Армении нужна Россия, а России – Армения. / фрагментыПолитолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян рассказал МИА «Россия сегодня», как воспринимают в Армении Таможенный и Евразийский союз, какие дискуссии идут в армянском обществе и что такое рациональный выбор.
...– Какие шаги с российской стороны могут развеять скепсис и критическое отношение определенной части общества к вступлению Армении в ЕАЭС?– С людьми нужно разговаривать.
Россия как страна и российский бизнес тратят в Армении какие-то деньги, и эти деньги очень немаленькие.Это касается сферы безопасности, энергетики, вообще в экономике здесь довольно много российского капитала. Здесь работают представительства российских организаций – и государственных, и негосударственных. Иногда это деньги очень серьезные.
Западные страны тоже здесь тратят какие-то деньги, западного капитала здесь меньше, чем российского, но торговый обмен достаточно большой. Но западные страны в силу традиций, которые там существуют, работают с обществом, и делают это очень разветвленно.Они объясняют, разговаривают, они находят людей, которые способны их идеи проводить в жизнь, они привозят сюда картинку своих стран, и это картинка благополучных обществ, демократичных, в которых соблюдается закон, в которых существуют социальные преференции и льготы для разных групп населения.И эта картинка доходит как минимум до тех людей, которые могут читать и писать, и тех людей, которые способны это воспринимать.
Почти ничего из этого Россия не делает. Она в силу специфической традиции работает с государством, и государство ей отвечает. Там есть проблемы, случаются неполадки, могут быть конфликты, но какой-то консенсус все время находится. А общество не видит этой реальности.Заметьте, все те чувства людей к России, которые я перечислял, практически не связаны с сегодняшней Россией.Люди относятся так, потому что они выросли в СССР, знают русский язык, потому что они в Россию ездили – миллион таких «потому что».Вот это слабое место России.
Россия работать «мягкой силой» не привыкла, Россия привыкла работать, предположим, в таких сферах, как безопасность, «хард секьюрити», энергетика.Это все здорово, только вот для того, чтобы страна воспринималась положительно, нужно и другое тоже...
...-Каким вам видится будущее двусторонних армяно-российских отношений?—Обычно, когда говорят о России, идет разговор о цивилизационном выборе: мы близкие, у нас культурная общность, у нас общая история, мы были вместе долгое время, мы похожи друг на друга, поэтому надо быть вместе. Это не очень убедительно в рамках реальной политики. Это, конечно, правда,но я извиняюсь, у Грузии с Россией тоже общая история, общая религия, и они прожили в составе Российской империи дольше, чем армяне, а уж ближе народа, чем украинцы, русским найти невозможно, но на Украине сейчас идет война.
Соответственно, разговор о том,что это выбор, сделанный нашими предками, и он теперь существует, иногда бывают не очень убедительным. А что, у нас нет общей истории с персами? Мы долгое время были в составе Ирана. Западная часть Армении была в составе Оттоманской империи чуть ли не тысячу лет.
Так что, опять же, нужна рационализация.Армения существует в таких отношения с Россией не потому, что мы знаем русский язык, а потому, что есть острая необходимость в этом — безопасность. Россия Армении нужна.Турция является членом НАТО, поэтому, в частности, заменить Россию в сфере безопасности для Армении, в сфере «хард секьюрити», невозможно. НАТО не может занять это место. Кто еще? Иран? Несерьезно это.
Для России это не такой императив, как для Армении. Конечно же, если Армения исчезнет с карты земли, Россия с карты не исчезнет.
Но Армения тоже нужна России, и примерно по той же причине. Ни Грузией, ни Азербайджаном Армению заменить нельзя.
Если Россия хочет представлять из себя что-то за пределами своих границ на юге, и это не только Кавказ, но и дальше в сторону Ирана, в сторону Турции и Ближнего Востока,
то Армения незаменима. Если убрать Армению из этой конструкции, то Россия уйдет из региона южнее своих границ. Соответственно, Армения нуждается в России, а Россия нуждается в Армении.
Именно поэтому существует та конфигурация, которая существует сейчас, и это нужно артикулировать.
Нет ничего или ужасного в том, что это взаимный прагматический интерес.
Господи, убереги Армению от лже-друзей, а с врагами мы сами справимся.