Ирано-азербайджанский узел
С границы между Азербайджаном и Ираном приходят весьма тревожные вести. Иран проводит военные учения с привлечение различных сил и средств, а в СМИ в том числе и официальных раздаются голоса по поводу того, что нынешнее обострение крайне серьезно.
Скрытый текст
Причиной обострения стало якобы стремление Азербайджана и Турции решить проблему транзита между Азербайджаном и областью Нахичевань радикально, попросту оккупировав часть территории Армении дабы, в том числе и прервать единственную точку транзита между Ираном и Арменией.
Это. разумеется является скорее мифотворчеством, поскольку вероятность нападения альянса Азербайджана и Турции на Армению минимальна. И хотя в недалеком прошлом, готовясь к встрече Путина и Эрдогана в Сочи, турецкая сторона всячески распространяла такой наброс в СМИ и социальных сетях, невозможность такого действия очевидна.
Во-первых, из-за того, что что Армения (в отличие от Нагорного Карабаха) в составе ОДКБ (Аргумент о том, что всякие Казахстан, Киргизия, Белоруссия и прочие не поддержат можно не рассматривать, так как для этого ничего кроме Черноморского флота, Каспийской флотилии, 58 армии и базы в Гюмри достаточно. Достаточно настолько, чтобы прекратить государственность Азербайджана в считанные часы).
Во-вторых, разлад экономических связей Турции с Ираном и Россией в случае такого шага на фоне имеющегося экономического кризиса в Турции может быть фатальным для правительства Эрдогана.
Нет никаких вероятностей, чтобы Иран не учитывал эти факторы. Так что Ирану в большей степени важно другое. А именно активность Израиля в Азербайджане. Появление Израиля на Кавказе не новость. Тель-Авив имеет прочные связи с Грузией, а в Азербайджан заходит с позиций поставки своей военной технике официальному Баку. Этот факт общеизвестен и в контексте происходящего крайне волновал практически всех соседей Азербайджана в том числе Иран и Армению (Россию в меньшей степени, так ка военная угроза со стороны Азербайджана и Израиля в качестве реальных без летального исхода для оных не просматривается). Не принесли спокойствия и последние заявления Израиля, согласно которым Тель-Афиа рассматривает Азербайджан в качестве площадки для нанесения ударов по энергетическим (в том числе атомным) объектам Ирана.
Такая постановка вопроса не может критическим образом не отражаться на видении Ираном своей роли в происходящей ситуации. Появление Турции в Азербайджане, вплоть до учений и временного размещения войск Иран не волновала, так как у Ирана в отношение Турции есть масса способов сделать жизнь Анкары не легкой, а вот Израиль другое дело.
Иран
Основной актор текущего обострения конечно же Иран. Именно Иран крайне серьезно воспринял угрозы, поступающие с севера. Вплоть до проведения полномасштабной контригры. Нацеленной на попытку выдавить Израиль из поля активности на азербайджанском направлении.
Скрытый текст
Прекрасно понимая, что сам Израиль к любым угрозам со стороны Ирана будет глух, тем более, что и раньше из Тегерана были заявления о том, что Тель-Авив подвергнется удару и прочее. Для Израиля Азербайджан как площадка для удара крайне привлекателен, а все заявления Ирана не более чем шум. И Иран это прекрасно понимает.
Все заявления Ирана направлены в адрес Азербайджана и Турции. Турция в этом плане, выступает как некий балансир, который соглашается с присутствием Израиля в Азербайджане и получает проблемы как на Южном Кавказе, так и в Ираке, например. Заявление о некой угрозе со стороны Азербайджана и Турции в перекрытии КПП между Арменией и Ираном не более чем прямое послание Турции о том, что все интересы Турции в Азербайджане и Нахичевани Иран может прекратить быстро и решительно. Повод задуматься.
С Азербайджаном всё еще проще. Для этой страны у Ирана припасен железный аргумент о том, что в Иране азербайджанцев больше, чем в самом Азербайджане. На случай, если кто-то забыл этнографическую карту этой части Азии. Потенциалы же, как экономические, так и военно-политические, Ирана и Азербайджана несравнимы. Рисковать всем из-за интересов Израиля как минимум глупо. В Баку это тоже понимают, но при этом находятся в прокрустовом ложе мировой политики, где присутствие Израиля на Южном Кавказе продвигают не только и не столько Турция, сколько Великобритания, подвязывая к этому целый ряд экономических рычагов, связанных в том числе с экспортом азербайджанской нефти и газа. Ссорится с Лондоном у Баку нет никакого желания. Да и возможности по большому счету тоже нет.
Самый большой вопрос, готов ли Иран к удару. Нет не готов, заявления делаются не для того, чтобы ударить, а для того, чтобы не бить. А вот в случае удара со стороны Азербайджана, нанесённого Израилем, Иран ответит гарантированно и весьма жестко. Ответить есть чем. Вооруженные силы Азербайджана, даже с турецкой и израильской помощью Ирану не соперники.
Что же касается России, то против точечного применения силы Ираном Москва возражать вряд ли будет, так как присутствие Турции и Израиля на Южном Кавказе особой радости у Кремля не вызывают. А большего Иран вряд ли себе позволит. Идей оккупировать и ассимилировать Азербайджан у Тегерана определено нет.
Израиль
Израиль в данном раскладе является фактически зачинателем основного конфликта. Не секрет, что Израиль готов использовать любые пути для того, чтобы воздействовать на Иран. Тем более, что история взаимодействия говорит о готовности Израиля к весьма решительным действиям.
Скрытый текст
Площадка Азербайджана для Израиля очень удобна. Близко к северу Ирана, куда добраться с помощью обычных средств Израилю удается далеко не всегда. Никакого риска для населения в случае ответного удара. От такого удара пострадают азербайджанцы, а не израильтяне. Так что куда не посмотри всюду плюсы.
То, что Израиль фактически выставляют в роли разжигателей войны, Тель-Авив не интересует совершенно. Действительно, какая разница, получить прямо сейчас ярлык разжигателя или получать его на протяжении последних лет 50 в иранской прессе. Это постоянная величина в израильско-иранских отношениях и не изменится ни при каких обстоятельствах.
Серьезность намерений Израиля демонстрирует неоднократные удары по ядерным объектам Ирана, покушения на ведущих физиков-атомщиков и иные акции после которых по идее должна была бы начаться большая война. Правда война так и не начинается, так как достать до Израиля Тегеран может с большим трудом. Через прокси формирования в секторе Газы и в Ливане. А арсенал этих сил крайне ограничен, хотя и не так ущербен, как еще лет 25-20 назад.
Убедит ли Израиль заявление Ирана. Нет не убедит. Скорее наоборот раззадорит. Действующее правительство Израиля находится в крайне шатком состоянии. Им усиление конфликта с Ираном сейчас был бы кстати. Все угрозы в адрес Азербайджана и Турции можно мультиплицировать в СМИ и таким образом демонстрировать агрессивный характер властей Тегерана. Ну а случись между Ираном и Азербайджаном реальная война для Тель-Авива в этом нет ничего страшного. В конце концов взрывы и выстрелы будут ведь не в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе или еще где-то в Израиле. А рассорить Иран с Турцией вообще милое дело. Оно было бы Израилю в радость и пошло бы в большой плюс, так как ни Турция, ни Иран в ближайшей перспективе большими друзьями Израиля определённо не будут.
В таком случае позиция Израиля крайне проста. Максимально досада тирану своими заилениями и действиями, провоцировать Тегеран на любую активность, от вербальной (заявления) до материальной (учения и манёвры). В любом случае Иран будет нести потери. Репутационные в общении с соседями, экономические от перемещения войск, информационные (выдавая свою готовность к ударам) и так далее.
Турция
В отличие от Ирана и Израиля позиция Турции менее нацелена на конфронтацию. Как минимум эта конфронтация Турции не даст ровным счетом ничего, как максимум ввяжет Турцию в противостояние с Ираном, а это потери при любых обстоятельствах.
Скрытый текст
Турция на самом деле не особо опасается по поводу прямых действий Ирана на азербайджанском направлении. Большая активность Ирана, как минимум будет связана с раздражением большого числа государств и потери в конечном итоге от неизбирательной активности у Ирана будут выше, чем у Турции. Да и сама Турция закреплена в Азербайджане не настолько, чтобы сильно печься по поводу возможных потерь, да и использовать Азербайджан Турции на полную катушку проблематично.
Для Турции иранское раздражение имеет более проблемные перспективы в других точках. В первую очередь Иран довольно просто может закрыть для Турции активность в северном Ираке, который в таком случае быстро превратится в плацдарм для Рабочей партии Курдистана. Опять же Иран достаточно быстро может активировать свои ресурсы в Сирии и тогда, турецкое присутствие там и без того сталкивающееся с российским противодействием станет еще более шатким.
Добавим к этому и то, что в случае полномасштабного конфликта по линии Иран-Турция приведет к существенным экономическим потерям для Анкары. Учитывая, что экономическое положение Турции и без того не самое блестящее можно с уверенностью говорить о том, что Анкаре не выгоден конфронтационный сценарий взаимодействия с Тегераном.
Готова ли тогда Анкара стать посредником в ирано-израильском конфликте вокруг Азербайджана? Или может быть она готова надавить на байку и прекратить активность Израиля в Азербайджане? Вероятнее всего, что нет.
Анкара прекрасно понимает, что Израиль ни при каких обстоятельствах не является большим другом Турции, скорее напротив, в случае чего готов проявлять активность против Анкары. Но это не значит, что присутствие Израиля в Азербайджане чем-то серьезно может угрожать Турции. Анкара всегда в отношении с Тегераном может занять позицию удобного посредника, предлагая наладить контакты Тегерана и байку по вопросу израильской угрозы. И чем более ценным будет такое посредничество во имя переговоров, но не решения проблемы. тем для Турции выгоднее.
Турция, таким образом, хотя и называется стороной конфликта, скорее таковой не является и более того может реализовать свои потенциалы для укрепления отношений со всеми силами, включенными в конфликт. Анкара может предложить добрые услуги и Тегерану, и Баку, и Тель-Авиву. И затянуть процесс до крайности.
Азербайджан
Крайне интересна позиция Азербайджана по данному вопросу. Ведь фактически все, то происходит в рамках рассматриваемого конфликта касается Баку в первейшей степени. Что бы не произошло именно Баку будет нести самые большие потери. И территориальные, и человеческие, и экономические.
Скрытый текст
Вот только Баку уже достаточно давно превратился из субъекта геополитической игры в объект геополитической игры. Виной тому является успех Азербайджана в Нагорном Карабахе. Данный успех был во многом связан с прямой военной поддержкой со стороны Турции, с военными поставками со стороны Израиля и экономическим посредничеством со стороны Великобритании. Цена же всему этому – суверенитет Азербайджана.
Может ли Баку проявить твердость и указать на дверь Израилю (и лишившись израильских поставок вооружения)? Нет не может. По нескольким причинам. Во-первых, присутствие Израиля в Азербайджане - это игра не только Израиля, но и Великобритании, которая вполне может разрушить целый ряд контрактов на бакинские нефть и газ. А против британских интересов Баку не пойдет. Гипотетически, если вновь начавшиеся работы по месторождениям, выделенным российским компаниям на шельфе Каспия пойдут благоприятно, через несколько лет влияние Великобритании уменьшится. Сейчас же экономически Азербайджан не сможет сопротивляться желаниям Лондона. Аналогично от Лондона и Тель-Авива Баку зависит в части иностранных инвестиций в различные отрасли экономики. Так что прямо на конфликт с Тель-Авивом Баку не пойдет.
Что касается Тегерана, то в Баку понимают две вещи. Сколько бы Тегерана не говорил про разделенный азербайджанский народ, азербайджанцы Азербайджана особо под руководство Тегерана идти не желают. А значит это не более чем фигура речи. В возможность оккупации со стороны Ирана в Азербайджане так жене верят. Тем более, что Баку уж точно не собирается ни наносит удары по Ирану, ни размещать у себя ударные авиационные комплексы Израиля. Наличие де операторов беспилотников и военных специалистов Баку не воспринимает как серьезную угрозу Тегерану. Как минимум такой угрозы, которая бы привела к действительно жестким последствиям. Что касается экономических сложностей, то отношения с Ираном в последние годы у Баку и без того не радостные, так что серьезных потерь для страны от разрыва отношений с Ираном не будет.
Как итог Азербайджан просто пытается отсидеться, не привлекая внимания и не реагируя особо на заявления Тегерана. Сказать Баку нечего, захватывать что-то Азербайджан не собирается (да и не может, если честно), кампания в Нагорном Карабахе и так обошлась дорого, а полученный результат весьма впечатляющ. Повода бояться нет.
Россия
Возникает вопрос, а каково место во всей этой истории у России? Как ни странно, крайне спокойное и простое на вид. Но весьма напряженное и деятельное на самом деле.
Скрытый текст
Россия - единственное государство, имеющее ровные и дружественные отношения со всеми странами, вовлеченными в конфликт. С Арменией – отношения по линии ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, база в Гюмри и силы в Нагорном Карабахе. С Азербайджаном общие границы, нефтяные контракты, взаимодействие в СНГ, интересы железной дороги север-юг. С Турцией хрупкое партнерство по целому ряду направлений, деловое, но без серьезного конфликта. С Ираном контакты по части торговых отношений, строительство АЭС, взаимодействие в рамках ШОС. С Израилем торговое партнерство, дипломатические отношения и российские войска на Голанских высотах. Единственные с кем отношения плохие из вовлеченных в дело – это с Великобританией.
В таком случае именно Россия может выступить спонсором переговоров, если Иран посчитает Турцию стороной конфликта. В таком случае лучше России организовать переговорный процесс вряд ли кто-то сможет. Тут и позиции по другим точкам соприкосновения сработают и заинтересованность в мирном Южном Кавказе у России крайне высока.
Между тем, чувствуется, что Москва несколько напряжена. Произошла смена командующего группой войск России в Нагорном Карабахе. Командующего российскими миротворцами в Нагорном Карабахе Мурадова (ранее заместитель командующего Южным военным округом) сменил генерал-лейтенант Кособоков, а затем, практически моментально, генерал-лейтенант Анашкин, который последовательно был заместителем командира 58-й общевойсковой армии и 8-й гвардейской общевойсковой армии. То есть случись что-то на юге командующий российскими миротворцами будет прекрасно знать возможности и потенциалы основных сил России на юге. Кособоков был бы прекрасным руководителем базы за рубежом, Анашкин – боевой генерал, в случае чего готовый вести войска в бой. Так что Россия как минимум готова к проявлениям активности третьих стран на Южном Кавказе, но по-прежнему не испытывает желания лицезреть такое обострение. И это следует учесть каждому.
Полагаю, что уже в ближайшем будущем можно будет говорить о начале дипломатической активности по нейтрализации израильской активности в Азербайджане и об общей нормализации обстановки. Россия решительно настроена на продвижение в Сирии, возвращении контроля над Идлибом и нестабильность на Южном Кавказе совершенно не нужна Москве.
Для информации:
Личный ТГ канал: https://t.me/SMM_tmax