Россия. Пассивное наблюдение или активная игра? Пришедший (как всегда неожиданно) мировой экономический кризис заставил все государства мира что-то предпринимать. Меры поддержки предприятий, меры поддержки граждан, испытывающих давление кризисных обстоятельств. Форматы коммуникаций с другими государствами в контексте необходимости отстаивания своих политических и экономических интересов. Все это часть нормальной жизнедеятельности любого государства в период кризисов.
Скрытый текст
Количественные смягчения (а Европейский Центральный банк и ФРС США) соревнуются в этом показателе просто с неописуемой степенью активности, перекрывая рекорды кризиса 2008 года. Раздача денег населению (как принято называть «разбрасывание денег с вертолета»), чтобы поддержать платежеспособный спрос. В США предлагают раздать то ли по тысяче долларов, то ли по две на каждого гражданина (и никаких стенаний, что такая мера приведет к инфляционному скачку, т.к. спад покупательной активности будет в любом случае болезненнее, чем поддержка инфляции). Уход ставок центральных банков в ноль (ну или в промежутки крайне близкие к нулю) опять же для того, чтобы экономика не испытывала проблемы с ликвидностью. Экстренные меры, направленные на решение проблемы появления большого числа безработных, которые хотя еще не начались в большинстве стран, сейчас активно прорабатываются. Все это обычная реакция экономически развитых государств на угрозу полномасштабного развертывания кризиса. Обжегшись на кризисе 2008 в большинстве государств нет желания повторить ранее пережитое (что собственно вполне уместно, исходя из природы человека).
При этом, отдельные государства начали полномасштабную работу по решению собственных геополитических задач, поскольку как известно, кризис – лучшее время для решения стратегически важных дел, когда твой противник ослаблен, а у тебя есть ресурсы и возможность их применения.
Особый интерес приобретает две стратегии – Китая и США (о ЕС можно не говорить, ЕС спасает себя и увлечена этим безусловно интересным процессом). В то время, как Китай активно зарабатывает очки, пользуясь своей победой над короновирусом, рассылая маски, лекарства, тесты и врачей по разным странам, демонстрируя «Китай с человеческим лицом». США занимает противоположную позицию, пытаясь на фоне кризиса взломать своих противников, что вылилось в циничную попытку давления на Иран, ослабленный санкциями, короновирусом и падением нефтяных цен. Активность данных игроков очевидна. А что же Россия?
В Багдаде все спокойно? Потрясающим выглядит деятельность российского руководства в контексте противодействия кризису. Нет, то, что для нашей экономики полет акций никогда не был чем-то из ряда вон выходящим очевидно. Падение на 20-25 процентов тех или иных акций за сутки заметят разве что профессиональные спекулянты. Ни население (кроме тех, кто умудряется играть на биржах, но таких меньшинство), ни собственно экономические круги не будут ни каким образом рефлексировать на изменение котировок.
Скрытый текст
Совсем другое дело валюты. Еще в 90-е годы наблюдать за тем, как ползут строчки цифр при изменении валютного курса было излюбленным экономическим «развлечением» российского общества. И сейчас, судя по всему, к этому хотя и присматриваются (особенно если судить по материалам СМИ, которые несколько раз за день готовы известить об изменении курса рубля) но реагируют гораздо спокойнее. Так, например, еще в начале нулевых резкое изменение курса иностранных валют к рублю вызвало бы тотальное стремление граждан снимать свои сбережения из банков и закупаться иностранными валютами. Сейчас ситуация не такая. В банках очередей за вкладами не наблюдается, работа не прекращается, банкоматы не мигают надписями «нет выдачи». Это с одной стороны хорошо, т.к. показывает, что население стало более спокойным, а с другой тревожно, т.к. не совсем ясно вызвано ли данное спокойствие тем, что люди верят в российскую экономическую стабильность, или же у них нет того, что можно было бы снять и перевести в валюту. При любых обстоятельствах В.В. Путин уже провел встречи с главами крупнейших банков (Сбербанк и ВТБ) и судя по всему убедился в том, что активов будет достаточно для покрытия любого ожидания от кризиса.
Еще одним вопросом является динамика цен на нефть. Резкое падение цен на нефть, вызванное срывом сделки ОПЕК+, снижение спроса на нефтепродукты на фоне распространения короновируса и активная игра на нефтяном рынке некоторых игроков в конечном итоге не могло не оказывать воздействия на российскую экономику, в которой большой процент составляет нефть и газ (привязанный по ценам к нефти). Между тем, как может показаться Россия ничего не предпринимает для того, чтобы добиться повышения нефтяных цен и более того периодически делает заявления, которые толкают цены еще больше вверх. То заявление Роснефти о готовности увеличить добычу на 300 тысяч баррелей в день, то заявления о том, что себестоимость добычи нефти в России составляет порядка 3-4 долларов. И это на фоне увещевания Силуанова о том, что российских суверенных фондов хватит на шесть лет для поддержания устойчивости бюджета. Такие заявления не могут не беспокоить общественность, поскольку Россия приучена к тому, что, если о чем-то успокаивают, значит пора за что-то опасаться. У России конечно есть средства влияния на рынок. Но ранее чем на сокращение добычи нефти пойдет США, Россия не оставит игру на пассивное понижение цен.
Еще одним вопросом является деятельность по поддержке населения и компаний в противодействие кризису. Пока что правительство пытается помочь авиакомпаниям, которые несут большие убытки на фоне развития сложной ситуации с распространением короновируса. Возможно российские авиакомпании и рады были бы куда-то возить пассажиров, но большинство стран сами уже закрылись от прилета чужих самолетов, а если не принимают, то и не вылетают.
При этом Россия не начала действовать хоть сколько-то рефлексивно. США, ЕС и даже консервативная Великобритания обнулили банковские ставки. Российский Центральный Банк сохранил ставку на прежнем уровне – 6 %.
Центробанки наперебой проводят аукционы РЕПО (вываливая на рынок миллиарды долларов и евро и раздувая пузырь необеспеченных финансовых бумаг) по размещению объемов ликвидности на рынках. Россия сохраняет прежние параметры таких аукционов, не позволяя банкам «разгуляться» (что в принципе понятно, т.к. иначе значительная часть средств могла бы оказаться на валютном рынке и толкать доллар и евро вверх, что особо никому не надо). К слову применено было смягчение в виде возможности открыто продавать всю валютную выручку компаниям на бирже и заявлено о том, что ЦБ готов к валютным интервенциям, дабы сгладить резкие изменения валютных курсов.
Ну о раздаче денег я и не говорю. Вряд ли российское руководство когда-либо решит заняться таким популярным делом, как раздача денег населению, т.к. у нас опять же никогда продажи не воспринимались в качестве базового индикатора экономического благополучия, а дополнительные объемы средств у населения представлялись основанием для роста инфляционных ожиданий (которые и так велики на фоне подорожание импортных товаров, сколь бы ограниченным не был круг данных товаров, это все же влияет на экономику). Это тоже не делается.
При этом проведена сделка по покупке правительством акций Сбербанка, что видимо позволит докапитализировать данный банк и сделать его центральным игроком по перекредитованию компаний, чем уже воспользовался О. Дерипаска, закрыв кредит перед ВТБ кредитом от Сбербанка.
Но свидетельствует ли это о том, что российское Правительство сохраняет олимпийское спокойствие? Или может быть это отсутствие каких-то реальных рычагов влияния на ситуацию, когда твои действия фактически не приводят к какому-то результату, а реагирование на деятельность других игроков активное. Есть ли у России стратегия?
Есть ли у России стратегия?Во-первых, нужно сказать, что стратегия России, какой она была в начале этого года заключалась в том, чтобы за счет сэкономленных средств прошлого года в сумме триллиона с лишним рублей пустить на экономические проекты. Туда же пустить доходы суверенных фондов, превышающие 6 % от размера ВВП. Это было абсолютно понятно. Россия нуждается в развитии, в поддержке биотехнологий, разработке систем искусственного интеллекта, систем связи и коммуникаций и ряда иных направлений о которых говорил президент.
Скрытый текст
Но мировой финансовый кризис внес коррективы. Вполне вероятно российское руководство предполагало, что может начаться кризис уже в этом году, но не раньше осени, или в крайнем случае в традиционно горячем августе. В то, что мир столкнется с проблемами экономического порядка, напоминающими цунами уже в марте вряд ли кто-то догадывался в конце прошлого года. Короновирус, ставший одним из поводов к старту активной фазы кризиса на фоне накопившихся противоречий спутал все планы.
Был ли у России план по преодолению ожидаемого кризиса? Разумеется! Этот план состоял из двух составляющих.
Во-первых, перезапустить систему власти (конституционная реформа в которой самым ценным является именно перераспределении полномочий между высшими органами государственной власти, а не прописывание того, что уже было в законах, или тиражирование откровенно популистских вещей).
Во-вторых, уже весной запустить экономические инфраструктурные и производственные процессы. Строительство Крымского моста привело к росту экономики в 2 % (на фоне выполненных работ, закупок и т.д.). В случае широкомасштабного развития программы инфраструктурного развития и промышленного перевооружения Россия могла войти в кризис с активно действующими экономическими драйверами, независящими от конъюнктуры. То ест сделать примерно то же, что и в период «Великой депрессии». Пока во всем мире была «Великая депрессия», Советский Союз ударными темпами строил объекты очередной пятилетки, практически не заметив того самого экономического кризиса. Весьма вероятно, что именно в надежде на такой сценарий все разворачивалось, однако развернуться не успело. Кризис пришел раньше, первые следы проявив еще в феврале и полномасштабно обрушившись в марте.
Это значит, что прежние стратегии российского Правительства по преодолению кризиса, как минимум откладываются, т.к. сейчас важнее спасти ряд предприятий, нежели чем заниматься решением чего-то нового. Возможно, волевым усилием президента проекты будут начаты, так как именно на экономическую программу В.В. Путин возлагал особые надежды в контексте 2024 года, когда должны были взойти ростки тех проектов, которые начали бы реализовываться в 2020. Системный пятилетний рост экономики, благосостояния населения, предпринимательской активности, очевидно, внесли бы серьезную лепту в российский политический транзит. Нет, разумеется. Российская власть не настолько зависима от показателей экономики, как американская. Уж от биржевых показателей, так вообще независима. Эти циферки могут куда угодно бегать, это особо никого в руководстве не интересует. Но успехи в экономическом строительстве были бы прекрасным апофеозом политической карьеры В.В. Путина, после которой хоть на новый срок, хоть нового преемника, российский электорат принял бы все, что угодно. Но кризис подкрался неожиданно, на фоне распространения короновируса и нездоровой реакцией на него (кстати США уже обвинили Россию в том, что именно Москва разгоняет истерию по поводу короновируса. На фоне действий России, не вводящей ЧП и не блокирующей города, устанавливая жесткий карантинный режим, эти заявления кажутся еще более абсурдными).
Но вернемся к текущему кризису. Есть ли у России стратегия? Весьма вероятно, что в полной мере нет. У России есть видение, что в условиях такого кризиса метаться бесполезно и не нужно. А предпринимать меры свыше уже предпринятых просто вредно. Когда в ряде стран ЕС останавливается вся сфера услуг (занимающая до 80 % экономики) – это катастрофа. Многострадальная Италия в принципе не справится с экономическим коллапсом, показывая рекордные падения валового внутреннего продукта. И лишь только поддержка ЕС может спасти страну от обрушения банковской системы, массовой безработицы, банкротств и т.д. Россия в этом плане более крепкая и устойчивая. Предприятия работают, некоторые сферы демонстрируют активный рост, так, например, месячный прирост в сфере фармацевтики составил 46 % в феврале (на фоне повышенного спроса на медикаменты). Однако в целом стратегия России – пользоваться накопленной подушкой безопасности (на шесть или не на шесть лет не важно, главное, что она есть), не предаваться панике, сохранять спокойствие. И думать над стратегией в сложившейся ситуации.
Это может быть похоже на позицию умалчивания, или простой минимизации активности. Но это не совсем так. Дело в том, что в сложившейся ситуации неопределенности, очень вредно пытаться сделать что-либо, приводящее к резким движениям. А продуманные и взвешенные меры наоборот могут стать эффективным средством повышения экономических показателей и преодоления кризиса.
Видение будущегоПервое, что нужно знать, что кризис - это надолго. Даже если Центробанки всех стран мира зальют рынки деньгами это не поможет. Сильно велики противоречия. Слишком серьезны пузыри. Те, кто рассчитывает на небольшое падение в первом квартале более активное падение экономик стран мира во втором квартале (а это уже рецессия) и исправления ситуации в 3 и 4 кварталах, так, чтобы год закончить с небольшим, но ростом, заблуждаются. Роста не будет.
Скрытый текст
Дело в том, что даже если прямо сейчас по волшебству остановить распространение короновируса (а сейчас оптимистичный сценарий – конец апреля) мультипликационный эффект от составляющих данный кризис и его оснований приведет к серьезным экономическим последствиям. Сейчас мы наблюдает лишь первые цветочки кризиса, а собственно ягоды могут пойти только к осени. Когда вброшенные на рынок деньги приведут к второй фазе кризиса – гиперинфляционному шоку. Можно спросить. А чего же прежние меры не привели в контексте кризиса 2008 года? Тогда эти меры были растянуты по времени, были плавными и осторожными. Сейчас же, финансовые власти стран мира просто сорвались с цепи, обеспечивая наложение мер с необеспеченной денежной массой, которая в течение полугода либо должна быть выведена с рынков, либо начнет давить на экономику лишней денежной массой. И вторая фаза кризиса может быть даже разрушительной первой, т.к. приведет к дефолтам отдельных государств.
Так каковы же стратегии России, которые могут быть использованы?
Во-первых, не паниковать. Да Россия не понижает учетную ставку. Да, Россия не разбрасывает деньги между диллерами на биржах. Да, Россия не раздает деньги гражданам, чтобы способствовать платежеспособному спросу. Но у России есть целый ряд мер, которые можно предпринять.
Во-первых, это рынок нефти. После того, как цели понижения цен будут достигнуты достижение нового нефтяного соглашения (видимо даже с участием США) будет непременно. Если нет, то в любом случае можно резко взвинтить цены на угрозе большого конфликта в Персидском Заливе. А там либо активность Ирана (которому и терять то особо нечего), либо активность йеменских хуситов. Либо. Просто закупорка транспортной артерии – супертанкеров, которые заливают нефтью в КСА это самое слабое звено Саудовской Аравии, их ахиллесова пята, причем неустранимая.
Во-вторых, в ходе нынешнего кризиса Россия может дать миру две вещи. Первое это активность на больших проектах (которые необходимо начать, не обращая внимания на кризис). И второе – стабильность, как политическую, связанную с устойчивостью власти В.В. Путина (а это как ни крути фактор), так и экономическую, при которой Россия покажет консервативную, но неизменную позицию. А это в свою очередь приведет к заинтересованности в российской экономике отдельных игроков. Однако такой ход потребует стальных нервов и холодного расчета. Надеюсь он у российского руководства будет.
При любых основаниях Россия может преодолеть этот кризис со сравнительно меньшими потерями в первую очередь за счет того, что по большому счету это не наш кризис. Он не затрагивает Россию в его базовом конструкте. А значит и имеет все шансы на то чтобы течь сравнительно легко по отношению к экономикам других стран мира.
Отредактировано: ConstB - 21 мар 2020 17:31:39
Для информации:
Личный ТГ канал: https://t.me/SMM_tmax