В последние полтора месяца на молдавском треке отмечается повышенная активность. Судите сами: 12 октября директор тираспольского Института социально-политических исследований Игорь Шорников предупредил, что власти Молдавии при поддержке США фактически ведут подготовку к вооруженному конфликту с Россией. 21 октября глава МИД непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Виталий Игнатьев сообщил, что Молдавия активно осуществляет военные приготовления. Суммарная военная помощь Евросоюза этой стране с 2021 года составила €137 млн, что превышает ее годовой военный бюджет. 8 ноября секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявил, что Кишинев взял курс на отказ от суверенитета и рискует превратиться в новую жертву политики западных стран. 17 ноября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подчеркнула, что власти Молдавии добиваются размытия нейтрального статуса, что с большой тревогой воспринимается в Приднестровье.
Несколько дней назад экс-президент Молдавии, лидер оппозиции Игорь Додон обвинил действующее руководство страны в намерении превратить Приднестровье в новую «горячую точку».
Вот такая «картина маслом». С одной стороны — враждебная Украина, которая воспринимает Приднестровье как российский анклав у себя в тылу. С другой — Молдавия во главе с президентом Майей Санду, которая откровенно взяла курс на евроинтеграцию и присоединение к НАТО.
Замечу, что в Приднестровье 60% жителей составляют русские и украинцы, четверть миллиона имеют российские паспорта, в местечке Колбасна находится крупный артиллерийский склад, куда были перевезены боеприпасы из ГДР и Чехословакии, здесь остаются подразделения бывшей 14-й армии, имеющей сейчас статус Оперативной группы российских войск в Приднестровском регионе, и наши миротворцы. Понятно, что Россия не будет безучастно наблюдать за уничтожением региона. Любая агрессия встретит ответные действия.
Кстати, недавно Санду, втайне мечтающая о вводе на молдавскую территорию иностранных войск и заключении военного договора с натовской Румынией о деоккупации Приднестровья, резко поменяла свою милитаристскую риторику, вбросив, что не исключает возможную интеграцию в ЕС только правобережья Днестра, то есть без «блудного» региона. По ее расчетам, конфликт можно будет урегулировать уже после вступления в организацию. Ее, между прочим, в осторожной форме, но все же поддержала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Ясно, что рано или поздно дело все равно дойдет до решения приднестровского вопроса силовым путем. При этом Кишинев вряд ли обойдется без помощи НАТО, что, чисто теоретически, может привести к открытому вооруженному противостоянию сил альянса с российскими ВС.
«Румыния представляет собой важный центр тяжести укрепленной позиции сдерживания и обороны НАТО. Мы будем продолжать усилия по укреплению структур альянса на территории страны, в особенности Боевой группы НАТО», — заявил румынский президент Клаус Йоханнис.
Уже сейчас на территории Румынии достаточно сил альянса, чтобы планировать наступательную операцию в направлении Терасполя.
США перебросили сюда элитную 101-ю воздушно-десантную дивизию «Кричащие орлы». Она представляет собой легкую пехотную группировку общей численностью 4,7 тыс. «штыков». Недавно было объявлено, что она останется здесь еще на девять месяцев. Случай беспрецедентный: заокеанская дивизия впервые за почти 80 лет размещена в Европе в полном составе. Она официально приписана к базе Форт-Кэмпбелл в штате Кентукки.
Франция располагает в Румынии группировкой общей численностью в две бригады. Она возглавляет здесь миссию «Орел» Сил реагирования НАТО (NRF). Это, кстати, первый случай в истории альянса, когда были активированы NRF для «коллективной обороны и сдерживания путем устрашения». Французский и бельгийский контингенты сформировали многонациональный батальон «Наконечник копья» (Spearhead) Сил реагирования НАТО общей численностью около 800 человек.
Так что дело осталось за малым: получить соответствующий приказ. А его, похоже, не придётся долго ждать.