суржик на Кубань попал вместе с запорожцами, то есть сильно раньше украинизаций.
украинизация на Кубани 20-е начало 30-х годов носила вялотекущий спорадический характер, была инициирована отдельными партийными деятелями и укроинтиллигенцией и успешно саботировалась властями на местах. Благодатной почвы для неё на Кубани не было, к незалэжности от Москвы кубанцы в основной массе не стремились.
А потом центральная власть это и вовсе прекратила.
Скрытый текст
Представители интеллигенции как местные, так и приезжие стали активистами украинского национального движения и украинизации на Кубани. В целом украинское национальное движение представляло из себя различные группы интеллигентов (учителей, кооперативных организаторов) , которые старались вести пропаганду в народных массах и добиваться влияния во властных структурах. В ходе Гражданской войны и последующей компании украинизации пользовалась правительственной поддержкой коммунистическими властями. Кубанцам удалось отразить попытку изменить их национальную идентичность.
Саму идею кубанской независимости казачья масса воспринимала с недоумением. «Как же это так выходит, Москва будет заграницей?». Нежелание отрываться от России было одной из причин признания на Кубани власти большевиков в 1918 г. . Партизанское движение, разгоревшееся после занятия большевиками Кубани в 1921 г. в основном велось под общероссийскими, а не «самостийническими» лозунгами. Такими, как «Да здравствует советская власть! Долой коммунистов!» или «Власть царю, земля народу». Все эти особенности мировоззрения кубанцев наглядно особенно ярко проявились в конце 1920 - начале 30 - х гг. Этот период истории, отмеченный насильственно-бюрократической украинизацией, уже весьма ярко выявил предпочтения и антипатии жителей Кубани. Постепенная русификация украинцев Кубани происходила не в следствии насильственной ассимиляции, по причине естественной эволюции этнической культуры и самосознания представителей близких друг другу этносов.
Причинами начала украинизации были (давление националистически настроенных украинских коммунистов во главе с М. Скрыпником и его предшественником Шумским, направленное либо на отторжение ряда местностей от РСФСР и передачу их Украине, либо на украинизацию их населения) и ее прекращения (завершение внутрипартийной борьбы и необходимость культурной унификации в государстве) , географические рамки украинизации на территории РФ, такие ее факторы, как выдвижение украинцев в состав местного руководства.
Украиноязычное делопроизводство казалось населению крайне неудобным . Отсутствовал спрос в кубанских станицах на украинскую книгу. Все считали, что на украинском языке можно петь, рассказывать сказки, разыгрывать сценки. Однако они не воспринимали украинский как язык письменной культуры. Тем более, что он до 1928 г. не имел четко закрепленной правилами грамматики .
Многие украинцы считали своим родным языком русский. Наблюдатели неоднократно фиксировали у украинцев отсутствие стремления к сохранению родного языка . В Ейском районе органы управления не раз фиксировали всевозможные «извращения» украинского литературного языка. Они имели место в районной газете, на украинских вывесках, в штампах и бланках .
Украинское национально-культурное движение сталкивалось с существенными трудностями в ряде станиц и не находило поддержки своих начинаний в среде местного казачества. Особенное сопротивление встретила инициатива по введению украиноязычного школьного образования .
9 августа 1919 г. был издан циркуляр министерства, который предлагал ввести преподавание украинского языка в первых отделениях начальных училищ везде, где будет получено согласие родителей учащихся . Но эта инициатива встретила множество затруднений даже в черноморских станицах. Во многих населенных пунктах в условиях гражданской войны не хватало средств на реформы образования. Не на что было покупать новые учебники. Не хватало учителей, знающих украинский язык. Такая ситуация складывалась в станицах Новопашковской, Новоминской, Старотиторовской, Черноерковской, Новотиторовской. Во всех этих станицах, кроме Новотиторовской, преподавание украинского языка все же планировалось ввести в 1920/21 учебном году. Жители станиц Бородинской и Хмельницкой по причине недостатка средств и кадров вовсе отказались от введения обучения украинскому языку. При этом в учебных заведениях более высокого уровня, чем начальные училища, преподавание украинского языка не было развито. Например, украинского языка не было в программе гимназии общества «Просвещение», находившейся в станице Старотиторовской.
Надо отметить, что население ряда черноморских станиц выступало принципиально против преподавания украинского языка. Так поступило население станиц Старощербиновской, Новороговской, Старолеушковской . Сход станицы Голубинской отверг предложение депутата Рады Костенко об введении преподавания украинского языка в местном начальном училище. Представители станицы заявили, что «украинского языка не знают и говорят на общерусском языке». В станице Кисляковской из числа родителей 918 учащихся только 53 пожелало обучать своих детей украинскому языку. Тем не менее министерство просвещения внесло предложение о его преподавании на 1-ом и 2-ом отделениях находившегося в станице Шевченковского училища. При этом только 28 из 78 родителей учащихся поддерживали это предложение. Поэтому союз учителей станицы Кисляковской отверг идею о преподавании украинского языка в училище. Он, включая украинскую активистку М.А. Сердюк, предложил создать для желающих изучать украинский язык отдельную школу.
Например, в 1927 г. Брюховецком районе даже было принято решение о ликвидации украинской секции при райкоме ВКП(б). В районе только Шкуринский сельский совет перешел на украиноязычное делопроизводство. В станице Раевской местная власть не платила школе надлежащих денег из-за того, что она была украинизирована. В станице Старощербиновской заведующий школой агитировал против образования в школе 5 украинского класса. В станицах Новоминской и Мингрельской руководство отказывалось украинизировать старшие классы школы.
К концу 1929 г. местные власти на Кубани проявляли вопиющее равнодушие к реализации плана сплошной украинизации. Такая ситуация во многом сохранялась и в дальнейшем. Представители партийного и советского аппарата назывались в числе сил, активно тормозящих проведение украинизации. Ко всему прочему местные власти препятствовали включению украинизацию в число программ, на выполнение которых распространялся принцип ударничества.
Медленно шла украинизация в Ейском и Краснодарском районе. К концу 1931 г. делопроизводство на украинском языке было введено только в пяти населенных пунктах последнего района. В станицах Нововеличковской, Пашковской, Марьянской, Васюринской, Динской, Новотитаровской работа по украинизации неприкрыто и откровенно саботировалась. Эти районы не удалось сделать центрами украинской культуры, как планировалось ранее. Делопроизводство, ведение бухгалтерии, и изучение литературной украинской речи массово игнорировалось.
Делегаты краевого совещания уполномоченных по нацменделам, прошедшего в июне 1930 г. в Ростове-на-Дону, пришли к выводу, что план украинизации на 1929 - 1930 гг. практически сорван.
«Нам сейчас некогда. Мы откладываем и более важные работы, а не то, что бы проводить украинизацию - говорил секретарь комсомольской ячейки станицы Новомышастовской. На хуторе Упорном Павловского района председатель сельского совета заявил: «Лучше убейте меня, а на украинский язык не повернете». В станице Старомышастовской председатель правления колхоза всю переписку на украинском языке клал под сукно, и не отвечал ни на один запрос, присланный ему на украинском языке.
Общее отношение кубанцев к украинизации выразил опытный педагог, скрывшийся за инициалами Н.К.: «Я десять лет живу на Кубани, бывал сотни раз на собраниях граждан и никогда не слышал, чтоб масса населения, за исключением единиц хлеборобов и украинофильствующих интеллигентов, стояла за украинизацию». Профессор Кубанского сельхозинститута Ленский говорил: «Украинизация – искусственный вопрос, во-первых, «кубанцы не говорят по-украински, так как уже давно русифицированны, во-вторых, украинизация приведет к регрессу культуры, в-третьих жизнь не требует украинизации».
10 декабря 1932 г. ЦК ВКП(б) обсуждал вопрос о хлебозаготовках в УССР, на Северном Кавказе и в Западной области. Присутствовали и руководители перечисленных регионов. Сталин предал суровой критике главного вдохновителя украинизации в российских регионах Николая Скрыпника.
Интерес, к украинизации проявляли эмигрантские антисоветские круги. Они пытались представить эту правительственную компанию как вынужденную уступку под давлением украинцев.
К 1932 г. политика украинизации уже привела к росту среди украинцев шовинизма, который зачастую проявлялся в виде оголтелой русофобии и антисемитизма. Таким образом, она не привела к изживанию национальных конфликтов, а, наоборот, обострила их.
Украинизацию на местах зачастую сворачивали самовольно, как только прекратился активный нажим в пользу ее проведения.
26 декабря 1932 г. постановлением Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета украинизация была остановлена. Выпуск периодических изданий на украинском языке и всякая издательская деятельность были прекращены.