В конце 1983г. после успешных налетов быстроходных катеров ЦРУ на порты Никарагуа Коринто – 11 октября и Пуэрто-Сандино – 14 октября, межведомственная группа ЦРУ разработала план, предусматривавший использование мин с малой взрывной силой, чтобы запугать поставщиков нефти сандинистам. План утвердил президент США Рональд Рейган. ЦРУ подыскало в штате Каролина завод некогда принадлежавший компании «Мартин Мариэтта» на котором могли быть изготовлены мины – «хлопушки». Они имели до 300 фунтов (136кг) взрывчатки «С-4». ЦРУ зафрахтовало большое судно – буксир, корма которого была достаточно широка для посадки двух вертолетов. Оно должно было выполнять роль матки, обслуживающей быстроходные катера и вертолеты, с которых будет осуществляться постановка мин. В феврале 1984г. в водах трех никарагуанских портов Коринто, Эль Блафф и Пуэрто Сандино было заложено около 75 мин – «хлопушек». (Вудворд Боб «Признание шефа разведки» 1990г. стр261, 297-303.)
1 марта в прибрежных водах подорвался на мине английский сухогруз под панамским флагом «Норт Карибе», пять человек ранено, повреждено более 2600т груза. Первый случай подрыва. («Водный транспорт» 13.03.1984)
20 марта на подходе к порту Пуэтро-Сандино в 22.50 (в 13.50 по местному) подорвался на мине советский нефтеналивной танкер "Луганск" (А.И.Азов) Новороссийского морского пароходства. На борту было более 34 тысяч тонн нефти, но к счастью взрыв произошел под сухим трюмом. Из 42 человек экипажа несколько человек получили ранения, двое серьезные и их пришлось госпитализировать в госпитале г.Чинандега. После ремонтных работ 22 марта начали разгрузку. 25 марта залатав пробоину он отправился в СССР. («Водный транспорт» 24.03.1984)
21 марта министр иностранных дел СССР А.А.Громыко вручил временному поверенному в делах США в СССР ноту протеста в связи с подрывом танкера «Луганск», вся вина возлагалась на США. («Водный транспорт» 21.03.1984)
К 23 марта с начала месяца в результате взрывов мин погибли два никарагуанских моряка, получили ранения 21 человек, в том числе моряки с советского, голландского и панамского судов. («Водный транспорт» 24.03.1984)
28 марта у порта Коринто на мине подорвался норвежский транспорт под либерийским флагом «Ивер Чазер», 4-й случай с 1.03.1984 г.
В конце марта у Коринто подорвался японский танкер «Тасиро Мару». («Известия» 02.04.1984)
К расследованию причин взрывов судов были привлечены советские специалисты борьбы с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС), участник этой командировки капитан 1 ранга Пляченко Юрий Иванович вспоминает: «20 марта на подходе к никарагуанскому порту Сандино подорвался на мине наш танкер "Луганск". Затем еще несколько судов. Позвонили мне в субботу из штаба флота домой. "Слышал?" - спрашивают. Я ответил, что, мол, только и делаю, что политически самообразовываюсь, слушая радио. Тогда, говорят, готовься, завтра полетишь в Никарагуа.
Тогда собираться за границу офицеру было весело: 12 фотографий в гражданской одежде, 6 собственноручно написанных автобиографий и разрешение Военного совета флота на выезд. Это, разумеется, помимо того, чтобы собрать и проверить спецснаряжение. Но меньше чем за сутки все успел, а командующий флотом ради меня одного созвал Военный совет в 9.00 в воскресенье.
Под воду в Никарагуа спускаться не пришлось. Группа наших экспертов занималась чисто аналитической работой. От нас ждали рекомендаций: возможно ли судоходство в этом районе? Подрывы на минах вызвали большой резонанс в мире, наш тогдашний союзник оказался фактически в блокаде. Довольно быстро мы разобрались, что мины кустарного производства и ставились с лодок типа "Пиранья" - это как наши плоскодонки. Никарагуанцам дали рекомендации, как бороться с постановкой и как переоборудовать обычные буксиры в тральщики. После нашего отъезда подрывов судов больше не было». (
Информационный сайт "Учительской газеты" )
6 апреля в США разгорелся скандал в связи с просочившимися в печать сведениями о минировании ЦРУ прибрежных вод Никарагуа. 11 апреля в Конгрессе прошли слушания по вопросу тайной операции ЦРУ по минированию прибрежных вод Никарагуа. Большинство конгрессменов осудило эту акцию.
2 мая у порта Коринто подорвалось на мине рыболовное судно "Педро Араус".
10 мая Международный суд в Гааге выносит решение о том, что США должны прекратить блокаду морских портов Никарагуа.
В конце мая ВВС Никарагуа у атлантического побережья в районе мыса Монкей уничтожили очередной катер «контрас». Это 7 корабль «контрас» уничтоженный в последнее время. С этих кораблей бандиты осуществляли постановку мин и вели обстрелы портов Никарагуа. («Водный транспорт» 31.05.1984)
Всего на минах подорвались 10 кораблей, из них 7 единиц у порта Коринто. Среди подорвавшихся были советский танкер «Луганск», японский танкер «Тасиро Мару», английский сухогруз под панамским флагом «Норт Карибе», норвежский транспорт под либерийским флагом «Ивер Чазер», голландская землечерпалка «Геопонтес» и 5 никарагуанских траулеров. Среди экипажей были убитые и раненые.
Литература:
n Вудворд Боб «Признание шефа разведки» 1990г. стр261, 297-303.
n Информация с сайта «Хронограф»
Никарагуа в 80-е годы ХХ века. Сандинисты у властиn «Комсомольская правда» Хохлов А. «Всплытие покажет», аналогичная информация на сайте «Учительской газеты»
Информационный сайт "Учительской газеты"n «Водный транспорт» 13.03.1984г. Соболев Л. «Нет! – Разбою на море». стр4.
Приму любую дополнительную информацию, уточнения.
Источник еще 2005 года.