Формально министр, которого НАБУ обвиняет в незаконном обогащении, прибыл отметить «локализацию поставленных на Украину 30 американских тепловозов ТЕ33АС серии Evolution компании General Electric в рамках рамочного соглашения, подписанного в феврале 2018 года».
Локализация (частичное переделывание), как известно, проводилась на Крюковском вагоностроительном заводе, откуда последние пять тепловозов отправились в депо «Укрзализныци» в Мелитополе.
Свои тепловозы Украина производить уже не может, потому доделывает американские, давая тем самым заработок пенсильванским машиностроителям. Цена покупки 30 локомотивов General Electric составляет 4,68 миллиона долларов за единицу. Потому НАБУ начало расследовать покупку тепловозов, подозревая, что те были закуплены по завышенным ценам.
Американские «эволюшены» по 4,68 млн долларов за штуку
Характерно, что в январе 2019 года самостийные железнодорожники говорили, что им не хватает средств для продолжения контракта на поставки тепловозов.
Директор по экономике и финансам «Укрзализныцы»
Андрей Рязанцев уверял: «Мы получаем по контракту 30 локомотивов GE и пока что нет продолжения этой программы. Чтобы продолжить закупку дальше, нужны деньги. У нас должно быть финансирование достаточное, чтобы платить по $4 млн за каждый следующий локомотив», объясняя планы повышения тарифов на железнодорожные грузоперевозки на 16,6%.
Тем не менее министр Омелян обрадовал украинцев, что деньги нашлись (может, отказался от нового кроссовера, может, напугались НАБУ, может, ещё что) и «Укрзализныця» хочет закупить еще 15 «эволюшнов» до конца 2019 года. «Сейчас идет согласование кредитных линий. Это будет уже в этом году, и закупка тоже», –
сказал Омелян в Кременчуге.
Ободрив потомков казаков американскими тепловозами, министр достал проверенный козырь железнодорожной реформации, причину тягучей зависти всех москалей, чудо незалежной логистики – гиперлуп! Напомним, что скоростная вакуумная капсула, перемещаемая по трубопроводу движением мысли Омеляна и Порошенко, через пять лет должна соединить Балтику и Черное море и после ввода его в эксплуатацию путешествие из какой-нибудь Шепетовки в Вильнюс займет максимум полтора часа.
Страдать «гиперлупией» Омелян начал в феврале 2018 года, когда заявил: «Я очень рад, что Украина будет среди топ-5 стран, которые сейчас разрабатывают этот проект, и фактически является единственным государством, где политика создания нового вида транспорта поддерживается правительством и государством официально».
В промежутках между обещаниями сжечь Москву и отнять Крымский мост Омелян пообещал, что тестовую площадку гиперлупа построят в Днепропетровске, «где на базе аэрокосмического кластера будет возведен первый образец транспортной системы».
В ноябре прошлого года гиперлупер
сообщил, что все «на мази»: «Мы придерживаемся графика. До конца года ожидаем научное обоснование от НАНУ, понемногу уже ищем инвесторов, понимаем, где эта площадка может быть. Есть интересные вещи. Как только будем готовы выйти публично – сразу же об этом скажем».
Теперь министр перенес место созидания в Кременчуг. Откушал ли он мухоморов или покурил рекомендуемой Супрун для общего оздоровления марихуаны – неизвестно, но 22 марта, находясь на Крюковском вагоностроительном заводе,
Омелян ткнул пальцем в пол и промолвил: «Капсулу Hyperloop будем делать здесь». Это зафиксировали десятки журналистов.
Прекрасная, как "безвиз", мечта о скоростной трубе пока сталкивается с проблемами мелкими и грязными. Например, с ремонтом вокзального туалета в Николаеве, о котором теперь раздумывает весь Кабмин во главе с Гройсманом. Так, по крайней мере,
считает сам Омелян: «С начала года при поддержке Владимира Гройсмана, думаю, в этом тандеме Гройсман-Кравцов-Омелян туалет отремонтируют».
После гиперлупа николаевский железнодорожный сортир, который он впервые посетил 7 июля 2017 года, стал любимым, почти сакральным местом украинского министра инфраструктуры.
Министр инфраструктуры Украины Омелян и сортир в Николаеве
Дело в том, что, комментируя посещение Омеляном отхожего места,
диктор местного телевидения произнесла в эфире, не сделав паузы: «Грязный и вонючий министр инфраструктуры Владимир Омелян во время рабочего визита в Николаев раскритиковал состояние николаевского железнодорожного вокзала». Второй год заканчивается, а сортир по-прежнему «грязен и вонюч». До гиперлупа ли с таким наследием прошлого?
Покупая дорогие пенсильванское локомотивы и повышая тарифы на перевозки, «Укрзализныця» практически не вкладывает деньги в модернизацию путей, а это приводит к числу серьёзных аварий, вплоть до схода с рельсов.
Как посчитали эксперты, объёмы выполнения реконструкций путей «значительно снизились по сравнению с прошлым десятилетием: в 2017 году был реконструирован 141 км дорожного полотна, в 2018 г. – 280 км, по плану на 2019 г. – 260 км. При этом объём реконструкций в 2007 году был в 5 раз выше, чем в 2018-2019 годах, и составлял 1446 км. С сохранением подобного подхода через 20 лет ремонт будет просрочен на 65% путей, а 30% путей придется закрыть или существенно ограничить на них скорость».
Как известно, пока гиперлуп предполагается лишь для пассажирских перевозок, но, может быть, Омелян решил перевозить в нём и грузы? Так или иначе, наблюдатели прогнозируют, что, если не исправлять ситуацию с ремонтом путей, это скажется на объёмах стратегических перевозок (уголь, руда, прокат, зерно, удобрения), так как из-за износа полотна сегодня уже действуют ограничения скорости поездов на путях общей длиной 1086 км, а 1746 км путей закрыты для движения.
Член транспортного комитета Верховной рады нардеп Владимир Гусак указал на то, что «в 2018 году «Укрзализныця» потеряла 5% грузоперевозок, или около 18 млн тонн».
Об этом Омелян в Кременчуге промолчал – в мыслях он уже мчался в гиперлупе в Николаев, на торжества по поводу отремонтированного туалета.