Скрытый текст
На первый взгляд, может показаться, что воскресное голосование на выборах президента Украины не преподнесло особых сенсаций. Как прочили социологи первое место Владимиру Зеленскому, так и оказалось. Как ставили на второе Петра Порошенко, так он его и занял. Однако при более внимательном изучении результатов выясняется, что сюрпризы все-таки есть.
Так, мало кто из социологов и политтехнологов ожидал, что отрыв Зеленского от Порошенко окажется столь огромным — почти в два раза.
При том административном ресурсе, каким обладал глава государства, при тех средствах, которые были вложены в его кампанию, итоговые 16% — это катастрофически мало.
Порошенко одержал победу лишь в двух западных областях — Львовской и Тернопольской. Русскоязычный юго-восток президент проиграл вчистую. В самой населенной — Днепропетровской области — Зеленский опередил его, набрав 45% против 8%. В Одесской и Николаевской областях — похожая картина: более 40% против 9%. В Харьковской — 36% против 8,5%.
Еще одной неприятной новостью для Порошенко стал его провал в центральных областях (Полтавской, Сумской, Кировоградской, Черкасской, Черниговской). Там он получил от 10% до 13%. От президента отвернулся не только традиционно оппозиционный юго-восток, но и украиноязычный центр. Даже свою базовую, практически родную Винницкую область Порошенко умудрился проиграть, как, кстати, и Киев.
С одной стороны, можно сказать, что задачу-минимум Порошенко все-таки выполнил: пробился во второй тур, не пустив туда Юлию Тимошенко. Но с другой, при тех результатах, которые объявил ЦИК, чисто математически и логически у президента практически нет шансов победить во втором туре.
Большинство избирателей Тимошенко ни при каких обстоятельствах не станут голосовать за Порошенко — он их политический антагонист, а это более 13%. К ним надо добавить оппозиционный электорат юго-востока — тех, кто поддержал Юрия Бойко и Александра Вилкула: в сумме это еще 16%. Не факт, что большинство избирателей так называемых «патриотических кандидатов» — Анатолия Гриценко и Игоря Смешко — готовы проголосовать за президента. В лучшем случае так поступит половина из них, остальные либо переметнутся к Зеленскому, либо вообще не придут на участки.
Итого получается, что при самом благоприятном раскладе Порошенко не дотягивает даже до 35-40%.
На что в таком случае он может рассчитывать? Советники Порошенко, с которыми я общаюсь, возлагают особые надежды на анонсированные теледебаты с Зеленским: президент будет делать акцент на неопытности оппонента, тестировать степень его патриотизма, задавать вопросы «на засыпку» из области международных отношений, экономики и так далее.
Расчет делается и на то, что кто-то из избирателей, проголосовавших в первом туре за Зеленского «по приколу», во втором «одумаются», проявят ответственный государственный подход, не захотят менять коней на переправе. Возможно, для нескольких процентов электората эта логика действительно сработает, возможно, кого-то смутит выступление Зеленского на будущих теледебатах.
Вот только проблему это все равно не решит. Слишком уж велико отставание Порошенко после воскресного голосования, а общий электоральный расклад столь неблагоприятный, что одержать победу 21 апреля президенту может помочь только чудо или совсем уж неожиданный, нестандартный ход, не имеющий отношения к избирательной гонке. Например, обострение в Донбассе или в Азовско-Черноморском бассейне, что дало бы президенту повод ввести военное положение, отложить второй тур. О такой опасности предостерегают некоторые оппоненты нынешних украинских властей.
Впрочем, такой сценарий представляется маловероятным, в том числе потому, что он не устраивает большинство западных союзников Киева. Им совершенно не нужно, чтобы Порошенко любой ценой продлевал свою власть, давая тем самым повод Москве обвинять его в насаждении диктатуры. Первый тур президентских выборов на Украине прошел в целом свободно и демократично, без массовых подтасовок, которыми многие пугали. Хочется верить, что и 21 апреля все будет так же.
В действительности все не так, как на самом деле.
- Я уважаю Ваше мнение! Но одна проблема — оно меня не интересует. :)