Скрытый текст
Например, если бы она сказала, «Украина достигла дна кризиса», было бы понятно – утонула. Возможно, скоро всплывёт. Так всегда бывает с утопленниками. А тут – «прошла дно». От сказанного министром финансов возникает ощущение, что Украина упала на дно кризиса и теперь по этому дну ходит туда-сюда. А Яресько смотрит внимательно на эти передвижения и сообщает: сегодня Украина прошла дно кризиса туда, а теперь идёт сюда. И что? Надо бежать или прятаться?
При этом настораживает словосочетание «как будто». Обычно так говорят о чём-то не настоящем. Например: «Украина как будто проводит реформы». Или: «украинская власть как будто борется с коррупцией». А ещё нагляднее: «украинцы как будто верят в то, что Украина проводит реформы и борется с коррупцией». Ой нехорошо звучит это «как будто». Особенно в устах мадам Яресько.
В общем, денег как не было, так и нет. Украина бродит, если верить министру финансов, по дну кризиса, а госбюджет на следующий год завис. Ведь не совсем понятно, что можно сделать с ушами мёртвого осла, чтобы расходы бюджета выступали за рамки доходов не более чем на трёхпроцентную «шишечку». А то МВФ заругает и денег не даст. А без них не будет не только этой «шишечки», но и бюджета как такового. Во всяком случае, его валютной части, которую Киев даже при всём своём желании напечатать не может. А жить на одни новенькие, хрустящие гривны у Украины не получится. Это будет «как бы» жизнь. В этом мире за всё надо платить свободно конвертируемой валютой.
Вот поэтому мадам Яресько и сообщила сурово: «дефицит бюджета 3,7% ВВП – это наш главный ориентир на следующий год». Т.е. «МВФ скала надо, и Кабмин ответил – есть!» Иначе говоря, Украина может себе позволить «излишества» лишь на 3,7% ВВП. В противном случае Международный валютный фонд не поймёт, и украинские бессмысленные движения на дне кризиса быстро прекратятся.
Вот и получается парадокс. С одной стороны европейские преобразования на Украине предполагают налоговую реформу. Налоговая реформа, предложенная Минфином, в свою очередь, предполагает снижение поступлений в бюджет на 60 млрд. грн. Как шероховато заявила Яресько: «У меня есть новый налоговый кодекс. Но и закон не допускает, и здравый смысл не допускает выходить с уменьшением поступлений без уменьшения расходов. То есть я сейчас работаю над тем, чтобы найти уменьшения расходов».
Но с другой стороны, совершенно непонятно куда девать миллионы украинских граждан, которые хотят в следующем году получать пенсии и зарплаты, лечиться, учиться, пользоваться общественным транспортом, жить в тепле и т.д. Ведь всё это как раз касается тех 60 млрд. грн., которые планируется недополучить в следующем году в результате налоговой реформы.
При этом другие её варианты вообще предполагают сокращение поступлений в бюджет на 25%. Чтобы было понятно, 25% бюджета это – 168 млрд. грн.
Таким образом, Запад требует от Киева налоговой реформы, уменьшающей госбюджет на 60-168 млрд. грн., а налоговая реформа требует жертв. И Кабмин теперь должен решить, кто будет жертвой проевропейских реформ на Украине. «Нужно, чтобы все профильные министерства, журналисты и общество начинало говорить, где мы можем сократить. Никто не хочет, и это понятно... Теоретически можно сократить расходы по каждой статье. Но это вопрос политической воли, политической договоренности... Если мы говорим о 60 млрд., то это потребует 10 политических решений», – заявила Яресько.
При этом она сообщила, что в структуре сводного бюджета самые крупные суммы предусмотрены на безопасность и оборону страны, на втором месте – обслуживание государственного долга, на третьем – социальное обеспечение, медицина и образование.
Думаю, все понимают, что безопасность и оборона государства – дело первостепенной важности! Тем более что, как утверждают информированные люди в Кабмине, на предприятиях украинского президента производят не только конфеты и шоколадки, но также клепают из старого советского «мотлоха», завалявшегося на военных складах, танки для АТО. И это не считая всех тех «избранных патриотов» Украины на высоких должностях, которые присосались к многомиллиардной кормушке военного бюджета частными компаниями, правильным образом распределяя военные госзаказы.
На т.н. антитеррористической операции сейчас делаются миллиардные состояния. Поэтому суммы, выделяемые в бюджете на безопасность и оборону Украины, могут лишь увеличиваться, но никак не уменьшатся. Ведь как сообщают самые честные в мире украинские СМИ, враг Украины не дремлет, и орды захватчиков коварно притаились вдоль границ в готовности напасть.
Обслуживание государственного долга это вообще самое святое, что только может быть у граждан Украины! Обслуживание государственного долга это – залог вечной дружбы Украины и Запада. А, как известно, это дружба нерушима. Поэтому ужимание расходов на обслуживание госдолга немыслимо в принципе! Ведь не будет обслуживания МВФ, не будет и новых кредитов. А без новых кредитов невозможен сам бюджет Украины.
И что же остаётся? А остаётся социальное обеспечение, медицина и образование. Вот то, на чём действительно можно сэкономить, не обидев уважаемых людей, как в Украине, так и за её пределами.
Однако, что это будет означать? Это будет означать не только сокращение финансирования социальных программ (включая пенсионный фонд) и урезание финансирования медицины и образования. Это будет означать закрытие целого ряда социальных программ, закрытие поликлиник, больниц, школ и всего того, чем можно пожертвовать ради продолжения проевропейских реформ, АТО и обслуживания госдолга страны.
Несмотря на то, что Яресько продолжает кокетничать, рассуждая о том, что необходима дискуссия в обществе относительно того, кого не жалко будет выбросить за борт тонущего государственного «парохода», решение об этом уже принято. И принято отнюдь не простыми гражданами Украины. Оно принято тем, кто сейчас фактически содержит украинскую государственность – Международным валютным фондом. И теми, кто на этой государственности сколачивают личные капиталы. Не будем этих великих людей упоминать всуе.
При этом надо понимать, что к траншам Международного валютного фонда привязаны иные финансовые вливания в Украину, составляющие в общей сложности примерно 4 млрд. долл. Но без кредитов МВФ, как залога финансовой дееспособности Украины, получить все это будет невозможно. Поэтому требуемые МВФ реформы, в сочетании с требуемым им же допустимым дефицитом бюджета, неизбежно ведут Украину к социальной катастрофе. Денег у украинского государства нет. А расходы лишь возрастают. Поэтому "снятие с госдовольствия" населения это единственно возможный с либеральной точки зрения путь реформирования страны. Нищее государство не имеет права обладать полноценным здравоохранением, образованием и социальными программами. Это — привилегия богатых, избранных стран. В их число Украина не входит. Поэтому с западной точки зрения она обязана "жить по средствам". Т.е. жить в нищете. Это уже было сделано не раз в десятках стран мира, куда приходил Международный валютный фонд, либеральные реформаторы и западные транснациональные корпорации. И Украина не будет исключением.
Андрей Ваджра