Проблемы ЕГЭ и школьного образования

1,106,912 7,849
 

Фильтр
AndreyK-AV
 
russia
Уфа
63 года
Слушатель
Карма: +102.73
Регистрация: 10.11.2008
Сообщений: 45,950
Читатели: 13
Заставь дурака богу молится он и лоб расшибёт(с)
Мурзаев готов оставить одни ВПР
Взять и отменить? Педагоги объяснили, можно ли учить детей без «домашки»
ЦитатаПрезидент поручил сбалансировать учебную нагрузку на школьников. Конкретные меры правительство должно представить к декабрю 2024 года. aif.ru узнал у педагогов, какие учебные нагрузки можно считать лишними.


ЦитатаНе учат, но контролируют

В поручении президента также идет речь о сокращении мероприятий по оценке знаний. Проще говоря, это всевозможные контрольные, самостоятельные, проверочные. А еще есть Всероссийские проверочные работы (ВПР). Что сокращать?

«Я считаю, что сокращать нужно внешний, бюрократический контроль, бесконечные диагностики, спущенные сверху, — говорит Сергей Рукшин. — Попытки некоторых людей, которые сами ничему не учат, но норовят контролировать, вредят системе образования. Я имею в виду Всероссийские проверочные работы, которые проводит Рособрнадзор. Это очень легкая работа — ни за что не отвечать, не нести ответственности за провальный результат, и контролировать. Я не видел нигде в законе „Об образовании в РФ“ упоминания о ВПР. Они не предусмотрены известными мне нормативными правовыми актами. А если их нет, почему учитель обязан тратить на них учебное время вместо прохождения предмета?»

Ничем не лучше, когда контроль отдают всевозможным электронным платформам: ребенок проходит тесты, а система ставит оценки. Сейчас такие дают на дом регулярно почти по всем предметам. Надо ли говорить, что в тесте могут быть неточности, система может зависать и давать некорректные баллы?
А вот учебный контроль на уровне учителя, по мнению педагога с 50-летним стажем, необходим. Без понимания того, что ребенок усвоил, что нужно повторить или еще раз объяснить, научить невозможно. 
«Поэтому разгружать надо. Но не от права преподавателя контролировать нужными ему средствами усвоение знаний, а от незаконных ВПР, список которых множится», — заключает профессор.


После школы
Сколько времени школьник должен тратить на выполнение домашних заданий (по всем предметам)?*
  • 1 класс — домашние задания не задают

  • 2 — 3 классы — не больше 1,5 часов

  • 4 — 5 классы — до 2 часов

  • 6 — 8 классы — до 2,5 часов

  • 9 — 11 классах — до 3,5 часов


Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. То есть нельзя в один день задавать сочинение, презентацию по биологии и 15 упражнений по алгебре.
* Согласно СанПиН, методическим рекомендациям для школ и учителей.



ЦитатаКак вырастить лентяев
Но сначала обратимся к самому документу, опубликованному на сайте Кремля: «Обеспечить разработку и реализацию комплекса мер по формированию гармоничной, сбалансированной и результативной учебной и воспитательной (урочной и внеурочной) нагрузки на обучающихся, в том числе за счет сокращения реальных временных затрат на выполнение домашних учебных заданий... а также сокращения мероприятий по оценке уровня знаний обучающихся».

Некоторые поняли это прямолинейно: убрать домашние задания и контрольные.
Двоечники сразу обрадовались. Ранее некоторые депутаты тоже призывали отменить 
домашнее задание для школьников. Однако эксперты и журналисты, интерпретирующие таким образом данное поручение, исказили  слова
 
президента, считает профессор РГПУ им. А. И. Герцена, замдиректора физ.-мат. лицея № 239 Санкт-Петербурга, народный учитель России Сергей Рукшин.
«Без домашних заданий усвоить ничего нельзя, можно только вырастить лентяев и лежебок, каким-то образом получивших аттестаты, — уверен педагог. — Помимо получения конкретных знаний, дети должны учиться культуре умственного труда. В наше время способность к дальнейшему обучению — ключевой навык. Фундаментальные знания не устаревают, но приобретению новых профессий и развитию новых технологий в каждой профессии приходится учиться заново. Поэтому нужен серьезный профессиональный анализ временных затрат школьников на подготовку уроков, чтобы сделать их разумными и выполнимыми. А призывы ликвидировать домашние задания я считаю диверсией, которая разрушит наше образование».


«Я не сторонник того, чтобы перегружать детей домашними заданиями, но это блеф, что можно учить вообще без них, — соглашается с коллегой директор московской школы № 109, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург. Ничего даром дающегося не бывает. Без труда не выловишь рыбку из пруда. Главное — это гибкость и вариативность образования. Одаренному математику любое большое задание не в тягость, он с удовольствием это решает, и количество часов не имеет значения. А вот если заставить его сдавать, условно, китайский язык, который ему не нужен, он взбесится от такой нагрузки. Поэтому понимать поручение президента формально — давайте уменьшим домашние задания — нельзя. Нужно учитывать интересы детей, будущей профессии, которую они выбирают, особенности здоровья».

Количество без качества

Если спросить родителей, то многих огромная домашка уже реально достала. Есть уроки, где задают столько, что ребенок регулярно сидит над заданиями часами, часто не без помощи взрослых. А есть семьи, которые всем составом учатся в школе вместе с ребенком: задания делают папы, мамы, дедушки, бабушки. Это явный перебор, когда дача знаний переходит из школы в семьи, а учителя занимаются только их проверкой.
«Объем домашних заданий зависит от методик, качества работы самих учителей. Слишком большие домашние задания — это недостаток квалификации педагога», — считает Ямбург.

Загружать детей огромными заданиями в надежде, что они станут умнее, бессмысленно. Если к лошади прицепить три воза вместо одного, то она не сдвинется с места, сколько ее ни подстегивай. И количество в данном случае не перейдет в качество. Это подтверждают исследования. Например, китайцы провели сравнительную оценку: сколько времени тратят на домашние задания дети в Китае и Южной Корее. Оказалось, что хотя в Корее тоже очень много домашних заданий, ученики с ними справляются быстрее — за 1,5-2 часа. А китайские тратят 3-3,5 часа. При этом по данным оценки качества образования (международные исследования, которые проводятся во многих странах), результаты у южнокорейских детей выше.
Поэтому ключевая фраза в поручении президента — сбалансированная и результативная нагрузка. Как это сделать, очевидно, виднее самим педагогам.
 
«Мы уже пять лет мы даем разные виды домашних заданий: обязательные (по профильным предметам), рекомендованные, и не задаем вообще. В начале года регламентируем процентное соотношение домашних заданий с учетом возраста и профиля. Если эффективность урока высокая, то закрепления дома не требуется», — поделилась директор гимназии № 12 г. Липецка Ольга Уласевич.
Отредактировано: AndreyK-AV - 22 апр 2024 10:25:35
Да будь я и негром преклонных годов, и то, без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.
-------------------------------------------------------------
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.(с)
  • +0.00 / 3
  • АУ
Lilit
 
russia
Самара
Слушатель
Карма: +1.95
Регистрация: 10.06.2022
Сообщений: 641
Читатели: 1
Цитата: AndreyK-AV от 22.04.2024 10:24:58
ЦитатаА вот учебный контроль на уровне учителя, по мнению педагога с 50-летним стажем, необходим. Без понимания того, что ребенок усвоил, что нужно повторить или еще раз объяснить, научить невозможно. 



Ох, если бы было именно так.
Сейчас, чаще всего, никакого повторения и повторного объяснения нет и в помине. Провели самостоятельную, наставили двоек-троек и поскакали дальше. Ибо "программа не позволяет, не времени на повторы".
Цитата: AndreyK-AV от 22.04.2024 10:24:58
ЦитатаПосле школы
Сколько времени школьник должен тратить на выполнение домашних заданий (по всем предметам)?*
  • 1 класс — домашние задания не задают

  • 2 — 3 классы — не больше 1,5 часов

  • 4 — 5 классы — до 2 часов

  • 6 — 8 классы — до 2,5 часов

  • 9 — 11 классах — до 3,5 часов


Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. То есть нельзя в один день задавать сочинение, презентацию по биологии и 15 упражнений по алгебре.
* Согласно СанПиН, методическим рекомендациям для школ и учителей.



Опять же, если бы так... В 1 классе практически у всех задают ДЗ, мотивиря тем, что надо привыкать, что иначе отстанем и т.п. Достаточно зайти на любой родительский форум, где об этом пишут родители со всех уголков России.
И на уроки уходит минимум в раз больше времени. 
А уж расписание так корректировать... Неужто хоть где-то есть школы, в которых завучи хоть немного ориентируются на это при составлении расписания?!
А вот три контрольных (алгебра, русский и физика) да ещё и в субботу - извольте. 
А уж презентации, доклады, самостоятельные и 15 упражнений по алегебре, так это вообще норма бытия нынешнего школьника.
А когда родители пытаются что-то вякнуть про СанПиН, им тут же суют в нос, что это рекомендации, а не обязаловка.
Мерой твоего невежества служит глубина твоего верования в несправедливость и человеческую трагедию. То, что гусеница называет Концом Света, Учитель называет бабочкой.
  • +0.05 / 4
  • АУ
Lilit
 
russia
Самара
Слушатель
Карма: +1.95
Регистрация: 10.06.2022
Сообщений: 641
Читатели: 1
Цитата: AndreyK-AV от 22.04.2024 10:24:58
Цитата«Без домашних заданий усвоить ничего нельзя... В наше время способность к дальнейшему обучению — ключевой навык. ... Поэтому нужен серьезный профессиональный анализ временных затрат школьников на подготовку уроков, чтобы сделать их разумными и выполнимыми».
« ...Нужно учитывать интересы детей, будущей профессии, которую они выбирают, особенности здоровья».
«Объем домашних заданий зависит от методик, качества работы самих учителей. Слишком большие домашние задания — это недостаток квалификации педагога».
«Мы уже пять лет мы даем разные виды домашних заданий: обязательные (по профильным предметам), рекомендованные, и не задаем вообще. В начале года регламентируем процентное соотношение домашних заданий с учетом возраста и профиля. Если эффективность урока высокая, то закрепления дома не требуется».



Высказывания практиков просто блестящи. Добавить просто нечего!
Мерой твоего невежества служит глубина твоего верования в несправедливость и человеческую трагедию. То, что гусеница называет Концом Света, Учитель называет бабочкой.
  • +0.04 / 3
  • АУ
_Sasha__
 
russia
Петропавловск-Камчатский
43 года
Слушатель
Карма: +21.53
Регистрация: 17.08.2008
Сообщений: 12,119
Читатели: 8
Цитата: Lilit от 22.04.2024 15:43:29Высказывания практиков просто блестящи. Добавить просто нечего!

Дождемся высказываний этих практиков - когда их внуков начнут учить - обученные этими "практиками" ученики.

А их самих они начнут лечить.

З.Ы. А так - ничего блестящего.
Рожденный ползать - не мешайся на взлетной полосе.
  • +0.03 / 2
  • АУ
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +238.06
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,437
Читатели: 7
Цитата: _Sasha__ от 22.04.2024 22:33:57Дождемся высказываний этих практиков - когда их внуков начнут учить - обученные этими "практиками" ученики.


Младшеклашки проводят в школе 5 часов. У них после этого уже мозги набекрень. Ещё и дома 3 часа все домашки делать - у них просто физически нет таких сил и возможностей.

Старшеклассники - тот та же проблема. Отсидев в шизматшколе свои 6-7 уроков они должны двигать домой и делать там ещё такой же объём работы. При этом из практики работы взрослых инженеров, которым уже 25+ и все лобные и прочие доли мозга созрели - эффективная работа мозгом в сутки это примерно 6 часов. Что при 8-часовом рабочем дне даёт нам те самые знаменитые перекуры, чаепития и т.д. Ибо больше мозг в среднем всё равно не тянет.

А программа требует от них тянуть. Ну они и забивают здоровенный болт на "непрофильные" предметы. Шизматники - на "гуманитарные" предметы типа географии и биологии. "Гуманитарии" - наоборот, на математику и физику. В "обычных" школах это компенсируется пофигизмом как учеников, так и преподавательского состава, который не требует освоения всего проходимого материала по всем предметам на реальную твёрдую "5". И пока цель впихнуть невпихуемое никуда не делась ни из ФГОСов, ни из программ "школ с углублённым изучением" - перемен, к сожалению, ожидать не приходится.


ЗЫ: Про "конкурс родителей на лучшую поделку из желудей" я тут уже писал.
ЗЫЫ: Реально в физматшколах огромный % детей имеет в дополнение к школьным занятиям ещё и репетиторов. Необязательно по физике-математике, кстати.
  • +0.01 / 1
  • АУ
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +1.00
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,438
Читатели: 1
Цитата: basilevs от 23.04.2024 19:43:38ЗЫЫ: Реально в физматшколах огромный % детей имеет в дополнение к школьным занятиям ещё и репетиторов. Необязательно по физике-математике, кстати.

Таки хотите сказать что успех физматшкол в хорошей успеваемости учеников заключается в том, что родители учеников очень активны и стараются помочь ребенку всем чем могут, не сами так репетиторами?
Ну тогда я за физматшколы спокоен - у них все будет хорошо, будут успешно продолжать, несмотря не на что - ну пока хватает на рынке репетиторов.
Отредактировано: Прокруст - Вчера в 20:33
  • +0.00 / 0
  • АУ
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +238.06
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,437
Читатели: 7
Цитата: Прокруст от 23.04.2024 20:32:11Таки хотите сказать что успех физматшкол в хорошей успеваемости учеников заключается в том, что родители учеников очень активны и стараются помочь ребенку всем чем могут, не сами так репетиторами?


Главная причина успеха физматшкол - в том, что в них % детей, интересующихся физикой и математикой, на порядок выше, чем в обычных. То же и в "гуманитарных" школах высокого уровня, только применительно к их предметам.

А репетиторы и прочее - это уже методы "выживания" детей в условиях перегруженной программы.
  • +0.00 / 0
  • АУ
_Sasha__
 
russia
Петропавловск-Камчатский
43 года
Слушатель
Карма: +21.53
Регистрация: 17.08.2008
Сообщений: 12,119
Читатели: 8
Цитата: basilevs от 23.04.2024 19:43:38Младшеклашки проводят в школе 5 часов. У них после этого уже мозги набекрень. Ещё и дома 3 часа все домашки делать - у них просто физически нет таких сил и возможностей.

В 7 лет у ребенка происходит кризис - познавательная деятельность перестает быть ведущей.
В этот момент критически важным является формирование навыков волевого усилия и концентрации внимания. 
Если вы не сможете в период 7-8 лет сформировать комплекс учебных навыков - то погубите ребенка.
.
К сожалению большинство родителей - подобной информацией не владеют. И ребенка "жалеют".
А потом жалуются на клиповое мышление и требуют запретить телевизоры, приставки, компьютеры, смартфоны и далее по списку.

Цитата: basilevs от 23.04.2024 19:43:38

Старшеклассники - тот та же проблема. Отсидев в шизматшколе свои 6-7 уроков они должны двигать домой и делать там ещё такой же объём работы. При этом из практики работы взрослых инженеров, которым уже 25+ и все лобные и прочие доли мозга созрели - эффективная работа мозгом в сутки это примерно 6 часов. Что при 8-часовом рабочем дне даёт нам те самые знаменитые перекуры, чаепития и т.д. Ибо больше мозг в среднем всё равно не тянет.


А какой смысл сравнивать инженера 25+ с 12-14 ребенком? 
То что я мог в 14-16, в 25 было гораздо тяжелее, а 35 почти невозможно? 
И потом - напряжение мозга и объем потребляемой информации для решения дифуравнений, например, и для решения квадратных уравнений - принципиально разная.

Цитата: basilevs от 23.04.2024 19:43:38

А программа требует от них тянуть. Ну они и забивают здоровенный болт на "непрофильные" предметы. Шизматники - на "гуманитарные" предметы типа географии и биологии. "Гуманитарии" - наоборот, на математику и физику. В "обычных" школах это компенсируется пофигизмом как учеников, так и преподавательского состава, который не требует освоения всего проходимого материала по всем предметам на реальную твёрдую "5". И пока цель впихнуть невпихуемое никуда не делась ни из ФГОСов, ни из программ "школ с углублённым изучением" - перемен, к сожалению, ожидать не приходится.


Это все банальная манипуляция от лени детей и перфекционизма и комплексов родителей.
Сначала родители запишут ребенка в 10 кружков и к 5 репетиторам - а потом жалуются, что школа задает слишком много ДЗ, зачастую даже не анализируя кто что задал - школьный учитель или репетитор.

Цитата: basilevs от 23.04.2024 19:43:38

ЗЫ: Про "конкурс родителей на лучшую поделку из желудей" я тут уже писал.


И кто же заставляет родителей делать желуди? 
Пусть ребенок сделает криво - косо, но сам. Но нет кто же заставляет родителей делать эту поделку.
Цитата: basilevs от 23.04.2024 19:43:38
ЗЫЫ: Реально в физматшколах огромный % детей имеет в дополнение к школьным занятиям ещё и репетиторов. Необязательно по физике-математике, кстати.

А можно какую нибудь статистику на этот счет. 
Здесь джентельменам на слово не верят.
Рожденный ползать - не мешайся на взлетной полосе.
  • +0.03 / 2
  • АУ
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +238.06
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,437
Читатели: 7
Цитата: _Sasha__ от 24.04.2024 04:52:51В 7 лет у ребенка происходит кризис - познавательная деятельность перестает быть ведущей.
В этот момент критически важным является формирование навыков волевого усилия и концентрации внимания. 
Если вы не сможете в период 7-8 лет сформировать комплекс учебных навыков - то погубите ребенка.


В педагогических ВУЗах не просто так проходят отдельный курс по дисциплине "Возрастная психология". В началке физические возможности ребёнка по концентрации внимания ограничены 15 минутами. То есть работать над отдельной задачей непрерывно больше 15 минут ребёнок не способен. Поэтому ещё советской программой были предусмотрены все эти "мы писали наши пальчики устали" и другие перерывы внутри урока. Общая продолжительность такой концентрированной деятельности в сутки у 7-8 летних - тоже сильно ограниченная.

Вот в рамках этих возможностей "комплекс учебных навыков" и надо формировать. А когда в начальной школе накидывают с лопаты презентаций и прочего в объёме старших классов - дети это физически проделать не могут. И начинается "помощь родителей". Вот это - категорически неправильно. Программа советской школы 1980х годов была строго ограничена по объёму.

Цитата: _Sasha__ от 24.04.2024 04:52:51

А какой смысл сравнивать инженера 25+ с 12-14 ребенком? 
То что я мог в 14-16, в 25 было гораздо тяжелее, а 35 почти невозможно? 


Нет. Я не просто так упомянул про лобные доли. Именно они ответственны за концентрацию внимания. До 25 лет включительно способность долго без перерыва - а значит и без выгрузки из "короткой памяти" контекста задачи - с возрастом непрерывно растёт. 25-летний может долго "пахать" одну задачу, в то время как даже 14-летний упрётся в перегруз гораздо раньше.

Почитайте ещё про "Зефирный эксперимент", это на самом деле в ту же тему - умения концентрироваться на задаче. Эксперимент проводили в с детьми разных возрастов, сопровождали разными сопутствующими активностями. Общий вывод понятен - чем выше уровень самоконтроля в раннем детстве, тем бОльших успехов может добиться ребёнок, когда вырастет. Но сам по себе период, в течении которого надо было проявить силу воли - смешной даже по меркам старшеклассников, не говоря уже о взрослых.

Цитата: _Sasha__ от 24.04.2024 04:52:51
И потом - напряжение мозга и объем потребляемой информации для решения дифуравнений, например, и для решения квадратных уравнений - принципиально разная.


Для решения дифура на 1 курсе и для решения квадратного уравнения в 7 классе нужно одинаковое напряжение мозга. Потому что проблема не в решении типового примера (это долгое, но действие по алгоритму), а в заучивании новых понятий, укладывании их в голове и наработке автоматизма в действии по типовым примерам.

Цитата: _Sasha__ от 24.04.2024 04:52:51
И кто же заставляет родителей делать желуди? 
Пусть ребенок сделает криво - косо, но сам. Но нет кто же заставляет родителей делать эту поделку.


Он никак не сделает ту самую презентацию и получит "2". А из этого последуют дальнейшие неприятности. И чем выше "статусность" школы, тем больше они будут. Никто их не хочет.

Цитата: _Sasha__ от 24.04.2024 04:52:51
А можно какую нибудь статистику на этот счет. 
Здесь джентельменам на слово не верят.


К сожалению, открытой такой статистики нигде не видел. Если верить моей нерепрезентативной выборке по знакомым - гораздо больше 50% учеников в физматшколах имеют занятия с хотя бы одним репетитором. Необязательно по профильному предмету.
  • +0.00 / 0
  • АУ
Сейчас на ветке: 3, Модераторов: 0, Пользователей: 1, Гостей: 0, Ботов: 2
 
AndreyK-AV