В виографии Грефа можно обнаружить несколько значимых этапов в его карьере, которые мне стали в свете рассуждения на тему "Почеу Греф и его команда уйдут из СберБанка, если он перейдет из под подчинения ЦБ и если поменяется некая Концепция"
В 2007 году Греф был назначен Председателем и президентом СБанка. А вот в 2011 году он защитил диссертацию в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по теме:
«Развитие и перспективы структурных институциональных реформ в российской экономике»Вот эта диссертация и является его "Концепцией". И что же в ней?
Он описывает вызовы и проблемы с которыми Россия столкнулась и предлагает решения. Он опирается на адаптацию международного опыта и встраивания в их систему координат. Он опирается на экономическую философию своего наставника Владимира Мау, который и вел его по этой диссертации.
Можно утверждать что когда Греф пришел в Сбербанк он был тем, кто должен был проводить взвешанную политику без перегрузок. Потом случился кризис 2008 года и все забегали. Главной причиной кризиса на тот момент и Греф и ВШЭ и все экономические консультанты при правительстве РФ считали падение цен на нефть. Срочно понадобилось выработать инструменты и осознать новую реальность российской экономики. И Греф пошел (или его отправили доучиваться) в РАНХ при Президенте. И результатом его просвещения стала как раз эта диссертация - концепция и философия развития экономики России на годы вперед
Первым постулатом этой философии-концепции является цель: не пытаться нарастить "объем" экономики, потому что имеются естественные ограничения (ну не сможем мы производить все и сразу и при этом еще поспеть за научно техническим прогрессом , есть ограничения по человеческому трудовому капиталу финансовому итд), а пытаться стимулировать качество и эффективность того что есть с последующей модернизацией.
Проследим предложенные методы и их исполнение. Ключевыми методами являются :
1. Осторожная бюджетная политика с акцентом на инвестиции в человеческий капитал и транспортную инфраструктуру. А так же целесообразно наряду с очередным годовым бюджетом формировать «бюджет чрезвычайных обстоятельств» на случай непредвиденного изменения ситуации.
- "осторожная бюджетная политика" как раз таки и привела нас сейчас к тому что Путин озвучил недавно "реальные доходы населения упали". В свою очередь некая бюджетная вариативность так же имеется - в том смысле что бюджет принимается в нескольких вариантах рассчитанный на разное развитие ситуации. Фактически рекомендации по пункту 1 - выполнены
2. Таргетирование инфляции к 4% - этот пункт достигнут. (плюсы-минусы этих всех "достижений" ниже)
3. Упорядочить экономическую ситуацию в регионах, принять меры к ограничению наращивания долгов при повышении заинтересованности регионов в собирании налогов. Запретить на законодательном уровне регионам принимать дефицитный бюджет и внедрить целевое финансирование бюджета в регионах под конкретные программы развития.
По сути так оно и получилось - в регионах финансируются из федерального бюджета только конкретные проекты, собираемость налогов в ФНС, введением новых программ учета, тем же Мишустиным, увеличилась.
4. Использовать преимущества возникшие из-за девальвации. Импортозамещение, которое достойно государственной поддержки, должно быть экспортно ориентированным, то есть предлагать товары и услуги, конкурентоспособные не только внутри страны, но и на внешнем рынке.
Здесь все движется как и предсказано. Некоторые иностранные предприятия например могут уйти при такой политике, Как тот же GM ушел с Шевроле Круз. Требования по локализации из не устроили.
5. Уходить от тотального контроля над предприятиями с точки зрения административного контроля и антимонопольных расследований.
Ну тут мы уже помним про "регуляторную вилку" Медведева с омлетом по ГОСТу 1957 года. То есть ликвидация излишних административных барьеров - делается.
6. Развитие человеческого капитала, повышение эффективности институтов социального государства (Это пишет по сути ректор Гайдаровского института, и Греф разделяет его мнение)
Характерная черта нашего общества - это непрерывный и пожизненный характер предоставляемых услуг. А эту потребность государство в полной мере покрыть не сможет. Не все ведь хотят лежать в общей палате муниципальной клиники, а значит надо развивать "социальное государство" и коммерческими способами. То есть потенциал есть и его должен восполнить частный рынок. То же самое с образованием - частные учебные заведения пусть даже не базового образования но таки есть и развиваться должны и это тоже способы частной деятельности которая в итоге развивает социальные сферы"
Делается ли это? Пожалуй в этом вопросе некий провал. Все что касается социального развития у нас в крайне зачаточном состоянии потому что предприниматели считают это прерогативой государства.
7. Предстоит ввести в законодательство новые формы занятости. Реформирование рынка труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы. Надо отказаться от политического давления на регионы и предпринимателей по искусственному под- держанию занятости. Стимулирование миграции в Россию.
Введена новая форма занятости в виде "Самозанятых". Регионы в свою очередь конкурируют за рабочую силу. Но пожалуй эффект пока не виден.
8.
Наращивание усилий по интеграции российской экономики в международное разделение труда. В том числе укрепление связей ЕАЭС. Все это должно способствовать поиску Россией новых ниш в мировом разделении труда за счет диверсификации сырьевого экспорта, стимулирования несырьево- го экспорта и международной кооперации российских Приоритеты экономической п олитики фирм. Ведь все успешные модернизационные рывки за последние 50 лет были связаны с экспортной ориентацией.
И вот этот ключевой пункт "Концепции" на который опирается и Греф.
Так же одним из главных утверждений наставника Грефа про кризис является то что кризис в современном мире это интеллектуальный кризис, он не произойдет и не происходит во всем мире одновременно, происходят сдвиги и перекосы, где-то провалы где-то институциальный кризис, но как токового Глобального мирового кризиса не прогнозируется и не ожидается. Мир подстраивается создавая какие-либо временные ситуативные союзыи объединения, подписывая дополнительные соглашения и протекционисткие двусторонние документы в рамках ли ВТО или иных структур.
То есть я смею предположить что на самом деле ни в Кремле, ни на высшем уровне экономического управления страной никто на самом деле не ждет какого-либо тотального краха. Да, система госуправления и контроля и стимулирования подстраивается, меняется, регулируется, но какой либо подготовки к тотальному кризису попросту нет! Я про то, что возможно мы здесь на ГА много уже лет живем в неком мифе-фантазии ожидая что "что-то глобальное произойдет". А на самом деле явления и события просто заменяют друг-друга и мир подстраивается.
И кажущееся "Сосредотачивание России" на самом деле оно не перед войной и кризисом каким-то глобальным на самом деле, а просто в рамках воплощения концепции развития, проводником которой являются все почтенные экономисты России, к которым и прислушивается в том числе и Путин. Просто тот объем экономических параметров и возникающих проблем необходимых к изменениям внутри страны таков, что один лишь Путин не сможет один тайком переварить этот объем данных. То есть нет на самом деле никакого тайного совещательного экономического совета который в тайных кабинетах принимает некие секретные глобальные проекты по изменениям внутри России.
Есть "концепция" проводимая неким пуллом экономических специалистов. Результаты воплощения этой концепции - не плохой на самом деле - Путина разочаровывают и он просто меняет правительство что бы форсировать дальнейшее поступательное движения в рамках этой концепции. Наверное это разочаровывает многих, ведь всегда хочется верить, что есть некий тайный грандиозный экономический план с некими сверх эффективными решениями, и что есть "некие враги" греф Чубайс, правительство, Медведев и тд, которые его портят! И вот что надо то лишь убрать этих всех людей и тогда взлетит!! Это фантастика, Билли....
С концепцией общей вроде бы понятно - она есть, ей следуют все руководители нашего государства.
Так что же с Грефом не так?В прогнозе ЦБ (есть н аоф сайте от 2018 г) по развитию России на ближайшие десятилетия одним из ключевых вопросов развития России является развитие "финансовых инструментов". Там все просто - развитие кредитных услуг, доступности банковских сервисов, и одним из самых "прорывных" по мнению ЦБ с самым большим приростом развития финансовых институтов России являеются : Развитие иснтитутов Страхования.
ЦБ Оценивает рост этой сферы финансовой деятельности аж в сотни процентов - золотая жила, новый источник развития, невероятный потенциал.
И кто же является главным проводником этих идей в жизнь? Герман Греф . В своей диссертации он так и пишет - что бы нивелировать любые колебания в экномике их надо просто захеджировать застраховать и проводником этой деятельности должны стать банки.
Ловите суть "либерализма" Грефа? Понимаете в каком вопросе "мелочном" по сути он и Наббиуллина и Греф и ЦБ расходятся с правительством?
У ЦБ и Сбербанка есть некий режим работы с финансами - они вообще не хотят зарываться в глубину всех промышленных цепочек и исторических связей экономически сложившихся итд. ЦБ и СберБанк как проводник политики ЦБ просто институт который хочет и регулирует денежные взаимоотношения - у них показатели и цифры самое главное - Инфляция приведена к 4%, рост они видят в своем узком ключе финансистов.
Развитие институтов страхования - это та самая святая надежда Грефа и его видение государственности. Зачем государство мучается со всеми этими бесплатной медициной, оплатой рисков крушений потопов, кризисов, ОМС и прочее. Ведь все просто у Грефа - он хочет и создает огромную финансовую машину с помощью которой Все и Всё страхуют - пенсии, ущербы, образовательные сертификаты, кредиты, осаго, ущербы, потопы, медуслуги итд. То есть жизнь становиться как в цивилизованное русло по западной модели: Все решают бабки.
При этом очевидным становиться что практически главным монополистом стабильности и благосостояния в стране становиться ЦБ РФ и ключевые банки бенефициары широкой и мощной сети страховых компаний. Весь мир захеджирован и все люди в нем имеют свою стоимость. Просто все сферы жизни россиянина получают простой и внятный эквивалент цены - жизнь, смерть, будущее, здоровье, образование и прочее все это будет регулироваться и измерятся по теории вероятности помноженной на некий коэффициент прибыли.
Капитализация финансовых институтов Российских банков в таком случае вырастет в тысячи раз, прибыльность если грамотно подогнать коэффициенты будет зашкаливать и тогда инвесторы начнут раскупать акции как горячие пирожки. все счастливы, ситема открыта, все зарабатывают.
Еще раз обращу внимание на то что ключевым источником роста по мнению ЦБ является рост в сфере страховых услуг - это их представление о том как решить большинство экономических проблем в России. И решение правильное кстати, оборот и рост денег в финасовом секторе действительно может так подскочить, что рост ВВП по концу года и все 10% покажет) Ведь теперь никто ни за что не отвечает и ни к чему не стремиьтся - просто все застраховано..
что бы не быть голословным вот
Ссылка на официальный доклад ЦБ РФ о перспективах развития финансового рынка России
"Поиск оптимальной глубины и структуры финансового сектора с точки зрения экономического ро- ста, макроэкономической и финансовой стабильности" Скажете, ну фигня ведь!! преувеличиваешь! Речь же только о финансовом рынке!..
посмотрите выводы пожелания и прогнозы ЦБ по страховому рынку...
И вот это:
То есть ЦБ РФ стремиться в своей деятельности к 2035 году достигнуть объема 8% от ВВП России!! 8% от ВВП на одной лишь продаже воздуха по сути! На продаже финансовых гарантий.. 8% - это овер-докуя причем на воздухе - это не услуга консультирования, это просто СТРАХОВКА!!
Это говорит что ЦБ РФ и Герман Греф по сути стремятся воплотить чистую западную модель финансового рынка, при этом сделать это так что бы всем понравилось особенно "там" - они ведь хотят привлечь западных инвесторов из другого финансового и технологического контура. А если ты хочешь с ними что-то построить значит ты должен и уступить им во многом, в интересах которые могут очень диаметрально расходиться с принципами суверенных интересов России. Ну теперь-то ясно в чем расхождение?
У ЦБ хотят забрать их проводника в финансовый мир Сбербанк, Сбербанк который настроен Грефом под западный стандарт и под западные технологии, что неминуемо влечет за собой сращивание нашей экономики и их экономики но не в позитивном для нас ключе, а в смысле что нас будут и дальше доить по их правилам. О чем я и написал в самом начале:
Выводы: В правительстве России действительно есть два фронта, одни за либерализацию и слияние с западными финансовым и экономическим контуром и за работу по их правилам при этом конечно способствуя развитию России в целом. Вторые за атомизацию и некий суверенный контур экономики в рамках более тесных экономических союзов и точеных договоров (ТС, ЕАЭС, соглашения с Турцией, Сирией, Ираном, Венесуэлой итд), но не потому что они не хотят "цивилизованного" общепринятого темпа развития, а потому что не верят в то что интеграция на паритетных началах в принципе возможна.
Первые придерживаются принципа совершенствования внутри России институтов для взаимодействия с внешним экономическим контуром
Вторые опираются на альтернативные варианты скорее являющиеся исключением из общих "цивилизованных" экономических правил и создают свою модель-контур.
И первые и вторые на самом деле во главе России за благополучие и развитие России , и первым и вторым "интересно" работать с Россией как некой моделью которую можно развивать - очень привлекательный и большой потенциал развития у России.
Но отличие первых и вторых уже даже не идеологическое их разделяют вопросы более глубоко характера: "Крым чей?" например и подобные острые... Эта развилка возникла как раз на рубеже 2014-1016 годов когда принимались уже принципиальные вопросы дальнейшего развития. Кто-то считал решение Путина с Крымом в 2014 году неким маргинальным и некой ошибкой, но именно тогда пути первых и вторых развернулись на 180 градусов супротив друг друга.
Сегодня у первых в чисто техническом смысле нет будущего.. "Первые" только сейчас покинули правительство понимая что проиграли. Вторые делали много ошибок и были жесткими. Сегодна по сути жалоба Грефа на то что он уйдет - это некая претензия и обида от того что песня первых к сожалению закончилась в этом году 2020 окончательно..
Слов нет - одни мысли...