ЦитатаМеталлурги на карантине
Украину кризис на мировом рынке металла не обошел стороной. По данным “Укрпромвнешэкспертизы”, наши
металлурги пересматривают свои производственные планы и ограничивают производство. Загрузка мощностей на начало апреля сократилась, по сравнению с началом марта, на 5,7%, и сейчас не дотягивает даже до 40%.
По данным отраслевой ассоциации “Укрметаллургпром”, в марте этого года производство чугуна сократилось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 4,6% (до 1,75 млн тонн), стали — на 9,1% (до 1,79 млн тонн), проката — почти на 8% (до 1,56 млн тонн).
Юрий Дорошенко рассказывает, что на “Азовстали” часть работников официально переведено в официальный простой (при этом зарплаты сохраняются), отдельные цеха работают с перебоями.
“Сталеплавильное производство загружено на 50%, прокатное — еще ниже. Но все не так плохо, как в Европе. Скажем, свои европейские активы “Метинвест” вообще остановил”, — рассказал Юрий Дорошенко.
Как
сообщала ранее “Страна” холдинг “Метинвест” Рината Ахметова остановил работу на двух прокатных предприятиях в Италии (Ferriera Valsider и Metinvest Trametal), что связано с жестким карантином в этой стране. За период простоя объем производства на заводах может снизится до 40 тысяч тонн.
Также в “Метинвесте” прогнозировали, что не исключено снижение производства и на украинских предприятиях. На “Азовстали” рассматривался вариант остановки доменной печи №3, а также перенос запуска остановленных на капитальный ремонт доменных печей №4 на ММК имени Ильича и №4 на Азовстали (с апреля на май).
“Запорожсталь” не исключает возможности переноса запуска доменной печи №5 после плановой реконструкции.
При этом на ММК имени Ильича в марте все было более-менее благополучно. Производство проката, по сравнению с февралем, увеличилось на 19,2% (до 317 тысяч тонн), стали — на 15,7% (до 376 тысяч тонн), чугуна — на 35% (до 428 тысяч тонн).
Но решающим для украинских металлургов будет апрель, а с начала месяца тенденции, мягко говоря, не радуют.
На “Аселор Миталл Кривой Рог” заявили, что сокращают производство из-за карантина и кризиса. Пятая часть работников — в отпусках, а несрочные работы и проекты поставлены на паузу.
“Обнадеживает тот факт, что Китай уже практически преодолел эпидемию и смог вернуться к нормальной работе. Это позволило начать отгрузки концентрата в Китай по морю. Сейчас мы работаем над тем, чтобы выйти на уровень отгрузки в 300 тысяч тонн в месяц. Но очень сложно быстро переориентировать поставки с железной дороги в Европу на морской путь в Китай”, — отмечают в компании.
“Если кризис затянется, не исключено дальнейшее снижение цен и сокращение производства. И наши металлургические комбинаты могут отреагировать на эти тенденции уже не просто простоем, а массовыми сокращениями рабочих”, — говорит Олег Пендзин.
Золотое зерно
На продовольственном рынке все пока не так критично. Дешевеют в основном позиции, напрямую связанные с
нефтью, то есть, те, кто используются в производстве биоэтанола.
Кукуруза сейчас находится на минимуме с 2016 года. На 6 апреля на Чикагской бирже майские поставки кукурузы торговались по 151 доллару за тонну, на европейских биржах — по 190,8 долларов.
Пшеница за последнюю неделю даже поднялась в цене примерно на 2-3%. На Чикагской бирже майские партии торгуются по 204 доллара за тонну, на европейских площадках ценник перешагнул отметку в 210-212 долларов.
Цены растут по нескольким причинам. Во-первых, были крупные сделки. Так, Иордания купила 120 тысяч тонн пшеницы по 230 долларов, Турция объявила тендер на поставку 250 тысяч тонн, а Саудовская Аравия — 355 тысяч тонн. То есть, страны, зависимые от импортных поставок пшеницы, делают запасы с учетом прогнозов о возможном дефиците продовольствия после пандемии.
Во-вторых, цены идут вверх на информации по будущему урожаю. Он может оказаться ниже, чем в прошлом году из-за теплой и бесснежной зимы в Европе и засухи в черноморском регионе (куда входит и наша страна). По данным компании FranceAgrimer, количество посевов озимых, которые находятся в хорошем или отличном состоянии за последнюю неделю уменьшилось с 63% до 62%. Для сравнения: год назад этот показатель составлял 84%.
“В некоторых отечественных хозяйствах из-за критично низкого уровня влаги в почве уже ожидают снижения урожая на 10-15%. Но многое еще будет зависеть от того, как пройдет посевная кампания, ведь для ее обеспечения нужна целая цепочка — от семян до ремонта техники и поставок топлива. В карантин возможны сбои”, — говорит Олег Пендзин.
Представитель сельскохозяйственного предприятия “Злато Таврии” Игорь Йосипенко рассказал “Стране”, что в их регионе (Херсонская область) с влажностью почвы все нормально и озимые перезимовали хорошо. Но они столкнулись с проблемами уже весной — регион накрыли заморозки.
“У некоторых фермеров вымерз ячмень и местами пшеница. От последних морозов сильно пострадал рапс и сады. У нас, по предварительным оценкам, вымерзло до 90% черешни”, — отмечает он. При этом весенняя посевная, по словам Йосипенко, идет по плану.
“Пока цены на продовольствие — не самые высокие. На отдельные виды продукции цены падают. К примеру, по подсолнечному маслу они снизились на 25-30%, по сахару на 20-30%. Зерно, особенно фураж, просело на 7-8%. Но это — временная тенденция. Она связана со снижением спроса на продукты по стороны глобального общепита и сравнительно большими запасами продовольствия в мире. В следующем сезоне еда будет в дефиците и ценники пойдут вверх. Поэтому, с учетом не лучшей ситуации на рынке металла, Украине стоит попытаться заработать хотя бы на аграрке. Для этого важно нормально провести весеннюю кампанию. И речь идет не только о крупных сельхозпредприятиях, а и о подсобных хозяйствах. К примеру, из 18 млн тонн
картофеля, который выращивается в Украине, больше 90% приходится на личные подворья. С этим сегментом как раз могут быть проблемы, так как часть людей от огородов уже отрезали из-за карантина и остановки транспортного сообщения”, —отмечает Олег Пендзин.
Чтобы поддержать агросектор, который на ближайшее время может оказаться едва ли не единственным кормильцем Украины (и поставщиком доллара в страну), властям стоило бы пересмотреть политику по поддержке отрасли, а также хотя бы на время снять проблемные темы, которые будоражат село, в частности, по
продаже земли.
Но будет ли это сделано — пока вопрос.
Вывод- продолжаем пилить промышленность, основное внимание - экспорту руды. пшеницы и подсолнечника
Пы.Сы. А если все же погода подведет и урожая большого не будет?