Для того, чтобы начать изучать весь украинский бронетанковый опыт с того самого момента, как Украина обрела независимость, стоит разобраться, на чем, собственно, весь этот опыт основан и в состоянии ли украинский ВПК заново освоить выпуск конкурентоспособных современных боевых машин. Два крупнейших предприятия страны, задействованных для разработки и производства еще во времена СССР - ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева» несколько десятков лет назад действительно имели колоссальный технологический задел, массу перспективных, если не сказать, прорывных решений в области бронетехники.
[/url]
Взять к примеру, Объект 477 «Молот», который в то время разрабатывался совместными усилиями ХКБМ, Ленинградского и Нижнетагильского КБ. Перспективная машина с орудием калибра 152-мм действительно должна была если не перевернуть мир бронетехники, то, во всяком случае, существенно его разнообразить. После того, как Советский Союз приказал долго жить, передовые и по-настоящему инновационные разработки ХКБМ, фактически, сошли на нет. Т-84-120 «Ятаган», собранный в единственном экземпляре и адаптированный под стандарты НАТО и «Оплот», собравший больше шуток в интернете, чем реальных положительных отзывов за инновационные разработки вряд ли сойдут. Однако со времен ненавистного нынешней Украиной Советского Союза в распоряжении страны осталось огромное число танков Т-64.
Историки и специалисты отмечают, что даже несмотря на годы, прожитые в независимости и сопровождавшиеся продажей военной техники и другого вооружения направо и налево, не существенно уменьшили количество танков Т-64, находящихся на хранении. Даже с учетом потерянных в ходе «антитеррористической» операции на Юго-Востоке страны танков Т-64, Т-64Б, Т-64БВ и Т-64БМ, на хранении до сих пор, по разным данным, могут находиться от полутора до двух тысяч танков в разном состоянии и разной степени пригодности к дальнейшей эксплуатации. Именно этим машинам, морально устаревшим и совершенно не отвечающим требованиям современного боя и предстоит взять на себя всю ответственность за будущее бронетанковых войск Украины на ближайшие несколько лет. Еще один вопрос, который задают друг другу специалисты в области бронетехники, звучит примерно так: «Сколько танков, пригодных к активным боевым действиям можно собрать из того, что осталось на территории страны?»
Скопировать или создать заново?
Идея создать перспективный, высокозащищенный танк инженеров увлекала всегда. На любом историческом этапе создание машин с повышенной живучестью на поле боя, обладающих к тому же и современным вооружением было оправдано. Однако, именно с появлением Т-14, который во всем мире признали танком нового поколения, спроектированным и построенным как совершенно новая боевая машина, стало обостряться военно-техническое соперничество.
Следует понимать, что у европейских государств, таких как Германия, например, инженерная школа в области проектирования бронетехники всегда была на высоте и с массовым выпуском модернизированных машин проблем почти никогда не наблюдалось. Примерно по тому же пути решили пойти и украинские инженеры, задумавшие создать конкурента для российского Т-14, используя при этом базу старого доброго Т-64. Сложно сказать, какой из факторов в конечном счете повлиял на выбор Т-64 в качестве базы для создания нового танка. Специалисты поясняют, что из работ по танкам «Ятаган» и «Оплот», несмотря на окружавшие обе машины скандалы, специалисты украинского сделали определенные выводы. Например, одним из основных теперь является возможность серийного производства машины, надежность узлов и агрегатов. В любом случае, как отмечают эксперты и промышленники, создать новый, принципиально отличающийся по совокупности боевых качеств танк, способный конкурировать не только с европейскими, но и российскими танками украинский ВПК сейчас не в состоянии, а новейший танк, который на Украине прозвали «Тирексом» придется создавать из того, что есть.
Будет ли технологический рывок?
Несмотря на то, что базой для «прорывного» танка «Тирекс» станет Т-64, без существенных изменений на поле боя такой машине долго не продержаться. Основной упор инженерная группа, отвечающая за реализацию проекта делает на схожую с российским Т-14 конструкцию - безэкипажный боевой модуль и экипаж из трех человек. Однако никаких инженерно-технических «ноу-хау» в необитаемой башне не просматривается. «Это необитаемая башня с уже отработанным на Т-64 и Т-80УД механизмом заряжания. Ничего нового в этом смысле здесь не видно», - отмечает специалист в области бронетехники, кандидат военных наук Сергей Суворов.
По словам специалиста, не стоит ожидать многого и от системы управления огнем, которую для «нового» танка в любом случае придется дорабатывать. Отмечается, что скорее всего интеграцию СУО для нового украинского танка проведут не отечественные инженеры, а зарубежные компании, опыт которых позволяет быстрее справляться с подобными задачами. Изменения коснутся и внешнего вида машины - судя по представленным схемам, корпус танка нарастят примерно на 40 сантиметров. За счет этой высоты топливные баки бывшей передней группы баков (а это, к слову, 425 литров), переместят в район надгусеничных в кормовую часть корпуса. Таким вот нехитрым решением и достигается «революционность» конструкции.
Танк будущего или попытка залатать брешь?
Несмотря на растущее число материалов в СМИ с заголовками «Тирекс против Арматы», специалисты советуют не поддаваться возбуждению и не рассматривать противостояние двух машин даже гипотетически. Все дело в том, что несмотря на заявления инженеров с Украины о перспективности и современности «Тирекса», речь в случае с новой машиной идет скорее о вынужденной мере, направленной, как отмечается, на создание «танка переходного периода», основой для которого служит машина, разработанная в конце 60-х годов. Даже, если взять во внимание колоссальный (другое слово использовать сложно) потенциал для модернизации советских танков, бесконечно проводить глубокие переработки все же не получится.
Основная сложность, по словам специалистов, ждет разработчиков на этапе внедрения вооружения, систем защиты, бортовой системы ситуационной осведомленности и многих других сложных электронных комплексов, без которых вести современный бой нельзя. «Главная проблема - это пушка. Здесь уместно говорить об использовании еще старых образцов, которые с пушкой 2А82 конкурировать не смогут в принципе. Из этого можно сделать и другой вывод - характеристики такого орудия будут существенно ниже и огневая мощь будет зависеть в основном от эффективности применения управляемых снарядов», - поясняет в интервью «Звезде» Сергей Суворов.
В отсутствии современного орудия заключается главная, хотя и не единственная проблема проекта «Тирекс» - повторить фокус с орудиями КБА-3 (ресурс которых, по словам экспертов, не дотягивал даже до двухсот выстрелов), поставленных с танками Т-80УД украинские инженеры вряд ли захотят, ведь тогда крупного международного скандала избежать удалось лишь чудом. Как отмечают специалисты, по части силовой установки, бронирования и создания новых средств для обороны танка дела обстоят примерно так же, как и с орудием - частичные решения, реализованные на уровне «кое-где» и «кое-как» вроде были, но применить их сейчас по разным причинам нельзя
Отмечается так же, что украинские инженеры, некоторые из которых имели опыт работы на Харьковском заводе им. Малышева не могут не знать о том, что одним из ключевых решений, повышающих выживаемость танка на поле боя является созданная с нуля (в случае с Т-14, например) система бортовой электроники на базе высокопроизводительной вычислительной техники, а также комплексы активной защиты. Ни по первому, ни по второму пункту революционных и передовых разработок из Украины не наблюдается. Так же не решен вопрос с массой машины, ведь дополнительная броня, которой планируют оснастить «Тирекс» весит не 100, и даже не 200 кг.
«Еще одной существенной, на мой взгляд, проблемой является возрастающая масса. Увеличивается объем корпуса, возрастает его высота, появляется бронеперегородка, усиливается лобовая часть корпуса. Все это приведет в конечном счете к тому, что снизится надежность ходовой части, которая и так перегружена», - отмечает военный эксперт Сергей Суворов.
Если изучить совокупность проблем, которые украинским инженерам нужно решить для того, чтобы небольшая партия «Тирексов» покинула сборочный цех и попала на испытания, то выясняется, что ни о каком конкуренте для российского Т-14 речи не может идти в принципе. Специалисты поясняют, что большие потери бронетехники и танков в частности в ходе АТО обнажили проблему модернизации стремительно устаревающей украинской бронетехники. Однако, и тут ожидается целый ворох проблем: серийно производить БМ «Оплот» не представляется возможным, закупать современную технику за рубежом тоже не получается, а расконсервация, восстановление и модернизация уже имеющиеся Т-64 в разных модификациях тоже влетает бюджету страны в копеечку.
Вот и получается, что «конкурент российскому Т-14» в данный момент существует лишь на бумаге и представляет из себя не передовой танк для локальных войн, а пакет для «переодевания» старичка Т-64 в новый костюм. В этом смысле все успехи украинской оборонки хорошо иллюстрирует другая «новейшая» бронемашина - собранная на базе все того же Т-64 БМП «Азовец», испытания которой некогда были остановлены из-за применения оптики от домофона и других бытовых приборов китайского производства. Специалисты в области бронетехники с нескрываемой грустью отмечают, что скорее всего, весь технологический задел украинского ВПК в сфере разработки и производства бронетехники, потерянный за годы независимости страны, скорее всего, восстановить уже не удастся, а за эксперименты, на проведение которых нынешнее руководство Украины тратит оборонный бюджет, генерального конструктора во времена СССР давно бы сняли с должности и отправили под суд.