этому вопросу. 
Что значит 20 циклов ? 20 полетов, а уж сколько там циклов растяжения-сжатия в одном полете ... да просто до хрена.
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.08 / 5
  • АУ
psv
 
Слушатель
Карма: +1.54
Регистрация: 27.03.2009
Сообщений: 2,304
Читатели: 0
Цитата: aspb от 18.11.2024 21:37:40В открытом доступе есть всё для того, чтобы узнать о материале 1-й ступени Фэлкон-9. 
Почему сталь ? Прям в теме выше ссылка на интервью Маска конкретно по этому вопросу. 
Что значит 20 циклов ? 20 полетов, а уж сколько там циклов растяжения-сжатия в одном полете ... да просто до хрена.

Цирконий + серебро со скандием и на выходе "в два раза большее число циклов на усталость" и это всё. Надо еще палладий что ли добавить ))))

В то время как сталь (ну и титан) дает при нагрузке на треть от рабочей "бесконечную стойкость к такой пороговой нагрузке".

Повторю -- вибростенд + нагрузка "эквивалентная тяге" на конструкцию и "сколько часов до разваливания корпуса".
  • -0.03 / 3
  • АУ
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
66 лет
Слушатель
Карма: +187.99
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 2,132
Читатели: 3
Цитата: psv от 18.11.2024 21:43:29Цирконий + серебро со скандием и на выходе "в два раза большее число циклов на усталость" и это всё. Надо еще палладий что ли добавить ))))

В то время как сталь (ну и титан) дает при нагрузке на треть от рабочей "бесконечную стойкость к такой пороговой нагрузке".

Повторю -- вибростенд + нагрузка "эквивалентная тяге" на конструкцию и "сколько часов до разваливания корпуса".

К чему эти отвлеченные рассуждения ?
1-е ступени Фэлконов многоразовые и изготовлены из лёгких сплавов. Число успешных полётов ( а разрушений в полете вообще не было) всех изготовленных 1-х ступеней достаточно для заключения о том, что многоразовые ступени РН можно делать из легких сплавов.
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.10 / 6
  • АУ
psv
 
Слушатель
Карма: +1.54
Регистрация: 27.03.2009
Сообщений: 2,304
Читатели: 0
Цитата: aspb от 18.11.2024 21:58:43К чему эти отвлеченные рассуждения ?
1-е ступени Фэлконов многоразовые и изготовлены из лёгких сплавов. Число успешных полётов ( а разрушений в полете вообще не было) всех изготовленных 1-х ступеней достаточно для заключения о том, что многоразовые ступени РН можно делать из легких сплавов.

Как далеко удалось ускакать (причем "не навязчиво") от стыковочного узла МКС? ))))
  • -0.02 / 4
  • АУ
Системник
 
russia
Слушатель
Карма: +0.90
Регистрация: 13.04.2023
Сообщений: 1,125
Читатели: 3
Цитата: psv от 18.11.2024 22:06:20Как далеко удалось ускакать (причем "не навязчиво") от стыковочного узла МКС? ))))

Так в этом и суть их выступления. Веселый Обосрать конструкторов узла и сделать вид, что не о том говорили.
  • +0.03 / 1
  • АУ
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
66 лет
Слушатель
Карма: +187.99
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 2,132
Читатели: 3
Цитата: psv от 18.11.2024 22:06:20Как далеко удалось ускакать (причем "не навязчиво") от стыковочного узла МКС? ))))

Проблема на МКС не в стыковочном узле, а в корпусе конкретного модуля - "Звезда". Изначально срок службы корпусов "Звезды" и "Зари" как модулей для следующего поколения станции "Мир" был установлен 5 лет. Для использования этих корпусов в составе МКС срок пролонгировали до 15. А потом ещё в сумме на 13.
И того 28 лет для Звезды и 30 лет для Зари вместо 5 первоначальных. Заря 26 лет  почему-то не трещит. А вы говорите нельзя... Улыбающийся
Отредактировано: aspb - 18 ноя 2024 22:53:43
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.11 / 5
  • АУ
adolfus
 
Слушатель
Карма: +18.89
Регистрация: 12.02.2010
Сообщений: 12,000
Читатели: 2
Цитата: psv от 18.11.2024 21:43:29Цирконий + серебро со скандием и на выходе "в два раза большее число циклов на усталость" и это всё. Надо еще палладий что ли добавить ))))

В то время как сталь (ну и титан) дает при нагрузке на треть от рабочей "бесконечную стойкость к такой пороговой нагрузке".

Повторю -- вибростенд + нагрузка "эквивалентная тяге" на конструкцию и "сколько часов до разваливания корпуса".

Для оболочек и прочих конструкций из алюминиевых сплавов частоты виброиспытаний должны простираться вплоть до ~a/L Гц, где a -- скорость звука в материале, L -- толщина оболочки. Это порядка сотен кГц. Такие внутренние моды возникают в облочках и трубах даже от трения о воздух. В местах, где tcnm сварка, т.е. стенка не очень ровная, возникают высокие концентрации (в местах каустик) амплитуд стоячих волн и превышение предела упругости. И все это из-за низкого внутреннего трения. У сталей такое не наблюдается -- там на этих частотах высокая объемная вязкость и из-за низкой добротности эти моды и даже на порядок более низкочастотные не возбуждаются. Поэтому стальные рамы великов на асфальте живут вечно, а алюминивые две-три тысячи и на ультразвуковую диагностику.
  • +0.07 / 7
  • АУ
DMAN
 
belarus
Могилев
55 лет
Слушатель
Карма: +33.47
Регистрация: 05.04.2013
Сообщений: 12,041
Читатели: 6
Цитата: сапёрный танк от 18.11.2024 17:36:42У нас есть лишние Илы? Ну чтоб от ВТА отрывать. Потому как от заправщиков отрывать нельзя. Их и так категорически мало. Как и ДРЛОиУ.

Лишних Ту-160 у нас тем более нет.
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего,
который сбился с пути. Francis Bacon.
  • +0.03 / 1
  • АУ
сапёрный танк
 
russia
63 года
Слушатель
Карма: +90.32
Регистрация: 21.02.2009
Сообщений: 21,107
Читатели: 47
Цитата: DMAN от 19.11.2024 08:29:44Лишних Ту-160 у нас тем более нет.

         Значит вопрос закрыт. До появления специализированного самолёта.
Мёртвый враг всегда хорошо пахнет
  • +0.08 / 5
  • АУ
SteamDwarf
 
russia
Дзержинск
Слушатель
Карма: +5.18
Регистрация: 31.03.2013
Сообщений: 300
Читатели: 0
Цитата: adolfus от 19.11.2024 01:05:42Для оболочек и прочих конструкций из алюминиевых сплавов частоты виброиспытаний должны простираться вплоть до ~a/L Гц, где a -- скорость звука в материале, L -- толщина оболочки. Это порядка сотен кГц. Такие внутренние моды возникают в облочках и трубах даже от трения о воздух. В местах, где tcnm сварка, т.е. стенка не очень ровная, возникают высокие концентрации (в местах каустик) амплитуд стоячих волн и превышение предела упругости. И все это из-за низкого внутреннего трения. У сталей такое не наблюдается -- там на этих частотах высокая объемная вязкость и из-за низкой добротности эти моды и даже на порядок более низкочастотные не возбуждаются. Поэтому стальные рамы великов на асфальте живут вечно, а алюминивые две-три тысячи и на ультразвуковую диагностику.

Часто думал о протяженных металлических конструкциях на орбите, сплошных и тросовых. Вибрационная нагрузка это прям зло. Простейший пример, балка с длиной, много больше поперечника. Если толкнуть ее, она будет звенеть до тех пор, пока вся энергия толчка не поглотится внутренним трением. Это может быть долго, вопрос с демпфированием надо будет решать. В составе сборной протяженной станции ( типа тора Циолковского) очень здорово смотрелись надувные вставки, как у Бигелоу. При учете их расчета на эту нагрузку тоже, естесственно.
  • -0.07 / 3
  • АУ
iron-zorin
 
russia
Слушатель
Карма: +49.23
Регистрация: 19.01.2016
Сообщений: 1,309
Читатели: 1
Цитата: aspb от 18.11.2024 22:51:13 Заря 26 лет  почему-то не трещит. 

Вопрос залу: сколько раз в Зарю влетали своим ходом многотонные железяки?
  • +0.03 / 1
  • АУ
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
66 лет
Слушатель
Карма: +187.99
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 2,132
Читатели: 3
Цитата: iron-zorin от 19.11.2024 16:35:05Вопрос залу: сколько раз в Зарю влетали своим ходом многотонные железяки?

Между Звездой и центром масс МКС стоит как раз Заря, а при эволюциях станции в соответствии с так горячо обсуждаемым сопроматом максимальный изгибающий момент приходится как раз на корпус Герметичного адаптера (ГА)  Зари, которым российский сегмент стыкуется с американским.
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.00 / 0
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -47.77
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,595
Читатели: 0
Цитата: сапёрный танк от 19.11.2024 10:49:11Значит вопрос закрыт. До появления специализированного самолёта.

Кубосат 1.33кг. Тот же Пегас выводит 450кг.
Очевидно, что столько для кубосатов не нужно. 
И очевидно, нужна сверхлегкая ракета-носитель, лучше авиационного базирования. С такой вполне справится серийный истребитель. 40кг на орбите (10-20 кубосатов с разведением) в современных условиях вполне себе могут успешно выполнять задачи. Что кардинально всё удешевляет.
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • +0.01 / 2
  • АУ
OlegNZH-2
 
russia
Барнаул
59 лет
Слушатель
Карма: +20.90
Регистрация: 10.12.2019
Сообщений: 5,828
Читатели: 0
Цитата: DMAN от 18.11.2024 16:01:36. Весь смысл 
воздушного старта в возможности запуска мз разных мест с разными наклонениями орбиты.

Позвольте . Запуск на определенное наклонение определяется только широтой . Например-  Если с 51 градуса , то ниже не получится (без изменения  где-нибудь в апогее). Выше - куда угодно (90 ..98(-8) ..да хоть до -51  . Но не "ниже"). То есть предлагаете самолёту  слетать на экватор? ( оттуда Любое наклонение  возможно, с 0 градусов).  (диапазон наклонений озвучьте , при воздушном старте (реальный) ) .
Отредактировано: OlegNZH-2 - 19 ноя 2024 21:09:23
  • +0.00 / 0
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -47.77
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,595
Читатели: 0
Цитата: OlegNZH-2 от 19.11.2024 20:47:40Позвольте . Запуск на определенное наклонение определяется только широтой . Например-  Если с 51 градуса , то ниже не получится (без изменения  где-нибудь в апогее). Выше - куда угодно (90 ..98(-8) ..да хоть до -51  . Но не "ниже"). То есть предлагаете самолёту  слетать на экватор?

Полагаете не долетит?
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • +0.01 / 2
  • АУ
OlegNZH-2
 
russia
Барнаул
59 лет
Слушатель
Карма: +20.90
Регистрация: 10.12.2019
Сообщений: 5,828
Читатели: 0
Цитата: caSmith от 20.11.2024 00:53:57Полагаете не долетит?

Ну почему-же . Наши на GEO вполне себе  (наклонение "0")... С помощью разгонных блоков, в несколько включений . Забугорные - тоже ,но  своим ходом уже привыкли  (медленно и печально , но - универсально , не полагаясь на РН ) .
  • +0.00 / 0
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -47.77
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,595
Читатели: 0
Цитата: OlegNZH-2 от 20.11.2024 02:25:45Ну почему-же . Наши на GEO вполне себе  (наклонение "0")... С помощью разгонных блоков, в несколько включений . Забугорные - тоже ,но  своим ходом уже привыкли  (медленно и печально , но - универсально , не полагаясь на РН ) .

Мы ведь про самолёт на экватор для запуска нано-носителя в плоскости 0-наклонения.
Кубосат можно, конечно, вытащить на Геостационар, но смысл? Там тяжёлые телекоммуникаторы и всякие погодные висят.
А вот если получится в маленькие спутники видовой и радио и локационной, то наклонение им нужно 90 и запуск с любого подходящего аэродрома.
Или мелких перехватчиков-инспекторов. Тут оперативность решает всё. А то нудолями только орбиты засорять. А мелкий перехватчик тихонечко повоздействовал, и старлинк какой-нибудь стал компактным куском кремний-алюминиевой массы. Лепота.
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • -0.02 / 1
  • АУ
DMAN
 
belarus
Могилев
55 лет
Слушатель
Карма: +33.47
Регистрация: 05.04.2013
Сообщений: 12,041
Читатели: 6
Цитата: OlegNZH-2 от 19.11.2024 20:47:40Позвольте . Запуск на определенное наклонение определяется только широтой . Например-  Если с 51 градуса , то ниже не получится (без изменения  где-нибудь в апогее). Выше - куда угодно (90 ..98(-8) ..да хоть до -51  . Но не "ниже"). То есть предлагаете самолёту  слетать на экватор? ( оттуда Любое наклонение  возможно, с 0 градусов).  (диапазон наклонений озвучьте , при воздушном старте (реальный) ) .

А эта Ангара А-5 куда летит?
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего,
который сбился с пути. Francis Bacon.
  • +0.00 / 0
  • АУ
OlegNZH-2
 
russia
Барнаул
59 лет
Слушатель
Карма: +20.90
Регистрация: 10.12.2019
Сообщений: 5,828
Читатели: 0
Цитата: caSmith от 20.11.2024 07:56:12Мы ведь про самолёт на экватор для запуска нано-носителя в плоскости 0-наклонения.
Кубосат можно, конечно, вытащить на Геостационар, но смысл? Там тяжёлые телекоммуникаторы и всякие погодные висят.
А вот если получится в маленькие спутники видовой и радио и локационной, то наклонение им нужно 90 и запуск с любого подходящего аэродрома.
Или мелких перехватчиков-инспекторов. Тут оперативность решает всё. А то нудолями только орбиты засорять. А мелкий перехватчик тихонечко повоздействовал, и старлинк какой-нибудь стал компактным куском кремний-алюминиевой массы. Лепота.

Вы совершенно не поняли суть Разговора . Был тезис , что воздушный  старт - это в первую очередь - различные  наклонения . Каким образом? Да на" почти любом" стартовом столе (или сделав разворот при пуске ) можно поменять наклонение , но только  в Большую сторону ... Что там у нас сейчас? 46 ,49 ,52 , 63 ?  Вот и считайте . А 90-92-93-98 и т.д - ССО - в лёгкую! С Любого нашего космодрома . .
  • +0.00 / 0
  • АУ
Сейчас на ветке: 8, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 2, Ботов: 6