Цитата: zdrav от 29.04.2023 13:09:15ЦитатаНичего забавного. Весь нынешний научно-технический фундамент построен для китая еще СССРом.
Это сильное преувеличение
Для наглядности достаточно сравнить новинки китайского и советского автопрома одного года .
Обратите внимание на качество и зазоры
Ну это явный передёрг сравнивать качество всего советского автопрома, с нашей стороны намеренно взяв только позорнейшее мелкосерийное поделие грузинского Кутаисского автозавода - КАЗ-608В "Колхида" (над которым в самом СССР не потешались только ленивые), а с китайской стороны взяв их гордость - массовый культовый автомобиль столичного автозавода Beijing BJ130 (похож на Toyota Dyna и другие японские грузовички тех лет).
Могли бы в той же категории небольших грузовиков и микроавтобусов с нашей стороны взять УАЗ-452, ГАЗ-66, ЗИЛ-118, Иж-2715, РАФ-977, РАФ-2203 и т.д., у них у всех качество было намного выше чем у грузинской "Колхиды".
...
Ну и немного истории про китайский автомобильный завод Beijing Automobile Works (BAW), где производили упомянутый вами Beijing BJ130:
ЦитатаНу а мы идём в интересный исторический материал первых шагов китайского завода.
Гордость китайских автомобилей. Обзор истории Бэйци (1959-1969)
Пекинский автомобильный завод является вторым по величине автомобилестроительным предприятием, построенным после первого автомобильного завода в Чанчуне. В 1958 году председатель Чжу Дэ лично дал название заводу, который является пионером китайского автомобилестроения и колыбелью пекинской автомобильной промышленности.
В 1959 году иностранные специалисты пришли в руководство завода (включая советских специалистов):
Выступает советский эксперт Карлов:
Выступает советский эксперт Высоков:
http://raw21.com/2019/02/13/обзор-истории-бэйци/То есть советские инженеры специалисты по автомобилестроению были не только инструкторами/советниками, но и находились непосредственно в руководстве завода, считающегося колыбелью всего китайского автопрома.
А также весь китайский космос, весь атом (мирный и военный), всё китайское двигателестроение, локомотивостроение, танкостроение, артиллерия, подлодкостроение, авиация и т.д. - всё это родом из СССР.
Вот на примере создания первых китайских тепловозов и первых китайских судовых/тепловозных дизелей:
Скрытый текст
Из-за отсутствия опыта и технологий оказалось, что китайские локомотивостроители не могут начать проектирование сложной машины с нуля. В марте 1958 года по просьбе китайской стороны Советский Союз направил в Китай специалистов по тепловозам для оказания помощи и непосредственного руководства работой по созданию проекта.
На начальном этапе проектирования у завода не было полного комплекта готовых локомотивных чертежей. Советская сторона предоставила Китаю чертежи тепловоза ТЭ3, а ВМФ предоставил чертежи и техническую документацию на американский судовой дизель Fairbanks-Morse 38D-8-1⁄8 (Дизельный двигатель 2Д100 являлся копией этого типа дизелей).
В соответствии с рекомендациями советских специалистов по разделению труда на заводе, в отделе проектирования была создана профессиональная группа по разработке дизельных двигателей, систем охлаждения, электрических систем, рам и кузовов.
Несмотря на то, что тепловоз создавался на основе технической документации тепловоза ТЭ3, китайцы не ограничились полным копированием. По советским нормам тепловоз должен быть рассчитан на эксплуатацию в температурах до ± 45 ° C. В ходе дополнительных исследований было решено проектировать тепловоз под температурные нормы ± 40 °. Это более соответствовало климату Китая, а также позволило удешевить производство.
26 сентября 1958 года на Даляньском локомотивостроительном заводе прошла грандиозная церемония в связи с завершением работ по строительству локомотива, который стал первым в Китае магистральным грузовым тепловозом с электрической передачей.
Уже на этапе проектирования, на заводе рабочие начали выбирать название новому тепловозу. Некоторые варианты, предложенные людьми, ярко передавали дух того времени. Предлагались названия, такие как «Восточный ветер», «Догнать и перегнать Англию», «Догнать и перегнать Америку», «Красное Знамя», «Маяк», «Вверх по течению» и т.д. С наибольшим перевесом среди более, чем 120 вариантов, победило название «Великий Дракон»
...
В 1960 году советско-китайские отношения стали постепенно обостряться и в конечном итоге были разорваны. В то же самое время советское правительство отправило правительству Китая ноту об отзыве всех экспертов и в одностороннем порядке прекратило все проекты и научно-технического сотрудничество. В начале 1961 года Государственная комиссия по планированию дала распоряжение Министерству путей сообщения начать производство мощных дизельных двигателей. В то время в Министерстве путей сообщения возник спор о том, какой дизель выбрать для производства опытного экземпляра. Мнения разделились, одно из них заключалось в том, чтобы полностью скопировать двухтактный дизель 2Д100, предоставленный Советским Союзом, а другое мнение заключалось в том, что Советский Союз уже разрабатывал четырехтактный дизель Д70.
Принимая во внимание слабую промышленную технологическую базу Китая и несмотря на то, что дизель 2Д100 морально устарел, предпочтение было отдано в пользу первого варианта.
_____________________________________
Цитата: Швейк от 29.04.2023 13:54:09Ага, китайцы рядом не стояли. Наш автопром, вначале, это тоже чьи-то клоны. Танкостроение начиналось с "Викерса", ракетостроение с повторения ФАУ. Ну и что?! Это ничуть не умаляет достижения советских инженеров, как и китайских, по копированию советской и японской техники.
Речь зашла про конец 50-х годов, когда шло становление современной китайской науки и промышленности. Что-то я не припоминаю, чтобы тогда в СССР на руководящих должностях наших заводов работали американцы, посылали бы нам из США чертежи, а мы отравляли бы в Детройт наших студентов на стажировку.
А Китай в том то и дело, что не просто "копировал" советскую технику или занимался реверс-инженирингом как мы с B-29/Ту-4, Jumo-004/РД-10, BMW-003/РД-20, RB.41/РД-45, A-4/Р-1 и т.д., а получал бесплатно непосредственно от СССР все чертежи (над которыми в десятках советских НИИ самоотверженно работали десятки тысяч человек), подробную конструкторскую документацию, а также сотни советских инженеров, чтобы всему этому обучать китайцев на местах, плюс десятки высококвалифицированных советских инженеров, чтобы всем этим руководить непосредственно на заводах в Китае. Плюс тысячи китайских студентов учились в наших лучших ВУЗах, СССР намеренно передавал им наши передовые достижения и знания, включая самые секретные.
Это было не просто копирование китайцами нашей техники, а старательное подтягивание Советским Союзом китайцев до нашего уровня. Те же самолёты JJ-2, J-5, J-6, J-7 не были просто копиями самолётов МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21. Мы фактически взяли китайцев за ручку, построили им заводы с нуля, дали им все подробнейшие чертежи наших самых современных на тот момент разработок, долго учили их как этими чертежами пользоваться, внимательно следили за тем, чтобы они соблюдали все технологии. То есть СССР на 100% построил Китаю всё их реактивное самолётостроение. Это нельзя назвать "копированием" китайскими инженерами.
Отредактировано: User78 - 29 апр 2023 15:07:24