На дворе Мировой Экономический Кризис, который, похоже, уже начинает переходить в «горячую» фазу, и многие опасаются, что он закончится тотальным коллапсом мировой экономики, голодом и мировой войной. Миллионы, если не миллиарды, людей погибнут. Цивилизация может быть отброшена назад на столетия, если не навсегда.
Такое будущее вполне возможно. Но неизбежно ли оно? Может ли человечество избежать коллапса и войн? Я думаю, что может. Другое дело, что это всего лишь позволит сохраниться существующей мировой системе еще на какое-то время, потом кризис опять вернется и, вероятно, он будет намного хуже. Но главное – сейчас мир избежит катастрофы. Может быть, этот выигрыш во времени даст человечеству шанс изменить существующую систему к лучшему и подобных кризисов больше не будет (впрочем, будут другие). В общем – «лучше помучиться», чем помереть прямо сейчас.
Я хочу здесь предложить некоторые способы выхода из нынешнего мирового кризиса (в нескольких частях, здесь часть первая). Но сначала небольшое отступление.
Бывают кризисы объективные, вызванные непреодолимыми внешними обстоятельствами, а бывают субъективные, вызванные всего лишь невозможностью людей увидеть решение проблемы. Я считаю, что нынешний кризис вызван, в очень значительной мере, субъективными, психологическими причинами – МЭК в головах, а не в экономике.
Рассмотрим это на примере голода. Для миллионов людей, погибших от голода в блокадном Ленинграде или в Поволжье в 1921-1922 годах, отсутствие любой еды было объективным кризисом. Они мало что могли сделать, чтобы предотвратить голод и спасти себя и свои семьи. А теперь возьмем другую ситуацию. В 1990-е годы, доходы большинства россиян рухнули. Зарплаты и пенсии были очень низкими и даже их часто не выплачивали вовремя. Конечно, о таком голоде, как в блокадном Ленинграде или Поволжье, и речи не было, но многие люди недоедали, не могли купить себе и детям одежду, обувь, многое другое. Особенно пенсионеры, которые не могли уже работать. В это время, на улицах расцвели барахолки – чтобы выжить, многие продавали ненужные вещи. Некоторые люди продавали свои квартиры и переезжали в другие районы или города. Но далеко не все. Намного больше было таких людей, которые жили в достаточно больших квартирах, бесплатно полученных в советское время, имели некоторое количество ценных вещей (не обязательно семейные драгоценности, просто ковры, книги, дорогую одежду, мебель, радиоэлектронику и т.д.), но ничего не продавали. Если взять всю собственность таких семей и оценить ее в деньгах, то оказалось бы, что очень многие люди в это время имели собственности на десятки, а некоторые (Москва-Петербург) – на сотни тысяч долларов, главным образом благодаря квартирам, но при этом жили почти в нищете. Если бы они продали свои квартиры, то на эти деньги они могли бы безбедно жить лет десять, а то и более. Но ни квартиры, ни что-то другое из своей собственности эти люди не продавали. Кому-то из них это даже в голову не приходило, кто-то, в ответ на предложения знакомых, отмахивался, даже думать об этом не хотел. Некоторые в итоге пали жертвой «черных риэлторов», которые отняли у них квартиры и убили. Другие потеряли квартиры из-за неплатежей.
Да, было много и таких людей, кто продавали свои квартиры, тем более продавали ненужную одежду, мебель и т.д. – чтобы выжить. Я же хочу обратить ваше внимание на психологию людей, которые предпочитали жить в бедности, но не продавать свою собственность. Люди лишали себя и своих детей почти всего самого необходимого, хотя вполне могли получить весьма приличные деньги. Почему они это делали? В самых общих словах, потому, что они сами себя убедили, что этого нельзя делать. На глазах у них были шоры, которые не давали им увидеть, что есть еще и такой способ решения их финансовых и материальных проблем (а проблем и личных трагедий из-за отсутствия денег было множество). Так что финансовый кризис для них был субъективным.
Давайте теперь посмотрим с этой позиции на долговой кризис государств, провинций/штатов и муниципалитетов (то есть не граждан и не компаний) в т.н. «развитых странах». В чем заключается проблема? В том, что они набрали больше долгов, чем способны выплатить за счет настоящих и будущих поступлений в бюджет. Скоро многим из них будет нечем платить зарплаты бюджетникам (в том числе, полиции, учителям, пожарным), пенсии, оплачивать расходы на оборону, медицину, функционирование госаппарата, и т.д. Они банкроты. Не так ли?
А между тем, у этих государственных и муниципальных образований очень много собственности. Они очень богаты, но такое впечатление, что никто об этом даже не подозревает. Все рассуждают только о поступлениях в бюджет в виде налогов. Точно так же, как многие россияне в 90-е, привыкнув к тому, что жить надо на зарплату или пенсию, даже не рассматривали вопрос о том, что можно продать квартиру, или дачу, или гараж, или что-то еще.
Если провести инвентаризацию их собственности, то – внезапно – окажется, что собственности у них очень много. Намного больше, чем их долговое бремя. Это земля, леса, реки, озера, горы, шельф, прибрежная зона. Это полезные ископаемые в недрах, животные и растительные ресурсы на суше и на море. Это государственные (муниципальные) предприятия. Это инфраструктура, включая дороги. Это здания, вместе с содержащейся в них собственностью. Это, в том числе, предметы искусства в музеях (советское правительство продало множество предметов искусства в 20-е – 30-е годы и на эти деньги купило станки и технологии; в том числе, и благодаря этому Советский Союз победил в войне). Это разнообразные лицензии и концессии на право занятия какой-либо деятельностью. Это патенты и технологии. И многое другое.
Что касается, в частности, земли, находящейся в государственной собственности, то ее можно сдать в аренду на длительный срок. Это даст меньше всего денег. Можно продать, в том числе иностранному владельцу, но эта земля остается под суверенитетом данной страны и на нее распространяются все законы данной страны. Это принесет значительно больше денег. А можно и продать землю (скажем, остров) с полной передачей суверенитета покупателю, будь то другое государство или частное лицо/организация, которое получит право объявить о создании на данной территории нового государства. И вот такая продажа будет самой дорогой – в десятки раз дороже, чем при сохранении суверенитета страны-продавца. И пусть даже в данный момент международное законодательство не предусматривает такого способа образования новых государств, это дело наживное. Поскольку кризис ударил по всем (или большинству) государствам, и многим из них необходимо решить именно проблему государственных долгов, провести через ООН процедуру продажи территорий с правом создания на них новых государств можно достаточно быстро.
Если вы или ваша компания обратится в банк за кредитом, первое, что захочет знать банк, это то, какой собственностью вы обладаете, что вы можете предоставить как залог (collateral) кредита. Ваша собственность является гарантией кредита – если вы потеряете работу или ваша компания разорится, банк обратится в суд, чтобы продать ваш дом и другую собственность и вернуть свои деньги. Поэтому, если у вас нет ни дома, ни дачи, ни машины, вряд ли вам дадут большой кредит. Так вот, когда государство обращается к банкам за кредитом, оно точно так же гарантирует уплату долга всей своей собственностью. Не только предполагаемыми поступлениями в бюджет от налогов, но и своей землей, зданиями, госпредприятиями, инфраструктурой и т.д. – всем, что принадлежит государству.
Если оценить в деньгах по современным ценам всю государственную собственность (даже не учитывая возможность продажи территорий с потерей суверенитета) США, мы обнаружим, что она исчисляется в сотнях триллионах долларов. Госсобственность Греции или Италии – в триллионах как минимум (и в несколько раз больше принадлежит частным лицам и корпорациям, включая церковь).
Отсюда очевидно, что для того, чтобы полностью расплатиться с долгами, ни США, ни Греции, ни всем остальным странам нет необходимости продавать всю или даже половину своей собственности. Достаточно продать, скажем, 10 процентов (но продавать надо дорого, за полную цену, а не отдавать за бесценок!). И проблема будет решена – на какое-то время.
Но здесь есть такой нюанс – а что именно принадлежит государству (скажем, США)? А что штату? А что графству (county)? А что муниципалитету? В дискуссиях на форуме нередко можно встретить высказывания типа: вот, США задолжали Китаю триллионы долларов, так пусть продают Интел, или Боинг, или Дженерал Электрик. Так вот, ничего подобного государство США сделать не может. По одной простой причине – эти компании ему не принадлежат. И жилые дома не принадлежат – ни государству, ни штату, ни графству, ни муниципалитету. Государство США, штат Калифорния, или мэрия Сан-Франциско не могут за свои долги продать частные компании или жилые дома, расположенные в городе Сан-Франциско. Потому что эти компании и дома не принадлежат ни США, ни Калифорнии, ни Сан-Франциско. Они принадлежат частным лицам или другим компаниям. Но не государственным/муниципальным образованиям!
Точно так же, как ни странно это будет звучать для многих, долги государства США – это не долги граждан США. Долги мэрии Сан-Франциско – это не долги жителей Сан-Франциско. На последнем примере это как раз очень легко показать (цифры взяты с потолка, просто для примера). Мэрия Сан-Франциско получает налоги с жителей города. На эти деньги, она выполняет определенные функции для города (полиция, школы, пожарная охрана, дороги, и т.д.), а также платит зарплаты чиновникам и пособия по безработице. Мэрии принадлежит многочисленная собственность в городе – административные, школьные, полицейские, пожарные и пр. здания, дороги и другие объекты инфраструктуры, земля под всеми этими объектами, парки, водоемы с окружающей их землей, и многое другое.
Когда экономика цвела и пахла, мэрия получала много налогов и была способна оплатить все свои расходы, которые росли пропорционально доходам. Наступил кризис. Налогов стало поступать намного меньше, а расходы часто не только не снизились, но и увеличились, в связи с тем, что безработных стало больше. Мэрия решила выпустить муниципальные облигации, гарантированные будущими поступлениями налогов и всей собственностью мэрии. Жители города, подумав хорошенько, решили купить эти облигации – каждый на $100. Потом еще на $200. Потом на $500. Потом на $1000. Потом на $5000. И вдруг наступил долговой кризис, потому что налоги, поступающие в мэрию, все падают, а проценты по облигациям растут и уже сравнялись с налоговыми поступлениями. В этот момент, мэрия Сан-Франциско оказалась должна по своим облигациям 10 миллиардов долларов, а число жителей Сан-Франциско было равно 1 миллиону. Итак - можем ли мы сказать, что долговое бремя на каждого жителя Сан-Франциско равно 10 000 долларов? Можем? Но простите – мэрия должна все эти деньги не кому-то, а именно жителям Сан-Франциско! Они их уже дали в долг мэрии, а получается, что они должны самим себе? Где-то здесь есть логическая неувязка, не находите?
Это противоречие разрешится, если мы поймем, что мэрия – это корпорация, которая существует отдельно от города и его жителей. Есть город Сан-Франциско, в котором находятся граждане и принадлежащие им жилые дома и компании. И есть корпорация «мэрия», которой принадлежит разнообразная собственность в городе и которая, согласно договоренности с жителями города, имеет право собирать с них определенные налоги, а также имеет определенные обязанности по поддержанию жизнедеятельности и развитию города. Если корпорация «мэрия» берет в долг у банков, то это долг только этой корпорации – но не долг жителей города (более того, корпорация может быть должна самим этим жителям). Расплачиваться за свои долги эта корпорация может при помощи повышения налогов (если жители города согласятся), а также при помощи продажи принадлежащей ей собственности (в частности, очень дорогой земли в центре города). И если руководство корпорации «мэрия» не захочет ничего продавать, а вместо этого станет сокращать свои расходы путем увольнения полицейских, учителей, пожарных, дорожных рабочих и пр., то жители города, которые и наняли эту корпорацию для выполнения вполне определенных функций, вправе уволить это руководство и нанять новое.
Точно так же есть корпорация «штат Калифорния» (не путать с территориальным образованием Калифорния) и корпорация «государство США» (не путать со страной США). Корпорации «штат Калифорния» тоже принадлежит определенная собственность, отличная от собственности корпораций графств и муниципалитетов, а также от собственности корпорации «государство США». И когда каждая из этих корпораций берет деньги в долг, она гарантирует этот долг не только будущими налогами, но и всей своей собственностью. Я уверен, что это четко сформулировано во всех их долговых обязательствах. Было бы очень странно, если бы этого не было.
Итак, долговой кризис Греции, или Италии, или США, или штатов и муниципалитетов США, может быть разрешен продажей части принадлежащей им собственности. Земли, прежде всего (как сказал еще Марк Твен, это самая надежная инвестиция, ее больше не делают). Но возникает вопрос – а кто всё это купит? Кроме Китая и России, все в долгах, как в шелках, а требуется, ни много ни мало, несколько десятков триллионов долларов. У кого такие деньги?