Судя по всему, именно благодаря ресурсу этих, по украинским меркам, политических тяжеловесов месяц назад Конституционный суд принял решения, серьезно ограничивающие полномочия специальных «независимых» антикоррупционных органов, созданных под давлением Запада именно для того, чтобы любого украинского деятеля (политика, бизнесмена и т. п.) можно было держать на коротком поводке.
Одновременно был атакован глава НАБУ Артем Сытник (на его сохранении особенно настаивает Запад). После окрика послов G7 Зеленский подал законопроект, в котором прописано, что его глава остается на своем посту до избрания нового руководителя по новому закону, однако голосовать его Рада не спешит.
Именно вокруг этого законопроекта развернулся громкий скандал, инициатором которого стал относительно скромный чиновник замглавы президентского Офиса Олег Татаров, которому, судя по всему, отведена роль фронтмена группировки, борющейся за сохранение остатков суверенитета, а точнее, против перехода всех рычагов управления в руки внешних игроков, после чего она останется не у дел.
Сославшись на то, что это его собственное мнение, он заявил, что «НАБУ ― это не украинская история, которая, к сожалению, находится за пределами нашей страны. Можно выходить с различными законодательными инициативами, но корнем проблем в антикоррупционной политике государства является именно Артем Сытник».
Ответ последовал быстро. Буквально через пару дней НАБУ привязало Татарова к делу против застройщика Максима Микитася, бывшего владельца компании «Укрбуд», причем самому Микитасю была изменена мера пресечения: он вышел на свободу, как всем понятно, за показания против Татарова.
Самому Татарову НАБУ приготовило «пидозру» и, судя по всему, готовилось его заключение под стражу, но далее началась привычная для Украины война правоохранителей, сопровождающаяся потоком взаимных обвинений в прессе, официальных и нет.
Генеральный прокурор Ирина Венедиктова (относящаяся к команде Зеленского) поменяла процессуальных руководителей в этом деле, но после снова дело забрала себе Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), формально подчиненная генпрокурору, но фактически относящаяся к тем же органам внешнего управления, что и НАБУ.
Тогда дело просто передали в СБУ (также пока находящейся под контролем «суверенистов»), и, мало того, против Микитася возбудили новое дело за организацию похищения человека (дело завела Нацполиция, подчиненная Авакову) и заведомо ложное сообщение о преступлении. Его пытались задержать, но он оказался под охраной спецназа НАБУ. Тем не менее его удалось заключить под стражу на два месяца. Естественно, все эти движения сопровождались истерикой в грантоедских СМИ и акциями активистов против «коррупционера Татарова»
То, что за атакой на относительно скромного чиновника из Офиса украинского президента стоят весьма могущественные силы, показали дальнейшие события. Олег Татаров разместил на своей странице в фейсбуке следующее сообщение: «Сегодня представители антиукраинских сил организовали у Офиса президента пикет с требованием моей отставки. До тех пор, пока я работаю во власти, я буду продолжать на всех уровнях продвигать политику уменьшения влияния структур и организаций, пытающихся организовать в нашей стране внешнее управление». И добавил, что не боится «ни сфальсифицированных уголовных дел, ни пикетов, ни требований».
«Моя позиция неизменна ― только украинские интересы и формирование исключительно национальной и независимой правоохранительной политики, без чьих-то подсказок и внешних указаний», ― написал Татаров. И сразу же администрация социальной сети заблокировала его аккаунт, прислав сообщение, что он «не отвечает стандартам сообщества».
А ведь такая «высшая мера наказания», как блокировка аккаунта, применяется в ФБ достаточно редко. Как правило, ей предшествует простое удаление «неприемлемой» публикации, затем многочисленные баны, т. е. ограничение возможности делать новые публикации сроком от трех дней до месяца (обычно по нарастающей). А тут сразу удаление, притом что аккаунт в ФБ Олег Татаров завел всего за пару дней до этого и ничем другим проштрафиться не успел.
Очевидно, что решение принималось на самом высшем уровне глубинного государства и на нём же оперативно было доведено до топ-руководства фейсбука. А смысл этого действа не столько в том, чтобы заткнуть рот конкретному Олегу Татарову (его пост был перепечатан во многих украинских СМИ и скандальное удаление из ФБ на порядок добавило ему резонанса), а в сигнале всей украинской элите относительно того, какие серьезные силы принимают прямое и активное участие в украинских делах и насколько они для них важны. И противоречить им не стоит.
А вскоре последовал еще один четкий сигнал. Фактический фронтмен группы Bellingcat Христо Грозев сообщил, что работает над документальным фильмом, который будет посвящен провалу операции по захвату российских «вагнеровцев» украинскими спецслужбами.
«Украинская военная разведка вместе с СБУ придумали план, как обмануть, разыграть ГРУ, ФСБ и вагнеровцев (...) Это все было придумано гениально. И вдруг сейчас ваше правительство говорит, что такого не было никогда и что это выдумка российских спецслужб. Такой хороший проект, который сделал из российских спецслужб посмешище, клоунов, а государство отказывается от этого выигрыша», ― заявил он.
Как известно, Bellingcat ― это «сливной бачок» западных спецслужб по обнародованию провокационных материалов, якобы добытых её «расследователями», дискредитирующих Россию. Последней их громкой операцией стало «расследование» отравления Алексея Навального, якобы ведущее к сотрудникам российских спецслужб.
А в данном случае Грозев напомнил о скандале летом минувшего года, когда в районе Минска накануне президентских выборов в Беларуси задержали 33 россиян. Тогда из окружения Порошенко и Турчинова была запущена версия, что «вагнеровцев» специально в Беларусь из РФ выманивали украинские спецслужбы, но информацию слили в Россию после совещания у Зеленского, причем прямо указывалось на главу президентского Офиса Андрея Ермака, которого ныне считают лидером «борцов за суверенитет».
Смысл анонса Грозева абсолютно очевиден ― это предупреждение Ермаку, что в случае продолжения неправильного поведения появится запись соответствующего его разговора с Москвой, ведь подготовить оную, как очевидно всем, кто в теме, что называется, дело техники.
Учитывая задействованные ресурсы еще до вступления Байдена в должность, шансы нынешней команды Зеленского даже на ничью, сохранение статус-кво на относительно продолжительное время, выглядят эфемерными. Тем паче что вместо действительно жесткой позиции они пытаются играть в пройдоху-приказчика, этакого Фигаро, который одновременно пытается и хозяину угодить, и свои интересы соблюсти. Поэтому и озвучивание «патриотической» позиции поручили второстепенному Татарову, внешне дистанцируясь от неё.
А главное их слабое звено ― сам Зеленский. Мало сомнений, что, когда припрут, он согласится на смену нынешнего окружения (возможно, этот процесс будет не единомоментным) на тех, кого настоятельно порекомендуют «старшие товарищи». И чьи пожелания и указания будут для них в приоритете ― номинального главы государства или того же посольства США ― вопрос риторический.
Тем более что сигналы, может, чуть более аккуратные, стали поступать и гаранту. Некий агент НАБУ Шевченко уже обещает на своей странице в соцсети, что президент Украины Владимир Зеленский предстанет перед судом за «преступную деятельность против государства», и прямо пишет, что конечной целью расследования против Микитася (который сознался под «тяжестью улик») и Татарова является Зеленский.
Он утверждает, что на сегодняшний день в стране сформирована коррупционная система, финансовые потоки которой проходят через ближайших друзей Зеленского: Андрея Ермака и Сергея Шефира. И приводит пример Бразилии, где в результате антикоррупционного расследования за решеткой оказался президент (весьма популярный в стране, но крайне не устраивавший американцев)
Конечно, этот Шевченко ― фигура относительно мелкая, а страница в соцсети не официальный источник. Но понятно, что свои откровения он публикует не по собственной инициативе.
А НАБУ тем временем наращивает обороты. Там возбуждено уголовное дело по факту незаконного вывода средств City Сommerce Bank (филиал литовского банка в Киеве) в размере 62 млн евро через банк Meinl Bank (Австрия) в офшоры, где деньги благополучно растворились. В роли главных подозреваемых выступают Арсен Аваков и Валерия Гонтарева, которая на тот момент возглавляла Нацбанк Украины.
Причины, по которым к этой истории прилепили министра внутренних дел, очевидны, но стоит обратить внимание, что под удар попала и Валерия Гонтарева, а это уже явный камешек в огород Петра Порошенко, чьей близкой соратницей она была тогда и является ею по сей день.
А на 11 января НАБУ вызывает на допрос друга и бизнес-партнера Порошенко экс-заместителя главы фракции «Блок Петра Порошенко» и любителя энергетических активов Игоря Кононенко. Причины атаки на пятого президента понятны: они и объединившаяся вокруг него майданная старая гвардия ― естественный соперник соросят на общем сегменте электорального поля.
И судя по всему, от «сывочолого» также зачищают политическое пространство, чтобы у соросят и лидера, которого им назначат извне, не было и близко конкурентов.
А трансформация незалэжной в абсолютную колонию, даже без намеков на автономию и местное самоуправление, подходит к своему логическому завершению. Впрочем, местная специфика в том, что, во-первых, там, где речь не шла об их личном интересе, правители Украины последних семи лет и так всячески старались выполнить пожелания хозяев. Речь идет лишь о замене приказчиков на более исполнительных.
А во-вторых, «патриоты» в подавляющем большинстве об этом и мечтают. Ведь суть их менталитета заключается в сакраментальном «пили бы баварское».
Дмитрий Славский