Сразу оговорюсь, что в рамках данной заметки не будет приведено никаких информативных ссылок или отсылов к аргументации экспертов-тяжеловесов или видных политиков. Всё изложенное есть плод сугубо личного, субъективного восприятия и наблюдений действительности.
Так что же такое ИГ? Никакой абсолютной ясности и достоверности в этом вопросе нет. Формально - это государство, основанное на нормах ислама, как его понимают некие его руководители и адепты, о которых также известно немного. Территориально расположено на части отвоёванной площади у нынешних Ирака и Сирии. Столицей называют то иракский Мосул, то сирийскую Ракку. Декларированная цель – постройка исламского халифата на территориях проживания мусульман. Т.е. по сути, везде, куда можно дотянуться. Методы достижения заявленной цели не ограничены никакими рамками. Рамками гуманности в том числе. И это значит, что таким образом практическая любая светская власть в Евразии становится потенциальной мишенью. Это по форме.
Между тем, государство, в его традиционном, каноническом понимании есть организация политической власти на определённой территории. В этом же случае мы не располагаем никакой информацией о каких-либо институтах законодательной, исполнительной или судебной власти ИГ, а также о местах их расположения. Мы ровным счётом практически ничего не знаем об организации управленческого аппарата ИГ и его персоналиях. Совершенно непонятны механизмы организации управления этим государством, его структурами, равно как неочевидно и наличие самих структур. Между тем – это базовые понятия и основные признаки, без наличия которых говорить о государственном строительстве не представляется возможным. Принимая во внимание вышесказанное можно заключить, что ИГ – это не государство в его сколь-нибудь традиционном понимании, а медиапроект. ИГ как государство существует лишь в информационном пространстве. Это вывод первый.
Далее, кто в основном является адептами данного проекта? На какую целевую группу он ориентирован и почему? Это мусульмане. Почему именно они? Многочисленны. На порядок более пассионарны, чем представители западного мира, которых никакая сила или идея не в состоянии оторвать от привычного потребительского образа жизни, комфорта и сопутствующих благ. В массе своей небогаты и необразованны. Это основное. Сумма этих факторов, собственно, и является той благодатной почвой, на которую так заботливо и высажены семена медиапроекта ИГ. Это вывод второй.
Далее, достоверна ли заявленная цель ИГ и, если нет, то каковыми всё же могут быть истинные цели, ради достижения которых ИГ и был явлен на свет? На их стягах написано, что справедливость сильнее богатства, а вера шире границ. За это воюют их многочисленные рекруты. Это идиллия. С теми или иными вариациями Европа, да и Россия позже, это проходили несколько веков назад. Построение государства – халифата, на этих принципах в современном мире – это утопия. Очередная утопия, вызванная к жизни. Ничто не ново под луной. Совершенно очевидно, что тот, кто является создателем этого проекта, и те, кто его внедряет, умны, циничны и богаты, чтобы не отдавать себе в этом отчёт, попусту расходуя силы и ресурсы на заведомо бесперспективное начинание. Значит реальная цель отлична от декларируемой. Что до реальных намерений, то здесь можно лишь домысливать. Но, исходя из масштабности происходящего, можно предположить, что таковыми являются создание всеобщей нестабильности, хаоса и неразберихи, включая демонтаж всего послевоенного мироустройства. Для чего это делается – это тема для отдельного разговора. Основоположник ГА весьма убедительно об этом рассуждал. Свержение правительства Асада в этом контексте – это не цель, а всего лишь осознанный необходимый шаг на пути намеченного. Это вывод третий.
Кто же может стоять за созданием медиапроекта ИГ? ИГ сегодня по сути – это франшиза, представляющая собой развётвлённую сетевую террористическую структуру, под крыло которой стекаются всё новые и новые бойцы и банды. В принципе, сегодня уже достигнут такой уровень развития организации, при котором наблюдается её самовоспроизведение. Это как метастазы. Каждая автономна и может функционировать самостоятельно. И это очень опасно. Значит, идеология ИГ уже укоренилась в сознании масс. Принимая во внимание многоходовость и продуманность проекта ИГ, его тщательное планирование и фундаментальность в реализации, есть основания предполагать, что за кулисами действа стоят не какие-то одинокие фанатики или теоретики исламистского толка, не отставные обиженные офицеры одной арабской армии, а серьёзные силы государственного уровня, с весьма крупными ресурсами на вооружении. Это вывод четвёртый.
Ну, и в довершение, порассуждаем, какие же страны могут быть к этому причастны. Собственно, та глубина проработки вопроса, в основе которой лежит тщательный анализ состояния умов в обществе, применяемые методики и просчёт всей операции в целом, недвусмысленно указывает на крайне высокий аналитический и интеллектуальный потенциал создателей проекта ИГ. Субъективно, такими возможностями ни Турция, ни вся вереница монархий Залива не обладают и близко. Это совершенно иной уровень планирования. Школа и опыт. Такими возможностями никто, кроме двух островов - большого и малого, не обладает. А кто там из англосаксов играет первую скрипку не так уж и важно. В пользу этого предположения говорит и их прямая заинтересованность в дестабилизации общемировой обстановки, если это допущение верно. Другое дело, что обставлено всё так, чтобы все подозрения, а следовательно и риски в случае неуспеха, однозначно бы указывали на монархии и турков. Их мысли подменяют своими, их тщеславию потакают, искусно его используя в своих интересах, пока эти напыщенные, самодовольные индюки думают, что самостоятельны в принятии своих решений и ведут большую игру. Турки так всегда были инструментом в руках англичан. Да и предки нынешних нефтяных королей не очень давно были рабами у белых господ. Подчинённое отношение первых по отношению ко вторым на уровне генетической памяти. Ничего не изменилось. Рабы не стали свободными, не стали мудрыми. Поменялись лишь формы зависимости и механизмы взымания дивидендов. Время сейчас более циничное, следовательно и инструменты более элегантные. Только лишь бенефициары прежние, что и сто лет назад. Это вывод завершающий.