Украинцы ― великие нелюбители учиться на чужих и своих ошибках. Они терпеть не могут, когда им указывают на их промахи. Им подавай, чтобы было только по шерсти. В противном случае ты становишься «москалём», «сепаром», «рабом Путина», «ватником» и т. д. Этому феномену есть разумное объяснение: украинцы сами ощущают себя главными учителями на планете Земля. А дальше всё как в жизни: умный мотает слова учителя на ус, а дурак думает, что умнее остальных. Думаю, объяснять, кто есть кто, излишне. Правда, Украина иногда действительно может побыть и учителем, если можно считать учителем человека, который показывает на своём примере, как нельзя поступать. У многих из нас наверняка есть такие бедовые знакомые, которые если что-то советуют, то вы уже знаете, что нужно точно поступить наоборот.
Тем не менее сейчас наступил такой момент, когда учитель сам должен стать учеником, обратив свои свидомые очи на юго-восток, где на границе Армении и Азербайджана разворачивается весьма занимательное действо, из которого украинским политическим деятелям, а также их электорату нужно делать мудрые и далеко идущие выводы. Потому что всё то же самое может запросто случиться и на Украине, и это то же самое будет покруче, чем гражданская война на Донбассе. Однако, судя по текущим тенденциям, украинская власть не то что не собирается делать никаких верных выводов, продиктованных здравым смыслом и законами жизни, она действует прямо противоположно. Именно поэтому можно с уверенностью утверждать, что нынешние карабахские уроки Украина не только не усвоит, а послушает советов умных людей и начнёт делать всё в точности наоборот, стремительно приблизив свой печальный финал.
Урок № 1. Губительная дружба против России
Первый урок, который ― это уже ясно ― Украина никогда не усвоит, состоит в том, что конфликтовать с Россией хорошо, когда ты Канада или Австралия, но когда ты бывшая Украинская ССР, то это смерти подобно.
Что важнее всего для украинского политика? Правильно, держать нос по ветру. Украинский политик просто обязан иметь внутренний флюгер, чутко улавливающий ветра Госдепа. Если флюгера нет или он работает недостаточно точно, на карьере политика можно ставить крест.
Как понимают войну в Нагорном Карабахе ребята, сидящие в высоких киевских креслах? Судя по их телодвижениям, их образ мысли приблизительно таков: Азербайджаном руководит Турция, у которой давние тёрки с Россией и которая вообще-то хочет получить Крым в свой состав (кое-кто из украинских депутатов уже предлагал идею подарить Крым Турции). С другой стороны, Армения ― более союзное для России, к тому же в основном христианское государство, на которое Россия в некоторой степени опирается как на форпост на Кавказе. Взвесив все за и против, некоторые украинские чиновники делают выбор в пользу Азербайджана, которому, по их мнению, нужно помогать. Первым об этом заявил не кто-нибудь, а тамошний министр иностранных дел Д. Кулеба, промямливший что-то о поддержке «территориальной целостности Азербайджана», толсто намекая тем самым на принадлежность самого Карабаха. Затем депутатка Л. Марченко из партии «Слуга народа», решившая, что верно уловила ветра Госдепа, высказалась в поддержку оказания военной помощи Азербайджану, что, мол, если их попросят, они не откажут. Вот харьковский бронетанковый завод выпустит свой второй танк когда-нибудь, тогда помощь и придёт.
Затем, правда, Зеленский возразил в том духе, что миру ― мир и нужно призывать к диалогу между воюющими странами. Однако всё дело в том, что к аналогичному призывает и Россия. Вы можете сказать, что того же самого хотят Франция, Германия и даже США, что подтверждает в кои-то веки совместное заявление в ООН, но есть мнение, что в США не очень-то будут против, если в подбрюшье России начнётся настоящий замес с тысячами беженцев, гуманитарными катастрофами и геноцидом. Этой точки зрения, собственно, придерживается государственное иранское издание Resalat, выпустившее недавно статью о том, что «за конфликтом в Карабахе слышен голос Америки». Короче говоря, если ситуация начнёт нагреваться до некомфортной для России температуры и Россия начнёт-таки помогать Армении (есть слухи, что через территорию Ирана в Армению уже идут определённые поставки), то американцы заставят своих шестёрок оказывать помощь противоборствующей стороне. Они умеют играть в подобную игру. Ещё Г. Трумэн сказал в своё время, что «если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России. Если увидим, что выигрывает Россия ― нужно помогать Германии». Зачем? Во-первых, чтобы они убивали друг друга как можно дольше, во-вторых, чтобы банально больше заработать.
Что в этой ситуации нужно бы сделать украинским властям? Молчать в тряпочку и делать заявления о мире в духе папы римского. Худшее, что там могут сделать, это начать оказывать военную помощь Азербайджану, поручив это дело, например, такому признанному мастеру, как Саакашвили, который будет помогать тем ребятам, которых ВКС РФ так старательно утюжили в Сирии. Это будет весомая заявка на победу в конкурсе имени Дарвина. После такого последние призрачные надежды для Украины запрыгнуть на ступеньку последнего вагона поезда под названием «российская экономическая помощь» испарятся окончательно. Можем ли мы волноваться по поводу того, что Украина одумается и станет действовать в фарватере российской политики в Закавказье, сумев-таки запрыгнуть на ту вожделенную ступеньку? Определённо нет.
Урок № 2. Османские планы на Украину
Следующим уроком, который Украина не усвоит, будет урок об имперских амбициях нынешней Турции. Если официальный Киев не хочет, чтобы на Украину пришёл Русский мир, то туда может прийти мир турецкий, как бы это фантастически ни звучало. Мир, который уже пришёл в ряд стран Центральной Азии и даже в некоторые европейские. Тем более что в XVIII веке часть нынешних украинских земель входила в состав Османской империи, а местное население усиленно исламизировалось.
Можно подумать, да кому нужна эта нищая Украина, если она не нужна самим украинцам? Тем не менее официальные пропагандистские турецкие источники не скрывают, что хотят построить что-то типа Османской империи 2.0, в которую войдут не только Болгария, Греция, Кипр, Румыния, ряд государств Центральной Азии и Кубань с Крымом, но и часть Украины. Подтверждая серьёзность своих имперских амбиций, Турция наводнила боевиками сначала Сирию, потом влезла в Ливию, а теперь вот ещё и зацепилась с Кипром и Грецией по поводу морских границ. Ни в одной из перечисленных стран турок, что характерно, не ждали. Кстати, переделка христианского церковного музея Айя-София в мечеть стала чётким сигналом для всех, кто вообще способен такие сигналы улавливать.
Конечно, с одной стороны, нужно понимать, что султанские хотелки ― это одно, а реальность ― это другое. Но кто знает, что ждёт Украину в будущем? Сомневающиеся могут увидеть, как турки постепенно аннексируют Германию, куда более сильную, чем Украина, страну, где в муниципалитетах некоторых городов восседают исключительно турки, где на матче по футболу между Германией и Турцией, скажем в Дортмунде, ещё неизвестно за кого будут сильнее болеть. На Украине принято думать, что Эрдоган им друг, ведь он, например, очень сильно любит крымских татар, к которым в Киеве с недавних пор также воспылали любовью. Однако если немного напрячь память, то можно вспомнить, что радикально-исламский сепаратизм Турция разжигала в Крыму ещё задолго до того, как полуостров вернулся в родную гавань, то есть совершала действия, направленные на нарушение украинского государственного суверенитета. Не хочет ли официальный Киев принять задним числом антитурецкие санкции по этому поводу? Нет, не хочет, потому что для борьбы с ненавистной Россией с украинской точки зрения подойдёт любой союзник.
Но дружить со страной, чей президент открыто говорит о возрождении империи, прекрасно зная, чьи земли подпадают под это самое возрождение, самоубийственно. С другой стороны, мы говорим об Украине ― стране-рекордсменке по количеству политических, экономических, культурных и прочих самоубийств. Украине, ослеплённой русофобией, кажется, что турецкие амбиции её не коснутся, и там очень удивятся, если однажды с экрана государственного турецкого телеканала будет сказано, что Украина должна вернуть незаконно аннексированные ею земли на юге и западе страны.
Урок № 3. Реальность украинского Карабаха
Очередной урок, который Украина не усвоит, будет уроком о том, что такая политическая штука, как Карабах, может появиться и у неё тоже.
Глядя на то, что творится в Карабахе, Украине нужно бы подумать о том, что подобное может случиться на её западных территориях, где на приличную часть земель претендуют Венгрия, Польша и Румыния. Не так чтобы очень уж рьяно, но определённые поползновения в этом плане точно есть. И вместо того чтобы думать о том, как бы помочь кому-то захватить чей-то кусок земли, Киеву нужно думать о том, как бы не потерять земли собственной.
Киевские политики могут полагать, что бои на Донбассе закалили украинскую армию, однако нужно понимать, что все, с кем сталкивалась ВСУ, ― нерегулярные войска, ополчение. И что будет, если тамошней армии придётся столкнуться с армией, например, Венгрии или Польши или сразу с обеими, ― это вопрос вопросов, но есть мнение, что долго ВСУ не протянет. С одной стороны, можно сказать, что подобный сценарий фантастичен, но с другой, что будет, если вдруг в каком-нибудь закарпатском селе случится что-то типа расового геноцида, устроенного недальновидными адептами украинского нацизма? В село могут неофициально зайти воинские части Венгрии, по которым также неофициально вдруг прилетит из каких-нибудь миномётов. И вот получите ― собственный закарпатский Карабах с населением, страстно желающим отъехать на свою историческую и совсем не украинскую родину.
А что по поводу донбасского Карабаха? Сколько уже лет длится вся эта карабахская история? Официально Нагорно-Карабахскую республику учредили в 1991 году, однако национальному конфликту между азербайджанцами и армянами на самом деле сотни лет. Вы заметили, что в сводках с нынешней войны в Карабахе ни разу не фигурировали никакие пленные? Всё потому, что в плен там не берут. Там всё более отчаянно, чем на Донбассе, где ополченцы всё ещё демонстрируют человечность и душевность по отношению к украинским карателям. Но кто знает, что будет через несколько лет? Разлука, она, знаете ли, придаёт сердцам чёрствости, и не исключено, что Донбасс станет для Украины тем же, чем стал Карабах для Армении.
Именно поэтому Украине нужно бы предпринять усилия, чтобы не допустить этого. Киеву нужно любыми средствами мириться с Республиками, невзирая на гордость и амбиции. Но этого, естественно, не будет просто потому, что Украина ― не самостоятельное государство, а колония, не имеющая права голоса. И остаётся только пожелать, чтобы Донбасс стал для Украины той шестернёй, которая сначала нарушила работу всего украинского государственного механизма, а после и вовсе развалила бы его на части.
Урок № 4. Равнодушие Запада
Последним уроком, который Украина не усвоит, будет урок о равнодушии Запада. Если завтра на Украине закончится воздух и все умрут, подобная новость вряд ли сильно расстроит ребят из одного побеленного дома у реки Потомак, что в округе Колумбия.
Представьте гипотетическую и страшную картину: России не стало. Она распалась на десятки феодальных княжеств. Кто будет спасать все эти Армении, Белоруссии и Украины? Есть такие кандидаты? В ответ ― тишина.
Ни Европа, ни США никого никогда не спасали. Во всяком случае бесплатно. А если даже и брали деньги, то не столько спасали, сколько приходили добиваться своих интересов, делая небольшую поправку на то, чтобы эти интересы хотя бы немного совпадали с интересами тех, кто их пригласил.
А теперь посмотрите на то, что творит президент Армении, пришедший к власти, кстати, на волне вполне себе русофобского майдана с криками об «оккупации» и прочими стандартными прелестями. Н. Пашинян устроил цирк на конной тяге, принявшись жаловаться Великобритании и просить у международного сообщества укротить завоевательную похоть Азербайджана. И каковы его успехи? Никто и никому никогда не будет помогать ― таково правило Белого господина. Видели, как США принялась отбирать у Европы партии защитных масок в разгар коронавирусной пандемии? А как лихо тогда европейские государства вспомнили о своей национальной самоидентичности и позакрывали границы?
И вот что мы видим: весь из себя европейский Пашинян, который, к слову, по-русски говорит хуже, чем Алиев, обращается к России с заявлением о том, что он, видите ли, готов к вводу российских миротворцев. А где же бравые американские морские котики с Джоном Рэмбо на острие? Где те хвалёные светозарные джедаи, которые в голливудских фильмах так отчаянно проливают кровь ради демократии на окраинах цивилизации? Их нет. Их не было и в Италии, которую сотрясал коронавирус. Вирус был настоящий, а там, где угроза без выгоды, там Белому господину делать нечего. Но именно поэтому там были российские военные врачи, потому что если Россия не будет помогать другим, это будет уже не Россия.
Друг познаётся в беде, потому что истинное лицо человека чаще всего можно увидеть в сложных ситуациях. Кто-нибудь может вспомнить, чтобы США брали и помогали кому-то просто так, пусть даже союзнику? Если же брать примеры, когда подобную помощь оказывала Россия, то об этом можно написать несколько томов. Тем не менее Украина страстно продолжает верить в добрый Запад и злых русских, мечтая превратиться то в Коста-Рику, то в Западную Германию, то в Южную Корею. Все эти страны, по мнению некоторых представителей интеллектуальной украинской элиты, достигли своих высот только благодаря помощи Америки, которая сделала из них «витрину» американского превосходства. Быть витриной чьего-то превосходства ― это высший предел мечтаний украинского хуторянства.
Однако западная помощь для Украины не придёт, как не пришла Армении, а думать, что украинцы в глазах коллективного Запада являются людьми более высокого сорта, чем армяне, это, что и говорить, весьма наивно.
Вместо эпилога
Завершая, можно сказать, что как бы кому ни было грустно и горько по поводу Украины, но её хроническая необучаемость и неспособность усваивать уроки истории, делая правильные выводы из ярких событий, пойдёт всем только на пользу: проект Украина будет закрыт, после чего все, в том числе и сами украинцы, вздохнут с облегчением.