Еще совсем недавно военные и политические структуры РФ были буквально нашпигованы украинскими шпионами, а сама украинская разведка была эталонной с точки зрения технического обеспечения. По крайней мере, это следует из заявлений бывшего главы службы внешней разведки Украины. Но на деле это банальное хвастовство обиженного предателя.1
О том, что при президенте Викторе Ющенко украинскими разведчиками была разработана концепция работы по России, и шпионы Киева успешно действовали в политических и оборонительных структурах РФ,
рассказал бывший глава СВР Украины Николай Маломуж, руководивший внешней разведкой с 2005 по 2010 год. В основном генерал в отставке Маломуж обиженно критиковал своих сменщиков, включая и действующих, за «непрофессионализм», но попутно заявил, что при нем СВР Украины подбиралась к тому, чтобы опутать щупальцами весь мир. Вот некоторые цитаты:
«Можно было бы не разбирать его речи о «тысячах агентов» в России, если бы не участие Маломужа в одной единственной силовой операции против РФ во время его пребывания на должности начальника разведки»
«Периодически мы имели мощные возможности и по России, и по третьих странам - исходя из того, какой период работали профессионалы высокого уровня, в первую очередь председатели, заместители председателей и руководители структурных подразделений. Соответственно, была разработана концепция работы по РФ по проникновению в их и политические, и оборонительные структуры и определение геополитики по Украине. То есть, когда возглавляли руководители, которые имели высокий профессионализм, не были ангажированы на политическое руководство и внешнее, и внутреннее, которое было ориентировано на Россию, тогда, соответственно, и был уровень защиты Украины большой. Мы не потеряли Крым, мы не допустили, в свое время, войны, мы не допустили явных приоритетов России в отношении Украины».
«Это были тысячи (агентов –ВЗГЛЯД), исходя из приоритетов не только близких, а и дальних, так как разведка не появилась из ничего – агентурные позиции нарабатывались десятки лет».
«Все руководители, а это сотни людей, начиная с главы, Маломужа, который имел самую ценную агентуру, а это сотни людей на связи в самых разных странах мира, высшего сорта, ушли».
«На протяжении 2005-2008 годов мы практически обновили техническую разведку на уровень мировых стандартов. Мы конкурировали с Германией, Великобританией, Францией, Россией. В режиме онлайн, когда мы продавали некоторые средства Индии, Украина у пяти стран выиграла в тендере - в прямом режиме перехвата. То есть? имеем сверхмощные возможности. Ильяшов и другие руководители, которые потом пришли, просто уничтожили эту техническую разведку».
«Эти все стратегические средства техническая разведка получала в Аденский залив. У нас разработки, которые вела совместно Академия наук, КПУ и наша профессура - у нас 138 профессоров в самой технической разведке».
«Я восемь лет в контакте с командой Трампа, в разные периоды, на международных форумах мы встречаемся. Вся команда, когда мы встречались с 1 по 5 декабря в Вашингтоне, заявила, что будет прагматичная политика по отношению к Украине. Разработан план урегулирования под эгидой США - двадцатка плюс Россия, Украина. Исходя из геополитических мировых проблем, дорожная карта по Украине, Сирии, Афганистану».
Тут, конечно, можно опускать занавес, хотя Маломуж наговорил еще много чего, особенно по текущей обстановке и по Крыму. Но особо стоит выделить «восемь лет в контакте» и Аденский залив.
Николай Маломуж пока еще не старый – он 1955 года рождения и в Альцгеймере замечен не был – до этого интервью. А теперь – пожалуйста, Аденский залив. Меж тем, советская база на острове Сокотра была ликвидирована еще в те времена, когда Маломуж работал оперативником КГБ по УССР в отделе «разведка с территорий» и специализировался на охоте за католическими священниками. Эта деятельность, кстати, впоследствии привела его на должность Председателя государственного комитета Украины по делам религий.
Теперь по контактам с командой Трампа. Маломуж уже 7 лет как уволен со всех постов и в запас с военной службы с правом ношения военной формы. Причем, дело не только в «пророссийском Януковиче», с которым отставник связывает потери всех «завоеваний». В 2014 году «свой в доску» Александр Турчинов лишил Маломужа последней «цацки» отставника – должности внештатного советника. Но он, оказывается, все равно встречался с «командой Трампа» и разрабатывал «план урегулирования», причем, не только по Украине, но и, «исходя из геополитических проблем», по Сирии и Афганистану.
Интервью Маломужа представляет собой набор типичного хвастовства обиженного отставника, которого сперва оттерли от дел, а теперь не хотят привлекать даже на уровне консультанта. В интервью он поносит и нынешнего начальника украинской внешней разведки Виктора Гвоздя, а уж заменивший Маломужа на этом посту при Януковиче Григорий Ильяшев и вовсе – черт с рогами. При этом Маломуж вполне готов делиться собственным мнением по поводу сложившейся ситуации, например, он считает, что на Донбассе Виктор Гвоздь слишком уж сосредоточился на военных проблемах. А Дебальцево и Иловайск проглядели, потому что не послушали выступлений Маломужа у Савика Шустера, а он там «все сказал». Та же история с Крымом: «Я передавал Турчинову через его помощников, что надо действовать быстро, передавал модели действий». На даче своей он, видимо, модели действий клеил.
В принципе, после всего этого можно было бы не разбирать его речи о «тысячах агентов» в России, если бы не участие Николая Маломужа в одной единственной силовой операции против РФ во время его пребывания на должности начальника разведки. Это была попытка помещать выходу из Севастополя Черноморского флота в августе 2008 года. Предполагалось, что украинская разведка имеет на российском флоте некоторое количество агентуры, которая могла бы устроить акты саботажа. Этого не произошло, но попытки были, и через украинскую агентуру (те самые «тысячи») и далее через Маломужа до руководства Украины было доведено, что любая попытка провокаций или саботажа в отношении Черноморского флота РФ приведет к ответным силовым действиям. Роль Маломужа сводилась к тому, что он «испугался первым». Впоследствии правильный выбор сделал и президент Ющенко.
Никто не исключает, что в РФ может действовать некое количество штатных сотрудников внешней разведки Украины или людей, так или иначе с ней связанных. Подавляющее большинство из них наверняка происходят из семей с украинскими корнями или же находились в сложном положении в момент вербовки. В последнее время, правда, появилась и группа людей, идейно связанных с нынешним режимом на Украине, но они лишены потенциала для разведывательной деятельности, не имеют и не могут иметь доступа к политической, промышленной, а уж тем более к военной информации. Так что речи о «тысячах агентов», сидящих в «высоких кабинетах» и владеющих стратегической информацией высшего уровня, все-таки больше похожи на синдром Альцгеймера.
Обида генерала Маломужа на всех вокруг по-человечески понятна. Он пережил две опалы и не любим в кругу сотрудников спецслужб Украины всех призывов, особенно военных профессионалов. Его главные враги – обитатели «Острова» (так на Украине называют выходцев из Главного управления разведки Минобороны, поскольку его здание расположено на небольшом островке на Днепре). Именно они сейчас перехватили руководящие позиции в разведывательной системе Украины. В основном – за счет активного сотрудничества с системами НАТО в прежние времена, как тот же генерал Виктор Гвоздь.
При этом жизнь и подвиги Николая Маломужа дополнительно подсвечивают ту страшную кадровую беду, которая
настигла в 80-х годах КГБ СССР и привела к
катастрофе геополитического масштаба. «Анкетный» метод подбора молодых кадров обеспечил массовый приток в КГБ СССР малограмотных людей. Из рабоче-крестьянской семьи, часто – из национальной республики, исполнительные, вопросов не задают, много молчат и кивают, комсомольцы, но не слишком активисты, служаки, от интеллигенции далеки. Непостижимым образом эти люди попадали не только в начальники первых отделов номерных заводов, но и во внешнюю разведку, а уж в отделе «разведка с территорий» (это структуры на местах, пытавшиеся вербовать заезжих иностранцев, но большей частью выполнявшие технические функции) они составляли большинство.
Деревенский парнишка из украинской глубинки, дослужившийся на срочной службе до старшего сержанта контрдиверсионной группы благодаря умению виртуозно прятаться за деревом в засаде, – не кандидатура для разведки. Но у него были идеальные анкеты – все его родственники наверняка «не были» и «не состояли». В институте он был идеальным комсомольцем и учил советское право. Причем учил усердно, - свидетели показывают, что он даже мог остаться в аспирантуре, что для парня из Скаливатки – предел мечтаний в начале 80-х годов, с интеллигенцией не водился и регулярно ездил домой в село.
Именно этот человек первым из всего состава КГБ УССР в декабре 1991 совершил деятельное предательство. Не просто принял украинскую присягу, отказавшись от советской, а спрятал агентурную картотеку управления «разведки с территорий», не дав тем самым Николаю Голушко вывести ее в центральный аппарат в Москву. И мы доподлинно не знаем, куда потом ушла эта картотека. Не факт, что в ней было что-то принципиально важное: «разведка с территорий» КГБ УССР от деятельного безделья записывала в «агенты» практически любого иностранца, у которого спросила «который час» на Крещатике. Но это реальное предательство, которое могло стоить людям жизни.
Подобные интервью всегда пища для размышлений. Обиженный отставник – чрезвычайно разговорчивый персонаж. Надо только отделить сельскую браваду от реальности.