У ДНР есть возможность ввозить и вывозить промышленные товары через железную дорогу в Иловайске, заявил РБК источник, близкий к руководству донецкой железной дороги. «В 1991 году это был главный путь, связывающий Украину с Кавказом. С тех пор объем упал в четыре раза, но полотно в хорошем состоянии и возможность для транспортировки есть», — считает собеседник РБК.
По мнению источника, чтобы обеспечить максимальную пропускную способность — до 13 составов в сутки, необходимо разрешить движение поездов и в ночное время. Необходимый подвижной состав и ремонтная база имеются в распоряжении донецких властей, а участок железной дороги, ведущий к Иловайску, защищен от боевых действий. «Все решает политическая воля и договоренности», — резюмирует источник. Голубчик считает, что 13 составов в сутки это немного для промышленного узла. Обычно для подобных регионов загрузка составляет два состава в час.
Непризнанным республикам надо будет достраивать железную дорогу, уверен политолог Роман Манекин. Донецкая железная дорога крупнейшая на Украине, но после ухода ополченцев Игоря Стрелкова из Славянска и Краматорска крупные железнодорожные узлы остались на территории, контролируемой Киевом, напоминает Манекин. «Отсюда необходимость перестраивать железную дорогу. Или отвоевывать территорию Донбасса. Оба варианта, безусловно, скажутся на реальной себестоимости конечного продукта».
Трейдеры воспользуются тяжелым положением предприятий ДНР и ЛНР и увеличат стоимость руды, но с учетом небольших расстояний до основных месторождений «Металлоинвеста» цена будет приемлемой, полагает Худалов. По его мнению, наиболее удачно с точки зрения логистики к ДНР и ЛНР расположены железорудные комбинаты «Металлоинвеста» (Михайловский и Лебединский ГОКи), НЛМК и группы «Кокс».
ГОК-стоп
Источник РБК в «Метинвесте» связывает встречу российских промышленников у Козака с блокадой железнодорожных путей со стороны украинских властей. Блокада путей ветеранами антитеррористической операции (АТО) началась 26 января в Луганской области, а позже распространилась на Донецкую область. Ветераны АТО протестовали против контрабандных поставок через линию соприкосновения.
На блокаду ДНР и ЛНР ответили введением внешнего управления на частных предприятиях региона. 27 февраля главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий объявили о возможной национализации всех предприятий, расположенных на территории республик, но зарегистрированных на Украине. Введение внешнего управления на предприятиях украинской юрисдикции в ДНР и ЛНР началось с полуночи 1 марта.
«Для нас это является вынужденной мерой, связанной с экономической блокадой со стороны Украины, которая продолжается вопреки минским договоренностям и которая только усилилась блокадой железнодорожного сообщения, что привело к остановке крупных промышленных предприятий», — заявил РБК председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин.
По его словам, временное управление не нарушает право собственности и поможет сохранить десятки тысяч рабочих мест и производственные мощности. Теперь руководство ДНР несет ответственность за работу этих предприятий, запуска остановившихся заводов и разработку антикризисных процедур, заключил Пушилин.
Указы глав ДНР и ЛНР во многом остаются формальностью, и сильных изменений в работе заводов не чувствуется. Все предприятия «Метинвеста» на неконтролируемых Украиной территориях управляются менеджерами холдинга, рассказал РБК близкий к руководству холдинга источник. Управленцы высшего и среднего звена выехали на украинскую сторону, а оперативное управление осуществляют оставшиеся руководители низшего звена. «Иногда на проходные предприятий просто приходят люди с оружием и сидят у входа, это и называется внешним управлением. Они же не могут всех разогнать и нанять новые кадры», — описал ситуацию источник в «Метинвесте».
Предприятия ДТЭК [энергетическое подразделение холдинга Ахметова] на не контролируемых Киевом территориях работают в штатном режиме, сообщила РБК директор по коммуникациям ДТЭК Энерго Ирина Милютина.
Опрошенные РБК сотрудники шахты имени Засядько рассказали, что представители ДНР и ЛНР просят шахтеров подписать бумагу об устройстве на госпредприятие. Зачем это нужно, сами шахтеры и рабочие других предприятий не знают. «Да нам пока ничего и не говорили, зарплату получили и работаем. Какая разница?» — заявил РБК один из рабочих Донецкого электротехнического завода.
В министерствах угля и энергетики ДНР и ЛНР, которое, согласно указу, контролирует компании группы ДТЭК, отказалось прокомментировать ситуацию РБК. «Ситуация сложная, мы сами не до конца понимаем, как будут работать и развиваться эти предприятия», — сообщил РБК источник в ведомстве. По его словам, на урегулирование всех вопросов уйдет до двух месяцев.
Как избежать санкций
Поставки российских промышленников компаниям в ДНР и ЛНР чреваты рисками санкций, считает Максим Худалов из АКРА. «Компании имеют зарубежные активы и обязательства, а с учетом высокого уровня протекционизма на стальном рынке Европы и США местные производители обязательно воспользуются возможностью запретить поставки из России под любым предлогом», — уверен он.
Наиболее вероятным вариантом Худалов видит использование мелких трейдеров, которые бы закупали партии руды на предприятиях России и самостоятельно отправляли ее предприятиям самопровозглашенных республик.
Республики Донбасса признаны Южной Осетией, соответственно, поставки сырья, а также сбыт готовой продукции осуществляется именно через эту республику, прокомментировал РБК Пушилин. Чтобы сохранить на предприятиях рабочие места, нужно обеспечить их сырьем, а также обеспечить сбыт продукции, соглашается Дейнего. «Здесь есть полная зависимость от российских рынков, а также Южной Осетии», — отметил представитель ЛНР.