11 июля, согласно резолюции Генассамблеи, провозглашается Международным днем размышления и памяти о геноциде 1995 года в Сребренице. Кроме того, документ предполагает включение в образовательные программы установленных судом фактов об этом трагическом событии.
Перед голосованием Вучич предупредил, что если день памяти будет учрежден, то этот шаг «откроет старые раны и приведет к полному политическому хаосу». В то же время он сказал, что не отрицает убийств в Сребренице и «склоняет голову перед всеми жертвами конфликта в Боснии».
Но англосаксов, похоже, не волнуют переживания и уязвленное самолюбие сербов.
«Эта резолюция направлена на содействие примирению в настоящем и будущем», — безапелляционно заявила постоянный представитель Германии при ООН Антье Лендертсе.
Ее коллега, постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, в свою очередь, озвучил позицию Москвы: данный документ угрожает безопасности Боснии и Герцеговины (БиГ) и региона в целом. Он «однобокий, политически заряженный и не имеет ничего общего с заявленной целью увековечения памяти о жертвах с целью достижения национального примирения».
Наш дипломат особо подчеркнул, что у Германии (соавтора резолюции) нет морального права упоминать где-либо термин «геноцид», кроме контекста своих собственных преступлений.
Напомню, что, по версии Запада, 11 июля 1995 года армия боснийских сербов заняла Сребреницу, объявленную ООН «зоной безопасности», что привело к убийству около 8000 боснийских мусульман. Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный суд ООН в высшей инстанции признали эту трагедию геноцидом.
У официального Белграда и руководства Республики Сербской (в составе БиГ) свое видение произошедшего.
Президент Республики Сербской (РС) Милорад Додик отверг факт геноцида в боснийском городе и заявил, что его администрация не признает резолюцию ООН. Он пообещал в течение 30 дней представить проект соглашения о мирном разделе Боснии и Герцеговины. Сначала, как он считает, необходимо уточнить политические компетенции, связанные с субъектами БиГ (это парламентская республика, в состав которой входят Федерация Боснии и Герцеговины, Республика Сербская и округ Брчко), а также сохранить текущую модель функционирования хозяйства и экономики. Затем за несколько лет адаптировать ее к модели мирного разграничения.
Додик отметил, что проталкивание резолюции о Сребренице бошняками (славяне-мусульмане) является противоправным унижением сербов.
«Сербский народ просто не может больше жить в этой Боснии и Герцеговине», — добавил он.
Отмечу, что боснийские власти последовательно оказывают давление на власти РС, формируя почву для изменения ее статуса. Так, немецкий дипломат Кристиан Шмидт, который называет себя высоким представителем международного сообщества в БиГ по наблюдению за соблюдением Дейтонских соглашений по бывшей Югославии 1995 года, недавно внес ряд предложений об изменениях в закон о выборах. По инициативе «немецкого туриста», как Шмидта называют в Сребренице, предусматривается введение электронного подсчета голосов, электронной идентификации, запрета осужденным — по версии боснийцев и международного (прозападного) сообщества — военным преступникам (в РС их считают героями) участвовать в выборах. Предусматривается также назначение председателей избирательных комиссий в РС ЦИКом Боснии и Герцеговины, который находится в Сараево.
То есть резолюция Генассамблеи только подлила масла в огонь конфликта, который вполне может перерасти в вооруженное противостояние.
Что касается свежего документа, принятого ООН, то глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров считает, что он продвигается с целью «сломать сербов» и заставить Белград, нацеленный на вступление в Европейский союз, признать независимость самопровозглашенного Косово и присоединиться к санкциям против России.
Александр Вучич, в свою очередь, убежден, что антисербская резолюция нужна Западу для того, чтобы «показать неизбежность политического наказания для всех стран с независимой позицией на международной арене». Чтобы неповадно было...