Цитата: basilevs от 15.07.2024 23:13:05Проблема в том, что в других местах, как правило, ещё хуже. По IT-образованию в ВУЗах - отдельная печаль.
Цитата: alexandivanov от 30.09.2024 08:31:04В устных экзаменах грехов хватает
Цитата: TAU от 02.10.2024 08:35:11В любом случае на порядок лучше, нежели письменный заочный.
Цитата: basilevs от 15.07.2024 23:13:05Проблема в том, что в других местах, как правило, ещё хуже. По IT-образованию в ВУЗах - отдельная печаль.
Цитата: TAU от 02.10.2024 08:34:18А Вы знаете, как надо?
Поделитесь!
Цитата: basilevs от 02.10.2024 23:32:23Знаю, делюсь.
Главная проблема IT образования сейчас - тотальный отрыв преподавательского состава от индустрии. Нет, есть отдельные преподаватели, которые в курсе того, как оно работает на самом деле. Даже лично знаю одного такого, работающего в НГУ. И всё, собственно. И то он работает на износ, совмещая работу в коммерческой компании с преподаванием. В одном месте зарабатывает, в другом (в НГУ) работает за идею.
Цитата: basilevs от 02.10.2024 23:32:23Знаю, делюсь.
Главная проблема IT образования сейчас - тотальный отрыв преподавательского состава от индустрии...
Проблема эта проистекает из простого факта - зарплата специалиста (старший программист, опытный менеджер продукта/проекта) в индустрии примерно в 10 раз больше, чем у преподавателя...
То есть надо повысить зарплату соответствующим преподавателям в ВУЗах хотя бы до 1/2 от того, что зарабатывают специалисты (программисты, аналитики, технические менеджеры) в индустрии.
Люди, непосредственно связанные с индустрией, будут учить тому, что можно реально применять. Чтобы не было как сегодня - когда по факту практически все программисты являются по сути самоучками... это же касается студентов специальностей 09.03.хх МАИ, МИФИ, СПбГТУ и прочая, прочая... как писать сложные бизнес-приложения - не научат, так как сами не знают и никогда в подобных задачах не участвовали. А именно этого хотят от выпускников в компаниях
Цитата: alexandivanov от 02.10.2024 17:09:111. ЕГЭ проводят заочно?
2. Нельзя принимать письменный ответ только потому, что контролировать время напейсания преподаватель неспособен?
3. Пользоваться шпаргалками и на устном экзамене при подготовке ответа, пользовались.
4. Устный экзамен отличается от письменного, позволяющего сосредоточиться, только умением говорить, строить свою речь перед "аудиторией", преподавателем.
5. Кстати, зубрежка все же позволяет сдавать и устный экзамен. А с возрастом зазубренные "знания" позволяют занимать должности. А некоторым даже к науке отношение иметь.
6. Недоверие к экзаменационным комиссиям дети придумали? Поводов не было? Однозначно родители виноваты?
7. Ту же "математику" сдавали, емнип, письменно и устно?
Цитата: TAU от 03.10.2024 09:57:19По пунктам.
1. Да, можно сказать, заочно. Проверяют не вместе с экзаменуемым, в его отсутствие.
2. НЕТ. Дело не во времени. Возможны описки, недопонимание задания, и пр. Во время устного экзамена всё это можно уточнить, переспросить, и т.п.
3. Не поверите - всё КАК НА ЛАДОНИ. Приходилось бывать "по ту сторону"?
4. Нет. Не только. См. выше главное отличие. Ну и умение логически строить свою речь - разве не важнейшая вещь для человека с высшим образованием?
5. Вот это что сейчас было? Если коротко - ошибаетесь.
6. Поводы были. Но коррупция все же была исключением
7. В разных вузах по-разному было.
Цитата1. Да, можно сказать, заочно. Проверяют не вместе с экзаменуемым, в его отсутствие.
2. НЕТ. Дело не во времени. Возможны описки, недопонимание задания, и пр. Во время устного экзамена всё это можно уточнить, переспросить, и т.п.
Цитата
3. Не поверите - всё КАК НА ЛАДОНИ. Приходилось бывать "по ту сторону"?
Цитата4. Нет. Не только. См. выше главное отличие. Ну и умение логически строить свою речь - разве не важнейшая вещь для человека с высшим образованием?
Цитата5. Вот это что сейчас было? Если коротко - ошибаетесь.
Цитата6. Поводы были. Но коррупция все же была исключением
Цитата: basilevs от 02.10.2024 23:32:23Знаю, делюсь.
Главная проблема IT образования сейчас - тотальный отрыв преподавательского состава от индустрии. Нет, есть отдельные преподаватели, которые в курсе того, как оно работает на самом деле. Даже лично знаю одного такого, работающего в НГУ. И всё, собственно. И то он работает на износ, совмещая работу в коммерческой компании с преподаванием. В одном месте зарабатывает, в другом (в НГУ) работает за идею.
Цитата: _Sasha__ от 03.10.2024 02:24:14Тотальная проблема всего высшего образования (а не только ИТ) - заключается в том, что в отличии от среднего специального и профессионального - ВУЗ не выпускает и не должен выпускать готового специалиста. Он должен выпускать человека который умеет и знает как решать проблемы с которыми он не сталкивался в той отрасли которую изучал.
Цитата: basilevs от 04.10.2024 21:46:05Должен. Выпускать. Готового. Специалиста.
Нет, это не то, что вот на выходе есть программист, который уже умеет писать, скажем серверную часть для онлайн-банка Сбера. Упаси бог. Но если мы говорим о программисте на Java (просто для примера), то он должен (как минимум)
1. Знать сам язык программирования и стандартные базовые библиотеки
2. Уметь обращаться со Spring Boot, Hybernate и ещё рядом фреймворков
3. Применять шаблоны программирования и понимать, почему и нафига их придумали ("Банда четырёх")
4. Уметь придумывать и описывать архитектуру ПО хотя бы на уровне "4+1" Крухтена, ну или на уровне C4. Про высокие материи не будем.
5. Уметь работать с каким-нибудь распространённым таск-трекером и системой базы знаний - хотя бы Gitlab, а лучше Jira+Confluence
6. Знать стандарты REST API и уметь их программировать
7. Уметь создать с нуля и развернуть микросервис, поднять на нём Swagger с описанием своего REST API
...
Цитата: AndreyK-AV от 04.10.2024 22:05:51ПМСМ это уровень СПО.
Цитата: basilevs от 05.10.2024 00:17:20Увы, но нет. ИзПТУколледжей тоже выходят ИТ-специалисты. Но это другой уровень - протянуть сетевые кабели, настроить права пользователей на сервере. Тоже ИТ, но очень сильно не то. Очень сильно. Собственно, сисадмин-эникейщик. Те, что потолковее - идут дальше учиться уже в институт на более сложные инженерные специальности. Бывают даже такие колледжи при институтах - например, при МТУСИ есть такой. И сравнивая программу и уровень колледжа при МТУСИ и самого МТУСИ - легко заметить разницу. Это примерно как слесарь и инженер-конструктор - примерно такая же разница.
Цитата: basilevs от 05.10.2024 00:17:20И возвращаясь к высшему образованию. Поставьте себя на место нанимателя, некоей абстрактной коммерческой компании. И вот приходит к ним свежий выпускник. Что хочет от него эта самая компания? А очень простую вещь:
1. Чтобы через 3 месяца он приносил больше дохода, чем компания на него тратит через ФОТ и другие расходы
2. Чтобы через 6 месяцев общие понесённые на него расходы у компании были бы полностью скомпенсированы нанесённой "молодым специалистом" пользой
Цитата: basilevs от 05.10.2024 00:17:20Теперь примеряем этот критерий к двум вариантам выпускников:
Вариант 1. Уже 2-3 года подрабатывает где-то, так что базовые технологии знает, практически работать хоть как-то умеет
Вариант 2. Широкий кругозор, знает матан, теормех, язык Паскаль и много чего другого, но понятия о практической работе в индустрии не имеет
Цитата: basilevs от 05.10.2024 00:17:20Вариант 1 - он сложные задачи, конечно, не потянет. Но что-то простое разрабатывать ему дать можно, под присмотром старших товарищей, конечно. А там уже потихоньку разберётся, наберётся опыта и станет решать более сложные задачи.
Вариант 2 - так ему сначала надо освоить инструментарий, на эту уйдёт не 3 месяца, а минимум год. Год за красивые глаза зарплату никто платить не будет.
Цитата: basilevs от 05.10.2024 00:17:20
Проводя аналогию со слесарем и инженером-конструктором (каждая аналогия хромает, но всё же):
1. Слесарь (выпускник СПО) освоил инструмент, технологию работы с ним, может собирать сложные механизмы согласно КД
2. Инженер-конструктор - умеет конструировать эти самые механизмы, владеет хотя бы одним соответствующим САПР (его могут переучивать на новый САПР на новой работе, но не учить этому с нуля), знает соответствующие стандарты, методики расчётов и т.д. и т.п. При этом тоже может (хоть и более криво, чем насобачивавшийся на это слесарь) что-то сделать руками и собрать.
Цитата: basilevs от 04.10.2024 21:46:05Должен. Выпускать. Готового. Специалиста.
Нет, это не то, что вот на выходе есть программист, который уже умеет писать, скажем серверную часть для онлайн-банка Сбера. Упаси бог. Но если мы говорим о программисте на Java (просто для примера), то он должен (как минимум)
...
В других областях IT (а их много) - аналогичная печаль.
Цитата: basilevs от 05.10.2024 00:17:20
Теперь примеряем этот критерий к двум вариантам выпускников:
Вариант 1. Уже 2-3 года подрабатывает где-то, так что базовые технологии знает, практически работать хоть как-то умеет
Вариант 2. Широкий кругозор, знает матан, теормех, язык Паскаль и много чего другого, но понятия о практической работе в индустрии не имеет
Вариант 1 - он сложные задачи, конечно, не потянет. Но что-то простое разрабатывать ему дать можно, под присмотром старших товарищей, конечно. А там уже потихоньку разберётся, наберётся опыта и станет решать более сложные задачи.
Вариант 2 - так ему сначала надо освоить инструментарий, на эту уйдёт не 3 месяца, а минимум год. Год за красивые глаза зарплату никто платить не будет.
Цитата: AndreyK-AV от 05.10.2024 01:03:59Говоря про СПО я имел ввиду уровень техникума.
Цитата: AndreyK-AV от 05.10.2024 01:03:59
Причем тут желания компании и высшее образование за счёт бюджета?
Желаете кроткие деньги, желаете быстро и дёшево, перекупайте у конкурентов, доучивайте сами тому что Вам нужно, а государство должно учить людей способных решать проблемы государства в нужных отраслях, включая IT.
Цитата: AndreyK-AV от 05.10.2024 01:03:59
Вот в этом и одна из фундаментальных проблем индустрии, IT специалисты зачастую оказываются неспособны вникать в предметную тематику, выдавая за постановку задачи свое понимание предметной области, которое может и близко не лежать в облаке желаний и нужд заказчика.
Цитата: AndreyK-AV от 05.10.2024 01:03:59
Наиболее сильные руководители серьезных разработок, с которыми я сталкивался имели не ИТ образование, а к примеру технология машиностроения или внешнеэкономическая деятельность, при этом они активно сотрудничали как с институтами математики РАН, так и специалистами предметниками.
Цитата: Телеграм-канал Алексей Савватеев. Родная ШколаКто это всё должен делать?
#нампишут
Продолжаем публиковать письма наших читателей. Сегодня предлагаем вашему вниманию мнение учителя с большим стажем работы, завуча.
Основная проблема образования, как мне кажется — полное отсутствие планирования на хоть сколько-то адекватный срок. Все нынешние реформы должны привести к чему?
Нам отвечают, что они направлены на повышение качества образования. А как это качество измерять? В оценках? В баллах ОГЭ, ЕГЭ? Тогда всё отлично. Всё растёт! Но при этом грамотных инженеров не хватает, грамотных айтишников не хватает, грамотных (да уже хоть каких-нибудь) учителей не хватает. И так в каждой сфере.
Получается странное повышение качества образования. Бессмысленное какое-то. Цифры красивые, а реального роста нет. А вот почему повышение всех возможных баллов никак не коррелирует с реальными результатами – вопрос более приземлëнный.
Потому что ценность знаний опустилась до неприемлемого уровня. Мы же знаем, что учитель, врач, муниципальный чиновник, инженер на любом государственном предприятии зарабатывает меньше людей вообще без образования. И родители учеников это видят. Да и сами дети всё прекрасно понимают. Конечно, есть очень славные дети, которые учатся, развиваются. Кстати, у таких детей почти всегда такие же замечательные родители: не скандалят, в работу учителей не вмешиваются, детей учат уважать старших и т.п. Но учить же надо всех. А не только таких мотивированных и воспитанных.
Почему всё хуже и хуже получается учить? Учителя вымотаны донельзя. Нельзя бегать марафоны со спринтерской скоростью, от этого здоровье сильно подрывается.
Я не буду много писать о зарплате. Она при адекватной нагрузке будет маленькая. Очень маленькая. Но увеличить её сейчас, я так думаю, не получится. Но ведь можно же предпринять какие-то действия пока без повышения зарплаты.
Бюрократия. Несмотря на все законы о пяти документах, бумаг от учителей требуют намного больше.
График контрольных работ на год. Его кто должен заполнить? Завуч на всю школу? Анализ входной, полугодовой и итоговой работ. Опять завуч? Фонды оценочных средств по предметам тоже завучи разрабатывают? В подавляющем большинстве школ это делают предметники. Да, не обязаны. Но кто-то не хочет портить отношения с администрацией. Кто-то из уважения к администрации по доброте душевной помогает. Кто-то и знать не знает, что он не должен этого делать. Но жаловаться никто не пойдёт. Потому что в коллективе потом ещё работать.
Существуют школы, где до сих пор тех.карты к каждому уроку требуют. А ведь достаточно разработать единые комплекты по так расхваливаемым единым программам. И бесплатно их в школы предоставить. Хотите? Берите и используйте! Без каких-либо исправлений и изменений. Тогда и администрация требовать не будет ничего. Распечатали, в папочку положили, при проверке показали.
Вот сейчас до начала учебного года осталось несколько дней {текст письма выкладывается с опозданием — прим. РШ}. Что делают учителя? В очередной раз вносят изменения в рабочие программы! Потому что тот, кто придумал перевести всю страну на единые недоработанные программы – идиот!
Третий год учителя их переделывают. А после переделки рабочих программ учителя будут на ближайшие уроки материал подбирать. Потому что даже самые свежие учебники 2023 года не соответствуют Федеральным Программам. В них порядок тем другой. Кто это всё придумал? Зачем? Что была за срочность такая? Вопросы без ответов.
Начинаем учебный год. И сразу начинаются работы по реализации Программы воспитания. Одновременно с учебным процессом. Более того, прям во время этого процесса. Один класс уходит на день единых действий к советнику по воспитанию. Другой класс на соревнования по баскетболу 3*3, через неделю какую-нибудь параллель снимают с уроков для проведения единой работы по оценке функциональной грамотности. И так весь год. В мае добавляем дни пробных и реальных экзаменов. В итоге 34 учебных недели в реальности превращаются в 30. Математики за год часов 20 пропадает точно."
Спасибо отличному учителю за выстраданное практикой мнение!
https://t.me/alexei_savvateev/1276
Цитата: AndreyK-AV от 10.10.2024 20:44:29Кто это всё должен делать?
Цитата: guliakaG от 10.10.2024 21:44:57Каждая проблема имеет имя, фамилию и должность. Л. Берия
Цитата: Телеграм-канал Баба-Яга в образованииЧужие учебники почитали, не пора ли в свои заглянуть. Ведь заботливое "Издательство "Просвещение" регулярно их обновляет. Читает ли их кто от корки до корки перед тем, как дать детям? Конечно, нет. Минпрос один раз допустил и будя. Тем более, для здоровья вредно читать нынешние учебники, скулы сводит. Значит ли это, что учебники "прошедшие, допущенные и соответствующие" не могут удивить? Нет, не значит. Заглянули в учебник "Русский язык" для 2 класса, автор Канакина. Дети обсуждают "что можно узнать о человеке по его речи". А что можно узнать об издательстве по его книгам (авторов не рассматриваем, это издательство их авторство непрерывно улучшает по своему вкусу). Можно ли выявить его цели, ценности по "читательской грамотности" изготовителей бумажных изделий, именуемых "учебник"? Вот на стр. 9 учебника "Русский язык" (система "Школа России") для 2 класса школьникам России приведена как основа для рассуждения таджикская пословица "Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает (пожинает)". Да, не нашло издательство "Просвещение" подходящей по теме пословицы у народов России. Пришлось им заимствовать за рубежом. И знаете откуда? Делайте ваши ставки, а Владимир Иванович Даль с изданием "Пословицы и поговорки русского народа" 1862 года (и последующих) выигрывает, потому что записал и издал такую пословицу русского народа раньше, чем приватизировалось издательство "Просвещение" и поведало её российским ученикам под видом таджикской. "Системный подход к изучению русского языка", вы понимаете.
Ждём от издательства "Просвещение" новых переводов "Муму" с киргизского и "Войны и мира" с таджикского. И в школы их, конечно, только если Минпрос одобрит. А пока, учителя, родители и просто читатели будьте бдительны.
Вот такая
Книга, а в ней кукиш, да фига.
("Пословицы русского народа", стр.366, Издательство "Художественная литература", 1984).
https://t.me/vse_pro_obrazovanie/1541