Цитата: Минский МКАД от 18.07.2020 19:36:02А в чем конкретно вы видите усиление процессов децентрализации, в свете выборов? Не первый раз вижу эту странную мысль, в том числе у многих экспертов и политологов, но внятной конкретики и аргументов они приводят по ней мало.
Скрытый текст
Цитата: Минский МКАД от 18.07.2020 19:36:02На сегодняшний день у провластной партии нет своих меров в городах. А ведь после выборов они будут, как и свои депутаты в гор.советах. Киев, Днепр, целый ряд областных центров уйдут им, судя по всему.
Нет своих фракций в облсоветах. После выборов они тоже будут. Губернаторов по прежнему назначает Киев, вводить их выборность никто не собирается.
Вроде бы даже чего-то нахимичили опять на днях в этой реформе децентрализации, по линии громад-ОТГ, будущих префектов и райадминистраций, в результате чего власть центра усилится.
Райадминистрации решили сохранить, а местные префекты прямо назначаемые (и увольняемые) президентом добавятся. При этом префектов будут назначать на 3 года, потом следует автоматический перевод в другую область или другой район, на усмотрение президента. Каждый год - прямой отчёт перед Киевом, подотчетность и подконтрольность - президенту и правительству.
Реформа теперь явно нацелена на ослабление регионального уровня, на выстраивание прямых управленческих связей Киев-отдельный район, Киев-отдельная территориальная громада (ОТГ).
Уже произошло следующее, каждая местная объединенная территориальная громада получает деньги напрямую из Киева от Министерства Финансов на отдельный свой счёт. Ранее деньги шли из Киева в областное финансовое управление, оттуда - в районные финансовые управления. Сейчас областные фин.управления упразднили (главный значимый результат реформы).
На областные власти навесили дополнительные заботы, по линии здравоохранения и образования. Денег у областных властей не хватает. Они у ОТГ, которые тратят их на лавочки. И субвенции на социальную сферу Киев отдает минуя областной уровень напрямую конкретной громаде. Связи Киев-область-район заменили на связи Киев-район.
Реформа децентрализации - в большей степени была направлена на увеличение свободы ОТГ от собственных областных властей, против регионального уровня и местной регионализации, а не на ослабление власти центра - большинство ОТГ и районов теперь зависят от прямых субвенций из Киева (местами на 70-80%). Сейчас им ещё префектов добавят.
Это не шаг в сторону федерализации, если разобраться, это нарочито грубый подкоп против гипотетической федерализации под видом реформы названной для благозвучности "децентрализация", в которой прописано почти все что можно придумать для усиления власти Киева.
Попробую сформулировать.
Вы правильно пишете, что реформы последних пяти лет («децентрализация») нацелены на ослабление регионального уровня и выстраивание прямых управленческих связей Киев – отдельный район, Киев – отдельная территориальная громада (ОТГ). В беседе Романенко и Бизяева описывают, как эта система работает [
17 июля 2020, 15:31:01, 25:50]. На местные власти навесили дополнительные заботы, по линии здравоохранения и образования. Денег у местных властей не хватает. Их можно получить в Киеве в обмен на лояльность. Центральная власть получает лояльность, местные власти – деньги и возможность их «пилить».
Однако не надо думать, будто эта схема – гениальное украинское изобретение последних пяти лет. Это – типовая схема отношений, характерная что для Китая времен Цинь Ши хуанди, что для современной Российской Федерации, что для современной Украины, что, повторю, для любого территориального государства. Специфичным и существенным является источник денег, которыми распоряжается центральная власть, а также объем и характер услуг, которые центральная власть, помимо денег, предоставляет местным властям.
На Украине сейчас в отношениях центральной власти и местных властей накапливаются проблемы. Это не проблемы устройства местной власти, это проблемы фундаментального характера. Устройство местной власти тут обсуждается постольку, поскольку: а) кризис будет развиваться на фоне местных выборов, а эти выборы б) будут проходить на фоне быстро развивающихся, но малопонятных процессов на местах. Другие факторы кризиса более или менее понятны, а этот – фактор местных властей – нет. Поэтому обсуждаемая проблема именуется проблемой «регионализации». Ну, еще и потому, что один из возможных исходов кризиса – расчленение Украины.
Я сейчас постараюсь кратко обрисовать: а) причины надвигающегося кризиса и б) особенности устройства нынешней центральной власти и в) особенности устройства местной власти на Украине, которые могут способствовать наиболее радикальному исходу.
Причины надвигающегося кризиса. Источник денег, которыми распоряжается Киев – вполне традиционен для современного государства – налоги и таможенные пошлины. Здесь специфично для Украины то, что значительная часть этих денег собирается на границе – это, собственно таможенные сборы, а также НДС с импорта. Об объеме и характере услуг, которые предоставляет нынешняя Киевская власть Романенко и Бизяев рассуждают на 22:30: железная дорога, энергетика, розничная торговля, финансовая система.
Что со всем этим происходит в последний год? С начала 2020 г. наблюдается падение доходов бюджета. Особенностью протекания нынешнего «коронокризиса» на Украине является сокращение импорта, т. е. беда не только в том, что сокращаются связанные с ним доходы бюджета, а в том, что обесценивается одна из функций центрально власти – контроль границы.
Не все в порядке с железной дорогой. Известно, что время от времени возникает дефицит вагонов и локомотивов. Время от времени возникают конфликты между аграриями, старающимися протолкнуть в сторону черноморских портов пшеницу, кукурузу, подсолнечник на экспорт, и металлургов старающихся протолкнуть по тем же путям свой металл. Складывается впечатление, что центральные власти решить эту проблему не могут – они не знают, где взять деньги на новые вагоны, локомотивы, пути. Да и Укрзализница, как и многие другие украинские госкомпании, находится под контролем не Киевского правительства, а своего Наблюдательного совета, в котором сидят нерезиденты.
Не все в порядке с энергетикой. Добыча газа не растет, добыча угля сокращается, проблемы с финансированием «Энергоатома», действующие АЭС через несколько лет начнут неизбежно выводиться из эксплуатации, половина транзита российского газа уже потеряна, через пять лет он, скорее всего, сократится еще наполовину, импорт газа организован в интересах спекулянтов, горстки госчиновников и топ-менеджеров «Нафтогаза».
Розничная торговля – да, это пока то, что организовано во всеукраинском масштабе. В этой области можно назвать несколько угроз, однако пока они носят чисто потенциальный характер или пока не значительны (сокращение импорта пока не достигло тех масштабов, когда будет угрожать нынешней организации торговли, и необязательно достигнет).
А вот риски для финансовой системы более реальны. Киевское правительство, похоже, всеми правдами и неправдами пытается получить возможность эмиссионного финансирования бюджета. Если им удастся «сорваться с крючка» МВФ и раскрутить инфляцию, то там дальше вырисовывается риск гиперинфляции, а это разрушит финансовую систему – если бартер заменит денежные расчеты, то зачем будут нужны украинские банки? А ничего другого они уже давно не делают. Риск для финансовой системы связан и с дефолтом по госдолгу, поскольку он приведет к остановке международных расчетов (они уйдут в иностранные банки).
Итак, киевское правительство все хуже справляется со своими функциями и вот-вот может столкнуться с бюджетным кризисом. Так в обмен на что центральная власть может надеяться получить лояльность местной власти?
Теперь о состоянии нынешней центральной власти на Украине. Доверие Зеленскому высокое – доверяют и «скорее доверяют» 44% (здесь и далее – Центр Разумкова, 3-9.07.2020), доверие президенту как общественному институту еще выше – там даже баланс доверия/ недоверия положительный - плюс 4,6%. Доверяют украинцы вооруженным силам (баланс доверия/ недоверия – плюс 37%). На этом хорошие новости заканчиваются. Плохие новости: политиков, баланс доверия/ недоверия к которым был бы лучше минус 38%, просто нет. Баланс доверия/ недоверия Верховной Раде правительству, чиновникам (госаппарату), судам (судебной системе) политическим партиям – от минус 51% до минус 63%.
С украинским обществом тут нужно согласиться. Украинское государство крайне неэффективно. Неэффективность имеет сразу несколько причин: а) значительная часть людей в органах власти, учреждениях, госкомпаниях элементарно не профессиональны, профнепригодны; б) органы власти, учреждения, госкомпании тотально коррумпированы; в) в целом ряде случаев это не просто коррупция, это – международная коррупция, т. е. эти коррумпированные органы власти и госкомпании «встроены» в международные коррупционные схемы (например, импорт газа); г) наконец, в ряде случаев пресловутое «внешнее управление» означает, что какие-то органы власти осуществляют политику пусть и необязательно с целью чьей-то наживы, но все равно в интересах третьих лиц и точно в ущерб интересам Украины и украинцев. Про украинское государство мало сказать, что оно не эффективно – оно приносит чистый вред стране.
Наконец, об особенностях устройства местной власти. Вы правильно пишете, что реформы последних пяти лет («децентрализация») нацелены на выстраивание прямых управленческих связей Киев – отдельный район, Киев – отдельная территориальная громада (ОТГ). Только нужно добавить: Киев – города, в том числе крупные города.
Вы пишете, что в ходе местных выборов провластная партия получит своих мэров, депутатов в горсоветах, Киев, Днепр целый ряд областных центров уйдут им. А вот Романенко с Бизяевым уверен, что Киев станется за Клико. Они оба не сомневаются, что «Слуга народа» эти выборы не переживет [14:00] – повторит судьбу «Нашей Украины – Народной самообороны» Ющенко. Одесса достанется Труханову, Харьков – Кернес, Днепропетровск – Филатову. Во многих городах в горсоветы пройдут депутаты от «Пропозиции», т. е. и там власть останется у нынешних мэров, точнее, у местных групп, которые те представляют.
Но даже это не все. Даже там, где в горсоветы пройдут депутат номинально от общеукраинских партий, представлять они будут все равно интересы местных групп. Потому что в украинской политике политические партии, сплошь и рядом – просто владельцы «бренда», готовые предоставить его как «франшизу».
Таким образом, есть все основания опасаться, что вновь сформированные местные органы власти не будут лояльны Киеву ни в малейшей степени. Не уверен, что Киев сможет рассчитывать хотя бы на показную лояльность. На этот счет на Украине (на Западной Украине) есть «добрая традиция». Дополнительным фактором риска является незавершенный процесс территориально-административного размежевания. Изменение границ часто затрагивает весьма важные местные интересы. Объединение районов, сокращение их числа прямо затрагивает интересы десятков тысяч служащих местных органов власти и учреждений, поскольку означает ни больше, ни меньше их увольнение.
Вот чего опасаются, хотя и каждый по-своему, Романенко и Бизяев. Никто не знает, а) насколько серьезным будет экономический кризис этой осенью; б) каков будет персональный состав местных органов власти, сформированных по результатам ближайших выборов; в) какова будет продолжительность экономического кризиса и какова будет ситуация в экономике Украины, допустим, весной 2021 г.; г) будет ли она настолько плоха, что неминуемо последует уже политический кризис в виде, например, досрочных парламентских и/ или президентских выборов; д) не будет ли все это осложнено внешним, например, российским вмешательством и в какой форме?