Цитата: _Sasha__ от 19.07.2024 11:42:22Ок а куда тогда предлагаете будущему ИТшнику пойти учится?
Цитата: basilevs от 15.07.2024 23:13:05Проблема в том, что в других местах, как правило, ещё хуже. По IT-образованию в ВУЗах - отдельная печаль.
Цитата: alexandivanov от 30.09.2024 08:31:04В устных экзаменах грехов хватает
Цитата: TAU от 02.10.2024 08:35:11В любом случае на порядок лучше, нежели письменный заочный.
Цитата: basilevs от 15.07.2024 23:13:05Проблема в том, что в других местах, как правило, ещё хуже. По IT-образованию в ВУЗах - отдельная печаль.
Цитата: TAU от 02.10.2024 08:34:18А Вы знаете, как надо?
Поделитесь!
Цитата: basilevs от 02.10.2024 23:32:23Знаю, делюсь.
Главная проблема IT образования сейчас - тотальный отрыв преподавательского состава от индустрии. Нет, есть отдельные преподаватели, которые в курсе того, как оно работает на самом деле. Даже лично знаю одного такого, работающего в НГУ. И всё, собственно. И то он работает на износ, совмещая работу в коммерческой компании с преподаванием. В одном месте зарабатывает, в другом (в НГУ) работает за идею.
Цитата: basilevs от 02.10.2024 23:32:23Знаю, делюсь.
Главная проблема IT образования сейчас - тотальный отрыв преподавательского состава от индустрии...
Проблема эта проистекает из простого факта - зарплата специалиста (старший программист, опытный менеджер продукта/проекта) в индустрии примерно в 10 раз больше, чем у преподавателя...
То есть надо повысить зарплату соответствующим преподавателям в ВУЗах хотя бы до 1/2 от того, что зарабатывают специалисты (программисты, аналитики, технические менеджеры) в индустрии.
Люди, непосредственно связанные с индустрией, будут учить тому, что можно реально применять. Чтобы не было как сегодня - когда по факту практически все программисты являются по сути самоучками... это же касается студентов специальностей 09.03.хх МАИ, МИФИ, СПбГТУ и прочая, прочая... как писать сложные бизнес-приложения - не научат, так как сами не знают и никогда в подобных задачах не участвовали. А именно этого хотят от выпускников в компаниях
Цитата: alexandivanov от 02.10.2024 17:09:111. ЕГЭ проводят заочно?
2. Нельзя принимать письменный ответ только потому, что контролировать время напейсания преподаватель неспособен?
3. Пользоваться шпаргалками и на устном экзамене при подготовке ответа, пользовались.
4. Устный экзамен отличается от письменного, позволяющего сосредоточиться, только умением говорить, строить свою речь перед "аудиторией", преподавателем.
5. Кстати, зубрежка все же позволяет сдавать и устный экзамен. А с возрастом зазубренные "знания" позволяют занимать должности. А некоторым даже к науке отношение иметь.
6. Недоверие к экзаменационным комиссиям дети придумали? Поводов не было? Однозначно родители виноваты?
7. Ту же "математику" сдавали, емнип, письменно и устно?
Цитата: TAU от 03.10.2024 09:57:19По пунктам.
1. Да, можно сказать, заочно. Проверяют не вместе с экзаменуемым, в его отсутствие.
2. НЕТ. Дело не во времени. Возможны описки, недопонимание задания, и пр. Во время устного экзамена всё это можно уточнить, переспросить, и т.п.
3. Не поверите - всё КАК НА ЛАДОНИ. Приходилось бывать "по ту сторону"?
4. Нет. Не только. См. выше главное отличие. Ну и умение логически строить свою речь - разве не важнейшая вещь для человека с высшим образованием?
5. Вот это что сейчас было? Если коротко - ошибаетесь.
6. Поводы были. Но коррупция все же была исключением
7. В разных вузах по-разному было.
Цитата1. Да, можно сказать, заочно. Проверяют не вместе с экзаменуемым, в его отсутствие.
2. НЕТ. Дело не во времени. Возможны описки, недопонимание задания, и пр. Во время устного экзамена всё это можно уточнить, переспросить, и т.п.
Цитата
3. Не поверите - всё КАК НА ЛАДОНИ. Приходилось бывать "по ту сторону"?
Цитата4. Нет. Не только. См. выше главное отличие. Ну и умение логически строить свою речь - разве не важнейшая вещь для человека с высшим образованием?
Цитата5. Вот это что сейчас было? Если коротко - ошибаетесь.
Цитата6. Поводы были. Но коррупция все же была исключением
Цитата: basilevs от 02.10.2024 23:32:23Знаю, делюсь.
Главная проблема IT образования сейчас - тотальный отрыв преподавательского состава от индустрии. Нет, есть отдельные преподаватели, которые в курсе того, как оно работает на самом деле. Даже лично знаю одного такого, работающего в НГУ. И всё, собственно. И то он работает на износ, совмещая работу в коммерческой компании с преподаванием. В одном месте зарабатывает, в другом (в НГУ) работает за идею.
Цитата: _Sasha__ от 03.10.2024 02:24:14Тотальная проблема всего высшего образования (а не только ИТ) - заключается в том, что в отличии от среднего специального и профессионального - ВУЗ не выпускает и не должен выпускать готового специалиста. Он должен выпускать человека который умеет и знает как решать проблемы с которыми он не сталкивался в той отрасли которую изучал.
Цитата: basilevs от 04.10.2024 21:46:05Должен. Выпускать. Готового. Специалиста.
Нет, это не то, что вот на выходе есть программист, который уже умеет писать, скажем серверную часть для онлайн-банка Сбера. Упаси бог. Но если мы говорим о программисте на Java (просто для примера), то он должен (как минимум)
1. Знать сам язык программирования и стандартные базовые библиотеки
2. Уметь обращаться со Spring Boot, Hybernate и ещё рядом фреймворков
3. Применять шаблоны программирования и понимать, почему и нафига их придумали ("Банда четырёх")
4. Уметь придумывать и описывать архитектуру ПО хотя бы на уровне "4+1" Крухтена, ну или на уровне C4. Про высокие материи не будем.
5. Уметь работать с каким-нибудь распространённым таск-трекером и системой базы знаний - хотя бы Gitlab, а лучше Jira+Confluence
6. Знать стандарты REST API и уметь их программировать
7. Уметь создать с нуля и развернуть микросервис, поднять на нём Swagger с описанием своего REST API
...
Цитата: AndreyK-AV от 04.10.2024 22:05:51ПМСМ это уровень СПО.
Цитата: basilevs от 05.10.2024 00:17:20Увы, но нет. ИзПТУколледжей тоже выходят ИТ-специалисты. Но это другой уровень - протянуть сетевые кабели, настроить права пользователей на сервере. Тоже ИТ, но очень сильно не то. Очень сильно. Собственно, сисадмин-эникейщик. Те, что потолковее - идут дальше учиться уже в институт на более сложные инженерные специальности. Бывают даже такие колледжи при институтах - например, при МТУСИ есть такой. И сравнивая программу и уровень колледжа при МТУСИ и самого МТУСИ - легко заметить разницу. Это примерно как слесарь и инженер-конструктор - примерно такая же разница.
Цитата: basilevs от 05.10.2024 00:17:20И возвращаясь к высшему образованию. Поставьте себя на место нанимателя, некоей абстрактной коммерческой компании. И вот приходит к ним свежий выпускник. Что хочет от него эта самая компания? А очень простую вещь:
1. Чтобы через 3 месяца он приносил больше дохода, чем компания на него тратит через ФОТ и другие расходы
2. Чтобы через 6 месяцев общие понесённые на него расходы у компании были бы полностью скомпенсированы нанесённой "молодым специалистом" пользой
Цитата: basilevs от 05.10.2024 00:17:20Теперь примеряем этот критерий к двум вариантам выпускников:
Вариант 1. Уже 2-3 года подрабатывает где-то, так что базовые технологии знает, практически работать хоть как-то умеет
Вариант 2. Широкий кругозор, знает матан, теормех, язык Паскаль и много чего другого, но понятия о практической работе в индустрии не имеет
Цитата: basilevs от 05.10.2024 00:17:20Вариант 1 - он сложные задачи, конечно, не потянет. Но что-то простое разрабатывать ему дать можно, под присмотром старших товарищей, конечно. А там уже потихоньку разберётся, наберётся опыта и станет решать более сложные задачи.
Вариант 2 - так ему сначала надо освоить инструментарий, на эту уйдёт не 3 месяца, а минимум год. Год за красивые глаза зарплату никто платить не будет.
Цитата: basilevs от 05.10.2024 00:17:20
Проводя аналогию со слесарем и инженером-конструктором (каждая аналогия хромает, но всё же):
1. Слесарь (выпускник СПО) освоил инструмент, технологию работы с ним, может собирать сложные механизмы согласно КД
2. Инженер-конструктор - умеет конструировать эти самые механизмы, владеет хотя бы одним соответствующим САПР (его могут переучивать на новый САПР на новой работе, но не учить этому с нуля), знает соответствующие стандарты, методики расчётов и т.д. и т.п. При этом тоже может (хоть и более криво, чем насобачивавшийся на это слесарь) что-то сделать руками и собрать.
Цитата: basilevs от 04.10.2024 21:46:05Должен. Выпускать. Готового. Специалиста.
Нет, это не то, что вот на выходе есть программист, который уже умеет писать, скажем серверную часть для онлайн-банка Сбера. Упаси бог. Но если мы говорим о программисте на Java (просто для примера), то он должен (как минимум)
...
В других областях IT (а их много) - аналогичная печаль.
Цитата: basilevs от 05.10.2024 00:17:20
Теперь примеряем этот критерий к двум вариантам выпускников:
Вариант 1. Уже 2-3 года подрабатывает где-то, так что базовые технологии знает, практически работать хоть как-то умеет
Вариант 2. Широкий кругозор, знает матан, теормех, язык Паскаль и много чего другого, но понятия о практической работе в индустрии не имеет
Вариант 1 - он сложные задачи, конечно, не потянет. Но что-то простое разрабатывать ему дать можно, под присмотром старших товарищей, конечно. А там уже потихоньку разберётся, наберётся опыта и станет решать более сложные задачи.
Вариант 2 - так ему сначала надо освоить инструментарий, на эту уйдёт не 3 месяца, а минимум год. Год за красивые глаза зарплату никто платить не будет.
Цитата: AndreyK-AV от 05.10.2024 01:03:59Говоря про СПО я имел ввиду уровень техникума.
Цитата: AndreyK-AV от 05.10.2024 01:03:59
Причем тут желания компании и высшее образование за счёт бюджета?
Желаете кроткие деньги, желаете быстро и дёшево, перекупайте у конкурентов, доучивайте сами тому что Вам нужно, а государство должно учить людей способных решать проблемы государства в нужных отраслях, включая IT.
Цитата: AndreyK-AV от 05.10.2024 01:03:59
Вот в этом и одна из фундаментальных проблем индустрии, IT специалисты зачастую оказываются неспособны вникать в предметную тематику, выдавая за постановку задачи свое понимание предметной области, которое может и близко не лежать в облаке желаний и нужд заказчика.
Цитата: AndreyK-AV от 05.10.2024 01:03:59
Наиболее сильные руководители серьезных разработок, с которыми я сталкивался имели не ИТ образование, а к примеру технология машиностроения или внешнеэкономическая деятельность, при этом они активно сотрудничали как с институтами математики РАН, так и специалистами предметниками.
Цитата: Телеграм-канал Алексей Савватеев. Родная ШколаКто это всё должен делать?
#нампишут
Продолжаем публиковать письма наших читателей. Сегодня предлагаем вашему вниманию мнение учителя с большим стажем работы, завуча.
Основная проблема образования, как мне кажется — полное отсутствие планирования на хоть сколько-то адекватный срок. Все нынешние реформы должны привести к чему?
Нам отвечают, что они направлены на повышение качества образования. А как это качество измерять? В оценках? В баллах ОГЭ, ЕГЭ? Тогда всё отлично. Всё растёт! Но при этом грамотных инженеров не хватает, грамотных айтишников не хватает, грамотных (да уже хоть каких-нибудь) учителей не хватает. И так в каждой сфере.
Получается странное повышение качества образования. Бессмысленное какое-то. Цифры красивые, а реального роста нет. А вот почему повышение всех возможных баллов никак не коррелирует с реальными результатами – вопрос более приземлëнный.
Потому что ценность знаний опустилась до неприемлемого уровня. Мы же знаем, что учитель, врач, муниципальный чиновник, инженер на любом государственном предприятии зарабатывает меньше людей вообще без образования. И родители учеников это видят. Да и сами дети всё прекрасно понимают. Конечно, есть очень славные дети, которые учатся, развиваются. Кстати, у таких детей почти всегда такие же замечательные родители: не скандалят, в работу учителей не вмешиваются, детей учат уважать старших и т.п. Но учить же надо всех. А не только таких мотивированных и воспитанных.
Почему всё хуже и хуже получается учить? Учителя вымотаны донельзя. Нельзя бегать марафоны со спринтерской скоростью, от этого здоровье сильно подрывается.
Я не буду много писать о зарплате. Она при адекватной нагрузке будет маленькая. Очень маленькая. Но увеличить её сейчас, я так думаю, не получится. Но ведь можно же предпринять какие-то действия пока без повышения зарплаты.
Бюрократия. Несмотря на все законы о пяти документах, бумаг от учителей требуют намного больше.
График контрольных работ на год. Его кто должен заполнить? Завуч на всю школу? Анализ входной, полугодовой и итоговой работ. Опять завуч? Фонды оценочных средств по предметам тоже завучи разрабатывают? В подавляющем большинстве школ это делают предметники. Да, не обязаны. Но кто-то не хочет портить отношения с администрацией. Кто-то из уважения к администрации по доброте душевной помогает. Кто-то и знать не знает, что он не должен этого делать. Но жаловаться никто не пойдёт. Потому что в коллективе потом ещё работать.
Существуют школы, где до сих пор тех.карты к каждому уроку требуют. А ведь достаточно разработать единые комплекты по так расхваливаемым единым программам. И бесплатно их в школы предоставить. Хотите? Берите и используйте! Без каких-либо исправлений и изменений. Тогда и администрация требовать не будет ничего. Распечатали, в папочку положили, при проверке показали.
Вот сейчас до начала учебного года осталось несколько дней {текст письма выкладывается с опозданием — прим. РШ}. Что делают учителя? В очередной раз вносят изменения в рабочие программы! Потому что тот, кто придумал перевести всю страну на единые недоработанные программы – идиот!
Третий год учителя их переделывают. А после переделки рабочих программ учителя будут на ближайшие уроки материал подбирать. Потому что даже самые свежие учебники 2023 года не соответствуют Федеральным Программам. В них порядок тем другой. Кто это всё придумал? Зачем? Что была за срочность такая? Вопросы без ответов.
Начинаем учебный год. И сразу начинаются работы по реализации Программы воспитания. Одновременно с учебным процессом. Более того, прям во время этого процесса. Один класс уходит на день единых действий к советнику по воспитанию. Другой класс на соревнования по баскетболу 3*3, через неделю какую-нибудь параллель снимают с уроков для проведения единой работы по оценке функциональной грамотности. И так весь год. В мае добавляем дни пробных и реальных экзаменов. В итоге 34 учебных недели в реальности превращаются в 30. Математики за год часов 20 пропадает точно."
Спасибо отличному учителю за выстраданное практикой мнение!
https://t.me/alexei_savvateev/1276
Цитата: AndreyK-AV от 10.10.2024 20:44:29Кто это всё должен делать?