Крушение самолета Пригожина. Версии, факты, ход расследования причин

24,289 114
Крушение самолета Пригожина. Август 2023. Версии, факты, ход расследования причин.
 

Сообщения

Тыртырковод
 
Слушатель
Карма: -0.52
Регистрация: 06.09.2023
Сообщений: 10
Читатели: 0

Бан в разделе до 28.09.2023 11:10
Цитата: Андрей Л от 20.09.2023 21:51:29Вот именно что мда-с. Ничего по сути вопроса, только пакости в адрес человека, пытающегося сделать какой-то анализ ситуации. Примитивная глупость и стыдоба.Бъющийся об стену

В очках Если вы так думает, это ваша личная сексуальная драма. Я вам не доктор.
  • -0.44 / 5
meovoto
 
russia
Рига
Слушатель
Карма: +59.88
Регистрация: 22.05.2018
Сообщений: 674
Читатели: 2
Цитата: Тыртырковод от 20.09.2023 19:23:02Мда-с.
Ну что же, подведём итог...

.
Согласен, подведём.
 .
Моё суждение:
.
Цитата...визуальный заход на посадку (Visual approach, по-ихнему) - это тоже, как правило, часть захода на посадку по приборам...

.
Ваше суждение (если уж Вам так понравился материал по ссылке на некое частное мнение):
.
Цитата: Тыртырковод от 20.09.2023 19:23:02...2. Аналитик из вас тоже... Чего проще спросить у яндекса: что такое визуальный заход? Яндекс тут же вам выдаст например это https://denokan.livejournal.com/2381.html Просто, понятно, без кривого ФАП 128 который вы не удосужились вдумчиво прочитать
1. Каким боком вы к авиации мне понятно. Не вопрос. Не моё дело.

.
Справедливости ради – изначально денокан изложил своё мнение по поводу Visual approach, которое так смачно запало в Ваш, не знающий «иллюзий», разум (Хокингу – привет!), в мае 2010 года, и тогда он не очень-то заморачивался на цитировании конкретных нормативных положений. Однако прошло 7 лет, и он это сделал. На форумавиа, в апреле 2017 года. Читаем, и восхищаемся, как он – на самом деле! - «вдумчиво прочитал» ФАП 128 (meo voto - денокан во всём, практически, был прав в обоих случаях, если что, но всё же некоторым образом э-э-э... повзрослев, чуток «размягчился»):
.

.
Сие означает, сударь, что его мнение, опирающееся, действительно, на «вдумчивое чтение», с прецизионной точностью совпало с моим. Естественно, речь идёт не о гениальных озарениях нас обоих, а всего лишь о степени осведомлённости об этом микроскопически крохотном эпизоде бытия. Скромно сказал (правда?), и не буду этим гордиться, но пользоваться – и это уже серьёзно! - надо не тем, что мигом выдаёт поисковик «яндекса», а нормативными актами, к которым он предоставляет доступ.
.
В силу чего, сочувствую, но, похоже, во второй раз, за наше тск общение, Ваши же слова обратились штыками в Вашу же сторону:
.
Цитата: Тыртырковод от 20.09.2023 19:23:02....Каким боком вы к авиации мне понятно. Не вопрос. Не моё дело...

.
Цитата: Тыртырковод от 20.09.2023 19:23:02...3. Заход с прямой вообще-то не visual и не circling, а называется straight-in approach...

.
Да ради Б-га! Похоже, Вы теряете связь времён и поколений. Вы какой, вопрос-то, мне задали?
.

ЦитатаЦитата: Тыртырковод от 20.09.2023 12:22:29
 
Зачем сделано деление на V и С?

.
Я Вам на него и отвечал, и как мы убедились, абсолютно верно отразил содержание действующих нормативных документов по обсуждаемой теме.
.
И нигде, в моём ответе не говорится о том, что «заход с прямой, то ли visual, то ли circling». Это Вы сами придумали, и сами же «победоносно» меня якобы «разоблачили». «Срезали», то есть. Слава Василию Макаровичу (!), он прелестно расписал в этом своём рассказе  стиль типажей подобного уровня «вдумчивости». 
.
Скрытый текст
.
Это - точно, не Хокинг, если что. Он - нашенский,  до мозга костей.
.
Цитата: Тыртырковод от 20.09.2023 19:23:02Удачи!

.
И Вам не хворать.
Отредактировано: meovoto - 22 сентября 2023 07:19:01
  • +0.04 / 2
meovoto
 
russia
Рига
Слушатель
Карма: +59.88
Регистрация: 22.05.2018
Сообщений: 674
Читатели: 2
Цитата: meovoto от 20.09.2023 16:22:58Продолжение следует.

.
Прошу прощения, за относительно долгое отсутствие. Причина была слишком важная, так уж получилось. 
.
Однако к делу. Завершающий (?) фрагмент своего анализа опубликую в два приёма, и именно сейчас. Слишком много материала, картинки спрячу под спойлеры. Поехали.
.
Скажу сразу, у меня есть две гипотезы по поводу тех событий, которые, возможно, привели к падению борта RA02795. Вторая, довольно неожиданная, и она альтернативна версии, использующей предположение о РСЛ (POI), приведшем в итоге к катастрофе. О ней – позже, и если успею, то сегодня.
.
Сначала, излагаю свои предположения, на основе тех позиций, которые опубликовал в предыдущем сообщении.
.
Как я уже отметил ранее, в вертикальной плоскости Фалькон болтался довольно существенно, и тангаж, с высокой скоростью изменялся в широких пределах – от минус 11 до плюс 17 градусов.
.
Скрытый текст
.
А теперь, имея данные по эволюции тангажа, попробуем отобразить наиболее характерные, предположительно, возможные, положения Фалькона (использованная на схемах моделька, на самом деле – Эмбрайера Легаси 600) на вертикальной проекции его колебательной траектории, с рассмотрением всех сил, действующих на ВС в процессе развития ситуации РСЛ (POI). Учтём, что самолёт, практически, находился в неуправляемом режиме полёта, так как в самые критические моменты его движения управляющие воздействия пилота вовсе не соответствовали, ни только его желанию нивелировать развитие катастрофической ситуации, но и вовсе обеспечили усугубление возможных последствий этого процесса (семь пассажиров, увы, не пристёгнутых ремнями безопасности, всё же погибли при совершении запредельных кульбитов ВС). Поэтому рассматриваемые «положения» сильно не согласуются с ними же, но рациональными, соответствующими безопасной ориентации продольной оси самолёта при совершении воздушных маневров изменения высоты полёта.
.
Таких положений будет 3. На входе в пикирование (1), на переходе в маневр «горка» (2) и на выходе из него (3).
.
Скрытый текст
.
Теперь, для порядка, разберёмся с силами, действующими на ВС в каждом из выбранных положений. Для упрощения, считаем, что все силы, действующие на самолёт при горизонтальном полёте, приложены к центру тяжести (самолёт изначально, на крейсерском полёте был сбалансирован в вертикальной плоскости, то есть, его соответствующий момент сил относительно центра тяжести равен 0 за счёт должной установки управляющих плоскостей хвостового оперения).
.
Скрытый текст
.
Кроме того, учтём, что, во-первых, во всех трёх положениях ВС траектория является криволинейной, поэтому следует учитывать ещё и центробежные силы инерции, действующие в вертикальной плоскости (Nx и Ny), а во-вторых, самолёт, по причине неадекватных действий второго пилота, нельзя считать сбалансированным по тангажу – он существенно меняется на всём её протяжении. То есть, в целом, картина (начнём с положения 1) будет выглядеть так (добавки к подъёмной силе и силе тяги, проекции силы тяжести на оси связанной СК, отмечены буковкой w):
.
Скрытый текст
.
При рациональном управлении снижением, оно производится в двух режимах, либо пикирования, за счёт создания отрицательного тангажа, либо планирования, когда регулируется сила тяги. В нашей ситуации тяга, судя по графикам отчёта, в момент начала развития АП не регулировалась. Поэтому снижение при колебаниях траектории происходило за счёт пикирования, несбалансированного по тангажу.
.
Соответственно, и при выходе из пикирования, на входе в «горку», запредельное раскачивание Фалькона порождалось спонтанным увеличением положительного тангажа. 
.
Положение 2 (поясняющие термины, а также названия действующих сил и добавок к ним не привожу, кроме Xw, отмечаю лишь изменение направлений их векторов).
.
Скрытый текст
.
Отличия от положения 1 – проекции силы тяжести увеличивают центробежную силу Ny и силу лобового сопротивления. За счёт чего, в целом, силы тяги может не хватать для компенсации оппонентов, и воздушная скорость будет уменьшаться, вплоть до выхода из горки.
.
И, наконец, очень важное положение на выходе из «горки» (3), которое, по сути, позволяет выяснить причину завышения значения баровысоты при таких кульбитах ВС в вертикальной плоскости. Убираю всё лишнее, ввожу только некоторые параметры полёта (57 секунда из самописца), необходимые для этого анализа. Поляру использовал типовую, так как вовсе не важно, чтобы она была родная для Фалькона.
.
Скрытый текст
.
Итак, не вызывает сомнений (графики отчёта по АП) то, что в процессе развития РСЛ пилот, примерно, раз в секунду, передвигал штурвальную колонку (руль высоты) из одного крайнего положения в противоположное. При этом, практически, на всех пиках максимальной баровысоты достигались и максимальные отрицательные перегрузки, а также отрицательные значения тангажа.
.
Одна из характерных точек траектории соответствует 57 (по времени FDR) условной секунде полёта. Вот графики (по данным отчёта), отображающие соответствующие параметры:
.
Скрытый текст
  • +0.04 / 2
meovoto
 
russia
Рига
Слушатель
Карма: +59.88
Регистрация: 22.05.2018
Сообщений: 674
Читатели: 2
.
Важнейший вывод, который следует из предыдущего анализа, состоит в том, что в рассматриваемые моменты РСЛ подъёмная сила ВС, в целом, в том числе, и фюзеляжа (!) Фалькона, направлена вниз от самолёта. В силу чего, следствием этого факта является отрицательная разница давлений на нижней и верхней части фюзеляжа, соответственно. То есть, давление непосредственно над ним выше, чем давление воздуха в окружающем воздушном пространстве, а под ним – НИЖЕ (!) него.
.
И так как датчики статического давления Фалькона 900 (как и Эмбрайера Легаси 600) расположены в нижней части фюзеляжа, самым естественным образом возникает методическая (связанная с уникальностью состояния воздушной среды, которая при построении модели измерения не была учтена) погрешность вычисления давления. Ну и, разумеется, возникает подобная же погрешность в определении баровысоты летящего ВС. Что мы, собственно, и наблюдали, при лобовом, - в силу крайне ограниченного, даже мизерного, объёма информации, - анализе данных ФР24 о полёте пригожинского Эмбрайера Легаси 600.
.
Однако сейчас ситуация иная, и внимательное изучение широко представленных данных части полёта бухарестского Фалькона 900 предоставило возможность более точной оценки целостности данных о барометрической высоте полёта, как этого самолёта, так и борта RA02795.
.
Вывод. Предыдущая модель оценивания перегрузок во время конечной фазы его полёта, к сожалению, была не способна учитывать рассмотренные выше нюансы. Соответственно, и опубликованные ранее результаты получились ошибочными. Точка.
.
К сожалению, как бы то ни было, но у нас на сегодня, по понятным причинам, нет возможности анализа данных FDR Эмбрайера. И всё же, по принципу аналогии, зная, какие перегрузки соответствовали траектории его полёта в вертикальной плоскости при РСЛ, можно, с большой долей вероятности, констатировать, что при существенно бОльших перепадах баровысоты Эмбрайера (в 2...3 раза), пусть и имеющих упомянутую выше методическую погрешность (её имел и Фалькон), не стоит ожидать, что перегрузки этого самолёта были ниже, чем у бухарестского Фалькона 900 (напомню: до +5 и -3.5, G, при норме +2.6 и -1g).
.
Напомню, что у Эмбрайера и количество «колебаний» РСЛ, постепенно увеличивающихся, было, предположительно, всего лишь 3 (а у Фалькона – аж 14!), к тому же, Фалькон, усилиями пилота, постепенно снижал их амплитуду до 0, что и позволило, в итоге, довести ВС целым до посадки.
.
То есть, по факту, не существует возможности выйти из РСЛ, мгновенно прекратив колебания по тангажу. Энергетика этих колебаний, несомненно, должна была бы разом утилизироваться, каким бы то ни было способом.
.
Это свидетельствует о том, что, увы, для Эмбрайера это могло произойти только катастрофически, то есть, разрушением конструкции самолёта, что мы и наблюдаем, по снижающейся беспорядочно траектории полёта его главного обломка.
.
Однако эта версия может быть подвержена обоснованному сомнению по причине того, что данные ФР24, отражающие информацию, которую представляла бортовая аппаратура ADS-B, несмотря на их предельно детальное (частота опроса датчиков статического давления – 10 герц) отображение эволюции баровысоты, всё же, в силу особенностей настройки протокола этой процедуры на конкретном самолёте, а также условий приёма на земле и положения ВС в воздухе, может отражаться наземными приёмниками с большими провалами (до 2 секунд). Имеющийся график баровысоты неплохо (вполне достоверно, meo voto) отображает несколько первых секунд отклонения Эмбрайера от траектории крейсерского полёта. А вот далее ситуация запутанная – пробелов очень много, и предположение о РСЛ уже не является столь очевидным. Насколько оно является состоятельным, судить будет можно, если всё же будут опубликованы данные FDR самолёта. 
.
Однако у меня, в процессе разработки первой гипотезы, совершенно случайно появился мотив рассмотреть альтернативную гипотезу. И на первом же этапе её анализа были получены крайне интересные результаты.
.
Продолжение следует.
  • +0.07 / 3
meovoto
 
russia
Рига
Слушатель
Карма: +59.88
Регистрация: 22.05.2018
Сообщений: 674
Читатели: 2
Цитата: meovoto от 27.09.2023 18:09:18...

.
Вторая гипотеза более прозаична. Как я уже извещал, несколько (аж 3!) начальных секунд перехода борта RA02795 от крейсерского полёта к "кульбитам" (вход в маневр "горка"), достаточно достоверно отображены в данных файла ФР24
.
Расчёт по перегрузке на входе в "горку", когда известен радиус кривизны траектории входа, а также воздушная скорость ВС, достаточно тривиален:
.
Скрытый текст
.
Значение косинуса угла прямолинейного участка "горки" нас мало интересует. Там, в вычисленной формуле, величина куда более астрономическая значительна.
.
Скрытый текст
.
Итого, по второй версии всё выглядит предельно жёстко и непосредственно. Самолёт развалился (было оторвана одна из полуплоскостей и, возможно, одновременно хвостовое оперение) уже в самом начале маневрирования, после небольшого разгона и на самом входе в "горку". Перегрузка - зверская, понимаю. Однако против формул не попрёшь, а неплохая детальность и коррелированность данных о баровысоте на этом участке существенно подкрепляет обоснованность подобной версии.
.
PS Там, собственно, до этой цифры самолёт, скорее всего, и не дотянул, развалившись при более низком значении перегрузки. Максимальная эксплуатационная перегрузка, вроде как, для этого ВС не превышает 6G.
Отредактировано: meovoto - 27 сентября 2023 19:10:43
  • +0.04 / 2
Luddit
 
Слушатель
Карма: +3,750.13
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 20,446
Читатели: 2

Бан в ветке до 12.10.2023 17:15
Цитата: meovoto от 27.09.2023 18:09:18Энергетика этих колебаний, несомненно, должна была бы разом утилизироваться, каким бы то ни было способом.

Нет у колебаний самолета в описанном режиме никакой энергетики сверх банальных кинетической и потенциальной энергии самолета.
  • +0.02 / 4
Luddit
 
Слушатель
Карма: +3,750.13
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 20,446
Читатели: 2

Бан в ветке до 12.10.2023 17:15
Цитата: meovoto от 27.09.2023 19:06:02Самолёт развалился (было оторвана одна из полуплоскостей и, возможно, одновременно хвостовое оперение) уже в самом начале маневрирования, после небольшого разгона и на самом входе в "горку". Перегрузка - зверская, понимаю. Однако против формул не попрёшь, а неплохая детальность и коррелированность данных о баровысоте на этом участке существенно подкрепляет обоснованность подобной версии.
.
PS Там, собственно, до этой цифры самолёт, скорее всего, и не дотянул, развалившись при более низком значении перегрузки. Максимальная эксплуатационная перегрузка, вроде как, для этого ВС не превышает 6G.

Расчеты опять сделаны исходя из предположения однозначной связи показаний приборов с истинной высотой.
Напоминаю, что как раз в это время в тех местах имело место быть "арктическое вторжение" и получить разницу давлений можно и следуя на одной высоте.
Одновременно этот же погодный фронт со всякими зонами турбулентности мог и спровоцировать некую причину-инициатор последовавшей цепочки событий.
  • +0.03 / 5
meovoto
 
russia
Рига
Слушатель
Карма: +59.88
Регистрация: 22.05.2018
Сообщений: 674
Читатели: 2
Цитата: Luddit от 27.09.2023 19:53:24Нет у колебаний самолета в описанном режиме никакой энергетики сверх банальных кинетической и потенциальной энергии самолета.

.
Довольно занятный вывод, достойный записи в очередь на шнобелевскую премию. А где Вы увидели, что я назвал некий третий компонент энергии колебаний?

Цитата...Расчеты опять сделаны исходя из предположения однозначной связи показаний приборов с истинной высотой...

.
Докладываю Вам секрет Полишинеля - до некоторых, но весьма недалёких времён, все пилоты самолётов летали, "...исходя из предположения однозначной связи показаний приборов с истинной высотой...".
.


Цитата...Напоминаю, что как раз в это время в тех местах имело место быть "арктическое вторжение" и получить разницу давлений можно и следуя на одной высоте...

.
Да сколько угодно напоминайте, но ожидаемого эффекта Вы добъётесь, исключительно, если предоставите достоверные доказательства того, что "...имело место быть "арктическое вторжение"..." и оно наступило, именно, в последние 32 секунды полёта Эмбрайера. Ну и, конечно, всенепременно предоставьте ссылку на источник, в котором утверждается, что "...получить разницу давлений можно и следуя на одной высоте..." - цены Вам не будет.
.

Цитата...Одновременно этот же погодный фронт со всякими зонами турбулентности мог и спровоцировать некую причину-инициатор последовавшей цепочки событий...

.
Публика требует доказательства, причём, доказательства, убедительные и верифицированные, сударь! Фантазии, конечно, приятно щекочут самосознание, но лучше их использовать в иных сферах личной жизни.
Отредактировано: meovoto - 27 сентября 2023 20:34:57
  • -0.03 / 2
Luddit
 
Слушатель
Карма: +3,750.13
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 20,446
Читатели: 2

Бан в ветке до 12.10.2023 17:15
Цитата: meovoto от 27.09.2023 20:21:01.
Довольно занятный вывод, достойный записи в очередь на шнобелевскую премию. А где Вы увидели, что я назвал некий третий компонент энергии колебаний?

Вы не стали упоминать ни про кинетическую энергию, ни про потенциальную, а заявили, что
"Энергетика этих колебаний, несомненно, должна была бы разом утилизироваться".
Поскольку первые две никак не утилизируются "разом", то у вас было задумано нечто третье.
P.S. Вы часто номинировались на указанную премию?
Отредактировано: Luddit - 27 сентября 2023 20:29:23
  • +0.00 / 3
meovoto
 
russia
Рига
Слушатель
Карма: +59.88
Регистрация: 22.05.2018
Сообщений: 674
Читатели: 2
Цитата: Luddit от 27.09.2023 20:25:05Вы не стали упоминать ни про кинетическую энергию, ни про потенциальную, а заявили, что
"Энергетика этих колебаний, несомненно, должна была бы разом утилизироваться".
Поскольку первые две никак не утилизируются "разом", то у вас было задумано нечто третье.

.
Нечто третье, это ДА, у меня так и было задумано. Просвещаю Вас, за бесплатно. Вот оно - моё "нечто третье":
.

.
Цитата: Luddit от 27.09.2023 20:25:05...P.S. Вы часто номинировались на указанную премию?...

.
Заслужу, можете номинировать, буду рад. Только не забывайте про доказательства. ТипО того, что я Вам посоветовал выше, но такое есть и в школьных учебниках. Покопайтесь, найдёте.
Отредактировано: meovoto - 27 сентября 2023 20:57:50
  • +0.00 / 3
Luddit
 
Слушатель
Карма: +3,750.13
Регистрация: 27.09.2008
Сообщений: 20,446
Читатели: 2

Бан в ветке до 12.10.2023 17:15
Цитата: meovoto от 27.09.2023 20:57:03Нечто третье, это ДА, у меня так и было задумано. Просвещаю Вас, за бесплатно. Вот оно - моё "нечто третье":

То есть вы для пущей наукообразности приплели "энергетику колебаний", не особо обращая внимания, что ваши тезисы начинают противоречить наблюдавшейся картине? ("утилизироваться разом")
Отредактировано: Luddit - 27 сентября 2023 21:31:49
X
28 сентября 2023 17:15
Предупреждение от модератора Сизиф:
Вы уже просто флеймите и зафлуживаете обсуждение не первый пост.
  • -0.11 / 3
Андрей Л
 
ussr
Москва
61 год
Слушатель
Карма: +2.73
Регистрация: 24.05.2015
Сообщений: 1,230
Читатели: 0
Цитата: meovoto от 27.09.2023 19:06:02.. Однако против формул не попрёшь, а неплохая детальность и коррелированность данных о баровысоте на этом участке существенно подкрепляет обоснованность подобной версии..

А вот когда вы упомянули о гибели не пристегнутых пассажиров Фалькона мне что-то вспомнилась катастрофа Ту-104 с командованием ТОФ в далеком 81-м году. И тогда среди офицеров-моряков была устойчивая версия, что причиной катастрофы был не груз, а не пристегнутые пассажиры, которые при резком взлете просто полетели кубарем в хвост самолета. Они традиционно при перелетах даже не сидели, а стояли в салоне, выпивали и общались. И вот как-то уверен, что в Эмбрайере никто не пристегивался тоже, ну вот менталитет такой, а то и так же стоял в салоне, или сидели вокруг одного из столиков. И в результате пусть даже воздушной ямы тоже полетели в одну сторону. нарушив центровку, что и могло привести к описываемым вами рысканьем по тангажу.
  • +0.13 / 3
meovoto
 
russia
Рига
Слушатель
Карма: +59.88
Регистрация: 22.05.2018
Сообщений: 674
Читатели: 2
Цитата: Андрей Л от 02.10.2023 21:57:46...И вот как-то уверен, что в Эмбрайере никто не пристегивался тоже, ну вот менталитет такой, а то и так же стоял в салоне, или сидели вокруг одного из столиков. И в результате пусть даже воздушной ямы тоже полетели в одну сторону. нарушив центровку, что и могло привести к описываемым вами рысканьем по тангажу.

.
Я тоже не сомневаюсь, что пассажиры Эмбрайера не были пристёгнуты, хотя бы, по той причине, что самолёт летел уже в крейсерском режиме. Однако, сам по себе, вход в "горку", ещё до начала возможной РСЛ, не мог не отразиться на конструкции планера самолёта. Не очень уверен, что именно на этом этапе произошли его масштабные разрушения, прежде всего, хвостового оперения, так как маловероятно, чтобы без руля высоты Эмбрайер мог бы в дальнейшем не менее двух раз наращивать высоту своего полёта. 

Немного уточню помеченные слова в цитате. Вы не очень по-авиационному назвали "рысканием по тангажу" угловые движения ВС относительно его поперечной оси (тангаж), в нашем случае - колебания угла тангажа. Рыскание - это тоже угловые движения (колебания угла рыскания, но относительно вертикальной оси, то есть по курсу.
  • +0.01 / 1
Андрей Л
 
ussr
Москва
61 год
Слушатель
Карма: +2.73
Регистрация: 24.05.2015
Сообщений: 1,230
Читатели: 0
Цитата: meovoto от 03.10.2023 20:47:39Немного уточню помеченные слова в цитате. Вы не очень по-авиационному назвали "рысканием по тангажу" угловые движения ВС относительно его поперечной оси (тангаж), в нашем случае - колебания угла тангажа. Рыскание - это тоже угловые движения (колебания угла рыскания, но относительно вертикальной оси, то есть по курсу.

Я далек от авиации, просто на слуху такие термины. Прошу прощения.)))
  • +0.02 / 1
Сейчас на ветке: 6, Модераторов: 0, Пользователей: 2, Гостей: 0, Ботов: 4
 
Remchik , siner