Как Россия подсадила Турцию на иглу
Представьте себе осла, стоящего между двух одинаково привлекательных стогов сена: будь он абсолютно рационален, осел был бы обречен умереть от голода, поскольку никак не смог бы выбрать один из них. В философии этот парадокс носит название Буриданов осёл, но в жизни все по-другому.
Поэтому попытка Турции сохранять равную дистанцию ото всех стран-поставщиков вакцины изначально была обречена на провал, а затягивание начала вакцинации привело к тому, что вторая волна коронавируса превратилась в настоящее цунами.
Когда ни китайская Sinovac, ни немецкая BioNtech не смогли остановить взрывной рост заболеваемости в стране (а в день выявляют 25-60 тысяч новых заражений), все взоры обратились на российский «Спутник V», любезно предлагаемый туркам еще с лета прошлого года.
Только вот незадача, к тому моменту Р.Т. Эрдоган успел наговорить лишнего на встрече с Зеленским и получил «первое китайское предупреждение» в виде ограничения перелётов с Россией. Турцию «наказали» на €354,6 млн – столько составила стоимость забронированных туров на период с 15 апреля по 1 июня. Учитывая плачевное состояние резервов турецкого Центробанка – сумма весьма ощутимая.
На словах Эрдоган конечно Лев Толстой, а на деле – уже через неделю в прессу просочились сведения об одобрении вакцины «Спутник V». Затем последовало поспешное опровержение со ссылкой на журналиста, который якобы не так все понял, и даже саму новость с сайта газеты «Yeni Safak» быстренько стерли. Выглядело это как попытка сделать хорошую мину при плохой игре.
Дальше события разворачивались стремительно: после речи Байдена 24 апреля стало ясно, что про американскую вакцину простым туркам можно забыть, но последней каплей стала рекомендация Голиковой не продавать билеты в Турцию и после 1 июня. В тот же день Эрдоган объявил о введении локдауна до середины мая, а 28 апреля Министерство здравоохранения постановило: российской вакцине в Турции – быть.
За этим стоит простой факт: Турции требуется во что бы то ни стало показать «вменяемые» цифры заболеваемости к началу туристического сезона, поскольку без отдыхающих из России страна рискует не пережить это лето. Кроме того, РФПИ договорился о локализации производства вакцины с Viscoran İlaç, что открывает перспективы экспорта Спутник V в третьи страны и сокращения дефицита платежного баланса Турции.
Как показал пример Турции, «вакцинная дипломатия» – эффективный инструмент мягкой силы России. Кроме того, Спутник V стал еще одним шагом на пути избавления российской экономики от нефтяной зависимости.
Хочется верить, что благодаря сотрудничеству в фармацевтической сфере российско-турецкие отношения выйдут на новый уровень. Остается открытым только один вопрос – кто следующий в очереди за российской вакциной?
(С) Р.А.С. П.П
Вместе весело шагать....