Но это еще полбеды.
На 17 июля экс-президента вызывают на допрос в Государственное бюро расследований. Скан повестки опубликован во всех СМИ, поскольку «беседа» насчет мародерства и вывода гигантских средств в оффшоры обещает быть очень интересной. И только пресс-служба партии «Европейская солидарность» («ПЕС») делает вид, что ничего не происходит. Якобы у Петра Алексеевича совершенно случайно, по странному стечению объективных обстоятельств наметились «важные переговоры в Страсбурге». И именно 17 июля он должен начать серию «исторических встреч с европейскими политиками». Продлится европейский вояж Порошенко до 22 июля. В этот день, как официально сообщает «ПЕС», он будет «на своем рабочем месте». Понимаете, в чем смысл? Петр Алексеевич планирует переждать в уютном Страсбурге стремные времена. Дождаться окончания выборов (21 июля), чтобы получить статус неприкосновенного. Если, конечно же, его полудохлый и полузатравленный красными шариками «ПЕС» сумеет набрать чуть больше пяти процентов голосов. К моему большому сожалению, шансы попасть в новый состав Рады у Порошенко и его группы больных политическим педикулезом «ботов», пока имеются.
В настоящее время главная интрига состоит не в том, кого еще пошлет на хер Зеленский во время серии своих предвыборных совещаний. Главное другое: выпустят ли Петра Алексеевича в ЕС или же завернут прямо из аэропорта? Допрос – дело серьезное. Формально он повестку не получал, нигде не расписывался, однако при наличии политической воли стопануть его можно. Недавно вот прямо на трассе остановили авто директора Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артема Сытника, и полицейские зачитали ему «пидозру» (подозрение в совершении преступления), которую сочинил в пьяном угаре генеральный прокурор Юрий Луценко. В ГПУ сегодня как в бункере у Адольфа в майские дни. Квасить начинают уже с 11 утра, а ближе к обеду начинаются грязные танцы. Последние деньки, что вы хотите… Поэтому интрига с задержанием Петра Алексеевича в момент попытки пересечения госграницы сохраняется.
До развязки уже рукой подать. Верховная Рада официально завершила свою работу, и спикер Парубий наверняка уже вырезал ножиком на столешнице в своем кабинете некий трехбуквенный патриотический символ. Чтобы нация помнила об «исторических свершениях», которые произошли под его чутким руководством.
Если исходить из действующего законодательства, то крайний срок проведения первого заседания нового состава парламента – 9 сентября. Но, конечно же, никто тянуть до последнего не будет. Неделя на официальное подведение итогов, неделя на тренировки в зале, чтобы новые депутаты научились нажимать кнопки, а также сливать за собой воду в туалете, и уже можно приступать. В офисе президента вынашивают идею провести открытие новой Рады в День независимости, 24 августа. Типа символично. Поскольку парада не будет, то по Крещатику пройдут стройные колонны национал-радикалов Парубия, «Национальных дружин» Билецкого и прочих лузеров. С факелами, пением «боевых песен воякив ОУН-УПА» и патриотическими кричалками «москаляку на гиляку». Вот такой формат празднования «дня независимости» мне больше всего нравится. Он позволяет наглядно продемонстрировать, кому реально нужен подобный праздник. Но вернемся к Раде-2019.
С момента открытия первого заседания парламента начнется последний этап перезагрузки украинской власти. Он, в свою очередь, подразделяется на несколько подэтапов. Первый: создание правящей коалиции в ВР (не менее 226 депутатов). В одиночку «Слуга народа» подобное объединение не создаст, поэтому у него будут партнеры. Наиболее вероятные – Вакарчук с его проамериканским «Голосом» и Юлия Тимошенко. Создание коалиции сводится к дележу мест в руководстве Рады (три кресла в президиуме и 24-27 «посад» глав парламентских комитетов).
Второй: формирование коалиционного состава нового правительства. Этот процесс непосредственно связан с дележом мест в президиуме Рады и комитетов. К примеру, если кандидатура премьера будет от «Слуги народа» (а это почти сто процентов), то место спикера отдается другой политсиле. Помню, по парламенту в свое время даже гуляли «формулы» распределения должностей с коэффициентами, дробями, еще какой-то херней и массой переменных величин «n» (количественный состав фракции, «удельный» вес в коалиции, время начала месячного цикла и так далее). Высшая математика. Не думаю, что нечто подобное будет в новом составе Рады, поскольку, судя по всему, качественный состав депутатов будет на уровне «уверенных ламеров». Но зато Игорь Валерьевич (Коломойский) хорошо шарит в подобных вещах и, вне всякого сомнения, даст парочку очень ценных советов. И потом, выбор нового премьера зависит не только от коалиции, Зеленского, но и от Вашингтона. Демократы США уже без всякого стеснения опубликовали свой «шорт-лист» будущих «гройсманов». А чего стесняться? Колония она и есть колония. В списке целых пять «проверенных» соискателей. Двое от «Нафтогаза Украины» (Андрей Коболев и Юрий Витренко), один чистый агент на содержании Госдепа (заместитель исполнительного директора МВФ со странной фамилией Рашкован) и двое «людей Пинчука» (местный олигарх, спонсирующий все проекты Хиллари Клинтон) – нынешний секретарь Совбеза Александр Данилюк и экс-министр экономики Айварас Абромавичус («Анчоус»). Прекрасный выбор! На этих ребятах даже клейма уже негде ставить. Коболев переводит свои «гонорары», исчисляемые миллионами долларов, своей мамочке, живущей в США, Витренко лоббирует американские компании, которые побеждают во всех тендерах, проводимых «Нафтогазом», остальные такие же. Правда, есть один нюанс: все одни попадают под новую редакцию закона о люстрации. Соответствующий законопроект Зеленский уже внес на рассмотрение парламента. Очень прикольный законопроект, в соответствии с которым все чиновники и депутаты, занимавшие свои должности с февраля 2014 года по май 2019-го, являются ублюдками и пособниками преступного режима. И не имеют права занимать должности во власти на протяжении десяти лет. Если этот закон примет новый состав Рады, то всех пятерых «американских кандидатов в премьеры» вместе с десятками тысяч других чиновников, включая Порошенко, надо будет люстрировать. Что-то мне подсказывает: Штаты никогда такого развития событий не допустят. Одним махом могут «спалить» всех их агентов влияния. Поэтому формирование коалиционного состава правительства будет проходить при активном участии посольства США. Тейлор недаром ест свой борщ в Киеве.
И третий подэтап перезагрузки – это голосование по ключевым фигурам силовиков в новой Раде. Луценко никто не оставит на должности главы ГПУ. Кто будет его преемником? Антикоррупционер-«задрот» или какой-то метросексуал из «Слуги народа»? Вопрос. Теперь министр внутренних дел Арсен Аваков. 21 июля, ровно в полночь, истекает его контракт на роль «гаранта проведения честных и демократических выборов». Контракт был одобрен администрацией Трампа, поэтому его никто не трогал. Но оставлять человека, контролирующего МВД, Нацгвардию и ультрарадикальные «Национальные дружины» с «Национальным корпусом», на насиженном месте никто не собирается. Под «никто» понимаются Госдеп, Зеленский и Игорь Коломойский. Аваков провел своих людей в новый состав Рады по спискам «Платформы», «Слуги народа» и «Батькивщины». Но этого ему не хватит, чтобы удержаться в должности. Поэтому начнут «сбивать». К гадалке не ходи.
Еще необходимо назначить новых глав Антимонопольного комитета и Фонда государственного имущества, утвердить Ивана Баканова в должности председателя СБУ и сформировать новый состав Национального совета по телевидению и радиовещанию. В коалиционном Кабмине настоящая драка развернется за места главного фискала, главного налоговика и первого вице-премьера. Уже через неделю по тырнету станут «бродить» списки новой власти. В большинстве своем левые, но будут и реальные сливы информации. Чтобы посмотреть реакцию «активистов».
Еще одна серьезная проблема: что делать с громоздкой антикоррупционной системой, которую создали американцы сразу после «революции достоинства»? Национальное антикоррупционное бюро, Специализированная антикоррупционная прокуратура, Высший антикоррупционный суд, Национальная агентство по предотвращению коррупции, Государственное бюро расследований? Из всех упомянутых структур только ГБР в последние два месяца действует очень активно, загоняя экс-президента в уютное СИЗО. Остальные почти полностью себя дискредитировали. Совершенно отдельная история. Штаты вряд ли допустят полное расформирование своих «детищ», но Игорю Валерьевичу, у которого стратегические планы на будущее, вовсе не улыбается, чтобы у него под ногами путались какие-то «детективы». Наверное, загонит их в какое-нибудь «стойло».
В конце хотелось бы порассуждать о более глобальных вещах. Например, о будущем институтов парламентаризма и президентства. То, что сегодня делает Зеленский – это дискредитация института президентства как «центра принятия решений». На мой взгляд, это просто прекрасно. Купание в красных труселях, «гастроли» с губернаторами по стране с постановочными «эффектами» создают образ «случайного человека, оказавшегося у руля». Резкий контраст с пафосным поведением Порошенко во времена его президентства. Вот если бы это все привело к избранию главы государства в парламенте и формированию парламентской республики с двухпалатной Радой. Чтобы «табуретка» президента не имела такой высокой цены. Чтобы к ней не прорывались «мессии» с комплексами, которые затем ставили всю страну на четыре точки. Согласен, звучит несколько утопично, но шанс пока есть. Пусть не в этом политическом цикле, а в следующем.
Александр Зубченко,\n\n