Скрытый текст
Министерству иностранных дел в первые 15 лет его деятельности в условиях независимой Украины повезло хотя бы в том, что его работой руководили профессионалы. С другой стороны, специфика дипломатической службы состоит в том, что какие бы взгляды ни исповедовал дипломат, он будет руководствоваться в своих действиях внешнеполитической доктриной страны.
Многие аналитики условно подразделяют министров иностранных дел Украины на пророссийских и прозападных. К первой категории относят А.Зленко, К.Грищенко, Л.Кожару. Ко второй – всех остальных, кому удалось побывать в министерском кресле. Но деление это весьма условное, поскольку, кто бы ни представлял внешнюю политику Украины, МИД ни на шаг не отступил от заданного прозападного вектора. Например, при А.Зленко велись переговоры о подписании Договора о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, на долю К.Грищенко пришлась «защита» Тузлы и противодействие подписанию соглашения с ЕЭП, а Л.Кожара завершал процесс подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое ввергло Украину в экономическую катастрофу и гражданскую войну.
Отдельного упоминания заслуживает Г.Удовенко, которого старая гвардия министерства до сих пор вспоминает с благодарностью и ностальгией. Хотя покойный министр и сблизился с Народным рухом, став впоследствии и депутатом от «оранжевой» команды, именно благодаря его работе был подписан Большой договор с РФ и соглашения о разделе Черноморского флота.
В целом даже во времена правления Б.Тарасюка, в кабинете у которого висел плакат «Кляті москалі» и который своим циркуляром под угрозой увольнения запретил сотрудникам говорить на русском языке, украинская дипломатия все же «держала марку». Благодаря высокому профессионализму руководства министерства были и успехи, и прорывы, и относительное здравомыслие в отношениях с РФ, не выходящее за рамки приличий.
Настоящей катастрофой для внешнеполитической службы Украины обернулся «оранжевый» государственный переворот. Именно с него стартует эра вопиющего непрофессионализма и «дипломатии истерики».
* * *
Хотя после переворота МИД в очередной раз возглавил профи Б.Тарасюк, изменился сам характер внешней политики Украины. От защиты национальных интересов и сложной многоплановой игры на противоречиях страна перешла к политике, которую лучше всего характеризует популярное в соцсетях слово «слив». В одностороннем порядке был отменен визовый режим для «развитых» стран, включая ЕС, Украина стала буквально «лезть» в НАТО, а отношения со странами СНГ были испорчены поддержкой Киевом цветных переворотов. Именно перу Бориса Ивановича принадлежит и пресловутое «Содружество демократического выбора», в которое был преобразован антироссийский ГУАМ режимов победивших цветных переворотов.
Как оказалось, это было еще не самое худшее, что приготовил МИД. Вслед за Б.Тарасюком в министерство хлынула толпа варягов, не имевших ни малейшего понятия ни о дипломатии, ни о международных отношениях. Это не замедлило сказаться и на международных позициях страны. Был потерян черноморский шельф, российско-украинские отношения сопровождали постоянные свары, из-за которых тогдашний президент РФ Д.Медведев даже был вынужден отозвать посла, начались переговоры о подписании колониального соглашения об ассоциации с ЕС. О министрах-однодневках даже вспомнить нечего, кроме анекдотов о визитах мажора Яценюка в столовую и патологической жадности Порошенко.
К слову, о Яценюке. Если В.Огрызко потерял черноморский шельф, то А.Яценюк едва не утратил Договор о дружбе и сотрудничестве с РФ, «профессионально» предложив начать переговоры о подготовке нового договора. Благо, немногочисленные оставшиеся в министерстве профессионалы удержали ретивого дилетанта от шага, который мог привести к пересмотру границ.
Краткое возвращение в МИД К.Грищенко и работа Л.Кожары, хотя и оздоровили отношения с Россией, уже не смогли переломить тенденцию к развалу дипломатической службы.
О «кадрах майдана», простите, даже говорить не хочется, поскольку сложно что-либо добавить к меткой характеристике, данной С.Лавровым отельным представителям СМИ.
* * *
Не обошли процессы деградации и кадровый потенциал дипслужбы. Причин тому много.
Дипломатия, несмотря на громкую трескотню о важности внешнеполитического измерения в судьбе Украины, всегда была падчерицей государства. Нищенские зарплаты, старая разбитая мебель 70-х гг. прошлого века, хроническое недофинансирование и коррупция при раздаче должностей привели к оттоку из министерства квалифицированных кадров. О чем говорить, если даже бумагу выдают по взятым с потолка нормам, а проекты документов печатаются на обратной стороне уже использованных листов?
Атмосферу в коллективе здоровой тоже назвать сложно. Требуя постоянных переработок и труда в выходные дни, руководство министерства в середине 2000-х гг. установило на входе турникеты, жестоко преследуя дипломатов за малейшее опоздание. При этом заработная плата молодого специалиста не превышает 1500 грн., а советника 4500-5000 грн. Заграничные командировки мало исправляют ситуацию, поскольку после возвращения дипломаты должны долго и униженно бродить по департаментам в поисках работы. Унижения, запугивания, угрозы, психологическое давление, конфликты в посольствах, назначения «блатных» давно стали визитной карточкой украинского МИД.
В этом «вымаливании места» уравниваются послы и третьи секретари. А тем временем, пока заслуженные профессионалы и главы диппредставительств работают советниками или отсиживают на «кладбище слонов» в качестве послов по особым поручениям, неизвестно откуда взявшиеся выскочки возглавляют департаменты и становятся заместителями министра.
Как таковой специализации дипломатов по регионам нет. Их вполне могут отправить из европейского департамента на Ближний Восток, потом в Африку, следом в Китай, дальше в Аргентину, завершив «турне» Австралией. Не отсюда ли вопиющий непрофессионализм украинской дипломатии?
Тяжелые условия и постоянный цейтнот выдерживают далеко не все. Ваша покорная слуга в свое время была активным участником шутливых дискуссий, что работу в МИД выдерживают лишь наркоманы внешней политики.
* * *
Из этого, собственно, вытекает другая системная проблема, связанная с кадровым потенциалом. Действительно, остаются люди идейные. Но их идея, ставшая «законом» внешней политики Украины – гэть від Москви. Любой ценой. МИД стал одним из самых русофобских и политизированных органов власти Украины. Для меня, например, было большим открытием, что подавляющее большинство коллег активно поддержало акции «Украина без Кучмы», став, по сути, на сторону государственного переворота, будучи государственными служащими. В 2004 г. это вылилось в вопиющее заявление «Дипломаты с народом», которое подписали несколько сотен дипломатов, а во времена Януковича – в открытый саботаж проектов по развитию отношений с Россией.
Усиливает негативный эффект и то, что на Юго-Востоке Украины так и не было создано научной базы для подготовки специалистов в сфере международных отношений, что создало перекос в региональном представительстве работников дипслужбы.
В целом МИД пережил несколько исходов профессионалов, не согласившихся с откровенно русофобским и предательским по отношению к национальным интересам страны внешнеполитическим курсом. Первая волна – противники сдачи ядерного и оборонного потенциала Украины в 90-х гг., вторая – противники оранжевого переворота, третья – уставшие от постоянных шараханий и нищеты в межреволюционный период, четвертая – не признавшая неонацистский переворот 2014 г., а также те, кого объявили российскими шпионами. Есть и такие, которые считают ниже своего достоинства работать под руководством Дещицы и Климкина.
Поддается ли дипломатическая служба Украины восстановлению, вопрос сложный. Утеряны кадры и школа, пропаганда давно уступила место профессионализму, условия службы ужасающие и могут привлечь лишь людей, которым больше нигде нет места, или фанатиков.
Результатом 25-летнего хозяйствования стал не только крах внешней политики Украины, но и самой дипломатической службы. Об этом, в частности, свидетельствует то, как МИД Украины и нынешний украинский президент отреагировали на убийство посла Российской Федерации в Турции…