Скрытый текст
Данная монополия США, в том числе и в составе Североатлантического альянса без участия России и ряда стран СНГ, попытки Соединенных Штатов контролировать отдельные элементы региональной безопасности на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются доказательством того, что Вашингтон всерьез пытается доминировать в системе глобальной безопасности. Но, как показывает практика, сохранение мира и спокойствия по сценарию одного государства является ничем иным, как дестабилизирующим фактором. Примером может служить вмешательство американцев в Югославию, Ирак, Ливию, а теперь и в Украину.
Несмотря на то, что одной из главных задач ООН является поддержание мира во всем мире, и согласно Уставу, государства-члены разрешают все международные споры мирными средствами и воздерживаются от угрозы силой или ее применения против других государств, США под флагами НАТО демонстративно обходят все международные законы. Штаты уже не раз доказывали на практике, что всемирная организация не является для них непогрешимой инстанцией, и действовать в обход решений Совета Безопасности, вполне логично объясняя это своей интерпретацией статей международного Устава.
США давно примерили на себя роль «мирового полицейского», так как считают себя единственной сверхдержавой, обладающей всеми возможными ресурсами власти. В ООН США, как постоянный член Совета Безопасности, еще и обладает правом вето. В этом-то и кроется весь кризис ООН.
На мировой арене существенное влияние играют две группировки: США и Великобритания с одной стороны, основные страны ЕС (Германия, Франция) и Россия с другой. Эти страны практически в таком же составе и являются постоянными членами СБ ООН (плюс Китай) и все обладают правом вето. При этом остальные члены Совета Безопасности непрерывно находятся под давлением одной из этих сторон. Соответственно, прийти к какому-то общему мнению для них крайне сложно, а зачастую невозможно. Отсюда возникает патовая ситуация, решение вопроса затягивается, сама проблема продолжает ухудшаться. В этот момент США и подверженные их влиянию страны, не считая нужным дожидаться, пока, наконец, не найдется выход из тупика (а он с существующей системой принятия решений, а именно упомянутым правом вето, вряд ли найдется), начинают действовать по собственному усмотрению.
Устав ООН предполагает, что применение вооруженной силы по отношению к другому государству для ликвидации агрессии возможно только при наличии соответствующего постановления Совета Безопасности, но существует еще такое понятие, как «самооборона», т.е. уничтожение возникающей угрозы национальной безопасности. В эту категорию можно включить очень многое, что в принципе легально и не требует никаких специальных мандатов, проблема интерпретации здесь играет ключевую роль. В последние годы довольно много говорится о проблеме «гуманитарной интервенции», что означает право членов ООН вмешаться во внутренний конфликт, если создается угроза правам человека (геноцид и репрессии). Именно этим активно пользуются США для достижения своих целей.
Ни для кого не секрет, что ни один военный конфликт или военный переворот в странах мира не обошелся без участия США и НАТО. Не бездействуют они в отличие от ОБСЕ и ООН и на Украине. Оказывается военная помощь, размещаются элитные американские войска на украинской территории, разворачиваются тренировочные лагеря под руководством американцев и так далее.
В сложившейся обстановке требуется полностью пересмотреть вопросы системы безопасности в мире. Так, основными направлениями укрепления безопасности можно выделить следующие: политическое сотрудничество между всеми странами, создание национальных и межгосударственных оборонительных структур и укрепление регионального военного сотрудничества вне рамках НАТО, установление межгосударственного военного планирования, сокращение вооружения и перестройка военных структур.
Невозможно и создание эффективной системы безопасности без российского участия и ее партнеров, в частности стран СНГ и ОДКБ. Однополярность и господство США губительны. Европе давно пора понять, что «податливость» американцам лишь вредит политике безопасности в мире и, в частности, в европейском регионе. Уже сегодня европейские страны задыхаются от нашествия беженцев из тех стран, где США наводили свои порядки. Участвуя в военных конфликтах, инициированных американцами, европейцы тратят огромные средства, гибнут граждане их стран.
В этой ситуации вполне логичным может быть вопрос: почему, например, ОДКБ не может поступать так же как НАТО? Коллективные силы оперативного реагирования – совместные военные силы государств-членов ОДКБ – давно могли бы по принципу американцев навести порядок в своем регионе ответственности – на том же юго-востоке Украины? Однако Россия и ее союзники ведут мягкую политику и пытаются мирным путем урегулировать конфликт в соседнем государстве: оказывают реальную гуманитарную помощь пострадавшим мирным гражданам, принимают десятки тысяч украинских беженцев, не на словах, а на деле решая возникший в Украине и признанный в ООН, как один из серьезнейших гуманитарных кризисов в мире.
Некоторые говорят, что долгий мир может быть только после длительной войны. Вероятно 70 лет, прошедшие после окончания Второй мировой войны, стали сильно большим промежутком времени для ООН и ОБСЕ, чтобы хранить мир на планете. Так может пора найти им замену?